Общие принципы этносоциальной стратификации
Тема 2.1. Этнонациональная стратификация
Этническое пространство
2. Общие принципы этносоциальной стратификации
3. Административно-политический механизм этносоциальной стратификации
1)Репрессированные этносы и субэтносы
2) Мягкие формы этнической дискриминации
3) Языковая политика как рычаг этносоциальной стратификации
4. Этническое пространство
5. Негосударственные механизмы этнической дискриминации
Литература
1. Арутюнян Л. Новые тенденции в миграции Армении // Миграционная ситуация в странах СНГ. М., 2002 г. С. 71.
2. Бреев Б.Д. Подвижность населения и трудовые ресурсы. - М., 1977.
3. Моисеенко В.М. Территориальное движение населения. - М., 1985.
4. Назарова Е. А. Особенности современных процессов миграции// Социс. -2000. - N1 – c. 106-110.
5. Оболенский В. В. (Осинский). Международные и межконтинентальные миграции в довоенной России и СССР. М., 1928. С. 46.
6. Переведенцев В. И. Методы изучения миграционного населения. - М., 1975.
7. Хорев Б.С., Чапек В. Н. Проблемы изучения миграции населения. - М., 1978.
8. Хомра А. У. Миграция населения. - Киев, 1979.
9. Чапек В.Н. Миграция и стабилизация трудовых ресурсов. - Ростов-на-Дону, 1983.
Как мы с вами ранее отмечали под этносом (этнической группой), нацией в отечественной и зарубежной науке обычно понимается совокупность людей, наделенных тем или иным набором признаков Весьма характерно определение, данное Ю.Бромлеем:
"Этнос может быть определен как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)." "В современном русском языке такому пониманию термина "этнос" в известной мере соответствует слово "национальность" (Бромлей 1983: 57-58).
Вышеописанный взгляд при решении ряда исследовательских задач смазывает некоторые важные различия. Так, этническая принадлежность превращается в нечто не менее тесно связанное с человеком, чем его кожа. Этнические характеристики, при этом, как и большинство иных социальных признаков, гораздо больше похожи на одежду, которую можно выбирать, менять.
Одним из срезов социального пространства является пространство этническое. Его метафорой, как и в случае с социальным пространством вообще и со всеми его разновидностями, может служить огромное многоэтажное здание. Пространство делится на «Нас» и «Их». Между «Нами» и «Ими» возникает стена: когда в виде символической дистанции (разная одежда, ритуалы и т.п.), когда в виде отсутствия общения (разные языки, отчужденность, доходящая до враждебности, страх, презрение и т.п.), а когда и в виде буквальной стены (Китайская стена, заграждения из колючей проволоки и минных полей и т.п.).
Деление на «своих» и «чужих» происходит в результате этнической идентификации: возникает целый набор признаков (варьирующийся от страны к стране и от эпохи к эпохе), которыми должны обладать «свои», остальные же относятся к «чужим» («немцам», «инородцам», «иностранцам» и т.п.).
Чаще всего в качестве ядра этого набора выступает общий язык. Он носит системообразующий характер. Именно общность языка позволяет обеспечить интенсивное общение на данном участке социального пространства: дома, на улице, на работе, через средства массовой информации и управленческие нормативные акты. Нет общего языка - пространство неизбежно начинает рассыпаться (с разной степенью неумолимости), разделяясь более или менее прочными перегородками. Однако общего языка недостаточно. Наличие огромного англоязычного мира при отсутствии соответствующего ему единого этноса - одно из наиболее ярких доказательств этого вывода. Возможно, после распада СССР схожая судьба, ожидает и русскоязычных и русских, оказавшихся жителями разных государств. Вокруг языка формируется целый набор более или менее устойчивых признаков: общность истории, традиций, религии, ценностей, социально-психологического склада. Однако этот набор носит весьма относительный характер. Большинство его признаков значимы лишь в комплексе. Они подвижны, появляются и исчезают. По мере интернационализации общественной жизни и социальной дифференциации общества, роль многих из них сводится к минимуму. Субкультурные различия между классами, социальными слоями одного этноса часто гораздо более серьезны и глубоки, чем между субкультурами однотипных групп, принадлежащих к разным этносам.
Формирование в социальном пространстве полей с более интенсивным культурным и социальным взаимодействием возникает не только в результате формирования нормативного (обычно очень расплывчатого) образа «Нас».
Не менее важную роль играет и этническое клеймение: если окружающие будут рассматривать какие-то признаки как атрибут этнической группы Х, то как бы не думали об этом сами носители этого признака, но логика социальных отношений будет их сближать. Особенно сильно этот механизм этнического клеймения (стигматизации) действует в отношении дискриминируемых меньшинств: изолируя их от окружающих, он загоняет их в физическое или духовное гетто. Масса евреев стали евреями (вспомнили забытое происхождение и утраченные этнические атрибуты) в результате антисемитизма, исходящего из принципа, что еврей всегда остается евреем. Т.Парсонс, в несколько иных словах сформулировал эту же идею так: "Этническая группа с точки зрения своих ценностей и во многих отношениях - и своего статуса, составляет особую целостность, на которую нечлены группы реагируют в устойчивых формах (patterned ways), которые в свою очередь предопределяют реакцию этой группы" . Поэтому атрибутом этноса является не только то, что он из себя представляет, но и что о нем думают окружающие, ибо их мысли - это объективная реальность, в соответствии с которой они себя ведут. При этом надо подчеркнуть, что конструируемые извне стереотипы создают надличностную реальность этнополя, в которую может попасть и человек, объективно никакого отношения не имеющий к нему(например, любая женщина, принятая за цыганку, имеет шансы встретить вокруг себя людей, крепко сжимающих свои кошельки). "Чужие" сами обходят этнополе или ведут себя здесь как явные гости. Кроме того, "чужие" создают вокруг данного этнополя целую систему этнических имиджей, стереотипов, социальных ожиданий. Они могут быть самыми нелепыми, но окружающие реагируют на представителей данного этнополя, исходя из имеющихся у них представлений о том, какими характеристиками они должны обладать. Это в свою очередь подталкивает представителей данного этноса играть навязываемые им роли. Таким образом, окружение определяет и формирует границы данного этнополя.
Некоторые эмпирические исследования дают представление о ряде аспектов формирования этнических групп извне. Позитивные устрановки характеризуют минимальную субъективную социальную дистанцию (готовность к общению). Это ведет к размыванию границ этнических групп, а порою и к их ассимиляции. Негативные установки воздвигают вокруг этнополя заборы, порою совершенно непроходимые.
Табл.: Этнические установки жителей России (в %)(Бочарова и Гудков 1994)
Этносы | Удельный вес респондентов, относящихся к ним негативно | Удельный вес респондентов, относящихся к ним позитивно |
Чеченцы | ||
Цыгане | ||
Азербайджанцы | ||
Армяне | ||
Узбеки | ||
Эстонцы | ||
Евреи | ||
Татары | ||
Украинцы | ||
Русские |
Этническое пространство, состоящее из групповых статусных позиций (этнополей), является объективной, надындивидуальной реальностью.Это не совокупность индивидов, а пространство, насыщенное более или менее интенсивными отношениями, нормами, ценностями. Мы входим в него, как входим в большое здание, и выбираем там подходящее для нас помещение (комнату, огромный зал или закуток). Как вошли, так же в принципе можем и выйти. Индивид живет в этом этническом пространстве, но он не связан с ним неразрывной нитью. Входя в то или иное этнополе он надевает на себя соответствующий «национальный костюм», то есть начинает жить в соответствии с нормами «своего» этноса, выходя из него, он сбрасывает прежний «костюм» и либо облачается в новый в результате ассимиляции, либо использует элементы разных «костюмов», играя роль космополита и перемещаясь в пограничной зоне между несколькими этнополями (обычная ситуация у родившихся от смешанных браков или переехавших в новую этническую среду).
Этнический статус, как и любой иной, имеет два типа с точки зрения метода его приобретения:
1 предписанный статус ;
2 приобретенный (достигнутый) статус.
В первом случае личностный выбор как таковой отсутствует. Например, индивид оказался русским, потому, что его родили родители, относящие себя к русским, культивирующие русскую культуру, живущие в русской среде (точно также большинство людей не выбирают свое жилье, а оказываются в нем в силу не зависящих от них обстоятельств: квартира досталась от родителей или взял, что дали и выбирать не было возможности).
Для смены же этнической принадлежности нет условий: не знает языка более привлекательного этноса, не может переехать в ту страну, окружающими уже накрепко «заклеймен» как принадлежащий к этносу родителей (например, запись в паспорте). Первый случай наиболее распространенный, что и порождает представление об этнических признаках как своего рода коже человека.
Однако, ребенок, по словам Л.Н.Гумилева, - «ни к какому этносу не принадлежит. Неэтничен. В течение трех-пяти лет после рождения у него складывается на базе общения этническая принадлежность". При этом этот выбор не является жестко предопределенным. Порою дети одних и тех же родителей вливаются в разные этносы. Нередко родители и дети оказываются в зрелом возрасте принадлежащими к разным этносам. Случается и смена этнической принадлежности на разных этапах жизни одного и того же индивида. Однако наличие существенного числа индивидов с приобретенным этническим статусом, показывает, что этническая принадлежность - это не кожа, а костюм. Новый этнический статус приобретается посредством ассимиляции: индивид входит в новое этнополе и одевает принятый там «костюм».
Наиболее глубокая ассимиляция происходит с людьми, которые оказываются в чужом этнополе в раннем возрасте, но немало примеров, когда ассимилируются и взрослые. Люди рождаются и умирают, меняются поколения, а этнос существует. В отличие от природных общностей (видов, пород и т.п.), воспроизводимых на основе генетических кодов, заложенных в особях, этносы воспроизводятся на основе их надындивидуального существования в социальном пространстве.
Этнос экстерриториален, или, т.е. общность территории не входит в число его обязательных признаков. Однако это не означает, что территориальный фактор не важен для этноса. Как отмечал Ю.Бромлей, "следует четко разграничивать территориальную целостность как условие возникновения этноса и как фактор его существования. Выступая в качестве важнейшего условия формирования этноса, целостность территории не является строго обязательным фактором воспроизводства всех его частей. Этнополе может охватывать разные, пространственно не смежные регионы, переплетаться с другими этнополями. Так, ряд этносов длительное время существует в разбросанном по миру состоянии, сохраняя при этом более или менее целостное этнополе (цыгане, армяне, евреи, немцы, поляки, китайцы и др.).
Общие принципы этносоциальной стратификации
Структура этнического пространства организована иерархически.
Этнонациональная стратификация - это непрерывно развивающийся процесс, основанный на структурированном и иерархизированном неравенстве этнических групп, способах передачи этого неравенства от одного поколения другому и его социальной оценки индивидом и обществом в целом.
Этносоциальная стратификация - это иерархически упорядоченное неравенство этнических полей, проявляющееся в неравенстве таких статусных индикаторов как безопасность и стабильность физического существования представителей этнических групп, уровень жизни, престиж, перспективы социальной мобильности, объем власти, место в общественном разделении труда. Соответственно при наличии этносоциальной стратификации индивиды, принадлежащие к тому или иному этнополю, оказываются в привилегированном или приниженном положении в силу именно своей этнической принадлежности.