Функциональные подсистемы АИС «Налог»
Как было отмечено, в зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой. Рассмотрим состав функциональных подсистем на примере муниципального уровня. Для него характерен следующий состав функциональных подсистем:
- регистрация предприятий;
- камеральная проверка;
- ведение лицевых карточек предприятий;
- анализ состояния предприятия;
- документальная проверка;
- ведение нормативно-правовой документации,
- внутриведомственные задачи;
- обработка документов физических лиц.
Подсистема регистрации предприятий связана с функцией своевременного и полного учета плательщиков налогов и платежей в бюджет. Она содержит полную информацию по всем налогоплательщикам — как юридическим, так и физическим лицам. При регистрации или перерегистрации любого предприятия все исходные данные о нем должны быть зафиксированы и внесены в Государственный реестр. Эти данные необходимы различным пользователям — сотрудникам налоговых органов. Налоговые органы используют их как базовую информацию по каждому налогоплательщику, поэтому они должны быть занесены в компьютер и применяться в других подсистемах, например в камеральной проверке или при ведении лицевых карточек предприятий.
Подсистема камеральной проверки связана с такими функциями, как контроль за правильностью и своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов, отчетов и деклараций, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет. Подсистема необходима для автоматизации процедур, связанных с приемкой бухгалтерской отчетности предприятий, а также налоговых расчетов. В задачи этой подсистемы входят проверка расчетов, увязка форм отчетности и налоговых расчетов, выдача рекомендаций для проведения документальных проверок. Подсистема имеет внутренние связи с другими подсистемами, такими как регистрация предприятий, ведение лицевых карточек предприятий, документальная проверка и т.д.
Подсистема ведения лицевых карточек предприятий связана с получением данных о поступлении налогов по налогоплательщикам и видам налогов, контролем за своевременностью уплаты налогов в бюджет, начислением пени, вычислением сальдо по расчетам, выдачей любых справок о недоимках и переплатах по предприятиям и т.д.
Подсистема анализа состояния предприятий взаимосвязана с подсистемами регистрации предприятий, а также камеральной и документальной проверок, так как анализ проводится на основании данных, полученных как при регистрации предприятий, так и при камеральной проверке. В результате анализа определяется перечень предприятий, которые имеют нарушения в порядке и сроках представления основных документов, необходимых для получения данных о налогах и других платежах в бюджет и их уплаты. На основании этого формируется список предприятий, подлежащих документальной проверке.
Подсистема документальной проверки относится к контрольному виду деятельности налоговых органов. Она является одной из важнейших функциональных подсистем, так как обеспечивает выполнение не только функций, которые свойственны другим функциональным подсистемам АИС «Налог», но имеет и свои дополнительные задачи, к которым можно отнести контроль за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и иных распорядительных документов, выявление нарушений этого законодательства, определение санкций по фактам нарушений и т.д. Эта подсистема связана практически со всеми другими функциональными подсистемами АИС «Налог».
Подсистема ведения нормативно-правовой документации обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами, распоряжениями и другими документами, издаваемыми Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Федеральной налоговой службой и другими ведомствами. На основе информации этой подсистемы строится работа всех налоговых органов, а соответственно и функционирование остальных подсистем.
Подсистема внутриведомственных задач включает в себя задачи, связанные с делопроизводством, кадрами, бухгалтерским учетом, материально-техническим снабжением и другими видами деятельности налогового органа как отдельной организационной структуры.
Подсистему обработки документов физических лиц можно выделить в обособленную часть функционального обеспечения, так как она должна осуществлять контроль и управление информацией по основным видам налогов, собираемых с физических лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Она как бы включает в себя большинство задач, решаемых во всех функциональных подсистемах, связанных с обработкой информации по юридическим лицам. Эта подсистема функционирует на основе применения законодательных актов, позволяющих налоговой службе осуществлять контроль за правильностью исчисления налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, земельного налога и других налогов. В подсистеме рассчитываются суммы налогов, ведутся лицевые счета, печатаются извещения о суммах начисленных налогов, составляются различные бухгалтерские отчеты. ГНИВЦ разработано программное обеспечение для решения задач функциональной подсистемы «Налогообложение физических лиц». Данный комплекс обеспечивает работу четырех автоматизированных рабочих мест (АРМ):
• инспектор;
• администратор;
• реестр физических лиц;
• бухгалтер.
АРМ «Инспектор» обеспечивает решение следующих функциональных задач:
• учет документов по налогообложению граждан и плательщику;
• расчет и начисление налогов;
• формирование и выдача платежных извещений;
• формирование различных документов и форм отчетности по
налогооблагаемой базе данных;
• получение справок;
• формирование запросов, приглашений и других документов.
АРМ «Администратор» обеспечивает:
• защиту от несанкционированного доступа в систему;
• разделение функций пользователей системы;
• контроль и восстановление целостности информации, хранящейся в базе данных;
• настройку программы в соответствии с параметрами налоговой инспекции и средой функционирования;
• корректировку нормативно-справочной информации в соответствии с особенностями налогообложения граждан в данном регионе и на основании изменений в законодательстве.
АРМ «Реестр физических лиц» обеспечивает:
• постановку на налоговый учет;
• снятие с налогового учета;
• присвоение идентификационных номеров налогоплательщикам;
• составление выходных документов по запросам пользователей.
АРМ «Бухгалтер» обеспечивает:
• формирование операций бухгалтерского учета;
• ввод платежей по налогам;
• ведение лицевых счетов налогоплательщиков;
• формирование выходных документов по лицевым счетам и статистической отчетности.