Мониторинг социально-трудовой сферы

МОНИТОРИНГ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. Правовое регулирование и порядок осуществления
мониторинга безопасности

Общие положения и основные проблемы

Мониторинг безопасности – это основная составная часть управления безопасностью в техносфере. Он позволяет дать оценку, прогноз и получить информацию о состоянии окружающей среды и объектов экономики, необходимую для принятия решений и осуществления мероприятий по снижению рисков и обеспечению безопасности жизнедеятельности человека в техносфере.

Как указывалось ранее (см. Введение) актуальность этой проблемы в современных условиях связана с тем, что в результате антропогенного воздействия на окружающую среду, ухудшения, экологической обстановки и недостаточных темпов внедрения безопасных технологий возрастают масштабы последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Возникают новые виды эпидемий и болезней. Только в России на возмещение материального ущерба и выплаты компенсаций семьям погибших и пострадавших от пожаров ежегодно расходуется свыше 100 млрд. Рублей. Серьезную демографическую проблему создает уровень гибели людей в различных деструктивных событиях (чрезвычайных ситуациях, пожарах, происшествиях на водных объектах и др.). Количество пострадавших в них ежегодно исчисляется десятками тысяч человек.

Риски природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики страны. Особенно актуален вопрос обеспечения безопасности жизнедеятельности населения от угроз природного и техногенного характера при реализации новых крупных экономических и инфраструктурных проектов.

В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на потенциально опасных объектах проживает свыше 90 млн. жителей страны (60 %).

По-прежнему значительную угрозу для населения представляют сейсмические опасности, так как более 25 % территории России с населением более 20 млн. человек может подвергаться землетрясениям силой 7 баллов и выше.

Что касается промышленности, то наибольшие проблемы для государства, экономики и населения создают чрезвычайные ситуации в нефтяной и нефтеперерабатывающей, газовой и угольной промышленности.

Существенную проблему в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создают изношенные и безхозные гидротехнические сооружения (ГТС). Пониженный уровень безопасности имеют 43,4 % комплек5сов ГТС, неудовлетворительный уровень безопасности – 12,5 % комплексов ГТС, опасный уровень безопасности (не подлежат эксплуатации) – 4,7 % комплексов ГТС.

Отдельной проблемой в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются объекты атомной энергетики. Так, на АЭС степень заполнения хранилищ жидких радиоактивных отходов в среднем составляют 60,5 %, а степень заполнения хранилищ твердых радиоактивных отходов – 58,6 %. Однако, хранилища жидких отходов Ленинградской АЭС заполнены на 84,9 %, Смоленской АЭС – на 85,8 %, а хранилища твердых отходов Курской и Ленинградской АЭС заполнены на 85,5 и 87,5 % соответственно.

Основными направлениями деятельности в части снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера, а также сохранения здоровья людей, предотвращения ущерба материальных потерь заблаговременного проведения предупредительных мер являются:

1) сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе, на территории;

2) прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

3) организация проведения и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций;

4) создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях на базе геоинформационных систем;

5) организация информационного банка, координация деятельности и контроль функционирования территориальных центров мониторинга;

6) представление населению достоверной информации об опасностях и угрозах, характерных для мест проживания и выдача ему достоверных краткосрочных прогнозов развития опасных явлений в природе и техносфере.

Техническую основу мониторинга составляют наземные и авиационно-космические средства соответствующих федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов власти и организаций в соответствии со сферами их ответственности.

В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются исходной основой для реализации такой важной функции, как разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целевых программ, планов, а также обоснования соответствующих решений по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Далее рассмотрим основные виды мониторинга безопасности.

Мониторинг социально-трудовой сферы

Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы представляет собой государственную систему непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа, происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере. Данный мониторинг является одним из инструментов разработки государственной социальной политики.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.03.1995 № 291 «Об утверждении Положения о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы», указанный мониторинг реализуется Минтрудом России, Рострудом, Росстатом совместно с Минэкономразвития России, Федеральной миграционной службой и другими федеральными органами исполнительной власти, а также заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Основными задачами мониторинга социально-трудовой сферы являются:

1) непрерывное наблюдение за состоянием социально-трудовой сферы и получение оперативной информации;

2) объединение информационных потоков, формируемых различными органами исполнительной власти, участвующих в мониторинге;

3) своевременное выявление изменений, происходящих в социально-трудовой сфере и органов вызвавших их;

4) предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов напряженности;

5) осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в социально-трудовой сфере;

6) оценка эффективности и полноты реализации законов и других нормативов правовых актов по социально-трудовым вопросам.

Объектами мониторинга являются специально отобранные (базовые) организации различных форм собственности и отраслей экономики, регионы, а также отобранные по социально-демогра–фическим и профессиональным признакам группы населения.

К основным направлениям рассматриваемого мониторинга относятся:

а) доходы и уровень жизни населения;

б) рынок рабочей силы, занятость и безработица;

в) социально-трудовые процессы в организациях;

г) условия и охрана труда;

д) социально-демографические и миграционные процессы.

Мониторинг социально-трудовой сферы проводится по единой системе показателей и на основе методических рекомендаций, утвержденных Минтрудом России и Росстатом. Ведение мониторинга осуществляется с учетом изменений, происходящих в социально-трудовой сфере. С этой целью проводится работа по пересмотру единой системы показателей, совершенствованию методов и направлений исследований, уточнению выборки объектов мониторинга.

По результатам мониторинга готовятся доклады, которые представляются Правительству Российской Федерации и включают в себя аналитическую информацию, сведения о принятых в пределах компетенции федеральных органов исполнительной власти мерах для оперативного предотвращения конфликтных и кризисных ситуаций в социально-трудовой сфере, предложении по вопросам, решение которых находится в компетенции соответствующих органов государственной власти.

Финансирование данного мониторинга осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В России создана и функционирует «Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда».

Положение о единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда (далее – Система) утверждено приказом Минздравсоцразвития России от 06.10.2011 № 1137 (ред. от 12.02.2014).

Целью создания, функционирования и дальнейшего развития Системы является:

а) обеспечение информированного взаимодействия в области охраны труда федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, органов государственного контроля (надзора), общественных объединений, организаций и граждан России (далее – Пользователи Системами);

б) полное и своевременное обеспечение Пользователей Системы общедоступной информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных организаций в области охраны труда, размещающих информацию в Системе.

К основным задачам Системы относятся:

1) организация информационных ресурсов в области охраны труда;

2) формирование единого информационного пространства в области охраны труда;

3) организация эффективного информационного обмена между участниками Системы, формирующими информационные ресурсы.

Оператором Системы является Минтруд России, который совместно с Рострудом, ФСС России, Роспотребнадзором и иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление функций по государственному управлению охраной труда, Федеральных Независимых Профсоюзов России, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда (далее – Участники Системы), формирует информационные ресурсы Системы.

Информация, размещенная в Системе в обязательном порядке должна содержать:

– официальную открытую статистическую информацию о результатах деятельности Участников Системы в области охраны труда;

– сведения об официальных сайтах Участников Системы и иных федеральных органов исполнительной власти, представивших информацию, размещенную в Системе;

– нормативные правовые акты в области охраны труда;

– новостную информацию о деятельности Участников Системы в области охраны труда.

Оператор Системы осуществляет:

– организационное обеспечение функционирования Системы;

– мониторинг процесса размещения информации в Системе;

– обеспечение бесперебойного функционирования Системы и оперативное управление ресурсами Системы;

– поддержание и развитие информационных и программно-технических ресурсов Системы;

– обеспечение работоспособности программно-технического комплекса, сохранности документов и баз данных.

Структура информационных слоев Системы выглядит следующим образом:

Структура информационных слоев единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда
№ п/п Информационный слой Ответственный участник Сроки
Главная – Общие положения Минтруд России Обновляется по мере поступления новой информации
Управление охраной труда – Государственное управление охраной труда Минтруд России Обновляется по мере поступления новой информации
Государственный надзор и контроль – Основание – Назначение – Осуществление – Меры наказания Роструд Обновляется по мере поступления новой информации

Продолжение табл.

Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – Основание – Назначение – Выплаты – Дополнительные расходы – Предупредительные меры Фонд социального страхования Российской Федерации Обновляется по мере поступления новой информации
Общественный контроль – Основание – Назначение – Осуществление   Федерация Независимых Профсоюзов Обновляется по мере поступления новой информации
Обязанности работодателя – Обучение и инструктирование работников по охране труда – Аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по условиям труда – Обеспечение средствами индивидуальной защиты – Предоставление информации (отчетные формы) – Медицинские осмотры некоторых категорий работников – Расследование несчастных случаев на производстве Роструд Обновляется по мере поступления новой информации
Права и обязанности работников – Трудовой договор – Режим труда и отдыха – Информация об условиях труда Роструд Обновляется по мере поступления новой информации
Региональная информация – Дальневосточный федеральный округ – Приволжский федеральный округ – Северо-Западный федеральный округ – Сибирский федеральный округ – Уральский федеральный округ – Центральный федеральный округ Минтруд России, Роструд Обновляется по мере поступления новой информации

Продолжение табл.

  – Южный федеральный округ – Северо-Кавказский федеральный округ Состояние условий и охраны труда в регионах    
9. Общероссийский мониторинг условий и охраны труда ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Обновляется по мере поступления новой информации
Международное сотрудничество Минтруд России Обновляется по мере поступления новой информации
Публикации и коментарии Минтруд России, ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Обновляется по мере поступления новой информации
Форум (Вопрос – ответ) ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Обновляется по мере поступления новой информации
Конференции, выставки, семинары Минтруд России Обновляется по мере поступления новой информации
Ссылки Минтруд России Обновляется по мере поступления новой информации

Структура информационных слоев Системы, ее наполнение может быть изменено по соглашению сторон Участников Системы

Наши рекомендации