Смысл постановки проблемы соотношения единого и множеств
две мысли характеризуют ранних эллинских философов: смертный мир борьбы противоположностей и бессмертное единое начало. Антитетика и унитаризм — вот их философия. Даже пифагорейцы, которых обычно принято считать только дуалистами, учат все о том же: они выводят все существующее из двух начал — предела и беспредельного [10*], но лишь предел является для них положительным и активным началом, обусловливающим возможность бытия отдельных вещей и познания их; вот почему и Аристотель без всякого колебания отождествляет предел с единым. И все тот же мотив о возникновении тленного мира множественности из единого и возврат его вновь к единому явится основной темой философии Эмпедокла [11*]. Наконец, и Анаксагор поведает нам об устрояющем мире множественности и правящем им божественном уме. Итак, тема ранней эллинской философии — вечное божественное единое и тленный мир множественности и антитетики; резкая грань ляжет между этими двумя мирами, резкая, но все же не окончательная, поскольку единое рождает множественное и правит им: она будет все время колебаться, доходя до максимума у Зенона , до минимума у Демокрита.
Вся философия Платона — непрестанное восхождение к безусловному началу. Оно, единое и сущее благо, — источник бытия и жизни, а также конечная цель всего существующего. Видеть благо — высшая наука. Поэтому философ только тот, кто любит единое в его целостности, тогда как другие люди видят лишь множественность мира. Он ищет повсюду единое во многом и успокаивается только тогда, когда находит безусловное единое.
И все же единое должно находиться в живой связи с миром множественности. Сущее в себе и сущее в связи с миром множественности — лишь два преемственных последовательных состояния сущего; ни единое само по себе, ни мир множественности сам по себе не мыслимы: их нельзя отвлечь друг от друга, между ними существует необходимая логическая связь. Этот вывод Платона христианин выразил бы так: Бог невозможен без мира и мир невозможен без Бога [13*]. Но если вовсе нет Бога? — Если единое есть несуществующее, то, по Платону, нет ни бытия, ни генезиса, ни связи, ни понимания тленного мира множественности [14*]. Итак, унитаризм Платона не исключает множественности: он не абстракция конкретного мира, но конкретный монизм. Именно сущее, как единство, включает в себя покой и движение, тождество и различие: недвижимое и тождественное, оно производит движение и различие, свойства мира иного, мира множественности, который не отрицается, как ирреальный, но признается, как причастный к сущему, как ирреальность, имеющая основу в реальности.
Но если тленный чувственный мир имеет основу в абсолютной реальности, тогда он оправдан. Еще у Гераклита мы находим теодицею [15*], а у Платона его конкретный монизм связывается с теологией. И именно как автор телеологической системы «Тимея» Платон чаще всего будет привлекать внимание потомков [16*]. Телеология же станет центральной темой для Аристотеля. Божество Аристотеля — недвижимый первый двигатель Вселенной, вечное и деятельное начало. Оно недвижимо в том смысле, что не получает движения извне, но само в себе имеет источник движения, будучи умом, приводимым в движение своими собственными мыслями [17*]. Оно первый двигатель в том смысле, что от него исходят во Вселенную движение и полнота бытия и оно есть то, ради чего все движется и существует. Вот почему жизнь мира понятна лишь с точки зрения воздействия на нее божества и божественных мыслей, и телеология Аристотеля связывает бога, как ens realissimum [18*], с миром, который реален лишь постольку, поскольку подвергся действию формирующего начала, который сам по себе лишь материал для деятельности бога, лишь возможность реального бытия. Генезис мира есть восхождение от потенциальной сущности к сущности законченной и обладающей всей полнотой бытия.
Итак, осуждение тленного мира и устремление мысли к божественному единому, с тем чтобы постичь это единое и связать его с оправдываемым через эту связь тленным миром, — вот тема эллинской философии, шедшей от унитаризма ранних мыслителей через конкретный монизм Платона к телеологии Аристотеля.
поставили проблему соотношения единого и множественного;
чувственный мир - единичные вещи, которые мы можем ощутить
множественное-все многообразие единичных вещей чувственного мира
единое- то что обьединяет множество единичных вещей(или общее)
Единое у Анаксимандра
Фалес, отыскивая начало всего сущего, пришел, как уже отмечалось, к выводу, что им была вода. Но Анаксимандр, мыслящий более абстрактно, не мог с этим конкретным предметным началом согласиться, полагая, что вода, как некий единичный предмет, не может заключать в себе всех предметов, всего сущего. Таковым, по мнению Анаксимандра, могло быть только что-то бесконечное, беспредельное, безграничное: «Начало и основа всего сущего – апейрон». Апейрон происходит отапейрос, что означает «беспредельный, безграничный, бесконечный», и тогда апейрон – это нечто беспредельное, безграничное, бесконечное.
Великое абстрактное порождение Анаксимандра многолико, поскольку оно же и нечто неопределенное, безразличное к чему-либо, ибо, в противном случае, могло бы быть сведено к какому-то определенному началу, или смеси начал, или отношению к ним.
Свой апейрон Анаксимандр понимал как беспредельное, бесконечное «беспокойство» материальной субстанции (все античные авторы соглашались считать его материальным, вещественным), как движение чего-то, что бесконечно в пространстве, материально по сути, но неопределенно в ощущениях. Это дает основание Анаксимандру предложить следующую не столько абстрактную, сколько физическую картину становления мира.
Первичная сущность, апейрон, необходимо должна быть единым целым, Единым, но Всем. Она (сущность) заключает в себе множество элементов, из которых состоят все окружающие нас предметы, и элементам этим требуется только отделиться от первичной сущности, чтобы стать отдельными явлениями природы. Возникновение как таковое, есть разложение, выделение из беспредельного, бесконечного. И это выделение происходит от вечного движения, которое само есть условие беспредельного, бесконечного.
Таким образом, Анаксимандр полагает, что беспредельное, бесконечное находится в состоянии постоянного зачатия, что ничего иного и не происходит, кроме постоянного выделения и соединения (сочленения) известных неизменяющихся элементов так, что с полным правом можно заключить, что только части целого беспрестанно меняются, но целое остается неизменным.
Анаксимандр- единичн вещь=апейрон(неопред,вездесущ воплощение потенции)