Достоинства матричной организации

1. Наличие стратегии: ве­дущие ценности образования, отражающие социально-экономические приоритеты общества, определяют направление развития матричной организации.

2. Интеграция: достаточное внимание уде­ляется проблеме согласованности администраторов и преподава­телей в выборе приоритетной стратегии. Учитываются индивиду­альные возможности сотрудников и позитивные социальные при­оритеты образовательной деятельности.

Недостатком матричной модели является, прежде всего, пробле­ма власти, поскольку такой тип организации нарушает класси­ческие принципы единовластия. Кроме того, в ней бывают нару­шены и внешние связи. Из-за отсутствия активной коммуникации с окружением по поводу процессов изменения у стороннего наблю­дателя может создаваться впечатление, что в действительности ни­чего не меняется. Инспектора будут выносить порицания, а обуча­ющиеся переходить в другое образовательное учреждение, где все стабильно, ясно и предсказуемо. Таким образом, образовательная система с нетрадиционными целями обучения может быть изоли­рована или даже отвергнута окружающей средой.

5. Модульная организация. Этот тип организации иногда рас­сматривается как система взаимодействия микрогрупп внутри школы. Каждая модульная единица (команда учителей) рассмат­ривается как автономное подразделение. Основными координа­ционными механизмами внутри команд и между командами (или модульными единицами) являются общая культура и примерно одинаковое, достаточно высокое профессиональное мастерство всех учителей. С этой точки зрения модульная организация также обладает некоторыми характеристиками миссионерской.

В модульной организации преподавание и управление полно­стью интегрированы. Присущая матричной организации двой­ственность разрешается путем введения структуры небольших по составу участников команд (6—10 человек), которые в значи­тельной мере автономны в своей работе. В каждой модульной ко­манде участники имеют сходные взгляды на образование и два его основных аспекта — преподавание и управление. Каждая ко­манда работает с постоянным составом обучающихся на протя­жении нескольких лет. Все ее члены ведут все предметы, часто один учитель преподает несколько учебных предметов. Каждый из преподавателей выполняет две основные задачи — препода­вание и классное руководство. Командная организация и нали­чие постоянных групп долговременного обучения позволяют од­новременно реализовывать различные цели обучения: познава­тельные, социальные, личностные. Отношения между командами свободные, в связи с чем, потребность в координирующих про­цедурах невелика. Некоторые учителя работают в двух-трех командах, что иногда приводит к взаимопроникновению «культур» различных команд.

Когда команда одного состава выполняет свою задачу и пре­кращает существование, на смену приходит команда нового со­става. С каждой новой командой в жизнь образовательного уч­реждения вливается свежая струя.

Интенсивное внутриорганизационное обучение — необходимое условие функционирования модульной команды. Над повышением своей квалификации команды работают автономно, их учебные программы достаточно гибкие. Когда команда выбирает ту или иную программу для разработки, она исходит из того, какое содержание надлежит выбрать в соответствии с социальными и личными по­требностями учащихся и тенденциями общественного развития.

Школьное управление предельно расширено до самоуправле­ния. Главная задача руководителя — поддержание общих основа­ний деятельности всех команд. Эти основания включают в себя: общие взгляды на образование, роль преподавателя и его профес­сиональное развитие, важность обратной связи от учеников, роди­телей, населения микрорайона. Руководитель школы стимулирует индивидуальность каждой модульной единицы, а также содейству­ет установлению согласия между командами. Регуляция деловых вза­имоотношений во многом происходит за счет хорошо отлаженного информационного обмена и поддержания связей между команда­ми. Модульные единицы демонстрируют высокую степень гибко­сти, т.е. каждая команда может приспособить свою стратегию к по­требностям учащихся разных возрастов и уровней успеваемости.

Модульная организация учреждает отдел развития, который может носить различные названия — проектная группа, иннова­ционный совет. В его задачу входит не только стимулирование внутриорганизационного развития, но также установление и расши­рение внешних связей школы. Отдел развития привлекает времен­ные научные коллективы для проведения исследовательской работы по той или иной теме. Команда руководителей подразделений под­держивает тесные взаимоотношения с административным орга­ном (районо), так как для них это единственная возможность по­влиять на образовательную стратегию в районе и городе.

Каждая модульная команда ответственна за разработку и реа­лизацию учебного курса. При желании она может переформули­ровать некоторые его части и видоизменить направленность дей­ствий в русле единой стратегии образовательного учреждения. Образовательная стратегия складывается в результате совмест­ных консультаций директора с руководителями подразделений. Отдельные преподаватели, наставники и внешние консультанты оказывают значительное влияние на работу этих подразделений. Каждая модульная единица может иметь собственный бюджет (фонд, внебюджетный доход, грант).

Образовательное учреждение очень редко бывает построено по типу модульной организации, хотя именно она, в силу задан­ной гибкости функционирования, ориентирована на изменчи­вые потребности реальной действительности. Эти требования могут быть слишком высокими, и не всякая организация возьмет на себя задачу им соответствовать. С другой стороны, вариативность обучающих целей может смутить кандидатов на обучение и их родителей, побудить их обратиться в другую школу.

Модульная организация успешно функционирует при соблю­дении двух важных условий. Во-первых, никто не должен оспа­ривать основные положения и ценности организации. Во-вторых, участники одной модульной команды находятся в согласии друг с другом и воспроизводят одинаковую культуру.

Достоинства модульной организации связаны с наличием в ней.

1. Малых команд: координация и принятие решений лучше всего проходят в низовых организационных звеньях, которыми явля­ются организационные команды. Люди в команде — творцы соб­ственной программы в соответствии с целями организации и потребностями обучающихся.

2. Двойного воздействия: совмеще­ние в лице одного сотрудника двух ролей — преподавателя и управленца — усиливает субъектную позицию обучающего и по­вышает эффективность его учебной работы.

Недостатки модульной организации связаны с самостоятельно­стью команд. У одной из них может возникнуть проблема в отно­шениях с окружением, и решение этой проблемы потребует от­влечения руководства и членов других команд. Настоящей бедой модульной организации является внутригрупповой фаворитизм («звездная болезнь»), когда у одной группы возникает чувство пре­восходства над другими и отсюда — нежелание контактировать с ними в дальнейшем. Самоизоляция модульной организации приведет к ее вырождению.

Наши рекомендации