Достоинства матричной организации
1. Наличие стратегии: ведущие ценности образования, отражающие социально-экономические приоритеты общества, определяют направление развития матричной организации.
2. Интеграция: достаточное внимание уделяется проблеме согласованности администраторов и преподавателей в выборе приоритетной стратегии. Учитываются индивидуальные возможности сотрудников и позитивные социальные приоритеты образовательной деятельности.
Недостатком матричной модели является, прежде всего, проблема власти, поскольку такой тип организации нарушает классические принципы единовластия. Кроме того, в ней бывают нарушены и внешние связи. Из-за отсутствия активной коммуникации с окружением по поводу процессов изменения у стороннего наблюдателя может создаваться впечатление, что в действительности ничего не меняется. Инспектора будут выносить порицания, а обучающиеся переходить в другое образовательное учреждение, где все стабильно, ясно и предсказуемо. Таким образом, образовательная система с нетрадиционными целями обучения может быть изолирована или даже отвергнута окружающей средой.
5. Модульная организация. Этот тип организации иногда рассматривается как система взаимодействия микрогрупп внутри школы. Каждая модульная единица (команда учителей) рассматривается как автономное подразделение. Основными координационными механизмами внутри команд и между командами (или модульными единицами) являются общая культура и примерно одинаковое, достаточно высокое профессиональное мастерство всех учителей. С этой точки зрения модульная организация также обладает некоторыми характеристиками миссионерской.
В модульной организации преподавание и управление полностью интегрированы. Присущая матричной организации двойственность разрешается путем введения структуры небольших по составу участников команд (6—10 человек), которые в значительной мере автономны в своей работе. В каждой модульной команде участники имеют сходные взгляды на образование и два его основных аспекта — преподавание и управление. Каждая команда работает с постоянным составом обучающихся на протяжении нескольких лет. Все ее члены ведут все предметы, часто один учитель преподает несколько учебных предметов. Каждый из преподавателей выполняет две основные задачи — преподавание и классное руководство. Командная организация и наличие постоянных групп долговременного обучения позволяют одновременно реализовывать различные цели обучения: познавательные, социальные, личностные. Отношения между командами свободные, в связи с чем, потребность в координирующих процедурах невелика. Некоторые учителя работают в двух-трех командах, что иногда приводит к взаимопроникновению «культур» различных команд.
Когда команда одного состава выполняет свою задачу и прекращает существование, на смену приходит команда нового состава. С каждой новой командой в жизнь образовательного учреждения вливается свежая струя.
Интенсивное внутриорганизационное обучение — необходимое условие функционирования модульной команды. Над повышением своей квалификации команды работают автономно, их учебные программы достаточно гибкие. Когда команда выбирает ту или иную программу для разработки, она исходит из того, какое содержание надлежит выбрать в соответствии с социальными и личными потребностями учащихся и тенденциями общественного развития.
Школьное управление предельно расширено до самоуправления. Главная задача руководителя — поддержание общих оснований деятельности всех команд. Эти основания включают в себя: общие взгляды на образование, роль преподавателя и его профессиональное развитие, важность обратной связи от учеников, родителей, населения микрорайона. Руководитель школы стимулирует индивидуальность каждой модульной единицы, а также содействует установлению согласия между командами. Регуляция деловых взаимоотношений во многом происходит за счет хорошо отлаженного информационного обмена и поддержания связей между командами. Модульные единицы демонстрируют высокую степень гибкости, т.е. каждая команда может приспособить свою стратегию к потребностям учащихся разных возрастов и уровней успеваемости.
Модульная организация учреждает отдел развития, который может носить различные названия — проектная группа, инновационный совет. В его задачу входит не только стимулирование внутриорганизационного развития, но также установление и расширение внешних связей школы. Отдел развития привлекает временные научные коллективы для проведения исследовательской работы по той или иной теме. Команда руководителей подразделений поддерживает тесные взаимоотношения с административным органом (районо), так как для них это единственная возможность повлиять на образовательную стратегию в районе и городе.
Каждая модульная команда ответственна за разработку и реализацию учебного курса. При желании она может переформулировать некоторые его части и видоизменить направленность действий в русле единой стратегии образовательного учреждения. Образовательная стратегия складывается в результате совместных консультаций директора с руководителями подразделений. Отдельные преподаватели, наставники и внешние консультанты оказывают значительное влияние на работу этих подразделений. Каждая модульная единица может иметь собственный бюджет (фонд, внебюджетный доход, грант).
Образовательное учреждение очень редко бывает построено по типу модульной организации, хотя именно она, в силу заданной гибкости функционирования, ориентирована на изменчивые потребности реальной действительности. Эти требования могут быть слишком высокими, и не всякая организация возьмет на себя задачу им соответствовать. С другой стороны, вариативность обучающих целей может смутить кандидатов на обучение и их родителей, побудить их обратиться в другую школу.
Модульная организация успешно функционирует при соблюдении двух важных условий. Во-первых, никто не должен оспаривать основные положения и ценности организации. Во-вторых, участники одной модульной команды находятся в согласии друг с другом и воспроизводят одинаковую культуру.
Достоинства модульной организации связаны с наличием в ней.
1. Малых команд: координация и принятие решений лучше всего проходят в низовых организационных звеньях, которыми являются организационные команды. Люди в команде — творцы собственной программы в соответствии с целями организации и потребностями обучающихся.
2. Двойного воздействия: совмещение в лице одного сотрудника двух ролей — преподавателя и управленца — усиливает субъектную позицию обучающего и повышает эффективность его учебной работы.
Недостатки модульной организации связаны с самостоятельностью команд. У одной из них может возникнуть проблема в отношениях с окружением, и решение этой проблемы потребует отвлечения руководства и членов других команд. Настоящей бедой модульной организации является внутригрупповой фаворитизм («звездная болезнь»), когда у одной группы возникает чувство превосходства над другими и отсюда — нежелание контактировать с ними в дальнейшем. Самоизоляция модульной организации приведет к ее вырождению.