Традиционное хозяйство (земледелие и животноводство) чувашей
Основу традиционного хозяйства чувашей, как и других народов Среднего Поволжья, составляло земледелие в сочетании с животноводством.
Археологические данные свидетельствуют, что население лесной зоны Восточной Европы земледелием начало заниматься до нашей эры, в эпоху бронзы. В то время бытовало ручное подсечно-огневое земледелие. Этот способ расчищения полей у чувашей применялся как подсека с ограниченным применением огня.
Традиция удобрения почвы навозом на северных лесных почвах проявлялась сильнее, чем на юге. В степной зоне вплоть до конца XIX - начала ХХ вв. навоз применялся редко, его сваливали в овраги Зерновые культуры убирали серпом (дурла), покупным или изготовленным местным кузнецом. По форме серпы были: а) в виде правильной полуокружности; б) сплющенные у основания, полукруглые ("английский" серп).
Некоторые яровые (например, просо) теребили руками (пололи). Горох, чечевицу, гречиху косили. Коса-горбуша (дава) была древним о сказанием в Поволжье. С конца XVIII в. у чувашей все более начинает употребляться воспринятая от русских коса-стоика (литовк ).у орудием в Поволжье.
Сжатый хлеб вязали в снопы (келте). Перевясла (келте дыххи) как для ржи, так и для яровых делали из ржаной соломы. Существовало несколько способов укладки снопов. Их раскладывали Зигзагом (карта), городьбой (второй сноп колосьями на комель первого, третий на второй и т. д.), гусиным рядом (хур карти) или в пяток (тем) из 4-5 снопов. Для подсушки хлеб ставился в "майра пуд" - четыре снопа комлем вниз, чуть наклонно, пятый сверху, комлем вверх. Ржаные снопы затем в поле перекладывали в небольшие 'копны (демел), вмещавшие один или половину воза. Яровые собирались в зарод (сурат, тарахла демел): снопы ставили комлем вниз, прислоняя колосьями друг к другу, в 4-6 рядов, объемом в один воз.
После перевозки на ток (йетем) снопы ржи складывали в круглые скирды (капан), вмещавшие полтора-два десятка возов. Их устраивали на подставке из столбов для лучшего проветривания и длительного хранения. Капан складывали высотой до 4-5 метров, подавая снопы снизу специальными деревянными вилами.
Обряды и обычаи.во время жатвы. Уборка хлеба начиналась и завершалась обрядовыми действиями - это зажин (дурла хывни), дожинки (дурла дыхни, аиа вайне деклени). Почин в жатве делали обычно самые удачливые в труде, легкие на руку жнец или жница. Этот человек должен был помыться в бане, надеть чистую одежду, помолиться и отправиться вместе с другими членами семьи в поле начинать жатву. Первые сжатые колосья затыкали за пояс, чтобы при жатве ие болела спина и работа спорилась. В первый день связывали сорок снопов. Перед отправлением в поле, началом жатвы и по ее завершении читали молитвы, например: "Загон, дай мне мочи шестьдесят лошадиных сил, дай шестьдесят батманов (1 батман равен 4 пудам) хлеба, рукам и пояснице дай легкости, покоя".
С завершением жатвы на загоне оставлялась полоска несжатой ржи. Оставшиеся колосья скручивали и завязывали узлом с петлей по ходу солнца, затем вместе с кусками хлеба, сыра и солью закапывали в землю. Последний оставшийся несжатым пучок срезал старший в семье, собрав серпы. Он связывал этим пучком все серпы до следующего года. Обычай вязания серпов символизировал преемственность и непрерывиость труда. По объяснению чувашских крестьян, это делалось для того, чтобы на другой год был хороший урожай.
Огороды, хотя и велись исстари, не были большими. Часто огородные культуры выращивали около водоемов на лугах. На лесных полянках высевали репу. Огороды располагались позади усадьбы, вдоль оврагов. Выращивали капусту (купаста), лук (сухан), огурцы (хаяр), сеяли корнеплоды - свеклу (кашман), морковь (кишер), репу (~арак), редьку (Йус кашман), Разводили также табак, хмель (хамла), немного мака, В южных районах хмель не разводили. В приволжских селениях сеяли тыкву (каван). С середины ХIХ в. стали возделывать картофель (g.ерулыи).
Фруктовые деревья и ягодные кусты разводили в небольших количествах - зто яблоня-(ymayqqm), вишня (чие), смородина (хурлахан), малина (хамла сырли), крыжовник. Болъшие сады имелись только у богатых крестьян.
Урожайность прогнозировали по поведению птиц, насекомых, ыб: "Если перепелка кричит 8-9 раз подряд, хлеб уродится. Если сова кричит, хлеб будет плохой. Если журавль прилетит еще при снеге, уродится просо. Если дикий гусь высоко летит, яровые будут рослые, низко - низкие. Если во время рыбной ловли больше попадаются окуни, то будут хорошими пшеница„ячмень, рожь, полба".
Различные виды домашних животных были одомашнены в разное время в разных регионах: козы и овцы - в 11-VII тыс. о н. э. в Передней Азии, лошадь - в IV тыс. до н. э. на юге Восточной Европы и т. д. Первоначально домашних животных держали главным образом ради мяса, позже возникло доение скота (с IV 1 тыс. до н. э.).
В Волжской Болгарии скотоводство представляло самостоятельную отрасль хозяйства, ориентированного на земледелие, обеспечивало население тягловым скотом, мясной и молочной пищей, сырьем для изготовления одежды, обуви, инвентаря.
Чуваши унаследовали, от своих предков - волжских болгар - давние традиции и навыки ухода за живностью. Они разводили лошадей, коров, овец, коз, менее - свиней.
Лошадей содержали зимой в утепленных конюшнях, кормили сеном, соломой, овсом. Летом конский табун жители чувашских деревень пасли поочередно, при работе на полях, отдаленных от селения, устраивали стойла. В страду, когда днем приходилось работать, лошадей пасли ночью под присмотром на лугах, на опушках.
Крупный и мелкий скот кормился днем на общинных пастби- . щах (выгонах), на паровом поле, в зарослях ку р (кету) пасли наемные пастухи (кетусе). В больших деревнях было несколько стад. Для дневного водопоя (тапар), если не было рек или озер, на речках возводили запруды. Принадлежностями пас-; туха являлись рожок (шахлич), сделанныи из рога, и длинная плеть (пуша), к концу которой привязывался пучок конского волоса для щелкань,я.
Зимой скот содержался в скотном загоне (карта), на ночь его, закрывали в хлев. Ягнят и телят держали в избе или в утепленном, помещении (скотной избе). Из-за недостатка и плохого качества корма, а сенокосные угодья по причине малоземелья постоянно сокращались, скот у чувашей становился низкопородным и мелким. Основным кормом стала солома. Годовой удой от одной коровы составлял в среднем всего 600-900 л, а живой вес коровы200-280 кг.
В середине XVIII в. зажиточные хозяйства имели до 15 лошадей, часть из них держали специально для выезда. Коров с быком было 10-15 голов, овец - 20-30. Крестьяне со средним достатком содержали 2-4 лошади, одну-две коровы, десяток овец;у маломощных имелся минимум живности, а то и вовсе не было лошади.
Будучи показателем материального достатка и престижа, домашние животные играли большую роль в жизни, проявляясь в ее различных сферах. Они входили в состав приданого, мясо домашних животных служило престижной пищей и широко использовалось в ритуальных трапезах, особенно в жертвоприношениях духам и божествам.
Домашний скот получил отражение в клятвенных обещаниях. Протянув руку над домашним животным, хозяин в случае ложной клятвы рисковал потерять его. Особенно веским залогом в этих случаях выступала лошадь.
Чуваши держали кур, гусей, уток, индеек. Кур держали главным образом для получения яиц и пополнения бюджета (этн деньги шли на покупку'предметов к женскому наряду). Курятина использовалась в поминальной трапезе и в качестве угощения за труд. Курица являлась атрибутом при новогодних гаданиях. В крестьянском хозяйстве петух заменял часы, по его 'пению определяли время суток. Петуха или курицу приносили в жертву при рождении или смерти человека. Петуху приписывалась способность отгонять злых духов.
Гуси и утки, хотя и занимали в животноводстве более скромное место, тем не менее в хозяйстве 'были нужны как источник для получения пуха и пера, мяса и жира. Гуси использовались и в ритуальных целях, а гусиный жир - как лекарственный препарат (для натирания). Цельносваренный гусь был особым украшением стола на свадьбе или в осеннем обряде моления чуклеме в честь нового урожая. В день калам кун - весеннем обряде моления духам предков - пришедшего в дом первым в этот день человека сажали на подушку, в руки давали яйцо. Считалось, если гость будет сидеть на подушке спокойно, то будет приплод цыплят и гусят.
Пчеловодство (хурт-хамар есе). Сбором меда (пыл) люди занимались издревле. Путешественники, посещавшие Волжскую Болгарию, отмечали широкое распространение на территории края бортничества - сбора меда диких лесных пчел. Бортничество не было простым собирательством. Пчеловод подыскивал в лесу подходящее дерево, вырубал, обустраивал дупло. Пчеловодство прошло три стадии развития: дикое (илн осртевое), коладнэе и рамочное Окладные ульи (велле) появились не позднее XVI в. Их выдалбливали из обрубка дерева высотой 1,2 м диаметром около м Внутри крест-накрест устанавливали
планки для закрепления сотов. Колоды устанавливали в вертикальном положении на подпорках или подвешивали на деревьях.