Источники доходов местных бюджетов
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (статьи 41-46), доходные статьи бюджета по видам классифицируются:1
§ на налоговые ¾ федеральные, региональные и местные налоги;
§ неналоговые, в том числе:
¾ доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
¾ доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами власти и бюджетными учреждениями,
¾ штрафы и компенсации, суммы принудительного изъятия в результате применения мер гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности,
¾ финансовая помощь (дотации, субвенции и субсидии) и бюджетные ссуды из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации,
¾ иные неналоговые доходы;
§ безвозмездные перечисления от физических или юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также по взаимным расчетам.
В мировой практике используются разные методы формирования собственных доходов в каждом бюджете ¾ это закрепление конкретных видов доходов за тем или иным бюджетом, разделение налоговых ставок между уровнями бюджетной системы; квотирование поступлений по отдельным видам налогов, использование метода налоговых надбавок к существующим федеральным налогам и др.
В доходы местных бюджетов зачисляются:
§ полностью ¾ местные налоги и сборы, а также иные доходы в соответствии с законодательством;
§ по установленным нормативам ¾ доходы от налогов и иных финансовых источников в соответствии с законодательством о налогообложении.
Так, в доходы районных бюджетов, городских бюджетов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) в случаях и на условиях, установленных законами Российской Федерации, должны зачисляться:
§ подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий и организаций (полностью или частично);
§ подоходный налог с физических лиц (полностью или частично);
§ налоги и другие платежи за пользование недрами (по соответствующим видам налогов и других платежей ¾ полностью или частично);
§ платежи за землю (полностью или частично);
§ местные налоги и сборы;
§ доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в соответствующей муниципальной собственности, в части, не направляемой на покрытие расходов арендодателя, подлежащих финансированию из данного бюджета, и иные доходы.
Зарубежный опыт свидетельствует, что, как правило, финансовые средства муниципалитетов складываются из собственных средств и государственных субсидий. Так, в Италии местные поступления составляют меньшую часть бюджета. Они образуются за счет налогов на рекламу и пошлин на общественную информацию, налогов на собак, платы за пользование общественной территорией и др. Центральное правительство предоставляет свою помощь в виде дотаций и целевых субсидий.
У местных органов власти в Швеции имеются три источника доходов:2
1) местный налог на доходы, который включает и налог на недвижимую собственность (составляет в муниципалитетах примерно 42%);
2) государственные дотации (26% в муниципалитетах), включающие в себя текущие и инвестиционные дотации на специальные программы (такие как медицина, образование, программа заботы о детях), а также общие дотации на текущие расходы, которые муниципалитет производит по собственному усмотрению;
3) различные выплаты и сборы (в основном это отчисления от доходов муниципальных предприятий), а также выплаты за муниципальные услуги.
В регионах нашей страны, и в частности в Ставропольском крае, основной формой передачи бюджетных доходов являются процентные отчисления от регулирующих доходов. До 2005 г. в Ставропольском крае при установлении нормативов отчислений в местные бюджеты от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных и региональных регулирующих налогов руководствовались основными принципами, установленными статьей 6 Закона Ставропольского края от 2 декабря 1994 г. № 12-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском крае».3
В соответствии с этими принципами законами края о бюджете на очередной финансовый год устанавливались нормативы бюджетного регулирования по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль организаций, акцизам, налогу на имущество предприятий, налогу с продаж, т. е. ежегодно с целью обеспечения вертикальной сбалансированности бюджетов для всех муниципальных образований определялись дифференцированные нормативы по 6-7 налогам. В Ставропольском крае имеет место тенденция увеличения финансовой помощи и снижения доли налоговых доходов в местных бюджетах за счет увеличивающейся централизации НДС, акцизов, лицензионных и регистрационных налогов и сборов (на федеральном уровне), а также налога на доходы физических лиц, земельного налога, платежей за пользование недрами, налога с продаж (на региональном уровне). И лишь по налогу на прибыль организаций и по государственной пошлине доля отчислений в местные бюджеты увеличилась, в результате эти налоги составили 1/5 всех налоговых поступлений.
Величина средневзвешенных нормативов отчислений от регулирующих доходов для всех муниципальных образований утверждалась не ниже средних минимальных размеров в целом по субъекту. Эти размеры определены в Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Однако в Ставропольском крае наблюдается невыполнение принципа постоянства утвержденных нормативов, поскольку в период с 2002 по 2005 гг. имели место пересмотры нормативов отчислений, в том числе по налогу на доходы физических лиц ¾ 392 случая на 304 муниципальных образования, т. е. в среднем более одного раза для одного муниципального образования.