Полномочия органов местного самоуправления в области хозяйственного строительства
Органам местного самоуправления принадлежит особая роль в решении вопросов управления муниципальным хозяйством на своей территории.
Полномочия в этой сфере:
1) по управлению муниципальной собственностью;
2) во взаимоотношениях с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на территории муниципального образования;
3) по финансовому обеспечению муниципального хозяйства;
4) в сферах земельных отношений, недропользования и охраны окружающей среды;
5) в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
6) в сфере предпринимательства.
К ведению муниципальных образований в сфере управления муниципальной собственностью относится формирование соответствующих органов, необходимых для эффективного управления муниципальным имуществом. К ним относятся: комитет по управлению муниципальным имуществом; отдел экономического прогнозирования, финансовый отдел и др. Их правовой статус также определяется муниципальными правовыми актами.
Деятельность органов местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом должна основываться на определенных принципах:
а) использование муниципального имущества как инструмента экономического развития территории;
б) использование имущества по целевому назначению с извлечением максимального социального и (или) экономического эффекта;
в) поддержание муниципального имущественного комплекса в работоспособном состоянии;
г) эффективная реализация муниципального имущества, по тем или иным причинам не приносящего социального и (или) коммерческого эффекта;
д) приобретение (или создание вновь) имущества, необходимого для решения социальных задач.
Деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью самым тесным образом связана с приватизацией муниципального имущества. Правовой основой деятельности органов местного самоуправления б этой сфере являются положения Федерального закона от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества».
При приватизации муниципального имущества используются следующие способы приватизации:
1) продажа муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, на специализированном аукционе;
2) продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
3) продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, их работникам;
4) выкуп арендованного муниципального имущества;
5) преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находится в муниципальной собственности;
6) внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
7) отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, владельцам муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.
Деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью самым тесным образом связана с организацией их взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности.
В Гражданском кодексе (ст. 113) предусматривается создание муниципальных унитарных предприятий — коммерческих организаций, не наделенных правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество, являющееся муниципальной собственностью и находящееся на балансе муниципального предприятия, принадлежит предприятию на праве полного хозяйственного ведения.
Важную роль в привлечении предприятий, организаций к решению вопросов социально-экономического развития играет муниципальный заказ -это совокупность заключаемых муниципальных договоров (контрактов) с хозяйствующим субъектом (юридическими и физическими лицами) на выполнение определенного вида работ, оказание услуг, поставку товаров, финансируемых из местного бюджета.
В области хозяйственного строительства органы местного самоуправления осуществляют деятельность по планированию комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Действуя в указанном направлении, органы местного самоуправления разрабатывают, утверждают и организуют выполнение планов и программ комплексного экономического и социального развития муниципального образования, утверждают отчеты о выполнении таких планов и программ. При этом принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Для осуществления органами местного самоуправления хозяйственного строительства используются соответствующие средства местного бюджета.
В области хозяйственной деятельности органы местного самоуправления призваны, кроме этого, решать вопросы контроля за использованием земель на территории муниципального образования.
Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих участков в состав: а) земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности; б) земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения и др.; в) земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.
Органы местного самоуправления планируют использование земель, находящихся в их ведении, разрабатывают, утверждают генеральные планы муниципальных образований, документацию по планировке территории, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения, городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения, городского округа, межселенных территорий в муниципальном районе.
Органы местного самоуправления призваны активно участвовать в осуществлении деятельности по охране окружающей среды. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в сфере охраны окружающей среды предусматривает:
• организацию в границах городского округа, муниципального района мероприятий (в муниципальном районе — межпоселенческого характера) по охране окружающей среды;
• организацию и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, городского округа, за исключением объектов, где экологический контроль осуществляют федеральные органы государственной власти;
• организацию благоустройства и озеленения территории поселения, городского округа, использование и охрану городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
• организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в поселении;
• организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в муниципальном районе;
• организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городском округе.
Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются положения Жилищного кодекса Российской Федерации, законов Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (1992 г.) и «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (1991 г.), Федерального закона от «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в жилищной сфере и в сфере коммунальных услуг.
В соответствии с Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений и городских округов в жилищной сфере относятся:
1) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;
2) организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда;
3) создание условий для жилищного строительства.
В сфере предпринимательства: Поддерживая малое предпринимательство, органы местного самоуправления принимают муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства, которые включают следующие основные положения:
а) меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на местном уровне;
б) перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
в) меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;
г) меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи и др.