Особенности регулирования естественных монополий в России
Как уже было сказано выше, РФ унаследовала от советской командно-административной системы управления множество предприятий-гигантов или даже целые отросли, которые с переходом к рыночной экономике были преобразованы в естественные монополии: в их числе железнодорожный транспорт, нефте и газо-добывающие предприятия, телеграфное, телефонное и почтовое сообщения, электроэнергетика и др.
В ситуации столь сильной монополизации экономики и невозможности в обозримом будущем хоть сколько-то улучшить положение, не вызвав этим крах всей отрасли и экономики в целом, государство вынуждено осуществлять жесткий контроль за деятельностью естественных монополий.
Государственный контроль над естественными монополиями состоит как в государственном владении контрольным пакетом акций, так и в специальном антимонопольном законодательстве, регламентирующем методы тарифного регулирования и контроля за деятельностью субъектов естественной монополии, а так же определяющем список потребителей, подлежащих льготному или обязательному обслуживанию.
Далее приведена выдержка из Федерального закона о естественных монополиях от 07.08.95 Ґ 147–ФЗ:7
Статья 3. Определения основных понятий
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;
потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии;
руководитель субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта) - лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта).
Понятия "товар", "товарный рынок", "хозяйствующие субъекты", "группа лиц" применяются соответственно в значениях, указанных в статье 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
· транспортировка газа по трубопроводам;
· услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
· железнодорожные перевозки;
· услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
· услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Статья 5. Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий
1. Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти. 2. Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 220 предусмотрено создание органов регулирования естественных монополий Глава II. Государственное регулирование и контроль в сферах естественной монополии
Статья 6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее - методы регулирования):
· ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
· определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.