Политические идеи эпохи Возрождения
Политика как предмет политологии. Структура, уровни и функции политики.
Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами.
Политика в практическом смысле может осуществляться на нескольких уровнях:
1. Низший уровень
2. Локальный уровень
3. Национальный уровень
4. Международный уровень
Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества.
Внешняя политика — это деятельность государства на международной арене.
Функции: поддержание классового или социального господства; защита прав человека; привлечение граждан к управлению государством и общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общественного блага и некоторые другие.
Политология как наука о политике. Объект и предмет политологии. Структура, функции и методы политологии.
Политология– научная дисциплина, отрасль социально-гуманитарного знания; интегральная наука о политике, формах ее проявления и взаимодействия с личностью и обществом.
Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества.
Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.
Структура политологии: методология и методы изучения политики, знание о сущности и содержании политики как специфической сферы деятельности и общественных отношений, субъектах политики, движущих силах и мотивах их действий, обоснование целей, задач и сущности политической власти;
Политология как наука выполняет следующие функции.
· Методологическая
· Описательная
· Объяснительная
· Прогностическая
· Инструментальная
· Идеологическая
· Мировоззренческая
Политическая мысль античного общества.
3.Наивысшего расцвета политическая мысль Древней Греции достигает в философии Платона и Аристотеля.
древнегреческий философ Платон. Политика, по Платону, является царским искусством, требующим знаний и умения управлять людьми. В работе «Государство» описываются несовершенные типы государств: тимократия, олигархия, демократия, тирания.
Аристотель.
Политика как наука у Аристотеля тесно связана с этикой, которая выступает как начало политики, введение к ней. Государство – это продукт естественного развития, высшая форма общения. Политическое устройство Аристотель делил по количественным, качественным и имущественным признакам. К правильным формам он относил монархию, аристократию, политию. К неправильным– тиранию, олигархию и демократию.
Цицерон.
Цицерон исходил из того, что государство создается для блага людей. Оно возникает из потребности людей жить вместе.В качестве духовного основания государственной власти у Цицерона выступает религия.
Христианско-теологическая концепция политики.
Основы религиозной концепции политики были заложены в качестве официальной религии Аврелием Августином Блаженным.
Особый интерес представляет разработанная им концепция «двух градов» – «града земного» и «града Божьего», к которому он относил церковные институты. С одной стороны (светское государство – царство зла, греха, царство дьявола), а с другой – христианская церковь – царство Божие на земле.
Попытку обновить христианско-ортодоксальную теорию политической власти предпринял средневековый ученый – богослов Фома Аквинский.
Проблема происхождения и сущности государства решается мыслителем в духе аристотелевской традиции: государство не есть порождение греха человеческого, а скорее результат общественной природы человека, наделенной свыше свободной рациональной волей. Цель государства – «общее благо», служба обществу, состоящая в обеспечении условий для достойной, разумной жизни человека в этом мире и приближение его спасения.
В формах государственного правления Аквинский – сторонник аристотелевской модели классификации.
Политические идеи эпохи Возрождения.
Крупнейшим идеологом обоснования новых принципов государственной власти и деятельности правителей в эпоху Возрождения был итальянский мыслитель Н. Макиавелли.
Высшая цель политики, по Макиавелли, сохранение государства всеми доступными средствами и любой ценой.
Базовой предпосылкой его теории власти является пессимизм по отношению к людям: люди в целом не благодарны, лживы, лицемерны, малодушны, алчны и дурны.
В отличие от Аристотеля, считавшего основой политики благо, Макиавелли, напротив, считал, что тот, кто хочет добиться успеха в политике, не может руководствоваться в своих поступках только законами морали; напротив, он часто просто вынужден поступать дурно. Государь должен обладать силой духа и творить добро, насколько это возможно, и зло насколько это необходимо.
Специфическая обстановка, сложившаяся в результате гугенотских войн во Франции XVI века выдвинула второго крупного мыслителя Возрождения – французского юриста, публициста и общественного деятеля Ж. Бодена.
Выступая против аристотелевской идеи происхождения государства путем постепенного объединения нескольких семей в селение, а селений в полис, Ж. Боден утверждал, что государство возникло в результате насилия, когда сильнейшие, победив слабейших, стали господами.
Т. Мор и Т. Кампанелла в вопросах государственного устройства видели дальше своих современников. В момент рождения капиталистической формации они в своих утопиях пытались преодолеть недостатки зарождающегося общественного устройства.