Определите, в каком функциональном стиле написан текст. Дайте анализ языковых средств, используемых в тексте (по уровням языка)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Русский язык и культура речи»
Вариант 8
1. Перепишите, поставив ударение. Если есть варианты, укажите.
Атлас ( атлАс), диалОг, докумЕнт, еретИк, бензопровОд, сабО, сковородА, каталОг, щавЕль, квартАл, тОрты, оптОвый, избалОванный, маркЕтинг и мАркетинг, бАрмен, йОгурт, джинсОвый, жалюзИ.
2. Распределите слова по произношению, поставьте ударение.
Твердый согласный перед Е: полонЕз, адеквАтный, тЕзис, детектИв, тендЕнция, сЕпсис, тЕст, бижутЕрия.
Мягкий согласный перед Е: сЕрвис, дефилЕ, крЕм, свИтер, сЕссия, кОфе.
Произношение ЧН: горЯчечный, яИчный, трЯпочный.
Произношение ШН: ИльИнична, скворЕчник.
3. Укажите род имен существительных:
Бренди ( ср.р) , протеже (м.р.), салями (ж.р.), авеню ( ж.р.), сирокко (м.р.), бенгали (м.р.), канапе (ср.р), канотье (ж.р.), Онтарио (ср.р.), шимпанзе (м.р.), гризли (м.р.) , Чили (ж.р.), салями (ж.р.), тюль (м.р.), рояль (м.р.), кофе (м.р.).
4. Просклоняйте числительное, запишите словами: 8091.
И.п восемь тысяч девяносто один
Р.п. восьми тысяч девяносто одного
Д.п. восьми тысячам девяносто одному
В.п. восемь тысяч девяносто один
Т.п. восьмью тысячами девяносто одним
П.п. о восьми тысячах девяносто одном
5. Объясните различие в значении слов:
Гордость – гордыня
ГО́РДОСТЬ, -и, ж.
1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Национальная г.
2. Чувство удовлетворения от чего-н. Г. победой.
3. Кого или чья. О том, кем (чем) гордятся. Этот студент г. института.
4. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.). Из-за своей гордости ни с кем не дружит.
ГОРДЫ́НЯ, гордыни, мн. нет, ·жен. (·книж. ·устар. ). Непомерная гордость (см. гордый в 4 ·знач.), высокомерие.
штамп – штемпель
Штамп -ручной инструмент, изготовленный из различных видов материалов, способный выполнять функцию фиксирования события в виде оттиска или переноса красителя на различные материалы.
Штемпель- термин, означающий металлический инструмент для чеканки монет или медалей.
диалекты – диалектика
Диалект- (от греческий dialektos - говор, наречие), разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, профессиональной или социальной общностью.
Диалектика-- от греческий dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор, философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.
электрический – эклектичный,
Электри́ческий— направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц.
Электичный –сборный, разностильный,
косный – костный
Костный — состоящий из костей, имеющий костную основу.
Косный — застойный, неразвивающийся.
ящер – ящур – ящерица
Ящер- суперзлодей, персонаж комиксов.
Ящур - млечное животное жарких стран, все тело в крупной чешуе.
Ящерицы-подотряд пресмыкающихся отряда отряда чешуйчатых
поглотить – проглотить.
Поглотить
1.Съесть,проглотить.
2.перен.Принять в себя, в свои недра.
3. Пропитавшись чем-нибудь, вобрать в себя. Поглотить влагу.
Проглотить
1. Пропустить через глотку в пищевод.
2. Выслушать что-н. обидное, неприятное, оскорбительное без всякого протеста
3. Быстро прочитать
6. Перепишите по предложению, подчеркните ошибочное слово, выражение. Назовите тип ошибки, объясните, в чем она заключается. Дайте исправленный вариант.
А) Неоднократно отмечалось в печати об ограниченном ассортименте товаров..
Неоднократно в печати говорилось об ограниченном ассортименте товаров. Отмечаться может только ЧТО-ТО
Б) Впервые он дебютировал на сцене нашего города.
Дебют — это первое выступление, второй раз дебютировать нельзя
В) Пассажиры с необмотанными рогами к посадке не допускаются.
Не пассажиры, а животные.
Г) Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только безмолвно пялили на него очи.
Пялили (разговорная форма) и очи (архаизм, возвышенный стиль) не сочетаются. Просто "безмолвно смотрели/взирали на него".
Д) Я сломала каблук у правого туфля.
У правой туфли, тУфля — ж.р.
Е) Он занимал выборочную должность.
Выбранную должность. Ту, что он выбрал, а не выборочную, т.е. частичную.
Ж) Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
Уровень повысился
З) Указанный признак проявляет себя здесь более сильнее.
Более сильнее — грубая ошибка, т.к. это сочетание соединяет простую и сложную степени сравнения. Либо "более сильно", либо "сильнее".
И) Следует различать различные подходы к данной проблеме.
Различать различные — однокоренные слова, создающие ощущение тавтологии.
Следует разграничивать различные подходы к данной проблеме.
К) Интересующих вас лиц вышлем почтой.
Лиц почтой выслать нельзя. Здесь не хватает первого слова, обозначающего то, что же высылают. Это или фамилии, или фотографии, или списки и т. п.
Определите, в каком функциональном стиле написан текст. Дайте анализ языковых средств, используемых в тексте (по уровням языка).
...В случае сохранения указанном тенденции бюджет в октябре т. г. недополучитсредств от налогов и платежей, контролируемых Государственной налоговой службой, в сумме 7,3 трлн. рублей или 52% от утвержденного задания и от ресурсов, поступление которых контролируется Государственным таможенным комитетом около 0,5 трлн. рублей, соответственно - 20%.
Ухудшение динамики собираемости налоговых платежей предопределяется рядом факторов. (...)
В части внешнего финансирования дефицита получить средствасверх сумм очередного транша МВФ и связанных кредитов зарубежных государств не представляется возможным.
Возможности внутреннего финансирования бюджетного дефицита также находятся у предельной отметки: уже получены средства в сумме около 1 трлн. рублей от размещения восьмого транша ОГСЗ, существенные дополнительные поступления от размещения на рынке ГКО-ОФЗ до конца октября маловероятны.
На сегодня обслуживание государственного внутреннего долга достигло 7% ВВП, дефицит федерального бюджета с учетом этих затрат превысил 10% ВВП.Финансирование дефицита бюджета за счет роста внутреннего долга в этих условиях исключено. (...)
Текст написан в официально–деловом стиле для передачи информации в условиях официальной обстановки (законодательная, административно–правовая деятельность, делопроизводство). Данный текс, скорее всего, является частью аналитического отчета.
В тексте информация указана точно, отсутствуют слова эмоциональной окраски, строгая текстовая композиция. В этом тексте используются речевые клише, наименования номенклатур, аббревиатуры и отглагольные существительные. Отбираемые в тексте языковые единицы призваны к тому, чтобы максимально точно, однозначно передать соответствующие понятия, факты