Европейское право как правовая система
Европейское право объединяет правовые установления европейской системы защиты прав человека и интеграционное право ЕС. Сложный и поэтапный процесс формирования наложил свой отпечаток на каждую из его составляющих. Создание европейской системы защиты прав человека связано с образованием СЕ, разработкой, подписанием (1950 г.) и введением в действие (1953 г.) ЕКГТЧ и образованием соответствующего контрольного механизма. Правовой режим Конвенции и ее правовой механизм — ЕСПЧ претерпели за минувшие десятилетия значительную эволюцию. Сегодня она действует в редакции 1998 г., закрепленной в Протоколе №11. Участниками Конвенции в 2009 г. были 47 государств. Дальнейшая реформа Суда предусмотрена Протоколом № 14.
Европейское интеграционное право формируется и получает развитие с образованием ЕОУС, ЕЭС и Евратома и последую-
66 Часть I. Европейское право: содержание, природа и особенности
Глава 3. Содержание и сфера действия европейского права 67
щим созданием ЕС (подробнее об этом см. в гл. 2 учебника). Право Европейских Сообществ и право ЕС образовали ведущую и наиболее многоплановую составляющую европейского права. Одновременно европейская конвенционная система защиты прав и свобод человека все теснее смыкается с правопорядком ЕС. Эта тенденция получила давнейшее развитие в ДР.
Главным системообразующим фактором, объединяющим названные выше правовые установления, является то, что все они связаны с интеграционными процессами и служат их консолидации и эволюции. Влияние на формирование этой системы оказали правовые концепции и принципы, свойственные национальному праву государств-участников, а равно начала и принципы международного права. Речь идет главным образом об использовании определенных правовых подходов, которые трансформируются применительно к целям и задачам интеграции. В результате формируется своеобразная автономная правовая система, которая по своим качественным параметрам не идентична ни национальным правовым системам государств-членов, ни международному праву. Самобытному характеру интеграционного процесса напрямую корреспондирует оригинальная природа правовой системы, действующей в рамках интеграционных образований.
Официальная позиция ЕС по вопросу о природе интеграционной правовой системы была сформулирована Судом ЕС еще в 60-е гг. XIX в. и поддержана в учредительных актах. Тем не менее вопрос о самостоятельности и автономии европейского права как особой правовой системы уже много лет дискутируется в научной и учебной литературе. Нередко специалисты, исследующие правовые проблемы европейской интеграции, придерживаются мнения, что право ЕС — это лишь региональная или субрегиональная разновидность международного права. Такая точка зрения сравнительно широко распространена в российской международно-правовой науке1. Один из доводов, который приводится обычно в поддержку этой концепции, Состоит в том, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод представляет собой международно-правовой акт, а Сообщества и ЕС учреждены на основе международных договоров. Действительно, учредительные акты Сообществ и Союза
1 См., например: Капустин А. Я. Европейский Союз: интеграция и право. М., 2001.
имеют форму международных договоров. Их предписания образовали первичное право Сообществ и Союза. Однако как по своему сущностному содержанию и значимости, так и по кругу регулируемых отношений и важнейшим качественным параметрам эти учредительные акты во многом схожи с конституционным законодательством национальных государств. По определению Суда ЕС, учредительные договоры образуют конституционную хартию Сообществ. Они определяют цели и задачи интеграции, круг ведения интеграционных образований и их природу, порядок формирования и деятельности институтов, а также принципы взаимоотношений интеграционных образований с национальными государствами-членами и третьими государствами, равно как и с международными организациями. Практически эти акты определяют основы всей жизнедеятельности интеграционных образований. Это полностью подтверждает ДР. Трансформируемые им ДЕС и ДФЕС образуют правовую основу ЕС. Самобытный и самостоятельный характер правовой системы ЕС становится все более весомым.
При подходе к вопросу о характеристике европейского права необходимо прежде всего принять во внимание официальную позицию самого ЕС. Она была разработана и сформулирована в решениях Суда ЕС. В серии дел, среди которых можно выделить такие, как дело «Ван Генд», дело Коста, дело Франкович, дело Симменталь, а среди последних — дело «МОКС», Суд весьма недвусмысленно ответил на вопрос о том, является ли право Европейских Сообществ частью международного права или самостоятельной правовой системой. Суд, опираясь на четкую аргументацию, и в частности на характер созданных интеграционных образований и их природу, пришел к выводу, что право Европейских Сообществ нельзя идентифицировать ни с национальным правом государств-членов, ни с международным правом. Суд констатировал в своих решениях, что это самостоятельная правовая система, существование которой обусловлено наделением ЕС собственными, хотя и производными, полномочиями и созданием институтов по ее осуществлению. Подтверждая особую природу Европейского Сообщества и его правовой системы, Суд в решении по делу «Ван Генд» записал, что «государства-члены признают право Сообщества источником, к которому их граждане могут обращаться в таких (национальных. — Авт.) судах». Из этого следовал вывод о том, что Сообщество представляет собой новый международный право-
68 Часть I. Европейское право: содержание, природа и особенности
Глава 3. Содержание и сфера действия европейского права 69
порядок, в пользу которого государства ограничили свои суверенные права в определенных областях и субъектами которого являются не только государства-члены, но и их граждане. Еще более определенно по этому вопросу высказался Суд в последующих своих решениях. Так, в деле Коста записано, например, что «в отличие от обычных международных договоров Договор о ЕС создал свою собственную самостоятельную правовую систему...»1.
Основные квалификационные принципы права ЕС, опредег ляющие соотношение этой системы с национальным правом государств-членов, получили официальное подтверждение в основополагающих актах Европейских Сообществ и ЕС. Так, в Протоколе о применении принципов субсидиарности и пропорциональности, который был одобрен при подписании Амстердамского договора и приложен к Договору о Сообществе, записано: «При применении принципов субсидиарности и пропорциональности уважаются общие положения и цели Договора, особенно в том, что касается полного сохранения acquis communautaire и поддержания баланса между институтами; при этом не затрагиваются развиваемые Судом принципы, касающиеся соотношения национального права и права Сообщества». Подтверждение этой позиции содержится в Декларации № 17, приложенной к ДР.
Таким образом, позиция, занимаемая ЕС и государствами-членами, носит, в том что касается статуса права ЕС, совершенно четкий и ясный характер.
Конечно, на доктринальном уровне, в научном плане позиция, занятая Судом и поддержанная ЕС в лице его институтов, может оспариваться различными исследователями. В конце концов, одна из задач науки — это анализировать и ставить под сомнение существующие гипотезы, точки зрения и концепции. Поэтому помимо констатации официальной позиции следует также уяснить основные квалификационные признаки европейского интеграционного права. Это необходимо для того, чтобы установить, отличаются ли они от признаков, характеризующих международно-правовой порядок и общее международное право. Отдельно ставить вопрос об отличии европейского права от национального права государств-членов, очевидно, нет необходимости, поскольку никто, как правило, не
оспаривает различную правовую природу национального права государств-членов и права ЕС. Тем не менее можно сразу же заметить, что по порядку формирования правовых норм, по кругу их действия, а равно по субъектам европейского права имеет место безусловное отличие права ЕС от национального права государств-членов. Кроме того, право ЕС занимает иерархически более высокую ступень по отношению к праву государств-членов, и в случае коллизии соответствующих правовых норм она решается по общему правилу в пользу нормы европейского права.
Европейское право имеет свой собственный объект регулирования — европейский интеграционный процесс, свой предмет — общественные отношения, вызванные к жизни и связанные с развитием европейской интеграции, свою систему права, объединяющую ряд отраслей права ЕС. По ряду основополагающих параметров оно автономно и самобытно.
Европейское право может быть определено как система правовых норм, обеспечивающих развитие европейской интеграции и регулирующих общественные отношения, связанные с этим процессом.