Полномочия органов местного самоуправления в области хозяйственного строительства

Органам местного самоуправления принадлежит особая роль в решении вопросов управления муниципальным хозяйством на сво­ей территории.

Полномочия в этой сфере:

1) по управлению муниципальной собственностью;

2) во взаимоотношениях с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на территории муниципального образования;

3) по финансовому обеспечению муниципального хозяйства;

4) в сферах земельных отношений, недропользования и охраны окружающей среды;

5) в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

6) в сфере предпринимательства.

К ведению муниципальных образований в сфере управления муниципальной собственностью относится формирование соответствующих органов, необходимых для эффективного управления муниципальным имуществом. К ним относятся: комитет по управлению муниципальным имуществом; отдел экономического прогнозирования, финансовый отдел и др. Их правовой статус также определяется муниципальными правовыми актами.

Деятельность органов местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом должна основываться на определенных принципах:

а) использование муниципального имущества как инструмента экономического развития территории;

б) использование имущества по целевому назначению с извлечением максимального социального и (или) экономического эффекта;

в) поддержание муниципального имущественного комплекса в работоспособном состоянии;

г) эффективная реализация муниципального имущества, по тем или иным причинам не приносящего социального и (или) коммерческого эффекта;

д) приобретение (или создание вновь) имущества, необходимого для решения социальных задач.

Деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью самым тесным образом связана с приватизацией муниципального имущества. Правовой основой деятельности органов местного самоуправления б этой сфере являются положения Федерального закона от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества».

При приватизации муниципального имущества используются следующие способы приватизации:

1) продажа муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, на специализированном аукционе;

2) продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

3) продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, их работникам;

4) выкуп арендованного муниципального имущества;

5) преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находится в муниципальной собственности;

6) внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

7) отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, владельцам муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

Деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью самым тесным образом связана с организацией их взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности.

В Гражданском кодексе (ст. 113) предусматривается создание муниципальных унитарных предприятий — коммерческих организаций, не наделенных правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество, являющееся муниципальной собственностью и находящееся на балансе муниципального предприятия, принадлежит предпри­ятию на праве полного хозяйственного ведения.

Важную роль в привлечении предприятий, организаций к решению вопросов социально-экономического развития играет муници­пальный заказ -это совокупность заключаемых муни­ципальных договоров (контрактов) с хозяйствующим субъек­том (юридическими и физическими лицами) на выполнение оп­ределенного вида работ, оказание услуг, поставку товаров, фи­нансируемых из местного бюджета.

В области хозяйственного строительства органы местного самоуправления осуществляют деятельность по планированию комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Действуя в указанном направлении, органы местного самоуправления разрабатывают, утверждают и организуют выполнение планов и программ комплексного экономического и социального развития муниципального образования, утверждают отчеты о выполнении таких планов и программ. При этом принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Для осуществления органами местного самоуправления хозяй­ственного строительства используются соответствующие средства местного бюджета.

В области хозяйственной деятельности органы местного самоуправления призваны, кроме этого, решать вопросы контроля за использованием земель на территории муниципального образо­вания.

Основанием внесения земельных участков в перечень земель­ных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих участков в состав: а) земель особо охраняемых природных территорий местного зна­чения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности; б) зе­мель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунк­тов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назна­чения и др.; в) земель запаса в границах муниципальных образова­ний, если на них не располагается недвижимое имущество, находя­щееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в госу­дарственной собственности.

Органы местного самоуправления планируют использование зе­мель, находящихся в их ведении, разрабатывают, утверждают гене­ральные планы муниципальных образований, документацию по планировке территории, резервирование и изъятие, в том числе пу­тем выкупа, земельных участков в границах поселения, городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного кон­троля за использованием земель поселения, городского округа, межселенных территорий в муниципальном районе.

Органы местного самоуправления призваны активно участвовать в осуществлении деятельности по охране окружающей среды. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в сфере охраны окружающей среды предусматривает:

• организацию в границах городского округа, муниципального района мероприятий (в муниципальном районе — межпоселенческого характера) по охране окружающей среды;

• организацию и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, городского округа, за исключением объектов, где экологический контроль осуществляют федеральные органы государственной власти;

• организацию благоустройства и озеленения территории поселения, городского округа, использование и охрану городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

• организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в поселении;

• организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в муниципальном районе;

• организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городском округе.

Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются положения Жилищного кодекса Российской Федерации, законов Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (1992 г.) и «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (1991 г.), Федерального закона от «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в жилищной сфере и в сфере коммунальных услуг.

В соответствии с Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений и городских округов в жилищной сфере относятся:

1) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;

2) организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда;

3) создание условий для жилищного строительства.

В сфере предпринимательства: Поддерживая малое предпринимательство, органы местного самоуправления принимают муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства, которые включают следующие основные положения:

а) меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на местном уровне;

б) перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

в) меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

г) меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи и др.

Наши рекомендации