Понятие и структура нормы права. Норма права - признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило
Норма права - признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.
По своей структуре включает в себя 3 элемента:
Гипотеза дает нам ответ на вопрос: при каких обстоятельствах необходимо руководствоваться данной нормой;
диспозиция – какое правило поведения закрепляется, указывает на те права и обязанности, на страже которых стоит государство;
санкция – называет поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы.
Понятие и формы права. Соотношение государства и права.
Право представляет собой совокупность общеобязательных для всех правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством и охраняемых его силой.
Правовое государство – это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.
Право, как и государство, есть продукт развития общества на определенном его этапе. Право развивается вместе с государством, с которым находится в тесной взаимосвязи. Эта взаимосвязь проявляется в следующем:
1. Право не может развиваться и функционировать без государства, ибо государство – это тот политический механизм, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения (юридических норм).
Право – результат правотворческой деятельности государства, соответствующих компетентных органов (парламента, правительства и т.д.). Нормы поведения становятся общеобязательными, юридическими нормами, коль скоро они с одобрения общества устанавливаются (либо санкционируется) государством.
1. Государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Именно государственная охрана, возможность государственного принуждения, стоящие за правом, и отличают правовые нормы от других социальных норм, действующих в обществе (н-р, нравственность).
2. Не только право нуждается в государстве, но и государство в праве. Оно не может нормально и эффективно функционировать, не опираясь на право.
Понятие и классификация принципов права.
При́нципы пра́ва — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования. Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.
Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым — принцип состязательности в гражданском процессуальном иуголовно-процессуальном праве.
Общеправовые (общие) выражают общее в содержании всех отраслей права, представляют собой исходные начала внутри отраслевой правотворческой и правоприменительной деятельности государства.
К числу этих принципов, в частности, относятся следующие:
· верховенства права
· законности
· равенства всех перед законом (равноправия)
· взаимной ответственности личности и государства
· ответственности при наличии вины
Межотраслевые выражают общее в содержании нескольких смежных (родственных) отраслей права (например, общими для таких отраслей права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право, являются принцип гласности судопроизводства и принцип состязательности при отправлении правосудия).
Отраслевые лежат в основе содержания той или иной отрасли права и выражают особенности той или иной конкретной отрасли права.
Политический режим.
Государственный (политический) режим означает совокупность методов осуществления государственной власти (демократический, авторитарный и т.д.).
Демократия – политический режим, основанный на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с предоставлением широкого круга гражданских прав и свобод.
Авторитаризм – политический режим, при котором политческая власть осуществляется конкретным лицом или органом посредством ограничения политических прав и политического поведеня как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций.
Тоталитаризм – разновидность авторитарного политического режима, которая характеризуется полным контролем государства над всеми сферами жизни общества, ограничением и нарушением прав личности.
Формы государства.
Форма государства – это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением. Она включает в себя три связанных между собой института: форму правления, форму государственного устройства и государственный режим.
Монократическая форма государства - В основе организации государственной власти лежит принцип единовластия. Государственная власть сосредоточена в руках либо одного лица, либо одного государственного органа или системы определённого рода государственных органов.
Поликратическая форма государства - Характеризуется разделением властей, существованием нескольких центров власти в масштабе государства, определённой децентрализацией управления территориями, в государственном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с регулярным проведением выборов, поисками компромиссов и консенсуса, гарантией прав граждан.
Сегментарная форма государства - Промежуточная форма, она существует в условиях, когда в обществе доминирует сравнительно широкий слой олигархии, но элита, стоящая во главе узка и по существу иногда замыкается на одном должностном лице — президенте.