Социальное государство: понятие и основные функции. Правовое и социальное государства в их соотношении
Социальное государство — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся
Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина.
Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.
Функции социального государства:
1) Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);
2) Охрана труда и здоровья людей;
3) Поддержка семьи, материнства, детства;
4) Устранение социального неравенства путем перераспределения доходов;
5) Поощрение благотворительной деятельности;
6) Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;
7) Борьба с безработицей.
Между правовым и социальным принципам государственного устройства существуют как единство, так и противоречия. их единство заключается в том, что они призваны обеспечить благо индивида, благо гражданина. Правовой принцип обеспечивает физическую безопасность граждан относительно власти и относительно друг друга, индивидуальную свободу и основополагающие, преимущественно гражданские и политические права человека посредством установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против произвола. Противоречия между ними заключаются в том, что правовое государство по своей сути не должна вмешиваться в вопросы распределения социального богатства, обеспечения материальных и культурных потребностей граждан.
Социальная же государство непосредственно заботится об этом, хоть и старается не подрывать главных основ рыночного хозяйства, таких как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и др.
Немецкие политологи (в частности Есть. Френкель и др.) разработали концепцию "социально-правового государства", которая призвана найти меру оптимального сочетания правового и социального принципов.
Основные принципы социально-правового государства:
• можно принимать только такие законы, которые соответствуют содержанию прав, которые закреплены в Основном Законе;
• сохранение принципов правового государства подлежит проверке судом; законы надо безусловно выполнять на практике;
• признание принципа "правового государства" нельзя использовать с политической выгодой для любой социальной или экономической доктрины;
• идеи "правового государства" касаются не только сферы отношений индивида и публичной власти, но и отношений человечества и социальных властей.
Концепция социально-правового государства приобрела широкого международного резонанса благодаря практическому применению формулы "социальное государство - государство всеобщего благоденствия", где главный акцент делается на функции государства, которая заключается в предоставлении и обеспечении социально-экономических благ.
105. Социологическая теория права, её основные идеи и современная оценка.
Социологическая теория права — тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как реально сложившемся порядке в общественных отношениях; как нормах, отношениях, воспроизводящихся в социальной практике; как инструмента общественных преобразований. С позиции социологического правопонимания право предстает как социально обусловленный феномен, причины, источники и механизмы действия которого заключены в самом обществе.
Социологическая концепция складывается в первой трети XX в. в Европе, затем получает широкое распространение в США. С точки зрения социологическойтеории права, что не осуществляется, то не может быть признано правом. Вместо совокупности юридических норм под правом разумеется совокупность юридических отношений (правовой порядок). Нормы — атрибут правопорядка. Право — порядок человеческих взаимоотношений. При таком подходе (в последующем получившем широкое распространение) право отождествляется с социальным фактом.
Представители социологической школы права не отрицают нормативность в праве, но считают, что нормы права лишь часть права, право в их понимании не сводится к закону и т.п. Действия, решения и отношения, имеющие правовой характер, складывающийся на их основе реальный правопорядок признаются сторонникам рассматриваемого подхода, основными компонентами права или собственно правом.
Позитивная сторона такого правопонимания очевидна. Главное, что выделяет его среди других концепций — это, во-первых, указание на его деятельностное начало: право формируется в действиях, деятельности, поведении людей и эти же действия (деятельность, поведение) опосредствует (нормирует, определяет их границы, содержание). Такой подход принципиально отличается от нормативистского (нормативного), для которого правом является все, что находится «под сенью» юридического предписания, содержащегося в официальном документе, учреждаемым государственной институцией. Во вторых, в своем подлинном значении правом нужно признавать не то, что продекларировано (пусть даже и в одобренных верховной властью) в письменных документах, а то, что получает воплощение на практике, в реальной жизни. Стремление придать праву действующий характер — действительная заслуга этой научной школы. И для науки, и для юридической практики, формирования индивидуального и массового правосознания такой подход полезен. Но есть и издержки. Прежде всего, существует опасность признать правом то, что изначально противоречит природе права, его принципам, правам человека. Полисубъекность субъектов правотворческой деятельности также не всегда на пользу. В то же время для стран с высокой политической и правовой культурой, профессиональным судейским корпусом и некоррумпированным чиновничеством отмеченные издержки вполне компенсируются созданием соответствующих механизмов контроля.
Не без влияния социологического правопонимания в отечественной науке сформировалось так называемое «широкое» понятие права.
106. Способы изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов.
Нормы права излагаются в нормативных актах различными способами.
В некоторых случаях все три элемента логической структуры нормы права включены в одну статью нормативного акта. В этом случае норма права совпадает со статьей нормативного правового акта. Такой способ изложения называется прямой.
Следует отметить, что прямой способ изложения норм права встречается редко. В большинстве случаев части правовой нормы находятся в разных статьях и даже в разных нормативных актах. В таких случаях действуют отсылочные либо бланкетные способы изложения правовых норм в нормативных актах.
Особенность отсылочного способа заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта. При данном способе изложения в статье нормативного правового акта, содержащей часть нормы, имеется конкретная ссылка на текст, в котором содержится недостающая часть.
Особенность бланкетного способа заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов.