Территориально-географические ресурсы
Территория государства в совокупности с его месторасположением является важнейшим ресурсом его внешней политики. Внешняя политика государства во многом является производным от его размеров, местонахождении на карте мира, степени протяженности его границ, геополитических преимуществ либо недостатков, которые проистекают из его территориально-географических характеристик. Все это напрямую влияет на его позиционирование на международной арене, во многом определяет его роль на региональном и глобальном уровнях.
Французский философ и просветитель Шарль Монтескье был одним из первых, кто выявил зависимость между географическим расположением государства и характером населяющего его народа, особенностями политической культуры и даже общественным строем. Как правило, внешнеполитический потенциал государства в значительной мере определяется размерами его территории, благоприятными либо суровыми климатическими условиями, наличием выхода к морям и океанам, близостью к международным торговым путям.
Территория России занимает около 17 млн кв. км (1/8 часть суши). По этому показателю Россия занимает первое место в мире. Однако примерно 11 млн кв. км ее территории расположены в суровых климатических условиях и мало пригодны для проживания и экономической деятельности. Россия имеет самую протяженную в мире границу (60 тысяч км) и граничит с 16 государствами мира. Наиболее протяженная граница у России с Казахстаном (7,5 тысячи км), с Китаем (4,5 тысячи км) и с государствами ЕС (2257 км). Занимая центральное положение на Евразийском континенте, Россия одновременно присутствует и в европейском регионе, и в Азии. Самая протяженная береговая линия в Северном Ледовитом океане подчеркивает статус России как главной арктической державы, а таяние арктических льдов предоставляет ей возможность стать первоклассной морской державой, имеющий прямой беспрепятственный выход в Мировой океан. На юге Россия граничит с государствами Центральной Азии и Закавказья, которые соединяют ее с регионом Среднего Востока и Южной Азии.
Распад СССР отодвинул Россию на рубежи 16-17 веков, при этом наиболее серьезные потери страна понесла на Балтике и в Черноморском регионе. С выходом из состава СССР прибалтийских государств, а также других республик Россия потеряла важные в стратегическом плане территории, на которых располагались военные объекты – аэродромы, порты, радиолокационные станции, пункты базирования подводных лодок и т.п. На Западе и на Юге Россия оказалась окружена поясом новых независимых государств, которые ранее входили в состав СССР, а прежде Российской империи. В составе России появилось множество новых приграничных регионов (около 45, то есть более половины из числа субъектов РФ), которые испытали на себе воздействие негативных процессов, связанных с незаконной миграцией, трансграничной преступностью, а также были вынуждены взяться за решение проблем безопасности.
Огромная протяженность российских границ дает ей уникальную возможность использования своего транзитного потенциала. Среди наиболее значимых проектов следует упомянуть Транссибирскую железную дорогу, которая способна превратиться в важнейший транзитный маршрут XXI века из Азии в Европу, международный транспортный коридор Север-Юг, который свяжет страны Северной Европы через Великий Волжский путь со странами Персидского залива и Южной Азии, а также Северный морской путь, который предложит скоростной и экономически выгодный путь транспортировки грузов из Европы в Восточную Азию.
Обладание огромной территорией дает стране большие возможности, но вместе с тем и создает определенное напряжение, связанное с охраной границ и обеспечением национальной безопасности. С одной стороны, самые протяженные в мире границы и присутствие в различных регионах мира превращает Россию в наиболее влиятельного игрока на евразийском континенте, предоставляет ей возможность проведения многовекторной политики, а также усиливает ее роль в осуществлении интеграционных проектов на пространстве бывшего СССР при участии стран ближнего и дальнего зарубежья.
Вместе с тем, для России остро стоит и проблема открытых или завуалированных территориальных претензий со стороны сопредельных государств. Прямые территориальные претензии России предъявляет Япония, претендующая на 4 острова Курильской гряды (Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи). На этом фоне примером ответственного подхода к территориальному разграничению являются российско-китайские отношения. В 1991, 1994 и 2005 годах между Москвой и Пекином были подписаны соглашения об урегулировании отдельных приграничных вопросов, и в настоящий момент вопрос потерял прежнюю остроту. Более того, признавая территориальную целостность Китая и КНР как его единственного законного представителя, Россия получила в ответ аналогичные признание территориальной целостности со стороны своего восточноазиатского партнера и соседа.
Говоря о скрытых или завуалированных притязаниях к России, следует привести в пример позицию ряда общественных движений Финляндии, которые обсуждают планы «возвращения» Карелии в состав Финляндии, то есть фактически ставят под вопрос итоги зимней советско-финской войны 1939-1940 годов, итоги Второй мировой войны, а также положения договора о дружбе и взаимной помощи между СССР и Финляндией от 6 апреля 1948 года. Однако официальный Хельсинки никогда не ставил вопрос о территориальных претензиях перед российским руководством.
Объектом территориальных претензий к России со стороны Латвии и Эстонии выступали Пыталовский и Печерский районы Псковской области. В СМИ Литвы и Германии обсуждается тема возвращения Калининградской области. Литовские СМИ апеллируют к тому, что часть бывшей Восточной Пруссии некогда входила в состав литовского государства. Похожий исторический экскурс при поддержке ряда депутатов бундестага проводят и немецкие СМИ, однако на официальном уровне территориальных претензий к России Германия не предъявляет. Причиной является то, что договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 26 сентября 1990 года поставил финальную точку в вопросе об установлении окончательных границ этой страны.
Наконец, особую остроту приобрели российско-украинские отношения. Начиная с 1990-х годов, Россия вела длительные переговоры с Украиной по согласованию границы в Азово-Черноморском бассейне, по вопросу о статусе Севастополя и Черноморского флота, однако наталкивалась на жесткую позицию Киева.
Подписание «большого» договора между Москвой и Киевом в 1997 году фактически означало признание территориальной целостности Украины со стороны России, однако признание не было односторонним шагом, а ставилось в прямую зависимость от развития дружеских отношений между двумя странами, а также от соблюдения взятых на себя Украиной экономических обязательств. Возвращение Крыма и Севастополя в состав России, произошедшее в мае 2014 года по результатам проведенного референдума, расставило новые акценты в отношениях двух стран, которые в настоящий момент далеки от партнерских.
Все это дестабилизирует ситуацию на юго-западных границах России. На южных границах Россию подстерегает иная угроза – нелегальная миграция, распространение идеологии радикального ислама, а также наркоторговля. В частности, из Афганистана транзитом через территорию Казахстана и других стран Центральной Азии в Россию попадает до 93% марихуаны, до 85% гашиша и до 78% опия.[2] Все это требует от России комплексных усилий по защите безопасности своих границ.
Таким образом, Россия может использовать территориально-географические ресурсы и для развития взаимовыгодной торговли, и для создания транзитных транспортных магистралей, и для участия в многосторонних интеграционных проектах как в Европе, так и в Азии. Вместе с тем, наличие огромной территории возлагает на государственную власть России обязанность защиты суверенитета и охраны ее протяженных границ.
Экономические ресурсы
В рамках системы международных отношений каждое государство занимает свое место как на региональном, так и на глобальном уровне, что связано с его политическим, военным, экономическим, культурным и прочим потенциалом, а также с той ролью, которое это государство играет в данной системе международных отношений. Исторически ни одна из систем международных отношений не отличалась стабильностью. Любая подобная система переживала процесс становления, развития и разрушения.
Разрушение прежней системы международных отношений и создание новой, как правило, сопровождалось кровопролитными конфликтами и войнами, которые на протяжении последнего столетия носили характер мировых. Однако в мирное время динамика отношений между государствами во многом определяется экономической конкуренцией, борьбой за мировые, региональные и национальные рынки. Чем более развитая экономика у государства – тем более устойчивое место оно занимает в системе международных отношений.
Для анализа экономического потенциала России можно использовать ряд общепринятых показателей, таких как валовой внутренний продукт, ВВП на душу населения, размер и структура внешнего долга, место страны в мировой торговле, доля страны на рынках высоких технологий, расходы на НИОКР, структура экспорта и импорта и множество других.
По данным Росстата, ВВП России в 2013 году составил около 2 трлн долларов США (8 место в мире). Показатель ВВП на душу населения за этот же период времени составил 15 650 долларов США (46 место в мире). В 2012 году на долю России приходилось 2,6 процента мирового экспорта товаров и услуг.
В этом контексте обращают на себя внимание следующие моменты. Основу экономики России составляет экспорт газа, нефти и нефтепродуктов. Так, если в начале 1990-х годов на долю экспорта минеральных ресурсов приходилось около 43% российского экспорта, то в 2011 году этот показатель преодолел планку в 70 процентов. Одновременно значительно сократилась доля машин и оборудования в российском экспорте. За последние 10 лет этот показатель упал более чем вдвое и ныне составляет около 4%.[3] При этом половина приходится на продукцию оборонно-промышленного комплекса. Таким образом, можно вести речь о гипертрофированной роли сырьевого сектора российской экономики и опасной тенденции технологического отставании России от ведущих стран мира.
По расходам на НИОКР Россия замыкает десятку мировых лидеров с показателем в 1 процент от ВВП (в СССР этот показатель составлял 5 процентов). Лидером по данному показателю остаются Япония (3,3% от ВВП), США (2,7 процента ВВП), страны ЕС (2 процента) и Китай (1,4 процента от ВВП). Следует отметить, что Россия заметно отстала от мировых лидеров вследствие того, что в 1990-е годы расходы на НИОКР не превышали 0,3 процентов ВВП страны. Неудивительно, что место России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет менее 1 процента. Лидером по данному показателю являются США (39%), 30% проходится на Японию, 16% на Германию и примерно 6% на Китай.
Государственный внешний долг России по состоянию на 2014 год составлял 53,6 млрд долларов США. С 2000 года долг уменьшился более чем на 100 млрд долларов США и сохраняет тенденцию к сокращению. Вместе с тем, общий внешний долг (учитывающий долги частных кредитных организаций и нефинансового сектора) по данным ЦБ России за последние 15 лет стремительно увеличивался и составил 720 млрд долларов США.[4]
Резюмируя сказанное, следует отметить, что экономические ресурсы России не позволяют ей претендовать на статус сверхдержавы, однако дают возможность играть значимую роль на евразийском континенте.