Мусульманская правовая система. Возникновение, развитие и распространение мусульманской правовой системы

Возникновение, развитие и распространение мусульманской правовой системы. По сравнению с рассмотренными выше правовыми системами мусульманская правовая система (по-другому – мусульманское право) возникла значительно раньше. Она возникла в VII в. в Арабском Халифате в качестве одного из важнейших компонентов исламской религии. Как отмечается в научных источниках, эта религия содержит в себе, во-первых, теологию, которая устанавливает и уточняет, во что должен верить и во что не должен верить мусульманин, и, во-вторых, предписания верующим, указывающие на то, что они должны и чего не должны делать в своей жизни. Совокупность таких предписаний именуется в исламской религии шариатом(в переводе с арабского означает – «путь следования»), который и составляет то, что принято называть мусульманским правом.

Вместе с тем мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В широком смысле оно представляет собой единую исламскую систему социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неюридические регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные правила поведения, а также обычаи. В узком смысле – это юридические правила поведения, которые занимают в данной системе относительно самостоятельное место[111]. В этой связи под шариатом обычно имеется в виду мусульманское право в широком смысле, а мусульманское право в узком смысле обозначается таким понятием, как «фикх»[112].

История мусульманского права начинается с пророка Мухаммеда (Мухаммада), жившего примерно в 570–632 гг. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности и поведения самого пророка. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права – Коране и сунне. Поскольку этих норм не доставало для системного регулирования всей совокупности общественных отношений, после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники пророка, «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. Эти нормы устанавливались либо совместным усмотрением, либо единолично каждым халифом.

В VIII–X вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи (кади). Их роль в формировании мусульманской правовой системы была настолько значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются основные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе Корана формулируется множество предписаний. К концу X в. завершился процесс формирования мусульманского права, и оно было канонизировано.

Возникнув в Арабском Халифате, мусульманское право вышло затем далеко за его пределы. Вместе с мусульманской религией нормы шариата получили распространение на территории Передней и Средней Азии, Закавказья, Северной, а также частично Восточной и Западной Африки, ряда стран Южной и Юго-Восточной Азии. Само мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествовавших правовых культур стран Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и в завоеванных арабами территориях.

Примерно с середины XI в. мусульманское право перестает быть единым для всех мусульманских стран и становится правом различных правовых школ (толков). Судьи утрачивают возможность самостоятельно ссылаться на Коран и сунну и формулировать на их основе новые нормы. В своих решениях они должны были следовать общепризнанным произведениям основателей и крупнейших исследователей той или иной правовой школы. Наиболее известными стали четыре школы суннитов: ханефитская, малекитская, шафеитская и ханбалитская. Кроме суннитских имеются и несуннитские школы, среди которых наиболее известными являются школа зейдитов и шиитская школа. В результате разделения на школы мусульманское право утратило наднациональный характер и стало национальным.

XIX в. знаменует принципиально новую ступень в развитии мусульманского права. Становление законодательства в качестве самостоятельного источника права привело к постепенному вытеснению юридической доктрины и снижению ее роли. Со второй половины XIX в. происходит активное заимствование европейского права. Этот процесс привел к тому, что в некоторых странах (например, в Турции) мусульманское право практически было вытеснено, в других (в Алжире, Сирии, Египте) сохранилось лишь частично. В тех же странах, где доминирует исламский фундаментализм (Иран, Пакистан, Судан и др.), наблюдается своеобразное возрождение исламской правовой культуры и возврат к традиционным исламским ценностям, что влечет за собой расширение сферы действия мусульманского права.

Структура мусульманского права. Структура мусульманского права характеризуется, прежде всего, тем, что оно, подобно романо-германскому праву, знает деление на публичное ичастное. Правда, это деление в мусульманском праве имеет свои особенности, поскольку мусульманское право, как отмечает Р. Л. Сюкияйнен, – это в значительной мере частное право, исторически возникшее из отношений собственности, обмена, личных неимущественных связей[113]. Особая и наиболее развитая отрасль частного права – «право личного статуса», основными институтами которой являются брак, развод, родство, материальное обеспечение семьи, обязанности по воспитанию детей, завещание, наследование «по закону» и некоторые другие. К частному праву относится и «гражданское право» (муамалат), регулирующее вопросы собственности, различные виды сделок и их обеспечение, порядок обеспечения обязательств и т. д. Деликтное (уголовное) право объединяет нормы как публичного, так и частного права, граница между которыми достаточно условна. Публично-правовые нормы касаются лишь нескольких наиболее опасных проступков, за совершение которых установлены строго определенные меры наказания. Большинство же других правонарушений считаются частными, поскольку затрагивают права и интересы отдельных лиц. В отношении этих правонарушений судья может избрать санкцию по своему усмотрению. Судебное право, включающее принципы судоустройства и правила процесса, также не относится целиком к публичному или частному праву, поскольку касается структуры и деятельности различных по своему характеру органов правосудия.

Публично-правовую отрасль в мусульманском праве по сути дела составляют только нормы, регулирующие конституционные, административные и финансовые отношения. К ней примыкает отрасль, нормы которой регулируют международные и некоторые внутригосударственные отношения. Вследствие этого деление мусульманского права на публичное и частное носит в известной мере условный характер. В большинстве случаев вертикальные отношения регулировались и продолжают регулироваться не столько нормами мусульманского права, сколько государственными нормативно-правовыми актами.

Системе мусульманского права и отдельным его отраслям в полной мере присущи характерные черты феодальных правовых систем – партикуляризм, неопределенность и противоречивость содержания при запутанности нормативных источников. Различные школы-толки при общности отправных позиций формулировали разные нормы при решении сходных вопросов. Развитие мусульманского права не шло по пути формулирования общих абстрактных правил поведения, последовательной замены одних норм другими или же придания общеобязательной силы конкретным решениям на основе судебного прецедента. Мусульманское право в значительной мере носит казуальный характер и представляет собой совокупность решений крупнейших правоведов по конкретным (действительным или гипотетическим) делам. Со временем оно превратилось в собрание огромного множества возникших в различных условиях разнообразных норм, в большинстве случаев формально неопределенных. Неопределенность и противоречивость мусульманского права обусловлена еще и тем, что все выводы какой-либо школы, содержащиеся в канонизированных трудах юристов, признаются в равной степени действительными, хотя и могут противоречить друг другу. Отмена устаревших норм не допускается, так как нормы мусульманского права являются религиозными нормами.

Для структуры мусульманского права характерно и то, что в нем есть конкретные нормы и нормы-принципы. Последние, по мнению современных исследователей, являются фундаментальной и самой стабильной частью мусульманского права, пригодной для всех времен и гарантирующей его соответствие потребностям социального прогресса. Они образуют своего рода «Общую часть» мусульманского права, которая рассматривается как исходный пункт при применении любой конкретной правовой нормы.

Сами нормы мусульманского права тоже обладают определенными особенностями. Если европейские юристы под нормой права понимают установленное законодателем абстрактное правило поведения, а юристы англосаксонской правовой системы – сформулированное судом решение по конкретному делу, исламские правоведы под нормой права понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Это правило основано на религиозных догмах, на вере. Его нельзя изменить, отменить, поправить. Оно бесспорно и абсолютно и должно безусловно исполняться. Нормы мусульманского права отличаются также по содержанию. Они не являются управомочивающими или запрещающими. Их основу составляет обязанность, долг совершить те или иные поступки.

Источники мусульманского права. Источники мусульманского права можно подразделить на две основные группы. Первую группу составляют Коран и сунна, вторую – иджма и кияс (кийяс).

Коран – священная книга ислама. Он является основополагающим источником мусульманского права. Согласно общепринятой традиции текст Корана был поведан пророку Мухаммеду самим Аллахом через архангела Джебраила – посредника между богом и людьми. Пока пророк был жив, надобности в Коране не было. На все вопросы ответ давал сам Мухаммед. Но после его смерти потребовался четко фиксированный закон, в связи с чем были собраны все записи и сделана их первоначальная сводка. Так появился первый вариант Корана. Параллельно с ним были разработаны еще четыре версии сборников заповедей Аллаха. Затем все они были сведены к единой редакции.

Коран состоит из 114 разных по характеру и объему глав (сур). Наряду с изложением библейских историй здесь можно найти рассуждения о мироздании, об исторических событиях, о порядке развода и т. д. Коран – это своего рода свод знаний, заповедей и инструкций чуть ли не на все случаи жизни. Много места Коран уделяет основам права, которые закреплены в так называемых «правовых строфах». Мусульманские юристы различают строфы, которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся гражданского права (тоже 70), строфы уголовно-правового характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), конституционные строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и, наконец, строфы, относящиеся к международному праву (25).

В нормах Корана заметно преобладают общие положения нравственного характера, в связи с чем многие исследователи отмечают, что мусульманское право не уделяет большого внимания юридическим тонкостям и деталям. Коран учит мусульманина, например, выказывать сострадание слабым и неимущим, честно заниматься предпринимательством, не предлагать взятки судьям, уклонятся от ростовщичества и азартных игр и т. д. Однако в Коране не указывается, каковы правовые санкции за нарушение этих заветов. Даже запреты, которых в Коране очень много и которые распространяются на различные виды человеческой деятельности, изложены в самой общей форме.

Принято считать, что Мухаммед стремился не создать новое право в строгом смысле этого слова, ибо только Аллах имеет законодательную власть, а научить людей, как поступать в тех или иных жизненных ситуациях, как относиться к тому или иному поступку.

Вторым по значимости источником мусульманского права является сунна. Сунна – это сборник адатов, т. е. традиций, касающихся действий и высказываний Мухаммеда. Она рассказывает о бытии и поведении пророка, примером которого должны руководствоваться верующие.

Первоначально единственным источником вероучения и права признавался только Коран. Но со временем обнаружилось, что его предписаний далеко не достаточно для решения возникающих юридических вопросов. Тогда стали прибегать к прецедентам и брать за образец поступки и действия пророка, а также его отдельные высказывания. Так появились сборники хадисов, т. е. преданий о деяниях Мухаммеда, его решениях и заявлениях. Шесть таких сборников и составили сунну.

Вторую группу источников мусульманского права, как уже было отмечено, составляют иджма и кияс.

Иджма – это согласованное заключение древних правоведов – знатоков ислама – об обязанностях правоверного, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или сунны. Иджма имеет исключительно большое практическое значение. На сегодня Коран и сунна – это только историческая основа мусульманского права. Судья не должен использовать непосредственно Коран или сунну, так как их окончательное толкование дано в иджме. Нормы права независимо от их происхождения подлежат применению, только будучи записанными в иджму. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкает фетва – решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

Кияс – суждения по аналогии. Потребность в них возникает тогда, когда положения Корана, сунны и иджмы не применимы к конкретному случаю и требуют использования аналогии. Однако использование аналогии – явление довольно редкое, поскольку для решения того или иного спора вполне хватает существующих норм. В этой связи кияс можно рассматривать только как способ толкования и применения права, и с его помощью нельзя создавать основополагающие нормы права.

К второстепенным источникам мусульманского права относят обычаи и традиции, не противоречащие основам мусульманского права, а также государственные законы. Формально мусульманские юристы не числят обычай среди источников права, но иногда прибегают к нему для дополнения или уточнения применяемого принципа права или правовой нормы. Что же касается закона, то он стал признаваться в качестве источника права с развитием законодательства. При этом закон не должен противоречить традициям и требованиям ислама и нарушать их.

Говоря о мусульманском праве как самостоятельной правовой системе, не следует отождествлять мусульманское право с позитивными правовыми системами мусульманских стран. Как отмечает Р. Давид, «необходимо различать понятия «мусульманское право» и «право мусульманской страны». Как и в христианских странах, гражданское общество никогда не смешивается в исламе с обществом религиозным. Гражданское общество всегда живет под властью обычаев или законов, которые, безусловно, опирались, в общем, на принципы мусульманского права и отводили им серьезную роль, но могли в то же время… отходить от ортодоксальных положений и входить в противоречие с принципами и нормами религиозного мусульманского права»[114]. К тому же на правовые системы мусульманских стран оказали известное влияние романо-германская и англосаксонская правовые системы, что привело к созданию смешанных правовых систем и так называемой вестернизации права в мусульманских странах.

Контрольные вопросы

1. Что следует понимать под правовой системой, и какова ее структура?

2. Что понимается под национальной правовой системой и правовой семьей? Какие правовые семьи принято выделять в современном мире?

3. Как в настоящее время решается вопрос о типах права?

4. Когда и где возникает романо-германская правовая система? Чем характеризуется ее структура и каковы ее источники?

5. Когда и где возникает англосаксонская правовая система? Что характерно для ее структуры и источников?

6. Когда и где возникает мусульманская правовая система? В чем особенности ее структуры и источников?

Литература

Давид Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози. М. : Междунар. отношения, 1996. – 400 с.

Загрядский Г. В. Правовые системы современности: лекция / Г.В. Загрядский. – М. : [б. и.], 1995. – 42 с.

Карташов В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ч. 1 / В. Н. Карташов. – Ярославль : Яросл. гос. ун-т, 1995. – 269 с.

Лейст О. Э. Сущность и исторические типы права // Вестн. МГУ. Сер. 11. Право. – 1992. – № 1. – С. 3–13.

Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть / М. Н. Марченко. – М. : Зерцало, 2001. – 552 с.

Матузов Н. И. Правовая система и личность / Н. И. Матузов. – Саратов : Изд-во Саратов. ун-та,1987. – 295 с.

Правовые системы мира : учеб. пособие / отв. ред. А. Ф. Черданцев. – Екатеринбург : УрГЮА, 1995. – 88 с.

Саидов А. Х. Введение в основные правовые системы мира / А. Х. Саидов. – Ташкент : Фан, 1988. – 217 с.

Саидов А. Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира / А. Х. Саидов. – М. : [б. и.], 1993. – 148 с.

Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Л. Р. Сюкияйнен. – М. : Наука, 1986. – 256 с.

Сюкияйнен Л. Р. Шариат: религия, нравственность, право // Государство и право. – 1996. – № 8. – С. 120–128.

Тиунова Л. Б. О понятии правовой системы // Изв. вузов. Правоведение. – 1985. – № 1. – С. 23–30.

Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения / Ю. А. Тихомиров. – М. : Норма, 1996. – 432 с.

Фридмэн Л. Введение в американское право; пер. с англ. / Л. Фридмэн; под ред. М. Калантаровой. – М. : Прогресс : Универс, 1993. – 286 с.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ПОНЯТИЙ ТЕОРИИ ПРАВА

Акт официального толкования права – вынесенный в процессе толкования права официальный документ, содержащий предписания, разъясняющие действующие правовые нормы.

Акт применения права – вынесенный в процессе применения права официальный документ, содержащий индивидуально-конкретное правовое предписание.

Аналогия закона – решение юридического дела на основе правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения.

Аналогия права – решение юридического дела на основе общих принципов и смысла законодательства.

Государственное принуждение – внешнее воздействие на поведение людей, основанное на применении организованной силы государства и обеспечивающее безусловное утверждение государственной воли.

Дееспособность – признаваемая государством в нормах позитивного права способность (возможность) лица самостоятельно вступать в правовые отношения и собственными действиями как осуществлять свои юридические права и обязанности, так и создавать для себя новые.

Деликтоспособность – признаваемая государством способность (возможность) лица самостоятельно нести предусмотренную нормами позитивного права юридическую ответственность за совершенное противоправное деяние.

Закон как источник права – принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти (законодательным органом) или непосредственно народом нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой, содержит первичные нормы права и регулирует наиболее важные общественные отношения.

Законность – политико-правовой режим общественной жизни, который выражается в надлежащей реализации норм позитивного права всеми субъектами.

Законодательство – совокупность (система) всех действующих в государстве нормативных правовых актов.

Институт права – совокупность (система) правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

Метод правового регулирования – совокупность способов, средств и приемов, которые закреплены в праве и используются в процессе правового регулирования общественных отношений.

Механизм правового регулирования – взятые в единстве и взаимодействии правовые средства, участвующие в правовом регулировании общественных отношений.

Нормативный договор – соглашение двух и более субъектов, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права.

Нормативный правовой акт – принятый в установленном порядке уполномоченными на то субъектами или народом официальный документ, который обладает юридической силой и содержит нормы права.

Нормы права – установленные или санкционированные государством, а также охраняемые им правила поведения, которые носят общеобязательный характер и направлены на регулирование общественных отношений.

Объекты правоотношения – различные социальные блага, по поводу которых возникает конкретное правоотношение и на которые направлены субъективные права и обязанности его участников.

Отрасль права – совокупность (система) правовых норм, регулирующих какую-либо сферу (или область) общественных отношений.

Подзаконные нормативные акты – акты правотворческой деятельности государственных и негосударственных организаций, а также народа, которые обычно направлены на конкретизацию и детализацию закона и не должны ему противоречить.

Позитивное право – система установленных или санкционированных государством норм, которые обязательны для всех членов общества и действие которых гарантируется государством.

Правовая культура – качественное состояние правовой жизни общества, которое характеризуется определенным уровнем правового развития общества и личности.

Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, обладающих общностью источников, структуры и исторического пути формирования права.

Правовая система – взятые в единстве и взаимосвязи все правовые явления общества.

Правовое воздействие – все направления и формы влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.

Правовое воспитание – деятельность государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленная на формирование и повышение правосознания и правовой культуры граждан.

Правовое государство – государство, которое в своей деятельности связано естественным правом, подчиняется ему, признает и гарантирует естественные права и свободы человека.

Правовое поведение – предусмотренное нормами позитивного права и подконтрольное государству сознательно-волевое социально значимое поведение людей, которое, как правило, влечет или способно повлечь определенные юридические последствия.

Правовое (позитивно-правовое) регулирование – осуществляемое с помощью норм позитивного права и других правовых (юридических) средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.

Правовые средства – различные правовые явления, которые задействованы в правовом регулировании и призваны обеспечить его нормальное функционирование.

Правомерное поведение – охраняемое государством социально полезное осознанное поведение людей, соответствующее нормам позитивного права.

Правонарушение – виновно совершенное, противоправное деяние деликтоспособного лица, причинившее вред либо создавшее угрозу причинения вреда личности, обществу или государству.

Правоотношение (конкретное) – выраженная в корреспондирующих друг другу субъективных юридических правах и обязанностях и обеспеченная государством правовая связь участников общественных отношений, которая устанавливается нормами позитивного права и индивидуальными правовыми актами.

Правопорядок – состояние фактической упорядоченности общественных отношений, сложившееся в обществе в результате реализации норм позитивного права конкретными субъектами.

Правосознание – совокупность идей, взглядов, представлений, чувств и эмоций, выражающих субъективное отношение людей к праву и другим правовым явлениям действительности.

Правоспособность – признаваемая государством способность (возможность) лица иметь предусмотренные нормами позитивного права юридические права и обязанности.

Правосубъектность – признаваемая государством способность лица быть субъектом права и правоотношений, т. е. способность лица иметь юридические права и обязанности и самостоятельно их осуществлять.

Правотворческая техника – совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении и опубликовании нормативных правовых актов.

Правотворчество – осуществляемая уполномоченными на то субъектами или народом деятельность по установлению, изменению или отмене норм позитивного права, а также санкционированию неюридических норм в качестве юридических.

Пределы правового регулирования – границы регулирующего действия права, в рамках которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Предмет правового регулирования – урегулированные правом наиболее значимые для государства и общества конкретные волевые общественные отношения, поддающиеся внешнему контролю.

Применение права – осуществляемая в установленных законом формах уполномоченными на то субъектами государственно-властная деятельность, которая связана с реализацией правовых норм и индивидуальным правовым регулированием.

Принципы права – закрепленные в праве руководящие идеи, исходные положения, которые составляют главное содержание права и выступают в качестве основополагающих начал правового регулирования тех или иных общественных отношений.

Принципы правотворчества – руководящие идеи, начала, на которых основывается правотворческая деятельность и которые составляют ее главное содержание.

Пробел в законодательстве – полная или частичная неурегулированность нормами позитивного права тех или иных жизненных ситуаций (общественных отношений), входящих в сферу правового регулирования.

Реализация права – претворение предписаний позитивного права в жизнь посредством правомерного поведения субъектов.

Санкционированный правовой обычай – сложившееся вследствие фактического применения в течение длительного времени правило поведения, признанное государством в качестве общеобязательного.

Система законодательства – взятые в единстве и взаимосвязи действующие в государстве нормативные правовые акты, выступающие как целостное образование, имеющее свою структуру.

Система права – взятые в единстве и взаимосвязи действующие в государстве правовые нормы, выступающие как целостное образование, имеющее свою структуру.

Система социально-нормативного регулирования – взятые в единстве и взаимодействии социальные нормы.

Систематизация законодательства – деятельность, связанная с упорядочением действующего законодательства и приведением его в стройную, внутренне согласованную систему.

Социальное регулирование – осуществляемое при помощи нормативных и индивидуальных средств воздействие на поведение людей и соответствующие отношения с целью их упорядочения.

Социальные нормы – правила поведения общего характера, выступающие в качестве регуляторов общественных отношений.

Способы правового регулирования – пути регулирующего воздействия права на поведение людей и общественные отношения.

Субъективная юридическая обязанность (в правоотношении) – предусмотренная нормами позитивного права или индивидуальными правовыми актами мера должного (необходимого) поведения обязанной стороны.

Субъективное право (в правоотношении) – предусмотренная нормами позитивного права или индивидуальными правовыми актами мера возможного (дозволенного) поведения управомоченной стороны.

Субъекты правоотношения – лица, которые являются участниками правоотношения, носителями корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.

Территория государства – пространство, на которое полностью и безраздельно распространяется власть государства.

Тип правового регулирования – общая направленность, общий порядок, юридический режим регулирования, характерный для той или иной области общественных отношений.

Толкование права – деятельность по установлению и объяснению подлинного смысла правовых норм с целью обеспечения их надлежащей реализации и дальнейшего совершенствования.

Фактический (юридический) состав – совокупность (система) юридических фактов, которая необходима либо для возникновения, либо для изменения, либо для прекращения конкретного правоотношения.

Формы (источники) права – способы внешнего выражения и закрепления норм позитивного права.

Функции позитивного права – определенные направления воздействия позитивного права на общественные отношения, в которых выражаются его сущность, назначение и в целом роль в общественной жизни.

Юридическая ответственность (в объективном смысле) – меры государственного принуждения, которые предусмотрены санкциями правовых норм, характеризуются лишениями личного, имущественного или организационного характера и могут быть применены к лицам, совершившим то или иное противоправное деяние.

Юридическая ответственность (в субъективном смысле) – обязанность лица, совершившего противоправное деяние, претерпеть меры государственного принуждения в виде лишений личного, имущественного или организационного характера.

Юридическая техника – совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении, опубликовании и систематизации правовых актов и иных юридических документов.

Юридические факты – определенные жизненные обстоятельства, с которыми нормы позитивного права связывают возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений.

Юридический (правовой) прецедент – решение судебного или административного органа по конкретному юридическому делу, которому государство придало общеобязательное значение и которое вследствие этого стало образцом для разрешения аналогичных дел.

[1] См.: Четвернин В. А. Понятия права и государства. Введение в курс теории права и государства. М., 1997. С. 11.

[2] См., например: Нерсесянц В. С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 1998. С. 5.

[3] Алексеев С. С. Государство и право: учеб. пособие. М., 2008. С. 38.

[4] Четвернин В. А. Понятия права и государства: введение в курс теории права и государства. М., 1997. С. 14.

[5] См., например: Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой.М., 1987. С. 467–468.

[6] См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник. М., 2007. С. 363.

[7] См.: Общая теория государства и права: академ. курс в 2 т. Т. 2. Теория права / под ред. М. Н. Марченко. М., 1998. С. 42.

[8] См.: Теория права и государства : учебник / под ред. В. В. Лазарева. М., 1996. С. 100.

[9] См., например: Деревнин А. А., Петрушев В. А. Теория права : учеб. пособие. Ч. 1. Иркутск, 1994. С. 30; Теория права и государства : учебник / под ред. Г. Н.. Манова. М., 1995. С. 28-29; Теория государства и права : учебник для вузов / отв. ред. В. Д. Перевалов. М., 2005. С. 119.

[10] Критические замечания по этому поводу см. в нашей статье «О понятии и классификации функций позитивного права» (Сиб. юрид. вестн. 2000. № 4. С. 5).

[11] См.: Спиридонов Л. И. Теория государства и права: учебник. М., 1995. С. 170.

[12] См., например: Краткий словарь современных понятий и терминов / сост. и общ. ред. В. А. Макаренко. М., 1993. С. 278.

[13] Более подробно о предмете и методе правового регулирования будет сказано в главе 6.

[14] Подробнее об этом см. главу 6.

[15] О признаках системы права см. предыдущую главу.

[16] Слово «прецедент» означает случай, поступок, событие, имевшие место в прошлом и служащие примером или основанием для аналогичных действий в настоящем.

[17] Более подробно об этом см.: Тихомиров Ю. А. Публичное право: учебник. М., 1995. С. 184–198.

[18] Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 2. М., 1988. С. 146.

[19] См.: Теория государства и права : учебник / под ред. А. С. Пиголкина. М., 2005. С. 302.

[20]См.: Черданцев А. Ф. Теория государства и права : учебник. М., 2003. С. 143.

[21] Исключением можно считать диссертацию В. Н. Княгинина, посвященную социальной ценности социалистического государства (см.: Княгинин В. Н. Социальная ценность социалистического государства: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Л., 1989).

[22] Свойство – это качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чего-нибудь (см.: Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1987. С. 575).

[23] См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1987. С. 658.

[24] См., например: Общая теория государства и права : академ. курс в 2 т. Т. 2. Теория права / под ред. М. Н. Марченко. М., 1998. С. 70.

1 СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.

2 СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.

[25] Под обратной силой закона (нормативного правового акта) обычно понимается распространение действия закона на факты и отношения, которые возникли до вступления этого закона в силу.

[26] Часть первая Гражданского кодекса РФ была введена в действие с 1 января 1995 г.

[27] Анклав – это территория, полностью или частично окруженная территорией другого государства (других государств).

[28] См., например: Черданцев А. Ф. Теория государства и права : учебник для вузов. М., 2003. С. 308.

[29] Многие авторы, к сожалению, не проводят никакого различия между общезапретительным и разрешительным типами правового регулирования и по сути дела отождествляют их.

[30] Слово «регламентация» означает установление определенных правил, разработку распоряжений, предписаний.

[31] См., например: Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. М., 2005. С. 253.

[32] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 162.

[33] Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 20.

[34] Надо заметить, что термин «правотворческая инициатива» не имеет однозначного толкования в отечественной теории государства и права. Чаще всего ему дают узкое толкование и понимают под ним официальное внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган. Вместе с тем в научной и учебной литературе можно встретить и широкое толкование данного термина, когда под правотворческой инициативой понимается исходящее от официальных органов или общественности предложение о необходимости разработки и принятия того или иного нормативного акта.

[35] См.: Теория государства и права : учебник / под ред. А. С. Пиголкина. М., 2005. С. 434.

[36] Промульгация (от лат. «promulgation» – публичное объявление) – официальная публикация, обнародование какого-либо закона (см.: Краткий словарь современных понятий и терминов / сост. и общ. ред. В. А. Макаренко. М., 1993. С. 344).

1 Кстати, слово «отношение», помимо всего прочего, означает связь между кем-нибудь, которая образуется из общения на какой-нибудь почве (см.: Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1987. С. 383).

[37] Следует заметить, что общие правоотношения, которые называют также общерегулятивными, иногда выделяют в одном ряду с абсолютными и относительными или с регулятивными и охранительными правоотношениями.

[38] Более подробно об этом см.: Пьянов Н. А. Актуальные проблемы теории государства и права : учеб. пособие. Иркутск, 2007. С. 156–163.

[39] См.: Сырых В. М. Теория государства и права : учебник для вузов. М., 2005. С. 319.

[40] См., например: Теория государства и права : учебник для вузов /

Наши рекомендации