Действие нормативных актов во времени

Оно продолжается с момента вступления нормативного правового акта в силу и до момента утра­ты им силы.

Существует следующий порядок вступления нормативных правовых актов в силу (введения в действие).

I.Можно выделить не­сколько вариантов ВСТУПЛЕНИЕ нормативно-правовых актов в действие:

1) являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных органов исполнитель­ной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, - по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также ор­ганизаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

2) начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.

3) время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или принятый Госдумой УКРФ, который вступил в силу с 1 января 1997 г.

4) те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, всту­пают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

II. ПРЕКРАЩЕНИЕ действия нормативных актов связываетсясо следующими обстоятельствами:

1) истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;

2) в связи с прямой отменой нормативного акта уполномочен­ным на то органом;

3) в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Этот вариант прекращения действия нормативного акта менее желателен, так как зачастую порождает противоречивую правоприменительную практику, возникновение пробелов и коллизий правовых норм.

Вновь принятый нормативный акт, как правило, распростра­няет свое действие на те общественные отношения, которые воз­никли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Одна­ко из этого правила есть исключение:

1) когда в самом нормативном акте указано, что его предписа­ния распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;

2) когда нормативный акт смягчает уголовную ответствен­ность;

3) когда нормативный акт отменяет уголовную ответствен­ность.

Исключение составляет и «переживание» старого норматив­ного акта, при котором утративший юридическую силу норма­тивный акт по специальному указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта.

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов.

Территориальный принцип предполагает действие норматив­ного правового акта в пределах государственных или админи­стративных территориальных границ деятельности правотвор­ческого органа.

Под государственной территорией принято понимать часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное про­странство над ними, территории посольств, военных и иных ко­раблей в открытом море, летательные аппараты.

В федеративных государствах регулирование отношений осу­ществляется на основе приоритета общефедерального законода­тельства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов фе­дерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рас­смотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по не­которым делам о наследстве допускается использование ино­странного законодательства.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государствен­ных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Таким образом, по действию в про­странстве нормативно-правовые акты могут быть общегосударственными (действующими на всей территории государства); региональными (дейст­вующими на территории субъекта); местными (действующими на террито­рии муниципального образования); локальными (действующими в преде­лах учреждения - ИТУ, воинской части и т.д.).

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с тер­риториальными пределами функционирования актов. Существу­ет общее правило, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из этого правила есть исключения:

1) действующее уголовное законодательство Россий­ской Федерации распространяется не только на лиц, находящих­ся на территории России, но и на ее граждан за границей;

2) адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь зна­чение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, нахо­дящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (Конституция или УК РФ). Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь кон­кретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужа­щим, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, и т.д.).

Всоответствии с данным критериемдействие норма­тивно-правовых актов распространяется на субъектов в зависим ости от таких факторов, как:

1) характер политико-правовой связи субъекта с государством.

По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на:

- акты, действующие в отношении всех лиц, находящихся на терри­тории государства (Конституция РФ);

- акты, действующие только в отношении граждан (подданных) данного государства (Закон «О выборах Президента РФ»);

- акты, действующие в отношении иностранцев и лиц без граждан­ства (Закон «О правовом положении иностранцев и лиц без гражданства»);

2) профессиональное положение. По этому критерию норма­тивно-правовые акты делятся на акты, действующие в отношении субъек­тов, обладающих различным специальным (профессиональным) правовым статусом: военнослужащих, сотрудников ОВД, врачей работников сферы образования и т .д.;

3) социальное положение. В соответствии с данным критерием, действие соответствующих нормативно-правовых актов распространяется на субъектов, обладающих особым социальным статусом: пенсионеров, инвалидов, сирот и т.д.;

4) домицилий (место жительства). По этому критерию нор­мативно-правовые акты делятся на акты, действующие в отношении лиц, постоянно проживающих на данной территории; лиц, временно прожи­вающих на данной территории (вынужденных переселенцев, беженцев, командированных и т.д.).

3) свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:

- им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность службы в Вооруженных Силах России и т.д.);

- представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совер­шенные на территории РФ, решается дипломатическим путем.

Рассматривая вопрос о действии нормативно-правовых актов по кру­гу лиц, в ряде случаев необходимо учитывать такой фактор, как наличие у субъекта права юридического иммунитета.

В юридической науке термин «иммунитет» означает привиле­гию, связанную с полным или частичным освобождением носителя имму­нитета от юридической ответственности, предусмотренной санкциями норм различных отраслей права.

Видами юридического иммунитета являются: 1) абсолютный; 2) дипломатический; 3) профессиональный; 4) функциональный.

Абсолютным иммунитетом обладает лишь царствующий мо­нарх, юридическая безответственность которого в абсолютной монархии объясняется божественным благословлением на царствование и, в силу этого, ответственности за свои действия только перед Богом. Что же каса­ется иммунитета монарха в условиях парламентской монархии, то наличие данной льготы объясняется символичностью королевской власти. Будучи фактически отстраненным от участия в процессе выработки и принятия властных решений, монарх, естественно, не несет юридической ответст­венности за их последствия.

Дипломатическим (посольским) иммунитетом обладают полномочные представители государства в заграничных странах. Облада­ние дипломатическим иммунитетом, предполагает «выведение» соответст­вующего субъекта за рамки юрисдикции государства пребывания. При со­вершении правонарушения, не совместимого с режимом законности дан­ного государства, дипломату может быть предписано в течение 24 часов покинуть его территорию.

Должностным иммунитетом обладают лица, занимающиеся определенное должностное положение (Президент, депутаты представи­тельных органов государственной власти, судьи). В отличие от диплома­тического иммунитета, носящего неотъемлемый характер (государство, на территории которого дипломат выполняет представительские полномочия, не может лишить данного дипломата иммунитета), должностной иммуни­тет предоставляется соответствующим должностным лицам в соответствии с национальным законодательством, при этом в законодательстве преду­сматривается процедура лишения иммунитета за совершение поступков, не совместимых со статусом должностного лица. К примеру, в ст. 93 Консти­туции России закрепляется, что «Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности на основании выдвинутого Государственной Ду­мой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления».

Функциональным иммунитетом наделяются лица в процессе осуществления какой-либо специфической функции. Примером функцио­нального иммунитета является иммунитет парламентеров в условиях пе­ремирия воющих сторон.

ВЫВОДЫ

В заключение необходимо сказать о значении форм (источников) права для укрепления законности в правовом государстве.

Совершенство форм (источников) права напрямую зависит от уровня тео­ретических представлений о них и от качества по существу всех видов юриди­ческой практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригод­ные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовывать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы зависит прочность законности в государстве.

От системы форм права зависит такое важное свойство права, как его фор­мальная определенность. Известно, что формальная определенность права - способ выражения его нормативности. Различные правовые системы обладают разной степенью формальной определенности. Несвойственна она, например, мусульманскому праву, слаба - в обычном праве. А вот нормативный право­вой акт в силу своей природы, если можно так выразиться, «сгусток» норма­тивности.

Значимость форм права во многом зависит от уровня и качества правопо­рядка в государстве. Зачастую упускается из виду, что в становлении и упроче­нии правопорядка участвуют не только нормативно-правовые акты, но и все другие формы права. В частности, поэтому правопорядок по содержанию и структуре оказывается более емким, более богатым, не совпадающим с содер­жанием и системой права. Формы выражения норм права зависят от государст­ва. Оно определяет систему внешних форм выражения правовых норм, их соот­ношение друг с другом во времени, пространстве, по кругу лиц, юридическую силу. Одна и та же норма права может одновременно содержаться и функцио­нировать в нескольких внешних формах выражения.

Каковы же основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном государстве России?

Во-первых, при улучшении форм права надо полнее учитывать юридиче­ские традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой системы.

Во-вторых, назрела необходимость в подготовке и издании специального закона об основных формах права. Он может стать своего рода общей частью к давно предлагаемому закону о правотворчестве. В этом акте целесообразно бы­ло бы подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам (или еще, что хуже, - к законам) неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедент­ному обычному и договорному праву. Речь идет о том, что требуется разверну­тое законодательное закрепление новых «социальных ролей» всех форм (ис­точников) права. В нем полезно нормативно зафиксировать «фундамент» регу­лятивной системы государства, главную форму права. Можно даже настаивать на том, что в правовом государстве главной формой права должен быть при­знан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них - Конститу­ция. При этом Конституция государства не может ограничиваться «цементиро­ванием» лишь правовых актов. Целесообразно зафиксировать конституцион­ную норму примерно такой редакции: «Все правовые акты и иные формы дей­ствующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы».

Кроме всего прочего, предлагаемое законодательное решение проблемы позволит обеспечить реальную подвижность формы права. Конституция госу­дарства в этой сложной регулятивной системе образует твердое и стабильное «ядро», а все остальные формы права, «вращаясь» вокруг него, взаимопроникая в него и друг в друга, позволят быстро заполнять «пустоты» юридического об­щения. В теории права не вполне осознан тот факт, что Конституция представ­ляет собой «кодексообразующий документ», «конституционный кодекс».

Соотношение названных источников права в определенном государстве в данный отрезок времени зависит от многих социально-политических, нацио­нальных, демографических причин и может быть самым различным. Проблема выбора внешней формы права, внешней формы законодательства является не только научной, но и практической. От той внешней формы, в которую вопло­щается государственная воля, нормативное предписание, зависит не только его действенность, юридическая сила, но и место в нормативной системе. Внешняя форма права не может быть безразлична к содержанию. Не найдены пока точ­ные и безошибочные критерии того, какие отношения надо урегулировать пра­вовым обычаем, какие договором нормативного содержания, какие норматив­ными актами (а в рамках этой формы - законом либо указом Президента).

Сфера действия права не терпит пустоты. Если вовремя не появляется аде­кватная регулируемой деятельности форма права, то появляются любые другие формы. Если, например, отсутствует закон, то эта сфера заполняется иными ис­точниками права и защищается иными средствами, часто не признаваемыми го­сударством.

Содержание права многолико и может «отливаться» в разные формы. Удачно найденная форма способна сделать правовое содержание эффективно действующим. Неадекватная конкретному правовому содержанию форма в со­стоянии сделать юридическую норму «мертвой». Системе форм действующего права присущ динамизм. Пробивают себе дорогу новые источники права, отми­рают архаичные. Все это - часть процесса становления и развития россий­ской национальной системы права.

Наши рекомендации