Социально-групповая идеология
Обычная логика проста и понятна: в результате постепенных процессов, путем своеобразной «отжимки» из групповой психологии самое существенное и принципиальное переходит в групповое сознание, из которого, в рафинированной, научной или публицистической форме, в идеологию. Однако исторический опыт показывает, что подчас формирование идеологии может происходить и вне рамок самой большой социальной группы — например, марксизм-ленинизм как идеология рабочего класса и учение о целях и перспективах его развития был создан выходцами из совсем иного класса-антагониста. В ситуациях, когда уровень образования и дефицит свободного времени не дают возможности представителям класса (например, наемным рабочим) выработать собственную идеологию, последняя может привноситься в групповое сознание извне. В этом случае она обладает двойственной, диалектической природой: с одной стороны, чтобы укорениться в сознании данной группы, она должна вытекать из самой ее повседневной психологии и быть близкой, доступной и понятной для представителей группы. С другой стороны, приходя извне, она сама формирует групповое сознание и влияет на групповую психологию, во многом направляя ее развитие.
Становление социально-групповой идеологии представляет собой, согласно идеальной схеме, самопроизвольный, хотя и вполне объективно-исторически детерминированный процесс. По сути, это процесс отбора наиболее характерных для бытия данной группы психологических элементов и тенденций из всей совокупности случайных и противоречивых, носящих индивидуальный характер компонентов психики. Он также включает их переработку и самоорганизацию в стройную систему социально-типичных представлений и ценностей, управляющих сознательным, целеустремленным политическим поведением наиболее продвинутых (то есть, уже обладающих групповым сознанием, на базе которого и усваивается групповая идеология) представителей данной большой социальной группы. Это и есть основные параметры содержания групповой идеологии. В ходе данного процесса групповая идеология получает свой надындивидуальный статус и обретает особую форму существования — обладающие ей в большей или меньшей степени члены группы являются всего лишь носителями и выразителями свойственного только группе в целом универсума групповой идеологии.
В групповой идеологии выделяются три основных компонента. Во-первых,это ценностиданной большой группы. Во-вторых,это основныенормысознания, жизни и поведения группы. Наконец, в-третьих, это конкретные образцы поведениядля представителей данной группы. Помимо этого, в качестве дополнительных, некоторыми авторами сюда включаются также и социальные ориентации, и даже ролевые представления.
В конечном счете, любая идеология представляет собой набор определенных ценностей и, соответственно, антиценностей (то, что группа считает ценным и, напротив, от чего отказывается, не считая ценным), норм (то, что считается нормальным и приемлемым) и конкретных образцов в виде примеров жизни и деятельности «героев» данной группы (от биографии Дж . Форда для американского капитализма, например, до портретов «пионеров-героев» П. Морозова, В. Дубинина и др. для советского социализма).
Социально-групповая идеология существует в форме политических программ, манифестов, наборов лозунгов. Носители и выразители (пропагандисты) групповой идеологии превращаются в профессиональных политических работников, занимающихся политикой от имени и в интересах данной большой социальной группы. Как правило, для распространения групповой идеологии создаются соответствующие политические инструменты: партии, движения, депутатские группы и т. д. Особую роль в распространении групповой идеологии играют средства массовой информации — прежде всего, специально создаваемые данной группой и ее элитой.
3. Идеологии тотальные (глобальные), локальные и частичные (частные).
· Тотальные идеологии
либерализм, выдвигающий в качестве основной ценности права и свободы человека;
консерватизм, направленный на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей;
социализм, ориентирующийся на приоритет в общественном развитии принципов коллективизма, социального равенства и справедливости.
^ Эти идеологии, которые называются глобальными или тотальными, «претендуют на выработку общего для всего человечества понимания и объяснения мира и универсальной программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества, его экономического и политического устройства»3. Они оказывают мощное влияние на локальные идеологии
· Локальные идеологии
Они формируются отдельными сообществами (государствами).
Локальные идеологии «появляются в ответ на потребности внутренней регуляции отношений между различными общественными силами и направлены на обеспечение целостности и всестороннего прогресса определенной страны, общественного блага ее народа»
Локальные идеологи формируются и развиваются, как правило, в одной или нескольких сопредельных странах, обладающих сходными или близкими по содержанию особенностями языка, культуры, религиозных верований, психического самоутверждения и самовыражения (арабские государства).
Характерным примером такой идеологии является исламский фундаментализм. Локальные идеологии воспринимают и идеологии глобального типа, но они их воспринимают и преобразовывают в соответствии с традициями, национальными и культурными особенностями стран, в которых они развиваются и действуют.
· Частичные (частные) идеологии
Частичные идеологии обычно включены в национально-идеологическую панораму отдельного государства, и в своем содержании, формах проявления, идейной направленности, целеустановках выражают множественность интересов и ценностных ориентаций различных социальных групп и общностей. Конкретным проявлением наличия в обществе частичных идеологий является многопартийность, свойственная многим современным государствам - Италии, Франции, России, Польше, Германии, Беларуси, Украины и других. Частичные идеологии воспринимают, трансформируют в своем содержании и способах проявления элементы как локальных, так и глобальных идеологий, часто выражая претензии на общегосударственное и даже более широкое значение своих доктрин, например, партийные идеологии ЛДПР, «Яблока», Союза правых сил России.
При всем стремлении любой локальной или частичной идеологии сконструировать свой собственный «духовно-идеологический мир», ни одна из них не представляет собой абсолютно замкнутой системы. Все они так или иначе взаимодействуют друг с другом, образуя в результате многокрасочную панораму современного мира.
Беларусь относится к тем государствам, где идет процесс формирования собственной идеологии, где есть сторонники социалистической, социал-демократической, либеральной и националистической идеологических платформ.
4. Идеологии прогрессивные, консервативные и реакционные, реформистские (умеренные) и революционные (радикальные), праворадикальные и леворадикальные
Занятие2
1. Формы правления и формы территориально-государственного устройства.
Формы правления – это структура высших органов власти ,порядок их образования и распределения компетенции между ними.
Формы правления:1.монархия:*абсолютная
*дуалистическая
*парламентарная
Абсолютная монархия – монархия, предполагающая неограниченную власть монарха.
Дуалистическая – вид конституционной монархии ,в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области ,но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений
Парламентарная –вид конституционной монархии ,в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию.
Форма гос-ого устройства –административно-территориальное строение гос-ва,раскрывающае характер взаимоотношений его сост. частями между центральными и местными органами власти
Форма государственного устройства:*унитарное
*гос.конфедерация
*федерация
Унитарное гос-во – форма государственного устройства,при которой его части являются административно-территориальные единицами и не имеют статуса гос.образования:
*единые высшие органы власти
*единая правовая система
*единая конституция
Гос.конфедерация –временный союз государств ,создаваемый для достижения политических, экологических, культурных и прочих целей
Федерация –форма государственного устройства,при которой части федеративного гос-ва является гос.образованием,обладающим юридическим определённой политической самостоятельностью.
2. Гражданское общество, правовое и социальное государство.
Гражданское общество - это совокупность общественных отношений формальных и неформальных структур ,объеденнёных специфическими интересами,обеспеч. Условия жизни человека, удовлетворяет и реализует потребности.
Структура:*политическая партия
*общие полит.организации и движения
*союзы предпринимателей
*научные и культурные организации
*независимые СМИ
- Правовое гос-во представляет собой такую форму организации деятельности организации деятельности гос.власти, при которой само гос-во, все соц. Общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способном взаимосвязи гос-ва, общества и индивида.
Принципы:*создание законодательной системы
*закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотиуждаемых и демакратических прав человека
*разделение власти
*верховенства закона