Понятие и виды юридической ответственности государственных служащих
Как и все граждане, государственные служащие, совершившие уголовное преступление, гражданское правонарушение или административный проступок вне службы, подвергаются соответствующим мерам наказания в общеправовом порядке. В то же время государственные служащие совершают правонарушения и проступки, которые непосредственно связаны с государственной службой, с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих служебных обязанностей. Такие правонарушения характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью.
Под юридической ответственностью государственных служащих понимаются меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение государственным служащим правонарушения (см. схему 9). Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих обязанностей.
К особенностям регламентации ответственности государственных служащих относятся:
- в ряде случаев - повышенная ответственность;
- специфические санкции, применяемые только в отношении государственных служащих.
В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности:
- уголовная;
- административная;
- дисциплинарная;
- гражданско-правовая.
В регламентации юридической ответственности государственных служащих, в практике применения мер наказания в отношении государственных служащих имеются недостатки. В частности, Федеральный Закон "Об основах государственной службы в Российской Федерации" регламентирует лишь дисциплинарную ответственность лиц, занимающих должности категории "Б" и "В", а это, естественно, не все ответственные за неисполнение законов и реализацию полномочий государственных органов. Кроме того, в положениях об органах государственной власти, как правило, не существует разделов об ответствености, нет формулировок о том, кто за это отвечает или в каком порядке такая ответственость устанавливается.
На взгляд специалистов, требуется дисциплинарный кодекс, регулирующий ответственность всех основных субъектов отношений государственной службы43.В нем могут быть установлены критерии оценки и основания ответственности, определены процедуры, необходимые для реализации данного института.
Более того, предлагается ввести ответственность не только по принципу вины в деятельности государственых служащих (доказанность коррумпированности, взяточничества и т. п.), но и за результат этой деятельности, либо полученный противоправным путем, либо приносящий общественный вред, и за последстви я действий, нарушающих состояние государственной и общественной безопасности44.
Уголовная ответственность государственных служащих
Как граждане РФ государственные служащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда, В то же время государственные служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенными ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым. При этом речь идет и о деяниях, которые могут совершать недолжностные лица. Однако должностные лица за те же самые деяния подлежат более строгому уголовному наказанию. Это могут быть, например, преступления против свободы, чести и достоинства личности на службе (ст. 126-130 УК РФ).
В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только государственные служащие. К ним, в частности, относятся:
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
- превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
- отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ);
- присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ);
- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
- получение взятки (ст. 290 УК РФ);
- дача взятки (ст. 291 УК РФ);
- служебный подлог (ст. 292 УК РФ);
- халатность (ст. 293 УК РФ);
- отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ);
- воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ);
- воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);
- регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);
- контрабанда (ст. 188 УК РФ);
- провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ).
Заслуживает внимание предложение С. Глазьева о поправках в Уголовный кодекс, которые вводят прямую персональную ответственность чиновников за нарушение законов. Заметим, что эти поправки он безуспешно пытается внести уже пять лет45.