Противостояние в Северном ледовитом океане

Одним из главных предметов экспорта в современной России, сильно отставшей за последние годы в научно-техническом плане, является нефть и энергоносители. В той или иной форме прибыль от их экспорта составляет почти половину прибыли федерального бюджета. Очевидно, что для сохранения высокой конкурентоспособности на этом рынке необходимо искать и развивать новые месторождения, в частности, совместно с Exxon - в арктическом море. Об этом свидетельствует подписанное 31.08.2011 в Сочи премьер-министром России Владимиром Путиным и Рексом У. Тиллерсоном, Председателем Совета директоров и Высшим должностным лицо корпорации Exxon соглашение об инвестициях Эксон в совместные с Роснефтью разработки в Арктике. Россия же, задолго до этого начав свою подготовку, еще в рамках экспедиции "Арктика-2007" установила флаг на дне Северного Ледовитого Океана, на глубине около 4км.

Это соглашение является тем более важным для России, поскольку после техногенной катастрофы 20.05.2010, взрыва платформы Бритиш Петролеум в Мексиканском Заливе, переросшего в разлив нефти и страшную экологическую катастрофу для всего региона, население обеих Америк крайне болезненно воспринимает любую глубоководную добычу нефти - как в Мексиканском Заливе, так и около побережья Канады или американской Аляски.

Экономические интересы, которые прежде концентрировались в основном на промысле морских животных, постепенно переместились в область разведки полезных ископаемых, особенно нефти и природного газа. В 1970-х и 1980-х годах Норвегия, СССР, США, Канада и Дания приступили к реализации широкомасштабных программ исследования природных ресурсов.

Сейчас, когда из-за глобального потепления в Арктике начали таять льды, местные запасы нефти и газа становятся доступнее для добычи. По оценкам ученых, под полярной шапкой может залегать до 25% мировых запасов углеводородов. Кроме того, через Арктику пролегает Северный морской путь - самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию. Опять же, с учётом потепления он становится и самым удобным для перевозки углеводородов с арктических месторождений, о чем было сказано выше. Поэтому очень важно, кто именно контролирует арктический шельф.

Если России удастся доказать свои претензии, она получит права на разработку огромных месторождений нефти и газа на треугольнике Чукотка-Мурманск-Северный Полюс (площадь - 1,2 млн. кв. км).

Другие претенденты на шельф уже стали добывать свою «доказательную базу» в отношении территориальных претензий.

В 1982 году была подписана современная «Конвенция ООН по морскому праву» где было установлено право прибрежных государств на прибрежную 200-мильную зону. Однако, сначала ряд прибрежных стран даже протестовали против этих правоустановлений. В первую очередь среди них были и те государства, которые теперь претендуют на обширные шельфовые области в Северном Ледовитом океане.

В настоящее время эта проблема практически решена - стали возможным проведение таких работ на глубинах до 6000 метров, что стало причиной возникновения международных споров по поводу деления водных территорий Северного Ледовитого океана, который в свете возрастания цен на энергоносители становится все более значимым регионом на Земле, где расположены огромные неразработанные залежи нефти и природного газа.

Комиссия ООН по границам континентальных шельфов рассматривает 8 заявок на расширение внешней морской границы. Кроме России, там Бразилия, Австралия, Ирландия, Новая Зеландия, Англия, Франция, Испания и Норвегия.

Заявки рассматриваются с тщательной проверкой достоверности первичных данных по батиметрии и геологии морского дна. Используются новейшие компьютерные технологии. Рассмотрение занимает до 2 - 3 лет.

Что касается вод Северного Ледовитого океана - то самым спорным моментом в настоящее время является принадлежность хребта Ломоносова, на который кроме Дании претендует, нужно заметить не без оснований, и Россия.

Заявку России на присоединение арктических территорий отправили на доработку - не без вмешательства США. Хотя у России были более весомые наработки на хребте.

После подачи РФ заявки на присоединение арктических территорий в 2001 году, Госдепартамент США направил в Комиссию ООН по границам континентального шельфа официальную ноту. В ней США прямо возражало против включения в российский шельф поднятий Ломоносова и Менделеева. Поскольку, по мнению американских геологов, эти поднятия являются структурами глубоководных районов океанического дна, а не частями материковой окраины.

Американская нота так повлияла на позицию членов Комиссии, что они проигнорировали научные сведения из заявки России. А затем российскую делегацию, специально прибывшую в Нью-Йорк для защиты своей позиции, не пустили на заседание Комиссии. И это при том, что США последними из развитых стран не ратифицируют Конвенцию по морскому праву 1982 года.

Для зависти российских соседей по полярному бассейну есть все основания. Площадь континентального шельфа России, по данным ведущих ученых, составляет 6,2 миллиона квадратных километров. Это пятая часть всех шельфов Мирового океана. Запасы углеводородов на морской периферии РФ доходят до четверти от объема мировых углеводородов. Это не считая промышленных скоплений : золота, олова, алмазов и платиноидов.

В любом случае интерес конкурентов к хребту Ломоносова и Менделеева огромен. Определяется он как углеводородной составляющей, так и (в еще большей степени) военно-политической стороной использования морских пространств.

Только бурение на глубину 4 - 5 км на протяжении всего хребта могло бы окончательно убедить Комиссию ООН присоединить к России новые океанические пространства. Факт, что это бурение произведено не было и отсутствие проб континентальной коры хребта может стать причиной очередного отклонения российской заявки.

Причина отсутствия проб из глубины хребта Ломоносова проста. У России нет ни одной платформы для бурения на такой глубине. Ни одного судна для глубоководного бурения. И дело не только в деньгах - от 1 миллиарда долларов за платформу. В первую очередь - в отсутствии знаний и навыков их строительства. Технологии глубоководного бурения на сегодняшний день - самое сложное, что есть на Земле.

В том, что Арктика будет поделена в ближайшие годы, теперь мало кто сомневается. При этом, правда, пока остается открытым вопрос, как именно это будет сделано. Не исключено, что в очередной раз все будет зависеть от возможностей государств защищать свои национальные интересы. В прямом смысле слова «защищать».

В Москве считают, что предметно обсуждать возможную делимитацию в центральной части Северного Ледовитого океана можно будет только тогда, когда появятся четкие научные и правовые основания.

На дно Северного Ледовитого океана прямо на Северном полюсе опустились сразу два российских научно-исследовательских аппарата «Мир -1» и «Мир-2». Установив на точке Северного полюса титановый флаг России и собрав первые пробы со дна, на поверхность участники экспедиции вернулись победителями.

После этого госдепартаменте США практически сразу дали понять: Соединенные Штаты не останутся безучастными наблюдателями действий России. Ответ Москвы был предельно сдержанным. Россия намерена решать вопросы принадлежности континентального шельфа только на основе международного права. Об этом заявил глава МИД России Сергей Лавров. - См.: А.Хоменок, В.Воробьев К полюсу подвели доказательства.//Российская газета: газета- М. 24.08.2007г..

Впрочем, не все эксперты уверены в том, что Арктику будут делить исключительно на основе международного права. Аналитики не исключают применения реальной военной силы при разделе северных кладовых. Причем выводы экспертов уже начали своими заявлениями и действиями подтверждать политики. Канада, к примеру, объявила о планах строительства сразу двух военных баз в Заполярье. В бухте Резолют-бэй будет открыт учебный центр на 100 человек. А на острове Баффинова Земля канадцы построят глубоководный порт. Более того, стало известно, что Канада построит от шести до восьми новых сторожевых кораблей арктического класса.

Правда, на первых порах канадцы своей военной арктической группировкой намерены защищать лишь права на так называемый Северо-Западный проход. Однако ни США, ни Евросоюз не согласны с тем, что канадский суверенитет распространяется на этот район Арктики.

На планы Канады по расширению своего военного присутствия в Арктике у США есть свой ответ. Сейчас, помимо «Хили», у американцев есть два других подобных судна - «Северное море» и «Северная звезда». В ближайшие годы Вашингтон намерен построить еще как минимум два полярных ледокола. Все они будут входить в отряд судов береговой охраны США.

Таким образом в последнее время территория Северного Ледовитого океана становится самым частым объектом дискуссий международного сообщества. Многие страны, и не только арктические, имеют прямую заинтересованность в исходе таких споров, ведь дело идет о дележе 25% мировых запасов энергоносителей, что делает данные споры прежде всего экономическими. В настоящее время и, следует считать, следующие лет десять территория Северного Ледовитого океана останется объектом жарких споров между США, Канадой, Россией, Исландией, Финляндией, Швецией, Норвегией и Данией за приобретение наиболее широкого экономического влияния на территории этой акватории.

По всем признакам, сражение за Северный полюс, под которым (точнее, на прилегающем к нему арктическом шельфе, под полюсом, на глубинах 4200-4280 м находится котловина Амундсена) лежит четверть мировых запасов нефти и газа, обещает стать одной из стратегических узлов геополитической картины мира в 21-м веке. А, возможно, и за пределами нынешнего столетия.

Заключение.

Приходится признать, что по совокупной геополитической мощи на данном этапе Россия уступает практически всем глобальным центрам силы. Значит, ей остается выбор в пользу позиционной стратегии, состоящей в конкретном российском случае из двух основных компонентов. Во-первых, удержания максимального числа стран СНГ в орбите российского притяжения. Здесь недостаточно политических намерений и деклараций, которые могут меняться в одночасье. Важны материальные связи и зависимости -- сохранение оставшихся и развитие новых экономических контактов России с государствами СНГ, экспансия российского государственного и частного капитала в ближнее зарубежье, являющееся для него "мягкой", доступной пока еще зоной (в данном случае такая локальная экспансия была бы направлена на сохранение традиционных российских сфер влияния и потому являлась бы частью общей позиционной стратегии), поощрение инвестиций СНГ в России, а также развитие широкой Российско-центристской военной кооперации в пространстве Содружества.

Во-вторых, со странами дальнего зарубежья, и, прежде всего с глобальными центрами силы, наиболее рациональна стратегия "балансирующей равноудаленности" (даже некоторой отстраненности России от международных дел под предлогом озабоченности делами домашними).

Сегодня вместо того, чтобы обижаться и выдавать все новые грозные, но ничем не подкрепленные и без реальных последствий политические заявления о своем "величии", Москве следовало бы скромно уйти до поры до времени во внешнеполитическую "тень", продолжая, однако, по возможности активную внешнеэкономическую деятельность. На протяжении последних десятилетий именно так вел себя Китай, находясь как бы вне международной политической суеты и без особых помех накапливая силы для выхода на авансцену мировой политики в роли глобальной державы.

На данный момент нельзя судить о России, как о стране, обреченной на поражение или полный успех в геополитическом плане. В настоящее время Россия демонстрирует отрицательную геополитическую динамику.[199] Однако, при условии разработки грамотной концепции геополитической безопасности Российского государства и проведении рациональной и последовательной политики государственной власти в этой сфере для России вполне реальна позитивная геополитическая динамика.

Список использованной литературы
1. Гаджиев К. Введение в геополитику. М.: Логос, 2008.

2. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.: Арктогея-центр, 2007.

3. Колосов В., Туровский Р. Геополитическое положение России на пороге 21 века: реалии и перспективы // Полис. 2008. 3.

4. Могилевкин И. Метастратегия: проблемы пространства и времени в политике России. М.: ИМЭМО РАН, 2008.

5. Кокошин А. Ядерное сдерживание и национальная безопасность России // МЭМО. 2009.

Наши рекомендации