Империя Цин в XVIII в. 2 страница


428 Китай в эпоху династии Мин

массового читателя, выпуская различные карты и пособия, альманахи, учебники, трактаты на этические темы, романы, пьесы, эротические сочинения, юмористическую литерату­ру, собрания писем, описания чужеземных обычаев. Напри­мер, в некрологе на смерть юного студента говорилось, что он полюбил необычные книги. Его любимым чтением были труды по географии и топографии, а также священные кни­ги даосизма и жизнеописания отшельников; он читал их тай­но, прикрывая классическими произведениями. У книжно­го бума был еще один интересный аспект: он помог богатым торговцам, которые, согласно древней традиции, были ли­шены доступа к образованию, проникнуть в среду мелкопо­местного дворянства. Принадлежность к этому классу тре­бовала знания ритуалов, умения поддерживать утонченную беседу, сочинять стихи, рассуждать о философии и оцени­вать произведения искусства — и обо всем этом можно было узнать из книг.

Появился новый жанр литературы — дневники. Так, на­пример, Юань Чжун-дао опубликовал описание своих путе­шествий на шестистах страницах, где подробно описал все, что с ним происходило, а также рассказал о своих радостях и печалях. Великие традиции китайской поэзии сохранились, но представители этого жанра утонули в противоречиях. Литературная группа так называемых «любителей древнос­ти» призывала к строгому следованию образцам прошлого, тогда как другие литераторы считали, что задача поэта за­ключается в выражении чувств, даже если произведение по­лучится неформальным, трудным для восприятия и связан­ным с повседневной жизнью. Отпор сторонникам традиций дал импульс развитию прозы и драматургии, поставив эти жанры в один ряд с поэзией и эссеистикой. Потому вполне закономерно, что наивысшим достижением литературы в эпоху династии Мин стали длинные любовные романы.

Китай в эпоху династии Мин 429

Написанные просторечным языком, который иногда со­четался с классическим стилем, они стали продолжением жанра коротких рассказов, развивавшегося на протяжении нескольких столетий. Среди самых известных романов того времени следует отметить такие произведения, как «Трое-царствие», рассказывающее о войнах после падения династии Хань, «Речные заводи» — о благородных пиратах в эпоху Сун и «Царь обезьян, или Путешествие на Запад» — роман о пу­тешествии буддийского монаха в Индию за священными тек­стами. Большой популярностью также пользовалась книга «Усмирение демонов», фантастический роман о низверже­нии последнего правителя династии Шан, полный демонов в человеческом обличье, волшебников, магических сил, бес­смертных существ и буддийских фантазий.

Самым популярным литературным жанром тем не менее была так называемая «южная драма». Театральные метафо­ры — вроде известной шекспировской фразы «весь мир — театр» — широко использовались для комментирования со­бытий политической и общественной жизни. В пьесах, боль­шая часть которых была посвящена любви, реплики персо­нажей чередовались с песнями; многие из пьес печатались в роскошных, богато иллюстрированных изданиях. Они были очень длинными — вероятно, дань китайским представлени­ям о терпении, — с многоплановым сюжетом, а количество сцен в них доходило до пятидесяти пяти.

Что касается изобразительного искусства, то придворные художники и аристократы, жившие в роскоши своих деревен­ских поместий, строго следовали традициям прошлого — ри­совали пейзажи, птиц, цветы, а также с удивительной точнос­тью изображали побеги бамбука. Они работали как в моно­хромной, так и в цветной технике. Не было забыто и изящное искусство каллиграфии. Большой популярностью пользова­лась скульптура — крупные фигуры отливались из бронзы,

430 Китай в эпоху династии Мин

а мелкие изготавливались из керамики и служили для укра­шения крыш храмов и дворцов, которые и так сверкали раз­ноцветной черепицей, желтой, синей и зеленой.

При династии Мин были созданы непревзойденные об­разцы декоративно-прикладного искусства: перегородчатая эмаль, лакированные изделия и роскошный текстиль. Узорчатый шелк, вышивку и парчу носили чиновники и бо­гачи, а из шелковых гобеленовых тканей не только шили халаты (часто украшенные драконами) и изготавливали де­коративные панели, но также переносили на них живопись и каллиграфию. Эта ткань была необыкновенно тонкой — если в тончайшем европейском гобелене от восьми до один­надцати нитей основы и двадцать две нити утка на квадрат­ный сантиметр, то китайцы добивались двадцати четырех и ста шестнадцати нитей основы и утка соответственно.

В XVII веке династия Мин стала известна в Европе бла­годаря сине-белому фарфору, который обжигался в много­численных промышленных печах. Голландцы захватили два португальских судна с грузом фарфоровых изделий высо­чайшего качества, которые произвели настоящую сенсацию на рынке Голландии. В Дельфте и других центрах производ­ства керамики безуспешно пытались воспроизвести его — пока один алхимик из Дрездена не сумел получить первый в Европе фарфор. Это произошло в 1708 году, через тысячу лет после изобретения фарфора китайцами.

При династии Мин успешно развивались разнообразные ремесла, как видно на примере фарфора, а также коммерче­ские предприятия. Этому процессу способствовало несколь­ко факторов. Один из них — формирование экономики, ос­нову которой составляли серебряные слитки и монеты. Еще один фактор — технический прогресс, который не останав­ливался даже несмотря на застой в науке. Ткацкие станки для шелка с тремя или четырьмя челноками, усовершенство­ванные ткацкие станки для хлопка, пятицветная ксилогра-

Китай в эпоху династии Мин 431

фия, технология производства белого сахара и сахарной гла­зури, сплав меди и свинца для изготовления наборного шрифта, усовершенствованная технология производства керамики — вот лишь некоторые из технических достиже­ний Китая той эпохи. Процветающие мелкие мастерские превратились в крупные производства — настоящие про­мышленные предприятия по выпуску шелковых и хлопча­тобумажных тканей, фарфора и бумаги, по выплавке железа и стали (в провинции Гуаньси на тридцати фабриках труди­лись пятьдесят тысяч рабочих). Совершенствовалась техно­логия и в сельском хозяйстве: появились новые механизмы для обработки земли, орошения, высаживания семян и пе­реработки продукции, причем все эти изобретения публи­ковались в многочисленных печатных изданиях. В стране стали выращивать новые сельскохозяйственные культуры, в том числе земляной орех, сладкий картофель, сорго и ку­курузу.

Все эти достижения способствовали изменению китай­ского общества. Появился пролетариат и городской средний класс; прогресс в сельскохозяйственном производстве и вли­яние городов изменили жизнь в деревне — отношения ком­мерциализировались, а численность сельского населения значительно выросла (в два раза по сравнению с концом правления монгольской династии); сформировалась про­слойка влиятельных торговцев и предпринимателей, напри­мер банкиров. С падением династии Мин уходил в небытие старый Китай, а ему на смену — вместе с маньчжурами — шел Китай современный.

Прежде чем мы распрощаемся со «старым Китаем», ко­торый остался в прошлом вместе с династией Мин, стоит процитировать монументальный труд Джозефа Нидэма «На­ука и цивилизация в Китае», в котором приведен список важ­нейших китайских изобретений, а также время до того мо­мента, как они стали известны на Западе.

432 Китай в эпоху династии Мин

Количество веков

до появления на Западе

Цепной насос с квадратными лопатками................................... 15

Дробильные валки для измельчения

материала............................................................................................. 13

и использование силы воды.............................................................. 9

Воздуходувные машины в металлургии,

использование силы воды ............................................................... 11

Роторный вентилятор и роторная веялка.................................... 14

Поршневой мех........................................................................ около 14

Ленточный ткацкий станок............................................................... 4

Банкоброш для выравнивания нити на бо­бинах при прядении шелка и использование

силы воды в прядильном производстве.................................. 3-13

Тачка................................................................................................ 9-10

Парусник.............................................................................................. 11

Передвижная мельница.................................................................... 12

Эффективная упряжь для тягловых животных:

—грудной ремень............................................................................. 8

—хомут............................................................................................... 6

Арбалет................................................................................................. 13

Воздушный змей...................................................................... около 12

Вертолетный винт (вращаемый при

помощи шнура)................................................................................... 14

Калейдоскоп............................................................................. около 10

Глубокое бурение ............................................................................. 11

Чугун.............................................................................................. 10-11

Карданный подвес........................................................................... 8-9

Арочный мост........................................................................................ 7

Цепной подвесной мост ........................................................... 10-13

Шлюзные ворота каналов ......................................................... 7-17

Конструкция морских судов

(водонепроницаемые переборки и т. д.) ...................................... 10

Китай в эпоху династии Мин 433

Количество веков

до появления на Западе

Ахтерштевень............................................................................. около 4

Порох..................................................................................................... 5-6

Применение пороха в военном деле............................................... 4

Магнитный компас:

—намагниченная ложка............................................................... 11

—с иглой ............................................................................................ 4

—металлический портативный.................................................... 2

Бумага................................................................................................... 10

Книгопечатание:

—ксилография................................................................................... 6

—наборный шрифт.......................................................................... 4

—металлический наборный шрифт............................................ 1

Фарфор.......................................................................................... 11-13

В книге Нидэма приводятся всего четыре изобретения, которые на Западе появились раньше, чем в Китае:

• Винт — на четырнадцать веков раньше;

• Нагнетательный насос для жидкостей — на восемь ве­ков раньше;

• Коленчатый вал — на три века раньше;

• Часовой механизм — на три века раньше.

ГЛАВА 25

Маньчжурская династия Цин

(1644-1911 гг.)

После захвата Пекина в 1644 году и казни последнего прин­ца династии Мин в 1661 году и вплоть до 1683 года, когда были подавлены последние очаги сопротивления, маньчжур­ская династия Цин стремилась обеспечить стабильность пра­вительства. Первые попытки не увенчались успехом, пото­му что аристократия считала маньчжуров врагами и с не­охотой подчинялась их распоряжениям: рядом с любым чиновником всегда должен был находиться маньчжур, бра­ки между китайцами и маньчжурами запрещались, во всех крупных городах размещались маньчжурские гарнизоны, маньчжуры как господствующая нация освобождались от сдачи экзаменов при поступлении на государственную служ­бу. Более того, за любое произведение, признанное подрыв­ным, связанные с его публикацией люди наказывались смерт­ной казнью — плюс смертная казнь или обращение в рабство членов их семей. Китайцев заставляли носить маньчжурские прически и одежду, и тысячи ученых, чиновников и земле­владельцев в отчаянии сводили счеты с жизнью.

Затем начался процесс, типичный для любого завоева­ния, — ассимиляция завоевателей культурой покоренной нации. Другими словами, маньчжурский режим все больше

Маньчжурская династия Цин 435

китаизировался. За сто пятьдесят лет в династии Цин сме­нились лишь четыре императора:

Ши-цзу (девиз Шуньчжи), 1644-1661 гг. Шэнь-чжу (девиз Кан-си), 1662-1722 гг. Ши-цзун (девиз Юнчжен), 1723-1735 гг. Гао-цзун (девиз Цян-Лун), 1736-1795 гг.

Начиная с Шэнь-чжу, императоры заговорили по-китай­ски, сформировали пользующееся уважением правительство по образцу эпохи Мин, избавились от влияния евнухов, в значительной степени искоренили коррупцию, пригласили китайских ученых на государственные должности, переня­ли китайскую культуру и поощряли придворных следовать их примеру. В результате образованные люди вновь устре­мились в Пекин, а враждебность к захватчикам исчезла; на­рушался даже запрет на смешанные браки, и императорский гарем украсили наложницы-китаянки.

Это был удивительно спокойный период в истории стра­ны — оглядываясь назад, можно назвать его затишьем перед бурей, разразившейся в следующем столетии. Правительство управляло страной при помощи чиновничьего аппарата, гу­стая сеть которого добралась до каждой магистратуры, но порядок в обществе поддерживался в основном за счет мел­копоместного дворянства и прочных семейных связей. На­селение стремительно росло, и к 1800 году его численность достигла трехсот миллионов человек — во многих провин­циях было больше людей, чем в Великобритании и Соеди­ненных Штатах Америки вместе взятых. Улицы крупных городов изобиловали магазинами, чайными домиками, те­атрами, храмами и мастерскими. В сельской местности, сре­ди многочисленных поместий аристократов, трудились мас­сы крестьян, собственников земли и арендаторов; центром их жизни были деревни, среднее количество дворов в кото-

436 Маньчжурская династия Цин

рых не превышало ста. Рост населения способствовал уси­лению миграции, со временем деревенское население стало нищать, и в этих условиях процветало ростовщичество.

Тем не менее рост населения благоприятно сказывался на экономической активности — быстро развивались бан­ковское дело и международная торговля. Купцы нередко эксплуатировали малочисленные племена юга страны, эко­номику и культуру которых ждала судьба многих колонизи­рованных народов: пристрастившись к спиртным напиткам, они нищали, лишались земли, а затем и дочерей. Запрет на торговлю с другими странами держался с 1661 по 1684 год, и после его отмены в Китай хлынул поток серебра — в основ­ном в обмен на чай и шелк. Однако к концу XVIII столетия с ростом импорта опия этот поток стал иссякать.

Искусство переживало подъем. Император Шэнь-чжу поддерживал составление гигантских энциклопедий, кото­рые содержали все накопленные знания, а при следующем правителе была издана единая энциклопедия, насчитывав­шая 26 тысяч томов. Начался процесс признания Китаем достижений Запада в некоторых областях науки и техники. Итальянские миссионеры познакомили местных художни­ков с отдельными приемами европейской живописи, напри­мер с перспективой, но китайцы по-прежнему считали изоб­ражение света и тени неестественным. Появились последова­тели у голландского натюрморта. В литературе по-прежнему доминировали поэзия — особенно лирические песни — и эс-сеистика, но эти жанры не могли похвастать такими же до­стижениями, как рассказ, драма и роман. Сочинители рас­сказов, в которых почти всегда присутствовали сверхъесте­ственные силы, отдавали предпочтение изящному ученому стилю, но в романах уже начал появляться разговорный язык. Одно из таких произведений, написанное в XVIII веке, от­носится к числу шедевров китайской литературы. Это ро­ман «История камня», или «Сон в красном тереме», пове-


Маньчжурская династия Цин 437

Империя Цин в XVIII в. 2 страница - student2.ru

Терем Лунного Света. Китайская народная картина из коллекции академика В. М. Алексеева. Император у переодетый простолюдином (в центре, с иероглифа­ми на одежде) посещает увеселительное заведение Терем Лунного Света; в глубине видна театральная сцена

ствующий о жизни и судьбе нескольких поколений большой аристократической семьи, об ее возвышении и упадке. Бо­лее двадцати лет потратил Цао Сюэцинь на сочинение этого энциклопедического романа, который открыл новые гори­зонты для литературы Китая, откровенно изобразив чувства людей, что противоречило сложившейся традиции, и занял в китайской культуре место, сравнимое с местом пьес Шекс­пира или «Дон Кихота» на Западе. Во многих прозаических произведениях той эпохи содержалась критика существую­щих порядков, в частности, формализма конфуцианского учения, экзаменационной системы и общественных отноше­ний. Некоторые проповедовали феминизм, вошедший в моду в Европе только в XX веке, и выступали против обычая бин­товать ноги женщинам, который постепенно отмирал — вме­сто маленьких ступней признаком благородного происхож­дения стали длинные ногти. Драматурги существенно попол­нили список пьес своих предшественников эпохи Мин — в

438 Маньчжурская династия Цин

каталоге 1781 года их насчитывалось 1013. Некоторые пье­сы были необыкновенно длинными — одна такая пьеса со­стояла из 240 актов, и ее представление длилось два года. Тем не менее театральные спектакли обычно состояли из отдельных актов разных пьес.

Мирное течение жизни почти не нарушалось крестьян­скими восстаниями на юге, которые быстро подавлялись, а также военной активностью маньчжуров, которая хоть и была значительной, но проходила вдалеке от границ империи. До Китая они уже завоевали Корею, а вскоре (в 1683 году) им покорился и Тайвань. Монголы были союзниками маньчжу­ров, но по мере китаизации династии Цин начали превра­щаться во врагов. Шестилетняя война, которую начал мон­гольский хан Галдан, продолжалась до 1696 года, когда им­ператор Шэнь-чжу лично возглавил восьмисоттысячную армию, оснащенную артиллерией западного образца, и по­вел ее через пустыню Гоби во Внутреннюю Монголию. Ре­шающее сражение произошло у югу от Урги (Улан-Батор), в девятистах милях к северо-западу от Пекина. Китайская армия одержала победу, и Галдан покончил жизнь самоубий­ством. Это было важное историческое событие — угроза со стороны степных народов, на протяжении нескольких веков висевшая над северными провинциями страны, была прак­тически устранена.

Два десятилетия спустя восстание на западе Монголии привело к тому, что китайцы завоевали всю Монголию и Сянган. Затем они продолжили наступление на Тибет, за­хватили Лхасу, а во главе китайского протектората постави­ли нового далай-ламу. Китай подчинил себе Непал, Бирму, Вьетнам и Сиам, и к XVIII веку империя расширилась до своих максимальных размеров. Со временем южные приоб­ретения были утрачены, но Тибет, Синьцзян и Внутренняя Монголия и сегодня входят в состав Китая. Проникновение

Маньчжурская династия Цин 439

Китая в Центральную Азию имело далеко идущие послед­ствия.

В этот период расширяла свою территорию и Российская империя. К северо-востоку от Монголии русские построили форт на реке Амур. Маньчжуры считали эту землю своей, и в 1685 году разрушили русское поселение. Войну удалось предотвратить при помощи переговоров, в которых перевод­чиками выступали миссионеры-иезуиты. Результатом пере­говоров стал Нерчинский договор, но неточности в перево­де китайского, русского и маньчжурского текстов стали при­чиной пограничных конфликтов, и в 1727 году в городе Кяхта был подписан новый договор. Несмотря на то что китайцы до сих пор оспаривают справедливость этих пограничных соглашений, они допустили в Пекин русское консульство и торговую миссию и разрешили построить православную цер­ковь. В настоящее время это часто трактуют как первую из «уступок», которые вызвали такое недовольство в следую­щем столетии и привели к серьезным последствиям. Дело в том, что в китайской традиции считалось нормой предостав­лять резиденцию дипломатическим миссиям варваров, пла­тивших дань империи; послам разрешалось брать с собой купцов и строить храм — под контролем управления по де­лам варваров. Однако для европейцев цель посольства со­стояла в установлении постоянных дипломатических отно­шений между равными суверенными государствами, и они считали, что в этом случае купцам предоставляется право свободно торговать по всей стране, не ограничиваясь жест­кими рамками специальных соглашений. Китайцы придер­живались другой точки зрения, и действия, которые они счи­тали правильными, европейцы рассматривали как наруше­ние договора. Столкновение китайской убежденности в своем превосходстве и европейского высокомерия было не­избежным.

440 Маньчжурская династия Цин

В XVII и XVIII веках поведение голландских и порту­гальских послов по отношению к императору усилило убеж­дение китайцев в своем превосходстве, поскольку на офи­циальных церемониях европейцы вели себя как вассалы. Во-первых, они приносили богатые подарки — с точки зрения китайцев, это была дань, — число которых доходило до не­скольких сотен. Во-вторых, они били земные поклоны им­ператору, то есть простирались ниц и девять раз касались лбом земли, вставая и кланяясь после каждых трех раз. Од­нако русский посол отказался исполнять этот ритуал и был вынужден уехать. Британцы же подошли к решению вопро­са иначе.

В сентябре 1792 года из английского Портсмута в Китай отправились несколько сот человек, среди которых были купцы. Все они состояли в свите графа Макартни, чрезвы­чайного и полномочного посла Британской империи при китайском императоре, которому он вез письмо от короля Георга III. В письме, содержавшем пышные похвалы в адрес императора, «которому Провидение даровало трон на благо всех народов Земли», упоминались также успехи британ­ского монарха, который победил врагов «во всех четырех ча­стях света». Но в данном случае, указывалось в послании, его цель — не завоевания, а «расширение знаний об обитае­мых землях». Поэтому король выражал «страстное желание познакомиться с институтами многолюдной и обширной империи», писал о расширении «границ дружбы и благоже­лательности», восхвалял «преимущества свободных и дру­жеских связей между двумя такими великими державами, как Китай и Великобритания».

Секретарь посольства сэр Джордж Стаунтон впослед­ствии опубликовал подробные воспоминания об этом путе­шествии. По прибытии в Китай он довольно быстро почув­ствовал, что здесь не любят иностранцев и не доверяют им.

Маньчжурская династия Цин 441

Под особым подозрением находились англичане, поскольку они якобы оказывали помощь непальскому радже, набеги которого на Тибет вынудили китайцев оккупировать эту страну. Посольству пришлось оставить на берегу подарок, состоявший из пушек и бочонков с порохом. Обоз из шести­десяти повозок, который перевозил в Пекин багаж миссии и подарки китайскому императору, китайцы украсили флага­ми с надписью: «Посол, везущий дань из Англии». Высшие китайские сановники, которых европейцы называли манда­ринами — маньчжуров они именовали татарами, а импера­тора — великим ханом, — не упускали случая, чтобы выра­зить презрение к европейским товарам и достижениям.

У сэра Джорджа странные обычаи китайцев вызывали восхищение — традиция бинтовать ноги женщинам, медные монеты с отверстием в центре, абак, пагоды, паланкины, в которых разъезжала знать, отсутствие одежды белого цвета (который считался цветом скорби), тачки с парусом, таблич­ки с именами предков, которым поклонялись в каждом доме... Он отмечал, что в этом обществе с сильными патриархаль­ными традициями принципы взаимопомощи распространя­лись на самых дальних родственников, что делает ненужной благотворительность. Отмечая немногочисленность нищих, он писал о том, что бедняки часто оставляют умирать неже­ланных детей — особенно девочек, поскольку мальчик необ­ходим для поклонения предкам. Практически любое взаи­модействие между начальником и подчиненным сопровож­дается подарками (практика, которая привела к тому, что сделки между западными торговцами и местными мандари­нами стали рассадником коррупции).

Пекин, к которому вело вымощенное гранитом «шоссе» с мраморными мостами, производил неотразимое впечат­ление. Окружавшая город стена, ширина которой у осно­вания составляла двадцать футов, постепенно сужалась до

442 Маньчжурская династия Цин

высоты сорока футов, имела зубцы и многочисленные сто­рожевые башни, и по ней могли в ряд проехать несколько всадников. Ширина главной улицы города достигала ста футов, но она была грунтовой и покрытой пылью — монго­лы сняли всю брусчатку, калечившую лошадей, — с кото­рой пытались бороться разбрызгиванием воды. На тротуа­ре теснились дома, преимущественно одноэтажные, с лав­ками в фасадах. Среди других построек выделялись храмы Неба (круглой формы, как бы в подражание небесному сво­ду) и Земли (квадратные, поскольку древние считали, что Земля имеет именно такую форму). Однако все величие этого места было сосредоточено в обнесенной стеной зоне, которая носила у европейцев названии Татарский город. Здесь на площади в четырнадцать квадратных миль распо­лагался дворец императора — комплекс красивейших зда­ний и внутренних двориков среди деревьев и прекрасных садов, окруженный обширной парковой зоной с беседками, каналами, искусственными холмами, долинами и озерами, в которых плавали лодки.

Британское посольство радушно приняли и поселили во дворце, где сэр Джордж получил возможность наблюдать за обычаями двора. Он был поражен уродством евнухов, кото­рые вновь стремились к власти, — их морщинистыми безбо­родыми лицами, нередко с толстым слоем косметики, и вы­сокими женскими голосами. Над всем возвышалась фигура императора. Только члены императорской семьи имели пра­во носить одежду желтого цвета, и только у императора на ней мог быть вышит дракон с пятью лапами; лишь импера­тор имел право носить крупную жемчужину на шляпе и ез­дить по предназначенным для него улицам; приближаться к нему можно было только на коленях.

Привилегия императора украшать головной убор жемчу­гом резко контрастировала с шестнадцатью видами пуговиц

Маньчжурская династия Цин 443

на шапках мандаринов. Форма и цвет этих пуговиц соответ­ствовали рангу сановника — шестиугольный камень темно-красного цвета свидетельствовал о высшем ранге, а круглая серебряная пуговица — о низшем. Обладатели темно-крас­ных камней проявляли наибольшее любопытство в отноше­нии подарков английского короля императору, которые хра­нились в отдельном здании. Среди них был европейский эки­паж, с которого сняли козлы для возницы (в противном случае возница оказался бы выше императора), фарфоровые вазы фабрики Веджвуд, научные инструменты, в том числе телескоп, модель Солнечной системы, различные механиче­ские устройства и — в записках ничего не говорится о том, были ли они приняты с обычным для Востока выражением радости — портреты английских аристократов.

Прежде чем граф предстал перед императором, требова­лось устранить два протокольных препятствия. Во-первых, перевод на китайский язык письма британского монарха — китайские переводчики боялись сурового наказания, кото­рое полагалось за малейшее нарушение этикета или ошибку в переводе документов для императора. (Обычно перевод­чика подвергали следующему наказанию: жертва станови­лась на колени, на ее ноги клали длинный бамбуковый шест, и два человека, вставали на этот шест, приближаясь или уда­ляясь от осужденного, чтобы увеличить или уменьшить дав­ление на ноги. Ошибка же в обращении к императору кара­лась смертью.) Наконец с помощью миссионеров задача пе­ревода письма была разрешена, и высшие сановники после продолжительных дискуссий одобрили окончательный ва­риант. Оставалась еще одна, более трудная проблема — зем­ные поклоны. Британский посол настаивал, что падать ниц перед императором — унижение для британского монарха, которого он представляет. Несколько недель переговоров ни к чему не привели. В конце концов графа посетила плодо-

444 Маньчжурская династия Цин

творная идея — он заявил, что согласен пасть ниц перед им­ператором, если мандарин равного ранга с послом сделает то же самое перед портретом Георга III, который доставят из дипломатической миссии в уединенную комнату. Это пред­ложение не встретило энтузиазма, и последовавшие длитель­ные переговоры привели наконец к выработке ритуала, со­гласованного с начальником коллегии ритуалов.

В назначенный день рано утром император Гао-цзун за­нял место на троне, установленном на возвышении в огром­ном шатре, который специально установили для этой цели. В присутствии разодетых придворных в шатер вошел бри­танский посол в плаще, накинутом на богато расшитый бар­хатный камзол со сверкающим бриллиантами орденом Бани. В поднятых над головой руках он держал украшенную дра­гоценными камнями квадратную шкатулку из золота, в ко­торой лежало письмо к императору. В пронизанной почти религиозным трепетом тишине он поднялся по ступенькам к подножию трона, опустился на одно колено, склонился в поклоне и произнес краткое приветствие. Император при­нял из рук посла шкатулку — разумеется, он знал содержа­ние письма — и поставил рядом с собой, а затем обратился к графу с дружеской речью. Во время последующих церемо­ний и торжественного обеда, сопровождавшегося блестящим выступлением акробатов и другими развлечениями, образ­цы любезности по отношению к гостю демонстрировал сам император, которому было уже за восемьдесят и который вскоре добровольно отрекся от власти после успешного ше­стидесятилетнего правления. Он подарил послу украшенный драгоценными камнями скипетр, так что граф мог с полным основанием считать свою миссию доброй воли успешной — несмотря на то, что до отъезда домой ему так и не удалось получить никаких торговых концессий. Однако события ближайшего будущего показали, что все это была пустая тра­та времени.

Наши рекомендации