Национальная безопасность россии: концептуальное оформление
Н. С. Лабуш
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
СОДЕРЖАНИЕ, КОНЦЕПЦИЯ И СТРАТЕГИЯ
Монография
Санкт-Петербург 2011
Монография «Национальная безопасность РФ: содержание, концепция и стратегия» подготовлена доктором политических наук, заслуженным военным специалистом Российской Федерации профессором ЛАБУШЕМ Николаем Сергеевичем и является продолжением работы автора «Государство, силовой механизм, вооруженные силы». В настоящей монографии излагаются теоретические вопросы исследования проблем национальной безопасности, ее концептуальное оформление, предлагается авторское прочтение текста «Стратегии национальной безопасности РФ», отраженное в наглядных схемах.
Использование данной работы в учебном процессе призвано активизировать познавательную творческую активность курсантов в часы самостоятельной подготовки к семинарским и практическим занятиям.
Выражаю признательность Н. А. Конзалаевой за помощь в форматировании текста и технической правке схем.
Ответственный редактор - кандидат психологических наук И. В. Осипчук
ВВЕДЕНИЕ
Формирующийся многополярный мир сложен и многообразен. Те глубинные изменения, которым подверглось мировое сообщество в последнее время, обусловили пересмотр позиций многих государств мира в вопросах внутренней и внешней политики.
Разрешились благополучным исходом или значительно смягчились некоторые ставшие традиционными противоречия между странами. Но в результате изменения геополитической ситуации, кардинальных социально-политических трансформаций в ряде государств произошли подвижки в осознании потребностей развития, самосохранения и обеспечения безопасности.
Все это создает значительные сложности в процессе становления российской государственности, утверждения роли страны на международной арене. Политика России на форсирование своего вхождения в число высокоразвитых стран столкнулась с комплексом внутригосударственных и международных проблем, часто имеющих характер опасностей и угроз. Обеспечить безопасное развитие личности, общества и государства в значительной мере поможет осознание интересов общенационального развития стран, выявление существующих и потенциальных опасностей, принятие своевременных мер по их предотвращению.
Российское общество по-прежнему переживает глубокие экономические, социально-политические, духовно-нравственные и военно-оборонные трансформации. Нет ни одной области и сферы в государстве и обществе, которых бы не коснулись преобразования последних лет. Усилия, предпринимаемые управленческими властными структурами самых разных уровнен, по стабилизации общества, созданию позитивного созидательного потенциала привели к определенному успеху.
В теории и практике, на научных симпозиумах и политических митинговых баталиях все больше внимания уделяется проблеме безопасности. Безопасность стала одной из ключевых категорий современной теории и практики государственного управления, употребляемой довольно часто и в самых различных аспектах: от государственной безопасности до безопасности личности.
Кардинальные социально-политические изменения в мире, последствия процесса научно-технической революции, осмысление учеными и политиками результатов военного соперничества стран обусловили необходимость обращения к проблемам глобальной и международной безопасности. Человеческие общности, несмотря на бурный прогресс в области технологий, естественных и гуманитарных наук, теории и практики политической деятельности, стали очень восприимчивы к внутренним и внешним угрозам.
Последние десятилетия XX столетия привели к снижению конфронтации в международных отношениях. Начало нового XXI убедило мировое сообщество в серьезных намерениях России войти в семью цивилизованных государств, строить внешнюю политику на основе норм международного права, реформировать внутреннюю жизнь, руководствуясь принципами правового социального государства.
Хотя риск возникновения новой мировой войны, перерастания очагов локальной напряженности в региональные конфликты и воины снизился, на мировое сообщество продолжают воздействовать не менее опасные факторы. Это обострение противоречий, связанных с глобализаций и неравномерным развитием стран в различных регионах мира, негативные последствия производственной деятельности человека, угроза экологической безопасности и др. К этому следует присовокупить последствия экономического кризиса и издержки реформирования, возникающие в результате распада отдельных стран, территориальные претензии и усиление международного терроризма. 4
Рядом с морально-психологической раскованностью, идеологическим плюрализмом, свободой выбора в самом широком смысле соседствует резкая дифференциация общества, снижение жизненного уровня и социальной защищенности слоев населения, составлявших в прежние годы средний класс, глубокий структурный кризис, разгул преступности, распространение опасных заболеваний и другие негативные факторы, которые значительно затрудняют внутреннее развитие страны. Ситуация требует комплексного осмысления вопросов внутренней и внешней безопасности, органического соединения научной мысли с практикой российского государственного строительства в условиях новых реалий и новой модели безопасности[1].
В это критическое время перспективы развития страны в решающей мере зависят от того, насколько она может защитить себя, свои жизненно важные интересы.
До недавнего времени отечественные разработки проблем безопасности относились главным образом к сфере военной безопасности государства, направленной на противодействие внешним угрозам.
Указом Президента № 1300 от 17 декабря 1997 г. была утверждена «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», в которой был подведен итог работы широкого круга ученых, политиков, военных над документом, имеющим важнейшее теоретическое и практическое значение. Больше чем на десять лет Концепция была определяющим документом в политике, стратегии, в деятельности всего механизма национальной безопасности страны.
Новые внешние и внутренние реалии стали причиной появления нового документа по национальной безопасности, работа над которым была
5начата в 2004 г. По мнению ряда специалистов, назрела необходимость учега всех современных реалий быстроменяющегося мира и их преломления в стратегические концепции дальнейшею развития страны. В итоге «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» была утверждена указом Президента РФ 12 мая 2009 г.
В основу Стратегии положены ключевые концептуальные установки развития России и обеспечения национальной безопасности, сформулированные в Послании Президента Федеральному собранию 5 ноября 2008 I. По мнению Президента, пришло время заменить Концепцию национальной безопасности, принятую в 1997 г., т. к. Россия стала совсем другой, перешагнула переходный период, начала развиваться уверенно. устойчиво, вышла на качественно новый долгосрочный стратегический путь развития. И главное, считает президент - у нас появилась возможность не просто смотреть в будущее, но и участвовать в формировании этого будущего.
Стратегия является базовым документом, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности, и основой для взаимодействия органон государственной власти, организаций и общественных объединений для зашиты национальных интересов РФ и обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Основная задача стратегии состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов. В целом в стратегии уточняются цели, важнейшие направления и задачи развития системы обеспечения национальной безопасности страны.
Впоследствии на основе Стратегии национальной безопасности была подготовлена Военная доктрина и Доктрина продовольственной безопасности на период до 2020 г. 6
Несмотря на то, что с утверждением Стратегии Концепция национальной безопасности утратила юридическую силу, необходимо подтвердить ее важное методологическое значение. Именно поэтому в настоящем исследовании автор обращается к Концепции, прослеживая, с одной стороны, преемственность документов, а с другой некоторую противоречивость, вызванную особенностями современного пана социального развития и изменением приоритетов государственной политики. Если в Концепции национальной безопасности в редакции 1997 и 2000 II., приоритет был за безопасностью личности, общества и государства, то в новой Стратегии на первый план вышли национальная оборона, государственная и общественная безопасность.
В задачу настоящей работы входит рассмотрение сущности национальной безопасности и ее составляющих, анализ основных положений концепции национальной безопасности РФ, структурно-логическое авторское прочтение Стратегии национальной безопасности РФ. Не претендуя на полноту освещения всех аспектов обозначенной проблематики, автор концентрирует внимание на узловых вопросах, рассчитывая, что работа поможет интересующимся ной проблемой при изучении соответствующих тем в курсе гуманитарных и социально-экономических дисциплин. 7
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
На протяжении всего исторического развития безопасность была и остается первостепенной и жизненно важной для социума, а сама проблема привлекала к себе пристальное внимание философов, социологов, экономистов, поли гиков и государственных деятелей.
История доказывает конкретными примерами, что пренебрежительное отношение к обеспечению своей безопасности неминуемо приводило к гибели государств, обществ, культур, цивилизаций.
Безопасность в современной российской и западной научной литературе рассматривается под углом зрения различных подходов. Психологического - как ощущение, восприятие и переживание потребности в защите жизненных (духовных, витальных и материальных) интересов людей, юридического - как система установления законами правовых гарантий защищенности личности и общества, обеспечение их нормальной жизнедеятельности, прав и свобод, философско-социологичсского - как состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, ею структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности, оптимальное соотношение свободы и необходимости.
Словари толкуют понятие безопасности достаточно просто: «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности»[2], «отсутствие опасности»[3]. 8
В этом смысле понятие «безопасность» применимо к различным объектам: личности, государству, обществу, мировому содружеству. Оно используется и при характеристике состояния различных сфер: экономической, социальной, политической, военной, культурной, а также информационной, технологической и т. д.
Однако такое состояние, когда отсутствуют какие-либо угрозы, является идеальным и вряд ли достижимым на практике. В реальности всегда существует определенная опасность или возможность се возникновения. Поэтому в понятие «безопасность» целесообразно включать и способность общества противостоять возможным угрозам.
Опасность это вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения ущерба интересам общества. Иногда понятия «опасности» и «угрозы» отождествляют, считая различия между ними незначительным. Но все же правильнее трактовать опасность как некоторую вероятное п. нанесения ущерба. Это значит, что она может существовать при отсутствии угрозы, и только в определенных условиях опасность может достичь характера угрозы.
Угроза - это реальная, непосредственная возможность нанесения ущерба жизненно важным интересам. Ее характеризуют четыре важнейших признака.
Во-первых, это динамическая возросшая опасность.
Во-вторых, демонстрация готовности совершить насилие для причинения ущерба.
В-третьих. угроза понимается как намерение одних субъектов причинить ущерб другим. В-четвертых, она есть наивысшая степень превращения возможного ущерба в действительность.
До недавнего времени в отечественной теории отсутствовали понятия «национальная безопасность», «военная безопасность». В прежние годы безопасность в основном сводилась к проблемам защиты, которые рассматривались в ленинском учении о защите социализма, в марксистско-ленинском учении о войне и армии. В достаточно общем смысле использовалась категория государственная безопасность». 9
В действовавшей ранее концепции государственной безопасности СССР по понятие связывалось не только с обслуживанием политических отношений, обеспечением незыблемости государственною и общественного строя, велением классовой борьбы в специфических формах, как внутри страны, так и на международной арене, но и с защитой экономики, государственной и военной тайн, с борьбой органов государственной безопасности С военными и научно-техническими разведками зарубежных государств и др.[4] .
Действительно, если понятие безопасность используется давно, то термин «национальная безопасность» появился по историческим меркам недавно. Впервые это понятие было использовано в 1904 г. в Послании Президента США Теодора Делано Рузвельта Конгрессу, в котором он обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности».
В 1947 г. Кон фесе США принял закон «О национальной безопасности», согласно которому был создан существующий и сегодня Совет национальной безопасности (СНБ). В нем разрабатывается система целей, интересов, угроз и приоритетов национальной политики. С 1971 г. действует подкомитет СПБ, устанавливающий приоритеты СШЛ. К разработке проблем национальной безопасности активно подключились и западноевропейские политики и ученые. В СССР проблема национальной безопасности официально не разрабатывалась. Она как бы включалась в привычную для советского времени категорию «обороноспособность». Отечественная социально-политическая мысль занялась вопросами национальной безопасности с конца 80-х начала 90-х гг. прошлого столетия. 10
Осмысление проблемы национальной безопасности с начала 1990 г. предпринималось в рамках комитета Верховного Совета СССР по обороне и госбезопасности. Были созданы Фонд национальной и международной безопасности, ряд инициативных групп. Результатом многолетней работы наших ученых и депутатов явился Закон РФ «О безопасности», который был принят Верховным Советом России 5 марта 1992 г. В соответствии с этим законом безопасность рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Термин «национальная безопасность» впервые использован в ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г., а его определение дано в первом Послании Президента РФ Федеральному собранию «О национальной безопасности» в 1996 г.
Использование термина «национальная безопасность» в условиях многонациональной страны вызывает вопрос: о безопасности какой нации идет речь? В Америке и Англии, где традиционно не разделяют понятия «Страна», «нация», национальная безопасность тождественна понятию безопасности страны, государства. В условиях многонациональной страны термин «национальная безопасность» на бытовом уровне может восприниматься как межнациональное этническое явление. Но в отечественной научной литературе термин «национальная безопасность» стал употребляться в значении государственной, а не этнической организации, т. к. безопасность вместе с территориальной целостностью и суверенитетом всегда относилась к вопросам, представляющим общий национальный интерес.
Расхождения интересов национальной и государственной безопасности должны быть минимальными пли вообще отсутствовать, т. к. нация и государство образуют симбиоз, в котором именно государство воплощает национальную волю, национальный интерес. Другое дело, что в таком многонациональном государстве, как Россия, по-особому стоит проблема поиска и формирования национальной идеи, способной выразить общегосударственный интерес и сплотить граждан независимо от особенностей их государственно-национальной принадлежности. Чтобы не создавать дополнительные смысловые трудности. целесообразно употреблять понятия «безопасность России» и «национальная безопасность Российской Федерации» как тождественные.11
В научной литературе существуют различные взгляды на понятие «национальная безопасность». По-прежнему широко распространенным является мнение о том, что национальная безопасность идентична безопасности государства. Считается, что безопасность - это «совокупность факторов, обеспечивающих жизнеспособность государства, и в первую очередь его возможность нейтрализовать, отразить возникающие внешние угрозы и действовать в соответствии со своими интересами»[5].
Еще недавно некоторые авторы сводили национальную безопасность лишь к одному се виду - военной безопасности. Они полагали, что «суть безопасности составляет обеспечение физического выживания общества, его дееспособности перед угрозой и В холе применения вооруженной силы со стороны других субъектов международных отношении, сохранение суверенитета и территориальной целостности»[6].
Некоторые ученые предлагают определение, где основной идеей является деятельная сторона, связанная с угрозами. По мнению В. Серебрянникова, «безопасность есть деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз. способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый
(недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для прогрессивного развития»[7].12
Группа ученых из Военно-морской академии под безопасностью Российской Федерации понимает «комплекс внутренних и внешних факторов устойчивого и эффективного функционирования всех сфер жизни общества и государства как единого образования со всеми структурами в интересах свободной реализации творческих потенциалов всех граждан, независимо от национальной принадлежности»[8].
Мы присоединяемся к тем ученым, которые считают наиболее полным, удачным и лаконичным определение безопасности, содержащееся в Законе РФ «О безопасности», принятом в 1992 г., где безопасность определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»[9].
Очевидно, что центральное место в структуре национальной безопасности принадлежит национальным интересам, проявляющимся как во внутренних, так и внешних аспектах. В зависимости от характера интересов и угроз но-разному решаются проблемы безопасности.
Объектами национальной безопасности выступают личность, Общество и государство. И хотя их функционирование относительно самостоятельно, между собой они тесно взаимосвязаны. Ранжировать их, определять среди них более значимые некорректно, т. к., по сути, они представляют собой целостную систему. Личность в этой системе есть высшая цель общественно-политическою и социально-экономическою развития страны. Общество - это социальная среда и необходимое условие творчества личности в системе социальных отношений, а государство - организационно-политический механизм реализации общественных отношений и обеспечения гарантий нрав граждан.13
Таким образом, речь идет «не о декларативном использовании понятия «прав человека», а об ориентации общественной системы на укрепление естественной основы развития государства и его творческого потенциала, каковой является духовно и интеллектуально развитая личность»[10].
Тесно переплетены и взаимосвязаны интересы личности, государства и общества. Так, интересы личности - в реальном обеспечении прав и свобод, личной безопасности, в повышении уровня жизни, во всестороннем развитии. Государственные интересы заключаются в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, в установлении стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества. Интересы общества - это упрочение демократии, поддержание общественного согласия, повышение духовности и сознательной активности населения.
Как отмечалось выше, содержание понятия «безопасность» постоянно изменялось, но мерс развития человечества и системы международных отношений. Еще в недавнем прошлом безопасность государства и общества сводилась к обороне страны от военной угрозы и обеспечивалась исключительно военной силой. С точки зрения политики безопасности, военная сила всегда рассматривалась как главный ее компонент. Но сколь ни велико значение военной силы для обороны, сила политики все же способна превосходить её. 14
Со временем содержание безопасности стало гораздо более сложным, включающим в себя, прежде всего, политические, затем экономические, социальные, морально-психологические и военные компоненты. Накопление вооружений, их новый качественный уровень, формирование целостности мирового сообщества, взаимосвязи и взаимозависимое си интересов государств, изменение в критериях безопасности привели к усложнению сущности понятия безопасности, многоаспектное и противоречивости угроз не только в военной, но и в социально-экономической, политической, энергетической, транспортной, информационной, экологической и других сферах. Так трактует это понятие Закон РФ «О безопасности».
Национальная безопасность взаимосвязана с такими явлениями, как-международная и коллективная безопасность, которые обуславливают друг друга. Национальная безопасность - базовый, единичный элемент региональной и всеобщей безопасности, которые выступают условием и средой обеспечения национальной безопасности. Их соотношение определяется тем, что государство стремится защитить и реализовать собственные интересы, а мировое содружество выражает общий, коллективный интерес всего человечества. Защищенность интересов отдельного государства находится в зависимости от объединенных усилий всех представителей земной цивилизации в лице международных организаций. В настоящее время сложно разделить национальный и международный уровни безопасности, т.к. их взаимопереплетение, взаимообусловленность все больше определяют благополучие и перспективы развития народов.
Предпосылками сближения мирового сообщества стали тенденции развития международных хозяйственных связей, торговли, достижений науки и техники в области новых технологий и средств коммуникаций. Но самым главным И действенным интегратором человечества все же выступают опасности, порожденные явной неспособностью даже сверхдержав решить глобальные проблемы в одиночку. 15
К объединению усилий в области безопасности призывает и негативный опыт конфронтации военных блоков. Он свидетельствует о нарастании реальной угрозы самоуничтожения человечества в случае применения оружия массового уничтожения, ограниченной возможности использования и эффективности военной силы для обеспечения выживания нации в ядерный век.
Как отмечает Д. М. Проэктор. «устрашение войной при помощи ядерного или химического оружия, которое при разумном подходе не может быть средством войны, при обоюдном понимании этой невозможности в условиях нормальных отношении между государствами теряет смысл, хотя и в представлениях большинства это оружие остается «фактором международной стабильности»[11].
В зависимости от источников опасности для государства выделяются внешние и внутренние аспекты национальной безопасности.
Исторически сложилось так, что для любой страны главным и основным выступал внешний аспект обеспечения безопасности, поэтому основные усилия государства сосредотачивались на противодействии внешней опасности. Это в значительной мере отвлекало от решения вопросов внутреннего развития, в результате чего неразрешенные экономические, социальные проблемы ослабляли стабильность государства. Такое положение отрицательно влияет на международную безопасность, т. к. существование внутренне нестабильного и вместе с тем обладающего огромной военной мощью государства представляет угрозу всему мировому сообществу. Также непредсказуемой является ситуация, при которой наиболее развитые страны с мощным потенциалом и стабильной внутренней обстановкой устанавливают монопольное право на распоряжение многими видами сырьевых ресурсов, трактуют правила международных отношений с позиций собственных интересов, вмешивающихся во внутренние дела других стран, а в международных спорах прибегают к силовым аргументам различных видов, вплоть до военных.
Черты национальной безопасности - это основные показатели, выступающие в качестве необходимых условий ее существования. К основным чертам внутреннего аспекта национальной безопасности можно о шест и: прогрессивность национально-государственного развития, политическую и экономическую стабильность, демократию, политический плюрализм, национальное единство и согласие, социальную справедливость. Суверенитет и независимость, национальная самобытность, территориальная целостность, государственное могущество - черты внешнего аспекта национальной безопасности.
Рассмотрение сущности национальной безопасности предполагает также и характеристику структурных компонентов, составляющих се системообразующий признак. Среди них целесообразно выделить такие вилы безопасности, как экономическая, политическая, военная, социальная, экологическая, информационная, безопасность духовной житии и культуры и др. Это так называемый горизонтальный срез безопасности, охватывающий все сферы жизнедеятельности.
Вертикальный срез позволяет различить объекты системы безопасности, которые могут представлять ее уровни (компоненты). В их роли выступаю) Отдельные граждане (безопасность личности); отдельные государственные или национально-государственные образования (государственная или национальная безопасность); определенные социальные и профессиональные образования; общество в целом, нация или народность, класс, коллектив (безопасность определенного общества, безопасность нации или этноса); представители профессий (например, насинен, воинской службы), региональные (геополитические) образования различною масштаба (европейская безопасность, азиатская безопасность, ближневосточная безопасность); мировое сообщество (международная, или всеобщая безопасность) как высший уровень системы.17
Центральное место в структуре национальной безопасности занимает безопасность политическая, которая представляет собой такое положение государства, при котором обеспечивается надежная зашита его политических интересов. И уже в рамках политической безопасности можно говорить о государственной безопасности, суть которой сводится к устойчивости и стабильности государственных структур власти.
Обеспечивающих функционирование и развитие политических отношений в обществе и на международном уровне в цивилизованных формах. Экономическая безопасность представляет собой такое положение страны, при котором обеспечивается защищенность се экономических интересов. Основное содержание экономической безопасности составляют экономические интересы нации внешней и внутренней направленности.
Во внутреннем аспекте коренным экономическим интересом нации является экономическая стабильность, проявляющаяся в производственном росте, повышении национального дохода, стабильности финансовой системы и других экономических факторах. Во внешнем выражении экономические интересы страны состоят в исключении экономической экспансии со стороны других государств и обеспечении экономической независимости в международных отношениях. В рамках экономической безопасности можно выделить экологическую, научно-техническую безопасность нации и государства.
Важнейшим элементом национальной безопасности выступает социальная безопасность, представляющая собой такое положение страны, при котором обеспечивается надежная защита личных интересов граждан и интересов всех социальных общностей. Социальная безопасность в отличие от политической и экономической имеет преимущественно внутреннее содержание. Она отражается в социальной политике государства и связана с регулированием интересов субъектов социальной структуры общества.18
Духовная безопасность затрагивает духовную сферу общества и представляет собой такое положение, при котором достигается надежная защита духовных интересов и ценностей страны, обеспечивается ее прогрессивное духовное развитие. Недооценка таких важнейших элементов этой сферы, как литература, искусство, система образования и воспитания, национальные традиции, общественное сознание, наносит ущерб духовной безопасности и проявляется в духовном обнищании нации, снижении ее духовною потенциала, росте бездуховности, аморализма и т. д.
Весьма важной представляется проблема криминогенной, информационной и других видов безопасности. Вес компоненты национальной безопасности находятся в органической взаимосвязи, и трудно с определенной долей обоснованности выделить приоритетные, т. к. все они имели большое значение и связаны с защитой существенных национальных интересов охватывающих различные сферы жизнедеятельности общества.
Экономическая безопасность - материальная основа национальной безопасности. Политическая безопасность пронизывает все сферы национальной безопасности и определяет возможность их обеспечения.
При определенных обстоятельствах, особенно при защите от внешней грозы, военная составляющая может стать главным фактором всей системы. Исторически приоритетная роль военного компонента связана с постоянным существованием внешних угроз различною уровня и способностью военной силы эффективно им противодействовать.
Он характеризует такое состояние военной мощи государства, которое способно достичь своих военно-политических интересов с использованием военной силы или угрозы се применения. 19
Обеспечение военной безопасности страны возлагается, прежде всего, на его вооруженные силы, хотя в решении данной задачи задействованы и другие элементы силовою механизма государства[12].
В современных условиях особо остро стоит проблема оптимальной сбалансированности элементов системы национальной безопасности на основе принципа адекватности внутренним и внешним угрозам и возможностям государства и общества.
Произошедшие за последнее время изменения в мире показывают, что внутренние процессы в государствах в значительной мере подвержены влиянию не только национальных, но и международных, глобальных факторов, протекают под воздействием решений наднациональных организаций. Причем данная тенденция характеризует не только крупные политические и экономические объединения развитых стран Запада. Все более отчетливо она проявляется и по разнонаправленным векторам «запад - восток», «север - юг», связывая в единое общечеловеческое пространство все страны и континенты. Иное дело, что мера осознания этих процессор. неадекватна их реальному состоянию. Но что касается обозначенной проблемы, го следует заметить: сегодня особенно важно согласование всех уровней безопасности, поиска концептуальных основ их строительства и функционирования в интересах как международной, так и национальной безопасности.
К концептуальным основам решения проблемы безопасности, выработанным современным человечеством, относятся: признание мирного сосуществования различных государств универсальной нормой международных отношений: признание человеческой жизни высшей и приоритетной ценностью, а гуманистичности - высшим критерием развития общества: признание ненасилия основой жизни общества; признание свободы выбора пути социального развития Государств и народов, их права на независимость; утверждение взаимопонимания и доверия между государствами и народами, открытость политики и военных бюджетов национальных государств; снижение уровня военного Противостояния (в первую очередь - ракетно-ядерного), сокращение вооружений и запрет на производство ею новых видов, содействие режиму нераспространения оружия массового уничтожения и его ликвидация; создание эффективной системы контроля над ядерным оружием и чрезвычайными ситуациями, формирование всеобъемлющей системы безопасности государств и народов.[13]20
Перед любой страной в современных условиях возникает проблема выработки концептуального видения проблем национальной безопасности, путей конкретного обеспечения достижения жизненно важных интересов общества и государства. Не только в теории, но и на практике в нашей стране все больше утверждается подход к безопасности как комплексному явлению, относительно самостоятельные стороны которого - политическая, военная, социальная, экологическая, технологическая, информационная, духовная и другие виды безопасности.
Безопасность выступает не как признак, а как системная характеристика, включающая способность одних объектов угрожать, а других - парировать такие угрозы, уклоняясь, защищаясь от них, а в крайних случаях - уничтожать их носителей в превентивном порядке. Поэтому обычно различают два типа безопасности: гипотетическое отсутствие опасности и реальную защищенность от опасностей, способность надежно им противодействовать.21
Надежность и долговечность создаваемой системы безопасности зависит oт множества факторов: уровня разработанности и соответствия теоретических построений и прогностических оценок объективной реальности, правильности избранных принципов ее построения, эффективность действия соответствующих элементов системы и их взаимодействия между собой, понимания субъектами своих целей и задач, наличия в обществе материальных и духовных ценностей, обеспечивающих стабильность дайной системы[14].22