Понятие объекты, субъекты межгосударственного государственного управления

Межотраслевое управление во многом обусловлено существованием ведомственной разобщенности и необходимостью ее преодоления. Особенностью управления на уровне нескольких отраслей на современном этапе является его координационно-контрольное содержание по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов управления. Это предопределено тем, что управление осуществляется органами исполнительной власти, наделенными полномочиями надведомственного характера по отношению к объектам управления.

В качестве общего объекта межведомственного управления в литературе предлагается рассматривать предприятия, организации, исполнительные органы государственной власти, иные объекты управления, которые организационно не подчинены субъектам межотраслевого управления, что является определяющим признаком.

Межотраслевое управление в широком смысле представляет собой составную часть государственного управления в целом, т.е. это управленческая деятельность всех органов исполнительной власти, состоящая в реализации возложенных на них функций и полномочий межотраслевого значения.

Межотраслевое управление в узком смысле понимается как разновидность государственного управления, имеющая уникальное организационно-правовое обеспечение, которое объединяет систему, структуру органов, их компетенцию, которые образуют организационно-правовой механизм межотраслевого управления.

Субъектами межотраслевого управления являются исполнительные органы государственной власти, обеспечивающие решения межведомственных вопросов в пределах своих полномочий. Ведущую роль в системе этих субъектов играют органы общей компетенции, в частности Президент РФ и Правительство РФ. При них могут создаваться совещательные координационные органы, решения которых обязательны для всех федеральных органов исполнительной власти. Кроме того к субъектам межотраслевого управления (специальные органы) относятся, например: федеральная служба государственной статистики, федеральная таможенная служба, федеральная налоговая служба, федеральная антимонопольная служба и т.д.

При федеральных органах исполнительной власти также могут создаваться органы межотраслевой компетенции, например, создающиеся в форме комиссии по контролю за эффективностью управления государственным имуществом. Целью ее создания являлось в 2000 году ускорение реализации «Концепции Управления Государственным Имуществом и Приватизации в РФ посредством обеспечения эффективного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся федеральные государственные унитарные предприятия и учреждения, расположенные на территории субъектов РФ».

По мнению Алехина, межотраслевое управление в большей степени становится условным (с точки зрения теории – это правильно, с точки зрения практики – обратная ситуация) и его понимание сводится к 3 взаимообусловленным аспектам:

1. Это аналог межведомственного управления, состоящего в осуществлении специальных функций. Субъекты управления в данном случае не имеют отраслевой принадлежности и осуществляют функции, касающиеся деятельности многих органов управления, учреждений, предприятий и т.д.

2. Это аналог межведомственного управления, содержанием которого является реализация отраслевых или специальных функций.

3. Как управление комплексами, например министерство промышленности и торговли РФ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонного комплексов.

Общая характеристика видов межотраслевого государственного управления

Межотраслевое государственное управление в зависимости от области опосредуемых отношений включает:

· Управление в области статистики

· Управление в области таможенного дела

· Управление в сфере антимонопольной деятельности и защиты конкуренции

· Управление в области тарифов

· Управление в области налогов, финансов и кредита

Основные органы

Федеральная служба государственной статистики (Росстат)

Данная служба является федеральным органом государственной власти межотраслевой компетенции, осуществляет функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов, а также функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.

Росстат находится в ведении министерства экономического развития. Он осуществляет свою деятельность самостоятельно, а также через систему своих территориальных органов.

К основным полномочиям данного органа относятся:

1. Представление официальной (подразумевается и достоверной) статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию и иным органам государственной власти и местного самоуправления, средствам массовой информации (если нет ограничений по распространению данных), организациям и гражданам, международным субъектам.

2. Разработка и утверждение методологии для проведения статистических наблюдений. Она должна быть едина и универсальна для всех объектов и отраслей, так как нужно обобщать статистику, что возможно только при единой системе

3. Утверждает формы статистического наблюдения

4. Осуществляет подготовку и проведение федеральных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности

5. Разработка и ведение в установленном порядке общероссийских классификаторов по различным отраслям, в том числе социальной информации

Федеральная таможенная служба

Данная служба осуществляет выработку государственной политики в сфере таможенного дела и нормативно-правовое регулирование, контроль и надзор в области таможенного дела. Кроме того, выполняет функции агента валютного контроля и функции по борьбе с контрабандой и административными правонарушениями.

Деятельностью ФТС руководит Правительство РФ. Ее основными полномочиями являются:

1. Осуществление взимания таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных пошлин, сборов, а также принимает меры по их принудительному взысканию или возврату

2. Обеспечивает соблюдение международных договоров, устанавливающих запреты и ограничения в отношении перемещаемых товаров через таможенную границу РФ

3. Осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль

4. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности

5. Ведет реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела

6. Осуществляет контроль за валютными операциями субъектов внешнеэкономической деятельности

7. Осуществляет производство по делам об административных правонарушениях

Федеральная антимонопольная служба (ФАС)

Осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение. Также осуществляет контроль в сфере размещения заказов для федеральных государственных нужд. Руководство деятельностью ФАС осуществляет Правительство РФ.

Полномочияданного органа:

1. Принятие нормативно-правовых актов по вопросам проведения анализа состояния конкуренции в различных отраслях в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта

2. Осуществление контроля за соблюдением коммерческими, некоммерческими организациями, федеральными или региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, в том числе законодательства о рекламе

3. Осуществление контроля за действиями субъектов естественных монополий, которые могут ущемлять интересы потребителей товаров

4. Осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, которые обеспечивают организацию торговли в отношении отдельных видов товаров

5. Контроль за действиями субъектов оптового и розничного рынков электрической энергии

Федеральная служба по тарифам

ФСпТ – федеральный орган межотраслевой компетенции, осуществляющий правовое регулирование в сфере образования цен на товары и контроль за их применением. Данная служба осуществляет:

1. Нормативно-правовое регулирование в области расчета регулируемых тарифов и их предельных уровней на электрическую, тепловую энергию и размера платы за услуги, оказываемые в этой сфере.

2. Нормативно-правовое регулирование расчета стоимости отклонений объемов фактического производства и потребления электирической энергии с понижающими коэффицентами

3. Устанавливает тарифы на транспортировку газа по трубопроводам

4. Устанавливает тарифы, сборы и плату, связанные с выполнением работ, относящихся к сфере железно-дорожных перевозок

5. Утверждает тарифы на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов

Наши рекомендации