Мониторинг социально-трудовой сферы
МОНИТОРИНГ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. Правовое регулирование и порядок осуществления
мониторинга безопасности
Общие положения и основные проблемы
Мониторинг безопасности – это основная составная часть управления безопасностью в техносфере. Он позволяет дать оценку, прогноз и получить информацию о состоянии окружающей среды и объектов экономики, необходимую для принятия решений и осуществления мероприятий по снижению рисков и обеспечению безопасности жизнедеятельности человека в техносфере.
Как указывалось ранее (см. Введение) актуальность этой проблемы в современных условиях связана с тем, что в результате антропогенного воздействия на окружающую среду, ухудшения, экологической обстановки и недостаточных темпов внедрения безопасных технологий возрастают масштабы последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Возникают новые виды эпидемий и болезней. Только в России на возмещение материального ущерба и выплаты компенсаций семьям погибших и пострадавших от пожаров ежегодно расходуется свыше 100 млрд. Рублей. Серьезную демографическую проблему создает уровень гибели людей в различных деструктивных событиях (чрезвычайных ситуациях, пожарах, происшествиях на водных объектах и др.). Количество пострадавших в них ежегодно исчисляется десятками тысяч человек.
Риски природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики страны. Особенно актуален вопрос обеспечения безопасности жизнедеятельности населения от угроз природного и техногенного характера при реализации новых крупных экономических и инфраструктурных проектов.
В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на потенциально опасных объектах проживает свыше 90 млн. жителей страны (60 %).
По-прежнему значительную угрозу для населения представляют сейсмические опасности, так как более 25 % территории России с населением более 20 млн. человек может подвергаться землетрясениям силой 7 баллов и выше.
Что касается промышленности, то наибольшие проблемы для государства, экономики и населения создают чрезвычайные ситуации в нефтяной и нефтеперерабатывающей, газовой и угольной промышленности.
Существенную проблему в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создают изношенные и безхозные гидротехнические сооружения (ГТС). Пониженный уровень безопасности имеют 43,4 % комплек5сов ГТС, неудовлетворительный уровень безопасности – 12,5 % комплексов ГТС, опасный уровень безопасности (не подлежат эксплуатации) – 4,7 % комплексов ГТС.
Отдельной проблемой в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются объекты атомной энергетики. Так, на АЭС степень заполнения хранилищ жидких радиоактивных отходов в среднем составляют 60,5 %, а степень заполнения хранилищ твердых радиоактивных отходов – 58,6 %. Однако, хранилища жидких отходов Ленинградской АЭС заполнены на 84,9 %, Смоленской АЭС – на 85,8 %, а хранилища твердых отходов Курской и Ленинградской АЭС заполнены на 85,5 и 87,5 % соответственно.
Основными направлениями деятельности в части снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера, а также сохранения здоровья людей, предотвращения ущерба материальных потерь заблаговременного проведения предупредительных мер являются:
1) сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе, на территории;
2) прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
3) организация проведения и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций;
4) создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях на базе геоинформационных систем;
5) организация информационного банка, координация деятельности и контроль функционирования территориальных центров мониторинга;
6) представление населению достоверной информации об опасностях и угрозах, характерных для мест проживания и выдача ему достоверных краткосрочных прогнозов развития опасных явлений в природе и техносфере.
Техническую основу мониторинга составляют наземные и авиационно-космические средства соответствующих федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов власти и организаций в соответствии со сферами их ответственности.
В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются исходной основой для реализации такой важной функции, как разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целевых программ, планов, а также обоснования соответствующих решений по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Далее рассмотрим основные виды мониторинга безопасности.
Мониторинг социально-трудовой сферы
Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы представляет собой государственную систему непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа, происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере. Данный мониторинг является одним из инструментов разработки государственной социальной политики.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.03.1995 № 291 «Об утверждении Положения о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы», указанный мониторинг реализуется Минтрудом России, Рострудом, Росстатом совместно с Минэкономразвития России, Федеральной миграционной службой и другими федеральными органами исполнительной власти, а также заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основными задачами мониторинга социально-трудовой сферы являются:
1) непрерывное наблюдение за состоянием социально-трудовой сферы и получение оперативной информации;
2) объединение информационных потоков, формируемых различными органами исполнительной власти, участвующих в мониторинге;
3) своевременное выявление изменений, происходящих в социально-трудовой сфере и органов вызвавших их;
4) предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов напряженности;
5) осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в социально-трудовой сфере;
6) оценка эффективности и полноты реализации законов и других нормативов правовых актов по социально-трудовым вопросам.
Объектами мониторинга являются специально отобранные (базовые) организации различных форм собственности и отраслей экономики, регионы, а также отобранные по социально-демогра–фическим и профессиональным признакам группы населения.
К основным направлениям рассматриваемого мониторинга относятся:
а) доходы и уровень жизни населения;
б) рынок рабочей силы, занятость и безработица;
в) социально-трудовые процессы в организациях;
г) условия и охрана труда;
д) социально-демографические и миграционные процессы.
Мониторинг социально-трудовой сферы проводится по единой системе показателей и на основе методических рекомендаций, утвержденных Минтрудом России и Росстатом. Ведение мониторинга осуществляется с учетом изменений, происходящих в социально-трудовой сфере. С этой целью проводится работа по пересмотру единой системы показателей, совершенствованию методов и направлений исследований, уточнению выборки объектов мониторинга.
По результатам мониторинга готовятся доклады, которые представляются Правительству Российской Федерации и включают в себя аналитическую информацию, сведения о принятых в пределах компетенции федеральных органов исполнительной власти мерах для оперативного предотвращения конфликтных и кризисных ситуаций в социально-трудовой сфере, предложении по вопросам, решение которых находится в компетенции соответствующих органов государственной власти.
Финансирование данного мониторинга осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В России создана и функционирует «Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда».
Положение о единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда (далее – Система) утверждено приказом Минздравсоцразвития России от 06.10.2011 № 1137 (ред. от 12.02.2014).
Целью создания, функционирования и дальнейшего развития Системы является:
а) обеспечение информированного взаимодействия в области охраны труда федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, органов государственного контроля (надзора), общественных объединений, организаций и граждан России (далее – Пользователи Системами);
б) полное и своевременное обеспечение Пользователей Системы общедоступной информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных организаций в области охраны труда, размещающих информацию в Системе.
К основным задачам Системы относятся:
1) организация информационных ресурсов в области охраны труда;
2) формирование единого информационного пространства в области охраны труда;
3) организация эффективного информационного обмена между участниками Системы, формирующими информационные ресурсы.
Оператором Системы является Минтруд России, который совместно с Рострудом, ФСС России, Роспотребнадзором и иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление функций по государственному управлению охраной труда, Федеральных Независимых Профсоюзов России, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда (далее – Участники Системы), формирует информационные ресурсы Системы.
Информация, размещенная в Системе в обязательном порядке должна содержать:
– официальную открытую статистическую информацию о результатах деятельности Участников Системы в области охраны труда;
– сведения об официальных сайтах Участников Системы и иных федеральных органов исполнительной власти, представивших информацию, размещенную в Системе;
– нормативные правовые акты в области охраны труда;
– новостную информацию о деятельности Участников Системы в области охраны труда.
Оператор Системы осуществляет:
– организационное обеспечение функционирования Системы;
– мониторинг процесса размещения информации в Системе;
– обеспечение бесперебойного функционирования Системы и оперативное управление ресурсами Системы;
– поддержание и развитие информационных и программно-технических ресурсов Системы;
– обеспечение работоспособности программно-технического комплекса, сохранности документов и баз данных.
Структура информационных слоев Системы выглядит следующим образом:
Структура информационных слоев единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда | |||
№ п/п | Информационный слой | Ответственный участник | Сроки |
Главная – Общие положения | Минтруд России | Обновляется по мере поступления новой информации | |
Управление охраной труда – Государственное управление охраной труда | Минтруд России | Обновляется по мере поступления новой информации | |
Государственный надзор и контроль – Основание – Назначение – Осуществление – Меры наказания | Роструд | Обновляется по мере поступления новой информации |
Продолжение табл.
Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – Основание – Назначение – Выплаты – Дополнительные расходы – Предупредительные меры | Фонд социального страхования Российской Федерации | Обновляется по мере поступления новой информации | |
Общественный контроль – Основание – Назначение – Осуществление | Федерация Независимых Профсоюзов | Обновляется по мере поступления новой информации | |
Обязанности работодателя – Обучение и инструктирование работников по охране труда – Аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по условиям труда – Обеспечение средствами индивидуальной защиты – Предоставление информации (отчетные формы) – Медицинские осмотры некоторых категорий работников – Расследование несчастных случаев на производстве | Роструд | Обновляется по мере поступления новой информации | |
Права и обязанности работников – Трудовой договор – Режим труда и отдыха – Информация об условиях труда | Роструд | Обновляется по мере поступления новой информации | |
Региональная информация – Дальневосточный федеральный округ – Приволжский федеральный округ – Северо-Западный федеральный округ – Сибирский федеральный округ – Уральский федеральный округ – Центральный федеральный округ | Минтруд России, Роструд | Обновляется по мере поступления новой информации |
Продолжение табл.
– Южный федеральный округ – Северо-Кавказский федеральный округ Состояние условий и охраны труда в регионах | |||
9. | Общероссийский мониторинг условий и охраны труда | ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» | Обновляется по мере поступления новой информации |
Международное сотрудничество | Минтруд России | Обновляется по мере поступления новой информации | |
Публикации и коментарии | Минтруд России, ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» | Обновляется по мере поступления новой информации | |
Форум (Вопрос – ответ) | ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» | Обновляется по мере поступления новой информации | |
Конференции, выставки, семинары | Минтруд России | Обновляется по мере поступления новой информации | |
Ссылки | Минтруд России | Обновляется по мере поступления новой информации |
Структура информационных слоев Системы, ее наполнение может быть изменено по соглашению сторон Участников Системы