НОВГОРОДСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА В XII—XIII вв
Своеобразно развивалась Северо-Западная Русь, где были расположены Новгородская и Псковская земли. Псков первоначально входил в состав Новгородской земли и только потом добился независимости. Поэтому историю их нужно рассматривать вместе.
Проникновение славян на территорию будущей Новгородской земли началось, очевидно, значительно раньше, чем в южные районы, и шло иным путем: из славянского прибалтийского Поморья. Здесь славяне встретились с местным угро-финским и балтским населением. Как полагают В. Л. Янин и М. X. Алеш-ковский, Новгород возник как объединение, или федерация, трех племенных поселков: славянского, мерянского и чудского (меря и чудь — угро-финские племена).
Постепенно под властью Новгорода оказалась обширнейшая территория Северо-Западной Руси. Собственно Новгородская земля включала бассейны озера Ильмень и рек Волхова, Меты, Ловати, Шелони, Мологи. Вместе с тем Новгороду принадле-
жали земли, населенные карелами и другими народами — Вотская, Ижорская, Карельская, Кольский полуостров, Прионежье, Двина. Территория эта простиралась от Финского залива до Урала, от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги.
Более суровый, чем в Приднепровье и в Северо-Восточной Руси, климат и менее плодородные почвы привели к тому, что земледелие здесь было развито слабее, чем в остальных частях страны, хотя и оставалось основным занятием населения. Урожаи были неустойчивыми. В обычные годы своего хлеба хватало, а в неблагоприятные приходилось ввозить зерно из других княжеств Руси. Это обстоятельство не раз использовали князья Северо-Восточной Руси для политического давления на Новгород. Вместе с тем здешние природные условия благоприятствовали развитию животноводства. Скотоводством занимались не только жители сельской местности, но и горожане. Распространены были огородничество и садоводство.
Особенности социально-политического строя Новгорода Великого начали складываться еще в самые ранние времена. Князь в Новгороде всегда был вторичен по отношению к городу. Княжеской династии здесь не было. Резиденция князя не случайно находилась не в детинце (городской крепости), как в остальных землях, а вне крепости. Первоначально она располагалась на Торговой стороне Новгорода, в то время как центр города и его городские укрепления находились на противоположной стороне Волхова — Софийской. Впоследствии в связи с дальнейшим ростом Новгорода, когда территория так называемого Ярославова дворища вошла уже в состав города, князь оказался на новом месте — на Городище, за пределами города.
С самого начала для Новгорода было характерно призвание князя на престол. Не говоря уже о полулегендарном призвании Рюрика, можно отметить сообщение 970 г., когда новгородцы прислали к Святославу, «просяща князя собе». Они угрожали, что, если Святослав не даст им одного из своих сыновей, «налезем (т. е. найдем) князя собе». Подобные же сообщения можно встретить и под другими датами.
Князья недолго задерживались на новгородском столе. За 200 с небольшим лет, с 1095 по 1304 г., на новгородском престоле побывало около 40 человек из трех княжеских ветвей — суздальской, смоленской и черниговской. Некоторые князья занимали престол не по одному разу, и всего смена княжеской власти произошла за это время 58 раз.
Функции князя в Новгороде были многообразны и со временем менялись. Прежде всего князь был главчй боевой дружины, которую он приводил с собой. Однако было бы неверно считать его в первую очередь военачальником. Не говоря о том, что дружина была лишь меньшей частью новгородского войска, а основную массу составляли ополченцы, на княжеском престоле нередко оказывались и малолетние. Князь был владетелем домена,
он был звеном, связующим Новгород с Русью и порядками в остальных ее землях. Он также был адресатом той дани, которая поступала Новгороду Великому; был высшей судебной инстанцией. Наконец, не менее существенно, что князь играл роль звена цепи, связывающей отдельные части Новгорода, был символом единства Новгородской земли и Новгорода.
Вместе с тем отношения Новгорода с князьями были далеки от идиллии. С одной стороны, новгородцы в лице веча могли прогнать неугодного князя, «указать путь» ему. Но с другой стороны, князья нередко пытались нарушать новгородские вольности. Отсюда постепенное ограничение роли князя в Новгороде. С 1136 г., когда новгородцы прогнали князя Всеволода Мстисла-вича, пытавшегося бороться за свои собственные интересы при помощи новгородских войск, новгородцы сами приглашают к себе князя на определенных условиях. Среди них — запрет подвергать новгородских «мужей» репрессиям без вины, вмешиваться во внутренние дела городского управления, сменять должностных лиц, приобретать собственность в новгородских «волостях», т. е. на окраинах Новгородской земли. Все эти условия содержались в специальном договоре — «ряде», который заключался с князем при его вступлении на престол.
Высшим органом власти в Новгороде было вече— народное собрание. Как показали последние исследования, вече отнюдь не было собранием всего новгородского мужского населения. На вече собирались владельцы городских усадеб в количестве не более 400—500 человек. Они составляли верхушку новгородского общества, были полновластными правителями Новгородской земли.
Высшим новгородским сословием было боярство. Оно, в отличие от боярства других земель Руси, было кастовым. Новгородским боярином нельзя было стать, им можно было только родиться. Новгородские бояре были, вероятно, потомками местной родоплеменной знати. Боярские семьи прочно держали в своих руках руководство политической жизнью Новгорода. Богатства новгородского боярства возникали из участия в дележе государственных доходов. Кроме того, бояре эксплуатировали ремесленников, живших на их городских усадьбах, занимались они и ростовщичеством. За счет этих неземледельческих доходов, собрав в своих руках обширные богатства, бояре начинают с конца XI в. приобретать земли у крестьянских общин. Некоторые вотчины они получают как пожалования у «Господина Великого Новгорода». Так в течение второй половины XI—XIII вв. складывается крупное боярское землевладение в Новгородской земле.
Наряду с боярами («мужами», «большими людьми») существовал обширный слой менее привилегированных землевладельцев. В XII—XIII вв. их называли меньшими людьми, с XIV в. они же именуются «житьи люди». Это феодалы небоярского про-
исхождения, но входящие тем не менее в состав господствующего класса.
Новгород всегда был крупным центром торговли, как внутри-русской, так и внешней. Отсюда особую роль играли в Новгороде купцы, многие из которых также имели земельную собственность.
Низший слой населения составляли черные люди. В городе — это ремесленники. Новгородские ремесленники жили, как правило, на территории боярских усадеб, зависели от отдельных бояр, но вместе с тем сохраняли свою личную свободу. Черные люди новгородской деревни — это крестьяне-общинники, не попавшие еще в зависимость от конкретного феодала. Особую категорию сельского населения составляли смерды, жившие в особых поселениях и находившиеся в полурабском положении.
Сам Новгород делился на две стороны — Софийскую и Торговую. Каждая сторона в свою очередь делилась на концы. Концы были определенными административно-политическими организациями, они избирали кончанского старосту, в них проходили свои кончанские веча. Первоначально были известны — Славен-ский (на Торговой стороне), Неревский и Людин (на Софийской). Полагают, что названия двух последних концов происходят от названия угро-финских племен и первоначально звучали Меревский и Чудин. В XIII в. упоминается уже Загородский конец (Софийская сторона), а с XIV в.— Плотницкий (Торговая сторона). Концы, в свою очередь, делились на улицы, возглавлявшиеся уличанскими старостами.
На вече избирались и основные городские власти: посадник, тысяцкий, владыка (или архиепископ) и архимандрит новгородский. Посадником первоначально именовался княжеский наместник. Однако с начала XII в. посадника уже начинают выбирать. Посадник был фактически самой главной фигурой в новгородском управлении Он вместе с князем руководил военными походами, участвовал в дипломатических переговорах, заключал соглашения с князем. Избирали посадников из довольно узкого круга боярских семей.
Должность тысяцкого была связана с особой налоговой сотенной организацией. Для сбора податей весь город делился на 10 сотен во главе с сотскими, которые в свою очередь подчинялись тысяцкому. Тысяцкие, как и посадники, первоначально назначались князьями. С конца XII в. они стали выборными. Если посадник был боярином, то тысяцкий представлял в городском управлении небоярское население Новгорода, в первую очередь меньших людей и купцов. Он осуществлял контроль за налоговой системой, участвовал в торговом суде, вел дела с иностранцами. В более позднее время, во второй половине XIV в., тысяцкие тоже стали боярами.
Глава новгородской церкви — владыка, т. е. епископ, а в последующее время архиепископ, также избирался на вече и толь-
ко потом утверждался митрополитом. Архиепископ участвовал в реальном управлении не только вотчины «святой Софии» — владением новгородского архиепископского дома, но и делами всей новгородской земли, подчас он бывал посредником между князем и посадником. Одной из его задач был контроль над эталонами мер и весов. Вместе с посадником и тысяцким он скреплял своей печатью международные соглашения. Должность владыки, в отличие от остальных, в принципе была пожизненной. Изредка бывали случаи смещения владык. Так, например, архиепископа Арсения в 1228 г. «акы злодея пхающе за ворот, выгнаша. Мало ублюде бог от смерти».
Власть владыки была тоже ограниченной: с рубежа XII— XIII вв. на вече избирали особого новгородского архимандрита с постоянным пребыванием в Юрьеве монастыре. Он возглавлял все черное духовенство (т. е. монахов) и на деле был независим от владыки.
Итак, Новгородская феодальная республика была государством, где власть фактически принадлежала феодалам (боярам и меньшим) и купцам. Выборные власти этой республики осуществляли политику защиты интересов господствующего класса.
Именно поэтому для Новгорода была всегда характерна острая социальная борьба, для которой республиканский строй открывал большие возможности. Речь идет как о борьбе между собою боярских группировок, сторонников разных князей, которая принимала подчас исключительно жесткие формы, в том числе и восстаний, так и о народных движениях. Зачастую трудно провести грань между народным выступлением против грабежа и насилия со стороны власть имущих и участием рядовых новгородцев, «черных» людей во внутрифеодальной борьбе. Так, несомненно, элементы народного движения присутствовали в восстании 1136 г. против князя Всеволода Мстиславича: недаром в числе обвинений, предъявленных ему, было то, что он «не блюдет смерд». Восстание 1207 г. было направлено против бояр Мирошкиничей, которые восстановили против себя не только черный люд, но и боярскую верхушку, и князя Всеволода Большое Гнездо. В результате восстания были конфискованы и затем распроданы села Мирошкиничей, а их денежные богатства разделили «по всему граду». Мощные народные движения происходили в Новгороде в 1228—1230 гг. Народное недовольство усугублялось серией неурожайных лет. За эти годы было сменено несколько князей, посадников и тысяцких, изгнан архиепископ. Одним из «мужей» при архиепископе стал простой ремесленник Микифор Щитник. Восставшие горожане были поддержаны смердами из новгородских волостей. Однако в период, когда феодализм находился еще на восходящей стадии своего развития, выступления масс были направлены не против феодального строя как такового, а только против отдельных, наи-
более ненавистных народу представителей класса феодалов. Эти выступления противоборствующие группировки умело использовали во внутрифеодальной борьбе, чтобы свести счеты со своими политическими противниками. Поэтому результатом таких выступлений зачастую бывало некоторое улучшение положения народных масс, а в целом — лишь смена группировки у власти.
Новгородская феодальная республика играла очень важную роль в международных экономических и политических отношениях того времени. Торговля велась главным образом с Западной Европой: с немецкими купцами с принадлежавшего Швеции острова Готланд, с Данией, с немецким торговым городом Любеком. В Новгороде существовали торговые дворы и церкви иностранных купцов, в свою очередь в зарубежных городах существовали аналогичные дворы новгородских купцов. В Новгород ввозили янтарь, сукна, украшения и другие предметы роскоши. В XIII в. ввозилось очень много соли, поскольку тогда еще не были разведаны ее запасы в самой Новгородской земле. Много товаров Новгород вывозил. Особенно большой размер приобрел экспорт пушнины и воска.
Сам Новгород был одним из крупнейших городов не только Руси, но и Европы, а возможно и мира. Здесь уже в 1044 г. были построены каменные укрепления детинца, а не позднее XII в. деревянными стенами на земляном валу был окружен весь город. Постоянно обновлявшиеся деревянные мостовые, сложная система дренажа, отводившего почвенные воды, характеризовали высокий уровень городской культуры.
Новгородское ремесло достигло небывалого расцвета. Чрезвычайно разветвленной была специализация ремесленников. Мы знаем серебреников и котельников, щитников и гвоздочников, кузнецов и плотников, гончаров и ювелиров, стеклоделов и сапожников...
Высокой для средневековья была степень грамотности новгородцев. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты (их найдено уже около 800), особенно группа грамот, связанных со школьным обучением: рисунки мальчика Онфима вместе с текстом азбуки, шуточная запись школяра. Но еще важнее надписи на предметах быта, нумерация буквенной цифирью бревен сруба, применявшаяся плотниками, и т. д.
Новгород был одним из самых красивых городов тогдашней Европы. Софийский собор, собор Антонвева и Юрьева (Георгиевского) монастырей, церковь в монастыре Аркаж, церковь Спаса на Нередице с замечательными фресками и многие другие — памятники строгой, суровой и величественной новгородской архитектуры.
Не случайно именно Новгород оказался передовым форпостом Руси в борьбе с агрессией немецких и шведских феодалов.
§ 5. СРЕДНЯЯ АЗИЯ И ЗАКАВКАЗЬЕ В X— НАЧАЛЕ ХШ в.
В Закавказье и в Средней Азии в X — начале XIII в, несмотря на отдельные попытки политического объединения, господствовала феодальная раздробленность На ряд феодальных владений распадалась Армения В Грузии в 975 i на сьезде аз-наурской знати Картли, Кахетии и Гао-Кларджети (юго-западная Грузия) царем всей Грузии бы/i избран Баграт III, проводивший политику объединения страны Но после его смерти снова начались феодальные смуты, и страна разделилась на несколько княжеств По-прежнему оставался раздробленным Азербайджан
Раздробленностью прежде всего воспользовалась Византия, которой удалось подчинить себе Армению В 1045 г после героической обороны пал Ани, столица Анийского царства, последний оплот армянской независимости В присоединенных армянских землях появились византийские наместники, была установлена жесткая налоговая система, часть феодалов переселили в Дунайскую Болгарию Грузия смогла сохранить под властью Византии автономию
В середине XI в появилась новая опасность — турки-сельджуки, одна из кочевых орд турок-огузов, названная по своему предводителю Сельджуки исповедовали ислам В конце X в они откочевали от основной орды и начали движение на соседние народы В 1048 г сельджуки совершили свой первый поход в За кавказье, обрушившись на Армению Сельджукское завоевание Закавказья продолжалось несколько десятков лет Походы сельджуков по своей жестокости и опустошениям превосходили все бедствия, ранее обрушивавшиеся на народы Закавказья Завоеватели сжигали города и деревни, вырезали и уводили в рабство мирных жителей, оставляя после себя пустую, выжженную землю
В 1071 г в битве при Маназкерте сельджуки разгромили византийские войска Армения полностью перешла под их власть Настала очередь Грузии Первый поход сельджуков сюда состоялся в 1064 г , в 1080 г сельджуки заставили грузинского царя Георгия II заключить с ними мирный договор и признать свой вассалитет Грузия должна была платить большую дань, но оставалась автономной
В Армении же и Азербайджане сельджуки установили свою полную власть Только кое-где в неприступных горах сохранились небольшие армянские княжества, население которых вело героическую борьбу против захватчиков Все земли Армении и Азербайджана были розданы сельджукской кочевой знати, превратившейся в оседлых феодалов Крестьяне должны были платить поземельный и подушный налоги и отбывать феодальные повинности Национальные и классовые противоречия тесно переплетались феодалы были иноземцами В Азербайджане 80
сельджукам удалось ассимилировать местное население, и тюркский язык стал языком азербайджанцев. Ислам, который начал проникать в Азербайджан еще во времена Халифата, стал теперь господствующей религией Но Азербайджан тоже не покорился: здесь шла борьба против сельджукских властителей. Центром ее было оставшееся независимым княжество Ширван (в районе Баку и Шемахи) во главе с ширваншахами
Первой от сельджукского нашествия стала оправляться Грузия Наиболее успешную борьбу против иноземного ига вел царь Давид IV Строитель (1089—1125).Он объединил Грузию, с 1097 г. перестал платить дань сельджукам. Это был мудрый и дальновидный государственный деятель. Ему удалось провести важные реформы: было создано постоянное войско, города стали независимыми от феодалов, что способствовало развитию там ремесел и торговли. Прозвание Строителя он получил за то, что при нем было построено много городов, дорог, мостов, храмов и монастырей. В городе Гелати он создал свой царский монастырь, где действовала академия. В Гелатской академии исследовали и изучали математику, философию, астрономию, право. Давид Строитель возглавил освободительную борьбу грузинского и армянского народов против сельджукских захватчиков. В 1122 г. его войска отвоевали у сельджуков Тбилиси; туда Давид перенес свою столицу Установив союз с армянской знатью, прежде всего с родом Захаридов, Давид в 1124 г взял столицу Армении Ани. В результате Грузия и Армения оказались свободны от сельджуков и фактически объединились в одно государство.
Давиду Строителю и его наследникам пришлось вести борьбу с крупной феодальной знатью, недовольной централизацией, настроенной сепаратистски Из преемников Давида IV наиболее известна его правнучка царица Тамара (1184—1213).Умная и решительная правительница, Тамара подавляла сопротивление крупных феодалов и значительно укрепила царскую власть. При ней в состав Грузии, кроме Армении, входили часть Азербайджана, а также значительные территории в Малой Азии В период царствования Тамары развивались и русско-грузинские связи. Мужем царицы стал сын Андрея Боголюбского Юрий (Георгий), изгнанный из Руси своим дядей Всеволодом Большое Гнездо Со своей русской дружиной он вместе с грузинскими воинами участвовал в борьбе против сельджуков. Однако впоследствии Юрия пыталась использовать феодальная знать, Тамара развелась с ним и выслала его из пределов Грузии.
Рубеж XII—XIII вв. был временем быстрого социально-экономического развития, окончательного установления развитых феодальных отношений в Закавказье и мощного культурного подъема. В Грузии развивается историческая литература, а на рубеже XII—XIII вв. Шота Руставели создает одно из величайших произведений мировой литературы — поэму «Витязь в тигро-
вой шкуре». В Азербайджане в это же время работает великий поэт Низами Гянджеви (родом из города Гянджи). Энциклопедически образованный человек, Низами написал знаменитые поэмы «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун» и другие, лирические стихотворения и т. д.
Средняя Азия в рассматриваемый период, как и Закавказье, продолжала испытывать постоянные давление и набеги кочевников. Государство Саманидов, несмотря на свою высокую централизацию, держалось главным образом на военной силе, и поэтому сравнительно легко пало под ударами кочевых племен карлуков во главе с Караханидами (конец X в.).Не подчинилось караханидам лишь Газневидское государство с центром в г. Газне в Северном Афганистане.
В XI в. на территории Средней Азии появляются сельджуки, и в конце XI в. они делают своими вассалами ханов Карахани-дов. Освободиться от сельджуков во второй половине XII в.удалось Хорезму во главе с Хорезмшахами. Им принадлежали весь Хорасан (район Мерва, Южной Туркмении и Северного Афганистана), а также Иран. Хорезмшахи стали фактическими владетелями всей Средней Азии.
Хотя власть в Средней Азии находилась в руках ханов из кочевнических династий, эти властители быстро ассимилировались жителями оазисов, где в основном шло культурное развитие. Часть населения смешалась с завоевателями и перешла на тюркский язык, но осталась земледельческим (узбеки и др.).
В оазисах Средней Азии в XI — начале XII в. бурно развиваются города, растет торговля, в первую очередь международная. Возникли даже кредитные операции и безналичный расчет. Ремесленники работали, не столько выполняя индивидуальные заказы, сколько изготовляя массовую стандартную продукцию на рынок.
Огромного расцвета достигла культура. В XI в. творил уроженец Хорезма великий ученый Аль-Бируни. Он был полиглотом, математиком, астрономом, географом, историком, минералогом, филологом... Бируни занимался тригонометрией, вычислил с удивительной точностью радиус земного шара и размер одного градуса по меридиану. Еще до Коперника он высказал предположение, что Земля вращается вокруг Солнца.
Современником Аль-Бируни был Ибн-Сина, известный в средневековой Европе как Авиценна, он работал в Бухаре и Ургенче. Ибн-Сина прославился прежде всего как медик. Его труды были основным пособием по медицине во всем мире, включая Западную Европу, в течение всего средневековья. Он предугадал существование микробов как переносчиков болезни, называя их «мельчайшими животными». Философ, близкий к материализму, Ибн-Сина выступал за социальную справедливость, против реакционного духовенства, а часто и государственной власти. Учение Ибн-Сины оказало большое влияние на взгляды западно-
европейских еретиков-вольнодумцев XIII в. На таджикском языке писал великий поэт Фирдоуси, создавший на основе народных сказаний ирано-таджикский национальный эпос «Шах-Намэ» («Книга царей»).
Поступательное политическое, экономическое и культурное развитие Средней Азии и Закавказья было прервано в начале XIII в. нашествием полчищ Чингисхана.