Объективное избирательное право
Объективное избирательное право является одним из важнейших разделов конституционного права, выходящим по своему значению за рамки обычного конституционно-правового института. По кругу и характеру регулируемых отношений, своей внутренней организации и обилию источников, по влиянию на формирование и функционирование органов народовластия его правильнее рассматривать в качестве одной из базовых подотраслей конституционного права Российской Федерации. В этом смысле, представляя собой совокупность правовых норм, избирательное право главным своим предназначением имеет юридическое обеспечение организации и проведения выборов в целях осуществления права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Избирательное право является универсальным регулятором всех видов выборов, связанных с реализацией субъективных избирательных прав российских граждан. Оно рассчитано на применение по отношению к любым избирательным кампаниям, ориентировано на обеспечение доверия граждан к выборным органам государственной и муниципальной власти, придание легитимного характера процедуре их формирования.
Для объективного избирательного нрава характерна естественная связь с субъективными избирательными правами, главными обладателями которых являются российские граждане. Вместе с тем важно учитывать, что избирательными правами в предусмотренных законом случаях могут быть наделены и иностранцы. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании международных договоров и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и российские граждане. На сегодняшний день Россия имеет такие договоры с четырьмя странами (Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменией), что, безусловно, оказывает влияние на состояние современного российского избирательного права.
Существенное значение для уяснения сущности и содержания избирательного права имеет и то обстоятельство, что избирательные права граждан, являясь разновидностью их конституционных прав, будучи реализованными на конкретных выборах, не прекращаются и не возникают вновь, а существуют постоянно; имеют одинаковый объем и содержание для всех граждан; обладают особым механизмом обеспечения. Как следствие, объективное избирательное право ориентировано на создание надлежащих юридических условий реализации и защиты избирательных прав российских граждан не только во время организации и проведения выборов, но и в межвыборный период. Исходя из этого избирательное право распространяет свое действие на отношения, хотя и лежащие за рамками выборов, но связанные с организацией учета (регистрации) избирателей, внедрением и эксплуатацией Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы», позволяющей в автоматическом режиме осуществлять накопление, обработку и хранение данных об избирателях и результатах их волеизъявления, осуществлением Центральной избирательной комиссией РФ и избирательными комиссиями субъектов Федерации контроля за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями в виде вступительных и членских взносов, а также пожертвований граждан и юридических лиц.
Конечно, складывающиеся в период между выборами общественные отношения по поводу реализации избирательных прав граждан имеют вспомогательный (производный) характер в системе социальных связей, замыкающихся на их осуществление. Однако это не дает оснований для исключения указанных отношений из предмета российского избирательного права.
Суммируя изложенное, можно предложить следующее определение современного российского избирательного права. Это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, охватывающие осуществление и защиту нрава граждан (в установленных законом случаях — иностранцев) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях и порядок реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период.
Являясь частью (подотраслью) конституционного права, избирательное право России само имеет достаточно сложное внутреннее строение. Система избирательного права представляет собой совокупность элементов, отражающих объективное рассредоточение образующих его норм по отдельным институтам, обусловленное различием их целевого предназначения в юридическом обеспечении реализации и защиты избирательных прав граждан.
Принимая во внимание то, что объективное избирательное право представлено совокупностью материально-правовых и процессуально-правовых предписаний (норм), представляется оправданным различать в его структуре соответственно материальные (статусные) и процессуальные (этапные) институты. Материальные институты опосредуют правовое положение различных субъектов (избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные комиссии, наблюдатели и др.) в качестве участников избирательных отношений. Что же касается процессуальных институтов, то они регламентируют процедуру избирательного процесса, очередность его этапов, последовательность совершения образующих избирательный процесс действий (от назначения выборов до определения и официального опубликования их результатов).
Организация и проведение выборов невозможны вне рамок избирательного процесса как закрепленного в нормах права порядка реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, включающего в себя ряд последовательных стадий, объединяющих всю совокупность юридически значимых действий, совершаемых различными субъектами избирательных отношений. Основные стадии избирательного процесса следующие: назначение выборов; образование избирательных округов, избирательных участков и составление списков избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов; предвыборная агитация; голосование и определение результатов выборов. Без них невозможно проведение выборов, так как они выступают необходимой юридической формой, обеспечивающей целостность и одновременно необходимую преемственность всех совершаемых в целях организации и проведения выборов избирательных действий. При этом важно учитывать, что наряду с основными (обязательными) стадиями следует различать и дополнительные (факультативные) стадии избирательного процесса. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» относит к ним дополнительное выдвижение кандидатов, списков кандидатов (ст. 38) и повторное голосование (ст. 71). Зарубежный же опыт организации и проведения выборов свидетельствует, что набор факультативных стадий избирательного процесса может быть значительно шире и охватывать собой даже голосование. Так, в Великобритании и некоторых бывших британских колониях (Индия, Кения и др.) его проводить не нужно, если по избирательному округу баллотируется только один кандидат.
В зависимости от масштаба (охвата) различными нормами избирательного права отношений, связанных с осуществлением и защитой субъективных избирательных прав, оно может быть также разделено на общую и особенную части. Общая часть объединяет нормы, имеющие универсальное значение и распространяющие свое действие на избирательные отношения независимо от вида и уровня проводимых выборов. Особенная часть представляет собой совокупность правил, касающихся организации и проведения различных избирательных кампаний, соблюдение которых обязательно только при проведении соответствующих видов выборов.
В свою очередь, и общая, и особенная части избирательного права представлены рядом институтов, набор которых обусловлен как логикой правового регулирования избирательных отношений, так и действующим законодательством о выборах. Под этим углом зрения общая часть российского избирательного права включает в себя следующие институты: принципы избирательного права, субъекты избирательного права, избирательные системы, избирательный процесс, информационное обеспечение выборов, финансовое обеспечение выборов, обеспечение избирательных прав граждан в межвыборный период, обжалование нарушений избирательных прав граждан, ответственность за нарушение избирательных прав. Особенную же часть образуют институты выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления.
Для более полного уяснения природы и значения объективного избирательного права целесообразно также затронуть вопрос о соотношении между ним и выборами, избирательным процессом, отзывом и референдумом.
Рассматривая соотношение избирательного права и выборов, особо следует заметить, что избирательное право регулирует проведение не любых видов выборов, а только тех из них, в ходе которых формируются органы государственной власти и местного самоуправления посредством прямого волеизъявления граждан, осуществляемого при помощи принадлежащих им субъективных избирательных прав. Проведение иных выборов (например, выборов председателя законодательного органа субъекта Федерации, выборов главы муниципального образования из числа депутатов представительного органа местного самоуправления) не охватывается избирательным правом и не регулируется его нормами. Вследствие этого избирательное право и выборы вовсе не тождественные явления и соответственно понятия, так как из всего многообразия выборов (как в государственных, так и в негосударственных организациях) избирательное право применяется исключительно к избранию гражданами государственных органов и органов местного самоуправления посредством прямого волеизъявления.
В вопросе о соотношении избирательного права и института отзыва следует отметить, что нередко избирательное право распространяется на процедуру не только избрания, но и отзыва избирателями избранных депутатов и выборных должностных лиц. В качестве основания для подобной трактовки избирательного права указывается, что оно должно гарантировать избирательные права граждан не только обеспечением реальной возможности их фактического использования, но и установлением ответственности законно избранных депутатов и выборных должностных лиц перед своими избирателями. Однако с этим невозможно согласиться.
Выборы и отзыв являются самостоятельными институтами народовластия. Несмотря на то что они обладают определенным сходством, обусловленным их принадлежностью к правовым формам непосредственной демократии, их нельзя сводить воедино, в том числе и с точки зрения предмета избирательного права. Нельзя не видеть принципиального различия между выборами и отзывом. Во-первых, выборы являются обязательным институтом демократии, высшим выражением власти народа. Необходимость их свободного и периодического проведения прямо предусмотрена Конституцией РФ и федеральными законами, в то время как отзыв депутата (выборного должностного лица) не рассматривается ни Конституцией РФ, ни федеральными законами в качестве обязательного элемента народовластия. На федеральном уровне отзыв избирателями избранных лиц вовсе не допускается, на региональном — применяется по усмотрению субъектов Федерации. И только на уровне местного самоуправления законодательство требует обязательного закрепления отзыва в уставах муниципальных образований. Во-вторых, если выборы регулярно проводятся в установленные законодательством сроки, то отзыв, даже если его возможность предусмотрена законом, может иметь место только по инициативе избирателей и только при наличии оснований, упомянутых в законе. В-третьих, порядок назначения, сроки проведения и юридические последствия выборов и отзыва существенно отличаются друг от друга. Все это свидетельствует о том, что институт отзыва находится за рамками избирательного права, которое рассчитано на регулирование сугубо избирательных отношений.
Изложенное в равной степени относится и к референдуму, который также выступает в качестве самостоятельного института прямой демократии. Несмотря на заметное сходство процессуальных (процедурных) аспектов организации голосования и определения его результатов на выборах и референдумах, нельзя не видеть, что избирательное право отделено от юридического опосредования референдума, преследующего совершенно иные, нежели выборы, цели.
17. Основные принципы избирательного права.
Всеобщие равные, прямые выборы при тайном голосовании
1. Всеобщее избирательное право – не означает, что все жители страны могут участвовать в выборах. Избирательных прав не имеют иностранцы и лица без гражданства. Иногда они могут участвовать в выборах органов МСУ, если они живут в течении определенного времени и уплачиваются налоги (Венгрия, Испания, Финляндия). В Великобритании в выборах могут участвовать граждане государств – членов британского содружества. В ряде стран Латинской Америки, в Новой Зеландии в выборах могут участвовать иностранцы, но по международным соглашениям и на основе взаимности
Избирательные права не все граждане страны. Не участвуют в выборах дети-граждане, душевнобольные (признание судом). Во многих странах не осуществляют свои избирательные права лица, находящиеся под стражей по приговору суда или приговоренные к тюремному заключению. Подследственные и обвиняемые в большинстве стран вправе голосовать. Не голосуют пэры в Великобритании (они имеют свою палату), в ряде стран солдаты, в некоторых странах – вожди племе6н. Лишение избирательных прав может быть осуществлено судом, в том числе за злостное банкротство, мошенничество на выборов, систематическое уклонение от участия в выборах, где законом установлено обязательное голосование
Активное право – 18 лет как правило. Пассивное – повышенный возраст, определенный срок проживания в стране, был уроженцем, не достиг определенного возраст (65 лет в Намибии). В некоторых африканских странах - уметь читать и писать на государственном языке. В странах Прибалтики не могут быть избраны бывшие работники МВД, службы безопасности В Турции кандидат на должность президента должен иметь высшее образование, кандидат в парламент - пройти военную службу; в Болгарии не могут выставлять свои кандидатуры солдаты
Неизбираемость – определенные должностные лица не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока не ушли в отставку с занимаемого поста
Несовместимость – запрет одновременно занимать выборную и иную государственную должность
Во многих странах пассивное избирательное право предоставляется в полном объеме лишь после внесения кандидатом избирательного залога
2. Равное избирательное право – установленные законом равные возможности для избирателя влиять на результаты выборов и одинаковые возможности быть избранным. Избирательное прав является равным, если:
1. Каждый избиратель имеет равное количество голосов
2. Существуют единый избирательный корпус, т.е. избиратели не разделены на социальные или иные группы с неодинаковым представительством
3. Депутат избирается от равного числа избирателей – избирательный метр
4. Одинаковые требования к порядку выдвижения кандидатов, ведения предвыборной агитации, определения результатов выборов
Равенство избирательного права предполагает создание равных по численности населения избирательных округов. Избирательные законы допускают определенное неравенство в численности населения избирательных округов, обычно на 25—30% в ту или иную сторону. Через определенный промежуток времени границы избирательных округов пересматриваются (в Великобритании — через 15 лет)
3. Прямые – непосредственное избрание гражданами своих представителей. Почти всегда прямыми выборами избираются депутаты нижней палаты парламента, однопалатного парламента, низовые органы МСУ, другие органы МСУ. В некоторых мусульманских странах (Бангладеш, Пакистан) определенное число женщин-депутатов в нижнюю палату избирается самим парламентом, а в однопалатном парламенте может быть небольшое число депутатов, назначенных президентом из среды выдающихся граждан страны (до 10 человек в Египте). Во многих странах прямыми выборами избираются верхние палаты парламентов (Бразилия, США), президенты (Мексика, Франция), нижние палаты законодательных собраний в субъектах федерации, автономных образований. В Израиле прямыми выборами избирается премьер-министр.
Но многие высшие органы государства и должностные лица, в том числе в демократических странах, избираются непрямыми выборами. Теоретически прямые выборы демократичнее, но непрямые могут оказаться целесообразнее, если они обеспечивают более профессиональный, взвешенный подход к замещению высоких постов
Непрямые: косвенные и многостепенные
Косвенные, имеют 2 варианта. 1 вариант – проводятся специально созданной избирательной коллегией. Избрание президента США, когда избиратели голосуют за выборщиков от той или иной партии, а затем уже выборщики, собравшись в столицах своих штатов, голосуют за объявленного заранее кандидата в президенты. Голоса выборщиков суммируются. Также в Аргентине, избирается сенат во Франции, верхняя палата в Индии, президент в Германии. 2 вариант – выборы проводятся постоянно действующим органом – избрание президентов парламентами в Греции, Турции
Многостепенные- низовые представительные органы избираются гражданами, а затем эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы, последние избирают высшее звено. В прошлом такая система существовала в СССР, Кубе, сейчас в Китае
4. Тайное и открытое голосование. При тайном голосовании избиратель подает свой голос без ведома других лиц. Нарушение тайны голосования карается законом. Открытые выборы осуществляются очень редко, обычно в низовом звене представительных органов путем поднятия руки. Они использовались до 90-х годов в некоторых африканских странах на выборах органов местного самоуправления, а в настоящее время применяются при выборах низового звена собраний народных представителей в Китае