Создание идеологического фундамента и органов центральной власти в конце XV – начале XVI века
При Иване III происходит формирование структур начинающегося монархического государства. Самовластие князя было ограничено традиционными органами управления и нормами права. Сохранялась Боярская дума, которая возникла еще в древнерусском княжестве, но при Иване III она получила роль главного совещательного органа при великом князе. Она состояла из 4 чинов – Бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Начинают формироваться новые органы управления – избы, которые занимались какими-то отдельными делами, а также дворцовые учреждения – Дворец (дворцовое хозяйство великого князя) и Казна (главное государево хранилище, а также государева канцелярия, занимавшаяся еще и внешнеполитическими вопросами). В административно-территориальном отношении страна делилась на уезды, обычно в пределах бывших княжений, а те на волости. Уезды управлялись боярами-наместниками, получавшими их в награду за прежнюю военную службу. Они кормились с подвластных территорий, оставляли часть налогов и судебных пошлин в свою пользу, и назывались кормленщиками. Оформляется система местничества, в соответствии с которой назначения на должности происходили в соответствии со знатностью рода, службой предков.
В середине XV века Византия подвергается нашествию Османской империи, и пытаясь сохранить свое государство, оно идет на союз с римским папой, заключатся союз церквей (Флорентийская уния 1439 г.), но православная церковь попадала в зависимость от папы. В 1448 г. византийский митрополит был изгнан из Москвы, и русская православная церовь стала автокефальной. В 1453 году турки взяли Константинополь, и Византия прекратила своё существование. В конце XV века Иван III женится на Софье Палеолог, принадлежавшей к роду византийских императоров. Сам брак уже таил в себе притязания великого князя на византийское наследство, об этом же свидетельствует заимствование некоторых символов власти – двуглавого орла, державы, скипетра и др. Сам же Иван III присвоил себе новый титул – Государь всея Руси – это отражало намерения взять под контроль все русские земли, в том числе и те, что входили в состав Великого княжества Литовского. Появляется теория «Москва – Третий Рим», обосновывавшая религиозгно-политическую преемственность от Византии. Автором этой теории был псковский монах Филофей. В конце правления Ивана III был принят новый свод законов самодержавного государства – Судебник 1497г.
Сословное общество второй половины XV – первой половине XVII века. Ограничение прав привилегированных сословий
Сословия начали формироваться ещё до ига, однако тогда ещё не существовало чёткого разграничения сословных прав и обязанностей. Создание централизованного государства привело к ограничению прав всех сословий. Первыми эти ограничения испытали бояре и помещики. Они были вынуждены подтверждать своё право на владение и пользование землёй и служить государю. Затем ограничения стали распространяться на низшие сословия.
Крепостное право в широком смысле слова – это феодальная эксплуатация, а в более узком – этап закабаления крестьянства целым рядом законов, которые провозгласили власть господина над крестьянами. Причины закрепощения крестьян объясняются понятием «моральной экономики» (работы Томпсона, Скотта, Ярмоленко). Ярмоленко в работе «К вопросу о легитимности крепостного права» говорит, что согласно «моральной экономике» для крестьянина справедливо и правильно то, что помогает ему выживать, а так как крестьянство оказалось в очень трудном положении, то единственным помощником в той ситуации был помещик, т.е. крестьяне добровольно соглашаются на закрепощение. К этому добавляется и понятие службы: бояре и дворяне служат царю, крестьяне – дворянам. Но равновесие было позже нарушено Петром III в Манифесте «О даровании вольности российскому дворянству» 18 февраля 1762 года.
Идейная борьба по проблеме государственности и власти в XVI веке. Реформы Ивана IV, их оценка в исторической литературе
Опираясь на решения Собора в 1550 г. был принят новый Судебник, в котором предусматривались наказания для бояр и дьяков за должностные преступления, а также ограничены судебные права наместников, в первую очередь, в отношении дворян. Сохранялся Юрьев день, хотя выход крестьян и был затруднен за счет увеличения пожилого. В 1551 году состоялся Стоглавый собор, на нем был принят документ Стоглав, в котором говорилось об унификации обрядов, составлении единого пантеона святых, также в нем говорилось об ограничении роста церковного землевладения, отменялись налоговые льготы для церкви. В 1550х годах завершается складывание приказной системы. Приказы вдали либо отраслями, либо определенными территориями. В середине 50х годов завершается губная реформа, возникают губные органы, губные избы, в которые дворяне и «дети боярские» избирали губных старост, возглавлявших 1,2 уезда. Они ведали также судом и поиском преступников. Система кормлений была отменена. Там, где не было дворянского землевладения, посадские люди и черносошные крестьяне избирали губных старост. В 1556 г. принято «Уложение о службе» устанавливавшее единый порядок организации военных сил. Теперь со 100 четвертей земли должен был выставляться один вооруженный воин на коне. Создавалось стрелецкое войско, бояре и дворяне уравнивались в правиле несения службы. К финансовым реформам относится «Большая Соха», единый поземельный налог, который зависел от социального положения. Крестьяне платили налог с каждых 500 четвертей земли, церковь – с 600 четвертей, а феодалы – с 800. Период правления Избранной Рады закончился в конце 50 х. гг. Причиной разрыва с Избранной Радой стали конкретные разногласия между её участниками Иваном IV. Царь решил, что члены рады правят единолично и ограничивают его власть. Следующий этап правления Ивана Грозного носит название опричнины.
Историки имеют множество точек зрения относительно определения этого понятия:
1) Карамзин. Опричнина – следствие психической болезни Ивана IV, которая наступила после смерти его первой жены Анастасии.
2) Платонов. Опричнина – борьба боярства с дворянством ( на которое опирался царь)
3) Зимин. Опричнина была вызвана необходимостью централизации и являла собой борьбу с пережитками раздробленности.
4) Альшиц. Опричнина – закономерный этап в становлении самодержавия.
5) Кобрин. Опричнина – стремление царя к укреплению единоличной власти, альтернатива постепенным реформам. При отсутствии достаточных предпосылок для немедленного установления самодержавной формы правления и незавершенности формирования аппарата власти эти стремления вылились в террор.