ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI – ХIII ВВ
1. Происхождение и ранняя история восточных славян.
2. Древнерусское государство в IX-XIII вв.
3. Борьба жителей русских земель с внешней агрессией в XIII в.
Славяне, как многие другие современные народы – германские, романские, иранские, индийские – относятся к древнему индоевропейскому языковому сообществу. Однако вопрос о том, кто такие славяне и откуда они пришли, в современной науке остается дискуссионным. Существует масса гипотез не только об исторической прародине собственно славянского этноса, но и о прародине индоевропейцев в целом. Эти гипотезы охватывают географическое пространство от Центральной Европы до Центральной Азии и от 12 до 3 тыс. лет до н.э.
Можно выделить несколько гипотез происхождения праславян: 1) скифско-сарматскую, согласно которой наши предки вышли из Передней Азии и расселились в южной части Восточной Европы под именами скифов, сарматов и роксоланов; 2) дунайскую (приверженцы которой – Нестор, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, М.Н. Погодин; 3) висло-одерскую; 4) одерско-днепровскую, считающие православянскими археологические культуры от XVII до VII вв. до н.э.; 5) подесскую; 6) прикарпатскую; 7) среднепровскую; 8) верхнеокскую и ряд других.
Восточные славяне возникли в результате слияния праславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы. Аналогично происходил процесс образования западных и южных славян. Только в этом случае имело место смешение прасловянского элемента с народами, населявшими Западную Европу и Балканы.
IV-VII века нашей эры получили название эпоха «Великого переселения народов». Кочевые племена гуннов, аваров, аланов двинулись с Востока в Европу. Из Скандинавии в Причерноморье проникают германские племена готов. Гуннское нашествие привело к значительным перемещениям населения степной и лесостепной полосы. Есть основания утверждать, что «Великое переселение народов» дало значительный стимул к расширению территории занимаемой славянами. Едва ли не главными врагами гуннов были германские и иранские племена, которых завоеватели оттесняли на запад. Хотя славяне, скорее всего, не были союзниками гуннов, они использовали сложившуюся ситуацию в свою пользу. В V веке продолжается движение славянских племён на запад, где они оттесняю германцев за реку Эльба. С конца V века начинается славянская колонизация Балкан, где они довольно быстро ассимилировали местное население: иллирийцев, далматов и фракийцев. Аналогичное движение славян происходило и на восток. Они заняли Восточно-Европейскую равнину. В лесостепной полосе после гуннского нашествия местное население значительно уменьшилось, а в лесной оно никогда и не было многочисленным.
Происхождение термина «славяне» до сих пор не объяснено. Возможно, он связан со «словом», и так наши предки могли называть себя в отличие от народов, речь которых они не понимали (немцы). Тем не менее, термин «славяне» появился не сразу и не вдруг стал общеупотребительным. Вероятно, это произошло только в VI-VII вв.
Восточные славяне постепенно осваивали занятые густыми лесами пространства современного центра России. Древнейшим его населением были финно-угорские (чудь, весь, емь, эсты, мордва, черемисы, пермь, печора, ямь) и литовско-балтийские (пруссы, голяды, судены, корсы, ятвяги, литва, жмудь, латыши) племена. Разрозненные в политическом отношении и в большинстве своем находившиеся на более низшей стадии социально-экономического развития, эти племена подчинялись культурному влиянию славян, ассимилировались с ними; уступали без значительной борьбы часть своей территории, уходя на север, северо-восток, запад и северо-запад.
Однако взаимоотношения восточных славян далеко не со всеми соседями были столь же мирными, как с угро-финами и балтами. На восточных и южных окраинах своей территории славяне постоянно испытывали натиск кочевых племен. Отношения славян (а позднее Древнерусского государства) с кочевниками все же не стоит сводить только к военным столкновениям. Существуют данные о торговле Руси со Степью (в том числе в X-XIII вв. с печенегами и половцами); об участии некоторых постепенно ассимилировавшихся со славянами и «оседавших» кочевых племен в защите границ Киевского государства.
Наиболее могущественным южным соседом восточных славян и Древней Руси была Византийской империя, на территорию которой славяне уже с VI в. н.э. совершали набеги, что, в свою очередь, способствовало обогащению племенной верхушки славян и ускорению распада у них первобытнообщинного строя.
С севера, из Скандинавии, на земли восточных славян в VIII-IX вв. проникают норманны (варяги). Они предпринимают попытки захвата территорий славян, основывают своеобразные «фактории» - центры торгово-ремесленного обмена (пример – Старая Ладога); позднее – нанимаются на службу к русским князьям. Норманнский элемент (так же, как и греческий, тюркский, кавказский, уже упоминавшийся угро-финский и балтский) сыграл немалую роль в формировании древнерусской народности, материальной и духовной культуры.
Главным занятием восточных славян являлось земледелие в сочетанием со скотоводством и различными промыслами. Чем севернее обитали славяне, тем большее значение приобретали промыслы. Тем более, что во внешней торговле большую роль играл экспорт пушнины, которой были так богаты славянские земли.
Процесс социально-экономического развития у восточных славян протекал неравномерно. Очень быстро развивались племена, жившие на Среднем Днепре и в Приднестровье. Здесь были весьма благоприятные для земледелия условия, кроме того, славяне унаследовали многовековой сельскохозяйственный опыт жившего здесь иранского и фракийского населения. В этих районах с давних пор развивалось пашенное земледелие, и часть полученного продукта вывозилась на рынки Причерноморья. О стабильности этих торговых отношений говорят многочисленные клады римских и византийских монет. В то же время на остальной территории Восточной Европы еще долго господствовало подсечное земледелие. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Три-четыре года участок давал неплохой урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новое место. Такой вид земледелия требовал большого объема работ, а значит, коллективной организации труда и общинной собственности. Таким образом, подсечное земледелие консервировало первобытные отношения в виде патриархальных семейных общин.
К IX веку появление новых земледельческих технологий и орудий труда делают повсеместно доступным ведение самостоятельного хозяйства каждой малой семье в отдельности. На смену патриархальной семейной общине приходит территориальная сельская община, состоящая из малых семей.
Славяне VI-IX вв. н.э. возделывали рожь, пшеницу, просо, гречиху; разводили крупный и мелкий рогатый скот, птицу; в качестве подсобных промыслов занимались охотой, рыбной ловлей и бортничеством (сбор мёда диких пчёл).
Важным изменением в жизни славян в VII-IX вв. явилось отделение ремесла от сельского хозяйства. Первоначально у древних славян ремесло носило домашний характер - каждый общинник обеспечивал себя в меру своих способностей. Затем ремесленники стали заниматься только определенным промыслом, готовили продукты своего труда для всей общины. Поселения ремесленников со временем превращались в места производства и обмена товаров, политико-административные, культурные, религиозные центры, т.е. в города. Нередко города располагались на месте старых племенных святилищ или оборонительных сооружений. Так возникли Ладога, Ростов, Киев, Суздаль, Переяславль, Псков, Новгород, Белоозеро, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск.
Общественный строй славян этого периода характеризуется как «военная демократия». Это особая форма власти, возникающая в период разложения первобытно-общинного строя и зарождения государственности. Происходит выделение племенной знати (старейшины, вожди), которые накапливали материальные ценности и сосредотачивали в своих руках власть. Однако народное собрание (вече), которое состояло из мужчин-воинов, продолжало играть значительную роль. Существовало у славян и патриархальное рабство. Они брали пленных для того, чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленники отпускались на волю или оставались среди славян на положении свободных.
Согласно известной летописи «Повесть временных лет» написанной в XII веке монахом Нестором, у восточных славян в VIII–IX вв. наряду с интенсивным распадом родоплеменных отношений шёл процесс создания крупных племенных групп (союзов); причём у каждого из союзов было своё «княжение».
Славяне VI – IX вв. были язычниками, обожествлявшими сначала силы природы; позднее поклонявшимися Роду – древнему землевладельческому божеству – и рожаницам – богиням благополучия и плодородия. В последний перед принятием христианства период оформляется уже целый пантеон языческих божеств. Богам приносили жертвы, иногда человеческие, в специально отведённых местах – требищах. В роли первосвященников часто выступали князья, но были и особые жрецы – волхвы и кудесники, которые молились и совершали различные обряды на требищах, а также в капищах (языческих храмах). На основе язычества у славян сложилось богатое устное народное творчество – песни, заклинания и заговоры, былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки.
Таким образом, на рубеже VIII–IX вв. у восточных славян заканчивается переходный период от первобытнообщинного строя к раннему феодализму. К концу IX в. восточные славяне уже стояли на пороге возникновения государственности. Вопрос заключался в том, каким будет это государство, какое племя станет центром восточнославянского мира и начнёт подчинять других. Было возможно возникновение на территории Восточной Европы нескольких государств (как у западных и южных славян).
Процесс образования государства является достаточно длительным. Как правило, оно образуется в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и расслоения первобытного общества на классы. В указанный период все эти процессы происходят и у восточных славян. Однако интерпретация конкретной истории образования государства на Руси является дискуссионной.
В середине XVIII века немецкие учёные Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, работавшие в России, предложили так называемую «норманнскую теорию». Используя буквальное прочтение древнейшей русской летописи – «Повести временных лет» монаха Нестора о призвании ильменскими славянами варягов на Русь, немецкие учёные сделали вывод о неполноценности русского народа, не способного самостоятельно образовать государственность. С критикой данной теории впервые выступил М.В. Ломоносов. Отечественные историки, как дореволюционного, так и советского периода, единодушны в неприятии подобной трактовки «норманнской теории».
Современные исследователи считают, что государство как продукт внутреннего развития не может быть привнесено извне. Это процесс длительный и сложный. Сам факт присутствия варягов-наёмников на службе у славянских князей не вызывает сомнения. Между Скандинавией и Русью достаточно давно существовали прочные связи. В то же время, нет оснований утверждать, что варяги оказывали заметное влияние на экономические и социально-политические институты славян. Доказано, что у славян все предпосылки для возникновения государства появились задолго до приглашения скандинавов. Если Рюрик действительно был варягом, то его призвание следует рассматривать не как создание славянского государства, а как зарождение новой княжеской династии.
В IX в. в землях восточнославянских племён наблюдается существование двух крупных политических центров:
1) Новгород, в котором правил варяг Рюрик (862-879 гг.);
2)Киев, княжеский престол которого занимали варяги Аскольд и Дир.
После смерти Рюрика, в Новгороде с 879 года стал править его сподвижник князь Олег. Он совершил в 882 году поход на Киев, захватил его и объединил два крупных политических центра восточных славян. Поэтому 882 год считается годом основания Древнерусского государства.
Столицей Древнерусского государства стал город Киев, т.к. он занимал выгодное географическое положение, через него проходил крупный торговый путь «Из варяг в греки». По названию столицы историки стали именовать Древнерусское государство Киевской Русью.
На момент образования Киевская Русь протянулась узкой полосой по Днепру, и процесс покорения всех восточнославянских племен затянулся еще на столетия. Начало этому процессу положил князь Олег (879–912 гг.), который вооруженным путем расширял границы Киевской Руси. К Киеву были присоединены древляне, северяне и радимичи. В 907 и в 911 годах он совершил успешный поход на Константинополь. В результате в 911 году был заключён выгодный для Руси договор с Византией.
После смерти князя Олега на престол взошел племянник Рюрика – Игорь (912 – 945 гг.). Во время правления князя Игоря были совершены два неудачных похода на Византию в 941 и в 944 годах. Они аннулировали преимущества торгового договора 911 года. Главным мероприятием киевского князя в то время был сбор дани с подвластных ему племен. Он назывался полюдьем и длился с ноября по апрель. Размер дани не являлся фиксированным. В 945 году великий князь Игорь второй раз вернулся в землю древлян за данью и был убит возмущёнными общинниками.
Подавив восстание, жена Игоря, княгиня Ольга (945 – 957) установила определенный размер дани (урок), выделила официальных лиц для сбора дани (данщики) и определила места для сбора дани (погосты). Таким образом, был сделан серьёзный шаг в сторону упрочнения государства. Ольга стала первой представительницей правящей династии, принявшей христианство, но она не решилась распространить его на всю страну.
Сын Ольги великий князь Святослав Игоревич (957 – 972 гг.) достаточно спорная фигура. Одни историки считают его талантливым полководцем и государственным деятелем, другие – князем авантюристом, которого не интересовало ничего кроме войны.
Святослав присоединил земли вятичей, нанёс поражение Волжской Булгарии, покорил мордовские племена и разгромил Хазарский каганат. Он воевал на Северном Кавказе, Азовском побережье, овладел Тмутараканью на Таманском полуострове. Святослав включился сначала в болгарско-византийский конфликт, а затем начал войну с Константинополем за Балканский полуостров. Однако для борьбы с могущественной Византией у Киевской Руси не хватило сил. Святослав потерпел поражение и вынужден был вернуться на Русь. По дороге в Киев в 972 году он попал в засаду на днепровских порогах и был убит печенегами.
После смерти Святослава началась междоусобная борьба между его сыновьями. В конце – концов, победу одержал Владимир Святославич (980 – 1015 гг.), посаженный отцом в далёкий Новгород. Особое значение для развития Древнерусского государства, а в дальнейшем и России, имело принятие в это время христианства, в качестве государственной религии.
В начале, в целях укрепления великокняжеской власти Владимир Святославич пытается сделать язычество государственной религией. Однако языческая религия не очень подходила для этой цели. Кроме того, почти все граничащие с Русью государства уже исповедовали монотеизм. Из-за этого Киев часто не рассматривался соседями в качестве равноправного партнёра, русские купцы притеснялись, а короли и императоры спокойно нарушали клятвы данные князю – язычнику. Поэтому, Владимир Святославич, разочаровавшись в язычестве, решает обратиться к одной из мировых религий.
В конечном итоге Владимиру пришлось выбирать между исламом и христианством, и он выбирает именно христианство, причём в его восточном варианте. На выбор повлиял ряд факторов объективного характера. Западное христианство не подходило киевскому князю тем, что власть римского папы была очень велика и являла собой угрозу светскому правлению. Ислам, по летописи, не понравился Владимиру запретом на употребление вина. Считается, что общение князя с дружиной происходило на трапезе и тризне, где традиционно употребляли вино. Нарушение данного обычая могло привести к непониманию между дружиной и князем. По всей видимости, наличие такого крупного соседа, как Византия, давние устойчивые связи с ней, веротерпимость православия к другим конфессиям, наличие христианской общины в Киеве, тот факт, что великая княгиня Ольга была христианкой - всё это повлияло на окончательный выбор князя Владимира Святославовича.
Официальная дата принятия христианства в Киевской Руси является 988 год, когда князь крестился сам и крестил жителей Киева.
Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Следствием его стали существенные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси. Введение новой религии помогло объединению страны. Христианство сыграло огромную роль в становлении русской национальной культуры и её распространению среди населения.
После смерти Владимира Святославовича, в результате жестокой междоусобной борьбы в 1019 г. великим киевским князем стал Ярослав (ок. 978-1054), впоследствии названный Мудрым. При нем Киевская Русь достигла пика своего могущества.
Перед смертью Ярослав, призывая сыновей жить мирно, делит государство между пятью сыновьями в надежде на то, что теперь управлять государством будет не один человек, а весь княжеский род. Однако это не помогло сохранить мир в стране.
Союз Ярославичей, сыновей Ярослава Мудрого, в ходе княжеских междоусобиц и народных волнений распадается. По инициативе князя Владимира Мономаха (1053-1125) на Любечском съезде в 1097 году была даже признана полная самостоятельность местных феодальных центров: «... каждый содержит вотчину свою». С этого времени русская земля перестала быть совокупным владением целого рода. Владения каждой вотчины становились наследственной собственностью.
Сын Владимира Мономаха – Мстислав (1076-1132) еще некоторое время смог удерживать единство русских земель. Но после его смерти страна окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Во второй половине XII в. Русь превращается в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем Киевским, власть которого все более ослабевала.
В результате в русских землях наступает период феодальной раздробленности. Это особый этап в развитии средневековой государственности. Его переживали все без исключения страны Западной и Восточной Европы. На Руси феодальная раздробленность была вызвана следующими причинами:
1) ростом вотчинной собственности, прежде всего княжеской;
2) формирование устойчивых региональных корпораций военно-служилой знати, всё более противопоставлявших себя великокняжеской власти;
3) ухудшение экономического положения Киева, связанного с тем, что торговые пути из Византии в Западную Европу пошли мимо Днепра.
Следует помнить, что феодальная раздробленность являлась более высоким этапом в социально – экономическом и культурном развитии в сравнении с предшествующим периодом. Однако, отсутствие единого командования способствовало распылению вооружённых сил, что значительно ослабляло обороноспособность русских земель.
Наиболее значительными княжествами к середине 12 века являлись: Киевское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородская боярская республика.
Северо-восточная Русь – Владимиро-Суздальская или Ростово-Суздальская земля располагалась в междуречье Оки и Волги. Территория Ростово-Суздальской земли была хорошо защищена от вторжения естественными преградами – лесами и реками.
Ростово-Суздальская земля отделилась от Киевского княжества в 1125 году, после смерти Владимира Мономаха. Его младший сын-Юрий Долгорукий (1125 – 1157) стал родоначальником местной династии. Однако он всю жизнь стремился в Киев, т. к. именно обладание последним давало право на титул великого князя. Юрий Долгорукий 2 раза завоёвывал Киевский престол и умер, находясь на нём. В годы его княжения впервые в летописях появляется упоминание о городе Москве в 1147 году.
После смерти Юрия Долгорукого городскими общинами Ростова и Суздаля на княжеский престол приглашается его сын Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.). Андрей, в отличие от отца, связывает свою жизнь с Ростово-Суздальской землёй и не стремится её покинуть. Недалеко от Владимира Андрей основывает свою резиденцию – село Боголюбово. Кроме того, он активно стремится заручиться поддержкой духовенства. Для этой цели он строит церкви, жертвует монастырям земли, вклады и т. д. За свою деятельность в этой области Андрей получает прозвище Боголюбский.
После убийства Андрея Боголюбского в 1174 году наступает междоусобица. Она продолжалась до тех пор, пока Владимиро-Суздальским князем не стал брат Андрея – Всеволод Большое Гнездо (1177 – 1212 г.). В годы его правления Владимиро-Суздальская земля переживает пик развития. Княжество становится могущественным и влиятельным. Князь Всеволод распространяет свое влияние даже на богатый Новгород. Владимиро-Суздальское княжество сохраняло первенство среди русских земель и после смерти князя Всеволода. Однако процесс его дальнейшего экономического подъёма был прерван монгольским нашествием.
Западнее Киева располагались Галицко-Волынские земли. Здесь имелись плодородные чернозёмы и обширные лесные массивы, благодатные для промысловой деятельности. Также в Галицко-Волынском княжестве находились значительные залежи каменной соли, которой торговали с соседними страны.
До конца XII века существовали две отдельные друг от друга городские волости – земли – Волынская земля и Галичина. Объединение Галицкого и Волынского княжества произошло в 1199 году при волынском князе Романе Мстиславиче (1170-1205). Наибольшей территории достигла Галицко-Волынская земля во времена правления Даниила Романовича (1238 – 1264 гг.). Даниил Романович боролся с монголами, но в 1250 году вынужден был покориться Золотой Орде. Позднее эти земли оказались в составе Литвы и Польши.
Третьим крупным политическим центром Русской земли была Новгородско-Псковская республика. Она занимала северную часть Древней Руси. Своего хлеба в Новгороде не хватало, но немалые доходы приносили промысловые занятия и торговля. Возвышению города способствовало выгодное географическое положение. Город находился на перекрёстке торговых путей, связывающих Западную Европу с Русью.
Особенностью политического устройства Новгорода являлось отсутствие сильной княжеской власти. Используя недовольство новгородцев, местное боярство после восстания 1136 года одержало победу в борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой.
Высшим органом республики являлось вече, на котором избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внешней и внутренней политики. Главным должностным лицом в новгородском управлении был посадник. В его руках было сосредоточено управление и суд. Фактически в посадники избирались бояре из четырёх крупнейших новгородских родов. Вече избирало главу церкви – епископа (позднее архиепископа). Помимо церковных вопросов, он распоряжался казной и контролировал внешние сношения Новгорода. Третьим важным лицом городского управления был тысяцкий. Он ведал городским ополчением, судом по торговым делам и сбором налогов. Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов, а его дружина поддерживала порядок в городе. На этом его функции заканчивались.
Жителям Новгородской земли удалось отбить натиск крестоносцев в 40-е годы 13 века. Не смогли захватить город и монголо-татары. Однако тяжёлая дань от Золотой Орды негативно сказывалась на дальнейшем развитии этого региона.
В XIII веке естественное развитие Древней Руси было прервано монгольским нашествием. Монголы в 1206 году на съезде приняли решение об объединении различных родов и выбрали Темуджина верховным ханом (Чингисханом). С 1211 г. Чингисхан начал завоевательные походы направленные на Северный Китай и Среднюю Азию.
В разведывательных целях Чингисхан посылает на запад три тумена под руководством Джэбэ и Субэдэя. Они покоряют Северный Иран, государства Кавказа, город Сурож в Крыму, разбивают восточных половцев. Западные половцы под руководством хана Котяна обращаются за помощью к Мстиславу Удалому, князю Галицкому. Объединённая половецко-русская рать встретилась с монголами на реке Калке (Приазовье) 31 мая 1223 г. и, несмотря на численный перевес, потерпела сокрушительное поражение из-за несогласованности князей.
В 1235 г. на съезде (курултае) было принято решение о походе на Запад. В 1236 г. монголы завоевали Волжскую Булгарию, разбили половцев между Волгой и Доном. Нашествие на Русь началось в декабре 1237 года. Первой жертвой стал город Рязань, который был взят штурмом в течение 5 дней. Никто из русских князей не прислал помощь рязанцам. Монголы разбили под Коломной владимиро-рязанскую рать, а 5 марта 1238 г. на реке Сить разгромили войско великого Владимиро-Суздальского князя, а самого Юрия Всеволодовича убили. Захватив Торжок и не доходя до Новгорода 100 вёрст, монголы повернули назад, в степи.
В 1239 г. Батый сжёг Переяславль, потом разгромил Чернигов. Осенью 1240 г. на девятый день осады пал Киев. В 1241 г. монголы прошли с боем Галицко-Волынские земли. Князь Даниил Романович бежал в Европу. Преследуя хана Котяна, Батый вторгается в Польшу, Венгрию, Чехию и в 1242 г. выходит к Адриатическому морю. Летом он возвращается в прикаспийские степи, где образовывает Золотую Орду.
В результате завоевательных нашествий Батыя Северо-Восточная Русь была включена в составе Золотой Орды. Последствия для Руси такого нашествия были тяжёлые. Разрушены многие города, исчезли целые ремесленные специальности. Монголы нарушили традиционные торговые пути, что дало резкое сокращение внешней торговли, привело к внешнеполитической изоляции Руси. С 1240 гг. русская земля оказалась под монгольским игом. Русь испытывала политическую и экономическую зависимость.
Политическая зависимость заключалась в том, что верховным правителем русской земли становится каракорумский хан, а с 1260 гг. хан Золотой орды. Русские князья обязаны были ездить в Сарай - Бату (столицу Золотой Орды) с тем, чтобы получить ярлык на великое княжение. В то же время продолжались междоусобицы, которые одобрялись монголами. Они предлагали князьям титул великого князя за деньги. Тем самым монголы разрушали принцип родового старшинства.
Экономическая зависимость заключалась в дани (ордынский выход). Вначале дань собирали бессермены – откупщики – мусульмане. В дальнейшем, ордынский выход стал собирать великий князь Владимирский, а контролировать его – баскаки.
В то время, как нашу страну с востока атаковали монголы, на западе мы столкнулись с не менее серьёзной угрозой. Наступление на русские земли было частью агрессивной доктрины немецкого рыцарства. В 12 веке оно начало захватывать земли восточных славян за Одером и в Балтийском поморье. Вторжение крестоносцев на земли Прибалтики и северо-восточную Русь было санкционировано римским папой и германским императором Фридрихом II. Оно имело форму крестовых походов, в которых приняли участие рыцари из многих стран Северной Европы.
В 1240 г. зять шведского короля Биргер возглавил войско рыцарей. Поднявшись на кораблях по реке Неве до впадения в неё реки Ижоры, шведы высадились на берег, намереваясь, впоследствии, захватить Ладогу. Однако новгородский князь Александр Ярославович вместе со своей дружиной, усиленной новгородскими добровольцами, быстрым маршем направился навстречу Биргеру. Незаметно подойдя, Александр Ярославович 15 июля 1240 г. напал на противника. Напуганные рыцари не смогли организовать достойную оборону, и были наголову разбиты.
Летом того же 1240 года Ливонский орден, а также датские и германские рыцари захватили Изборск и Псков. Усобицы и распри привели к тому, что Новгород не помог своим соседям. К тому же, борьба между боярством и князем в самом Новгороде привели к изгнанию Александра Невского. В этих условиях отдельные отряды крестоносцев оказались в 30 км от города. Тогда по требованию веча Александр Невский вернулся в Новгород.
Новгородская рать под руководством Александра Невского освободила захваченные крестоносцами города, а 5 апреля 1242 г. разгромила основные силы Тевтонского ордена в Ледовом побоище на Чудском озере. Это победа подорвала влияние немецких рыцарей в Прибалтике и обезопасила западные границы русских земель.