Современная общественная и политическая жизнь в России
31 декабря 1999 г. президент Б. Ельцин объявил о досрочном уходе в отставку. В марте 2000 г. на всенародных выборах победу одержал В. Путин, с августа 1999 г. занимавший пост главы правительства. С его именем население связывало твердую позицию в чеченском вопросе: 1999 г. боевики вторглись на территорию Дагестана, в сентябре они взорвали жилые дома в Буйнакске, Москве, Волгодонске. Ответом стало решение о начале контртеррористической операции в Чечне.
Президент заявил о продолжении либеральных экономических реформ, стремлении обуздать коррупцию и преступность, твердом намерении повысить эффективность государственного аппарата. Одними из его первых шагов стали указы об учреждении в России семи федеральных округов и назначении в них полномочных представителей Президента, о реформе Совета Федерации, о приведении законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным.
В 2000-2003 гг. в социально-экономическом и политическом развитии страны произошли позитивные перемены. Россия отказалась от внешних займов и начала выплачивать долги по международным обязательствам. Этому способствовало повышение мировых цен на нефть, что давало России значительные валютные поступления. Были проведены налоговая, судебная, земельная, банковская реформы, принят закон о государственной символике РФ, Земельный кодекс и т.д. Курс президента Путина на консолидацию российского общества, укрепление экономики, налаживание равноправных партнерских отношений со странами Запада получил поддержку населения. В марте 2004 г. В.В.Путин был избран Президентом РФ на второй срок.
На выборах в Государственную Думу, благодаря авторитету и поддержке президента В. Путина, победил блок «Единая Россия», состоящий из группы «Отечество – вся Россия», «Единство», «Регионы России» и некоторой части депутатов-одномандатников. Этот блок заявил о своей полной поддержке Президента и правительства. На выборах в Госдуму не прошли такие широко известные в стране политические партии, как аграрная, Союз правых сил, «Яблоко». Из-за разногласий в КПРФ часть ее электората проголосовала за новое политическое объединение «Родина». Получив большинство голосов в Госдуме (свыше 75 %), «Единая Россия» без особых усилий стала утверждать все проекты законов, поступавших от правительства премьер-министра М.Е. Фрадкова. Так, были приняты встретившие недовольство определенной части населения страны законы об отмене льгот и замене их денежной компенсацией, новый жилищный кодекс и ряд других.
Также наблюдалось укрепление вертикали исполнительной власти в стране и выделение правящей партии, получившейся в результате слияния политических блоков в «Единую Россию», которая по итогам думских выборов 2003 и 2007 годов заняла большинство мест в Государственной Думе и поддерживала ключевые решения президента В. Путина и правительства.
Сложившаяся в первое десятилетие XXI века российская политическая система, по мнению некоторых историков и политологов, представляет собой разновидность имитационной демократии с элементами бюрократического авторитаризма, тогда как развитие страны должно осуществляться с большим учетом исторических, социокультурных и геополитических традиций.
Перед современной Россией стоят следующие альтернативы развития: 1) авторитарно-силовой сценарий, предполагающий резкое усиление государства, повышение роли силовых структур, ужесточение контроля над рыночным сектором экономики, расширение репрессивных и сужение демократических методов осуществления политической власти;
2) консервативно-государственный сценарий, означающий формальное сохранение рыночных отношений и демократических процедур при значительном усилении контрольных функций бюрократического аппарата в экономике и других сферах общественной жизни; 3) олигархический сценарий, связанный с воспроизводством того режима, который сложился в 90-е гг. ХХ в. и получил название «нового смутного времени».
В российском обществе есть определенные социальные силы, поддерживающие сценарии, в большей степени ориентированные на становление правового государства, в частности: 4) либерально-демократический и 5) социал-демократический. Первый из них предполагает развитие либеральной рыночной экономики, а второй – партнерство труда и капитала под эгидой надклассового государства.
Перед современной российской политической элитой стоит проблема разработки и реализации в ближайшее время программы выживания и развития страны. Для этого необходимо сформировать концепцию создания собственных технологий производства, управления, обеспечить легитимность действий властных органов со стороны населения. Для решения этих и подобных им задач России предстоит пройти долгий и нелегкий путь. Но российской истории известны примеры, когда катаклизмы сплачивали народ и давали мощные импульсы развития общества.
Россия в системе международных отношений
На современном этапе
Распад СССР имел серьезные геополитические последствия. Биполярная система международных отношений, определявшаяся стратегическим противостоянием СССР и США, ушла в прошлое. Государства – участники мировой политики столкнулись с необходимостью заново определять свои внешнеполитические приоритеты, ориентиры, союзы.
В 1992 г. Россия добилась подтверждения своего международного статуса как правопреемника СССР, постоянного члена Совета Безопасности ООН, крупной ядерной державы.
Важным достижением 1992-1993 гг. было принятие Устава Содружества Независимых Государств (СНГ), подписание договора о коллективной безопасности, начало вывода российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Армении, участие России в урегулировании приднестровского, осетино-грузинского, грузино-абхазского, таджикского конфликтов. Опыт первых лет показал, что взаимодействие в рамках СНГ складывается непросто, возникают серьезные проблемы и даже кризисы: не все страны подписали Устав СНГ и договор о коллективной безопасности, тяжело решались вопросы экспорта российских энергоносителей и др.
В 1994 г. было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и формировании Таможенного союза.
Отношения со странами Прибалтики омрачаются проблемами статуса и правового положения русскоязычного населения.
Российско-украинские отношения складывались непросто. Камнем преткновения был вопрос о судьбе Черноморского флота и статусе Севастополя. В мае 1997 г. было подписано соответствующее соглашение о параметрах раздела флота между Россией и Украиной и об аренде Севастопольской военно-морской базы.
Интеграция с Белоруссией имеет для обеих стран важное стратегическое значение.
Позиция современной России в отношениях со странами ближнего зарубежья определяется в первую очередь защитой российских национальных интересов на всем пространстве СНГ.
В отношениях России с Западом можно выделить несколько этапов.
В 1991 - 1993 гг. позиция России формировалась под влиянием острой заинтересованности в политической и экономической поддержке Западом преобразований, проводимых руководством страны. К достижениям этих лет следует отнести: деидеологизацию российской внешней политики; признание статуса России как правопреемника СССР; заключение договора с США об ограничении стратегических вооружений (СНВ-2); соглашение с США о взаимном перенацеливании стратегических ракет и о прекращении разработки в США программы стратегической оборонной инициативы; налаживание тесных контактов с лидерами зарубежных стран; вступление России в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Негативные последствия внешнеполитического курса состояли в угрозе утраты Россией самостоятельности на международной арене, ослаблении ее влияния в развивающихся странах и «горячих точках.
1994 - 1999 гг. были связаны с попытками России выработать самостоятельную позицию на международной арене, определить свои национальные интересы, восстановить влияние на ход мировой политики. Была выдвинута доктрина построения многополярного мира. Россия стала полноправным членом «большой восьмерки» развитых стран мира (1997 г.). Ей удалось четко обозначить свое отношение к планам расширения НАТО на Восток. Россия заявила о своем несогласии с принятием в НАТО бывших членов Организации Варшавского Договора. В 1996 г. наша страна стала полноправным членом Совета Европы.
В 1999 - 2004 г. отношения России с США и странами Запада обострились. Запад осудил Россию за «непропорциональное применение силы» в рамках контрреволюционной операции в Чечне, хотя и подтвердил право России защищать территориальную целостность страны. В 2000 г. Россия четко заявила о том, что ее внешняя политика определяется российскими национальными интересами. Важнейшим направлением внешней политики остается деятельность по активизации сотрудничества, направленного на борьбу с угрозами, исходящими от мирового терроризма. Россия жестко осудила террористические акты в США 11 сентября 2001 г., выступила в поддержку политических, экономических, финансовых, военных мер против терроризма.
Китай стал одним из основных торговых партнеров России. Позитивно складываются отношения с Южной Кореей, странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Россия вступила в ХХI век с готовностью активно участвовать в формировании мирового порядка, основанного на международной безопасности и сотрудничестве.
Вспомогательный Словарь-справочник*
Анализ и синтез– методы научного познания, при которых происходит разложение изучаемого процесса на составные части с последующим соединением по-новому понятых составных частей в новое целое.
Археология –вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным памятникам.
Байер Г.З., Миллер Г.Ф., Шлецер А.Л. – немецкие историки, современники Ломоносова М.В., принижавшие уровень общественного развития восточных славян, создатели так называемой норманской теории происхождения Русского государства.
Бакунин М.А. – теоретик анархизма, народник 70-х гг. Х1Х в. Подчеркивал решающую роль народа в социальном переустройстве общества. Народ готов восстать: надо только вызвать его на восстание. Революционно настроенная интеллигенция должна поднять народные массы на восстание. Долг революционеров – идти в народ, агитировать словом и делом, слить отдельные крестьянские выступления во всероссийскую народную революцию.
Бояре – высшее сословие Древней и Московской Руси. При первых князьях IХ-Х вв. составляли круг их ближайших советников, являясь старшими дружинниками и начальниками дружин.
Витте С.Ю. (1849-1915 гг.) – государственный деятель. С 1892 г. Управляющий Министерством финансов. Был фактическим руководителем русской экономики, определял внутреннюю и внешнюю политику страны. Автор финансовой реформы 1897 г. Ввел в России золотой рубль. По его предложению установлена винная монополия. Способствовал широкому железнодорожному строительству.
Воспитательная функция истории – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств.
Вспомогательные исторические дисциплины (ВИД) –собирательное название группы специальных научных и учебных дисциплин, разрабатывающих общие и частные вопросы методики исторического исследования и формирующие систему дополнительных знаний, необходимых историку для составления полной картины о прошлом.
Гайдар Е.Т.- и.о. Председателя Правительства (1991-1992 гг.). По его инициативе изменены формы собственности, прошла массовая приватизация государственных предприятий. Автор метода «шоковой терапии» и либерализации торговли.
Геральдика –вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы: государственные, частные, учреждений, обществ и т.д.
Герцен А.И.(1812-1870 гг.) – русский революционер-демократ, писатель. Вдохновленный идеями утопического социализма, он исходил из ошибочного мнения, что русская крестьянская община послужит основой нового мира – мира социального братства и равенства. Объективно его идеи «права на землю» и «уравнительного раздела земли» были отражением крестьянского стремления покончить с властью помещиков и ее экономической основой – феодальным землевладением. Вместе с Огаревым Н.П. издавал журнал «Колокол», который был призван поднять на борьбу все живые элементы русского общества.
Городище – укрепленное поселение у восточных славян.
«Гости» -иноземные купцы в Древней Руси.
Дворяне – дворцовые люди князя, получавшие за службу поместья. В случае окончания службы поместье отбиралось и передавалось другому слуге.
Закуп– в древней Руси крестьянин, взявший ссуду (купу) и обязанный ее отработать, попавший в зависимость от давшего ее.
Западничество– идейное течение, возникшее в 30-40 гг. ХIХ в. Основная идея – общность исторического развития Европы и России. Либеральные западники (Грановский Т.Н., Анненков П.В., Боткин В.П. и др.) выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии. Реформаторскую деятельность Петра I они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ.
Идол –изображение языческого божества.
Историческая география –вспомогательная историческая дисциплина, котораяизучает физическую, экономическую и политическую географию прошлого той или иной страны или территории.
История– в переводе с древнегреческого (Historia ) - повествование, рассказ о прошедшем, о тех или иных событиях. Сегодня этот термин имеет несколько значений.
В широком смысле под историей понимают любой процесс развития, совершаемый в природе и обществе. Историю можно назвать фундаментом научного познания во всех областях, так как научное объяснение любого явления может быть найдено только в том случае, если рассматривать это явление в развитии, то есть исторически.
В более узком смысле слова под историей понимают процесс развития человеческого общества.
История – это и особая отрасль знания, наука, изучающая развитие человеческого общества в прошлом. Главная ее цель – с помощью знаний о прошлом способствовать пониманию настоящего и прогнозировать будущее.
История имеет огромное социальное значение. Человек представляет собой историческое существо, во-первых, в том смысле, что он меняется с течением времени, является продуктом этого развития и осознает свою включенность в историю; во-вторых, потому, что сознательно или невольно воздействует на ее ход.
Главная задача исторического образованияв современной России – воспитание историей, формирование в сознании подрастающего поколения, всех граждан страны гуманистических принципов, патриотизма – в частности. Эту задачу можно решить с помощью объективных знаний, которые далеки от идеализации, приукрашивания нашего прошлого. Великий русский философ А. Лосев писал: «Пусть в тебе, Родина-Мать, много и слабого, и больного, много немощного, неустроенного, безрадостного. Но и рубища твои созерцаем как родные себе». В этих словах ключ к пониманию отечественной истории и формированию патриотизма.
История исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе называется историографией. Базой для проведения исторических исследований служат исторические источники.
Историческое познание – форма отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания – мышление, эмпирическое, теоретическое. На первом уровне (этапе) познания, историк изучает различные источники для выявления в них фактов и применяют:
-методы реконструктивного познания разнообразны и включают в себя как методы конкретно-проблемного (специально-исторического) исследования, так и методы общенаучного исторического исследования;
- методы исторического познания является получение знания, которое зафиксировано в источнике, а также на получение нового знания, которое в нем непосредственно не зафиксировано.
К специально-историческим методам относятся:[1]
• условно-документоведческий и грамматически-дипломатический методы, т.е. методы членения текста на составные элементы, применяются для изучения делопроизводства и делопроизводственных документов;
• методы текстологии, например, логический анализ текста позволяет интерпретировать различные «темные» места, выявить противоречия в документе, существующие лакуны и т.п. Применение этих методов дает возможность выявить недостающие (уничтоженные) документы, реконструировать различные события;
• историко-политический анализ, позволяющий сопоставить сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической борьбы, породившие документы, конкретизировать состав участников, принявших тот или иной акт.
Есть и другие специальные методы исторического анализа и синтеза.
К методам общеисторического научного исследования относятся:
• историко-генетический (ретроспективный), позволяющий показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры). Он заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений. Историко-генетический метод применяется и для выявления соотношения субъективного, личностного фактора в историческом развитии и объективных факторов (логики политической борьбы, экономического развития и т.п.);
• проблемно-хронологический, предполагающий расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Этот метод используется как при изучении материала (на первой стадии анализа, совместно с методами систематизации и классифицирования), так и при его компоновке и изложении внутри текста работы по истории;
• эмпирического исторического познания, включающий:
- историко-сравнительный метод (в сочетании с методом отождествления, аналогии как логической основы этого метода) позволяет выявить как общие, так и особенные черты в развитии разных событий, явлений, структур;
- историко-типологический метод позволяет упорядочить предметы изучения по качественно различным типам (классам) на основе присущих им существенных признаков. Типологизация по форме является разновидностью классификации, но позволяет выявить существенные признаки предмета. Основой метода является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе;
- метод периодизации, позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений. Критерии периодизации в каждом случае могут выдвигаться различные;
- структурно-диахронный метод, направлен на изучение разновременных исторических процессов. Применение этого метода позволяет выявить продолжительность, частоту различных событий, а также динамику развития различных элементов сложной системы.
• теоретическогопознания может быть отнесен метод моделирования (хотя он не является собственно историческим).
Историческое знание – проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Историческое знание условно можно разделить (по способам познания) на три уровня[2].
1) реконструктивное знание - фиксация исторических фактов в хронологической последовательности, формируется в процессе реконструктивной деятельности историка. В ходе этой деятельности (как правило, с применением специальных исторических методов – текстологических, дипломатических, источниковедческих, историографических и т.п.) историк устанавливает исторические факты. Реконструктивное знание, реконструктивная картина прошлого создается в виде нарратива (рассказа, повествования) или же в виде таблиц, схем;
2) эмпирическое историческое знание - знание о регулярностях и взаимосвязях между различными фактами, явлениями, процессами, является результатом обработки реконструктивного. Его цель выяснение повторяемости в процессе исторического развития. В ходе такого исследования историк устанавливает факты более высокого уровня – эмпирические (открытые регулярности – сходные признаки процессов, типологию явлений и т.п.);
3) теоретическое историческое знание - знание о типологии и повторяемости, регулярности фактов, явлений, процессов, структур, объясняет эмпирические факты в ходе теоретического познания. Задачей теоретического знания является формулирование теории, т.е. выявление законов исторического развития (но не функционирования). Так, например, политология изучает законы функционирования государственных институтов, а история – законы их развития. Экономика изучает законы функционирования экономических систем, а история – законы их развития и т.п. Функцией исторической теории является объяснение регулярностей исторического процесса, моделирование его развития.
Иногда место теории может занимать идеологическая конструкция, но это не имеет отношения к науке.
Поскольку историческое познание и знание являются формами социального сознания, то их функции (т.е. задачи, методы и результаты) социально обусловлены. К функциям исторического познания относят[3]:
- потребность формирования социального самосознания,
- удовлетворение потребности в социальном воспитании,
- потребности в политической деятельности и самой политики,
- потребности объяснения, предвидения и предсказания будущего.
Исторические источники – продукт культуры, объективированный результат деятельности человека. Современные исследователи рассматривают источник как составляющую часть социальной структуры, которая связана со всеми остальными структурами общества. Произведение принадлежит автору, но в то же время оно есть феномен культуры своего времени. Источник возникает в конкретных условиях и вне их не может быть понят и интерпретирован.
Исторические источники многообразны. Далеко не все используются только историками. Историческая наука активно сотрудничает со смежными историческими дисциплинами – археологией, сфрагистикой, геральдикой, генеалогией, а также с филологией, статистикой, этнографией, и т.д., - и использует источники этих наук. Многообразие источников неисчерпаемо, одно из определений относит к историческим источникам «все, что дает информацию о прошлом человеческого общества» (И.Д. Ковальченко).
Существует несколько типологий источников. Одна из самых распространенных выделяет 4 основные группы источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные; 4) фонические. Внутри каждой из этих групп выделяют подгруппы, которые меняются в зависимости от эпохи. Например, письменные источники Нового времени можно разделить на законодательные и нормативно-правовые акты, делопроизводственные материалы, периодическую печать, источники личного происхождения (мемуары, письма, дневники и т.д.), статистические материалы, художественную литературу.
Объективный историк не только системно анализирует историческую эпоху, но и опирается на комплекс разнообразных источников.
Историко-генетический метод – способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития. Он относится к числу наиболее распространенных в исторических исследованиях. Суть его состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. Этот метод позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта исследования. При этом историческое явление отражается в наиболее конкретной форме. Познание идет последовательно от единичного к особенному, а затем – к общему и всеобщему. Генетический метод позволяет показать причинно-следственные связи, закономерности исторического развития в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности. В современной науке генетический метод используется в сочетании с методами структурно-функционального анализа, системного анализа, со сравнительно-историческим методом.
Историко-типологический метод – состоит в том, что в общественно-историческом процессе, с одной стороны, различаются, с другой - тесно взаимосвязаны единичное, особенное, общее и всеобщее. Поэтому важной задачей познания исторических явлений, раскрытия их сущности становится выявление того единого, которое было присуще многообразию тех или иных сочетаний индивидуального (единичного). Прошлое во всех его проявлениях – непрерывный динамический процесс. Он представляет собой не простое последовательное течение событий, а смену одних качественных состояний другими, имеет свои существенно отличные стадии, выделение этих стадий также является важной задачей в изучении исторического развития. Примером типологии исторических явлений может служить марксистская концепция революций. Теория революции преследует цель выявить общее в единичном, с одной стороны, и выделить стадиальное в революционном цикле, с другой. Для типологизации революции, как известно, использовалось выделение таких существенных признаков, как цели и программы участников движения, формы и методы борьбы, итоги революции. На основе этих признаков строились типология революций, их деление на буржуазные, буржуазно-демократические и социалистические.
Историко-системный метод получает все более широкое распространение в работах историков. Это обусловлено углублением исторических исследований как с точки зрения целостного охвата изучаемой реальности, так и с точки зрения раскрытия внутренних механизмов функционирования общественных систем. Основой применения данного метода в истории является единство в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего. Задачей системного анализа, к которому относится структурный и функциональный методы, состоит в том, чтобы дать цельную комплексную картину прошлого.
Карамзин Н.М. (1766-1826 гг.) – дворянский историк, автор «Истории государства Российского». Труд Карамзина носит консервативно-охранительный характер. Исторический процесс автор видит в укреплении самодержавия как исконного начала русской общественно-политической жизни и движущей силы истории. Успехи самодержавия, по Карамзину, определили благосостояние Руси, периоды упадка самодержавного режима были чреваты большими для страны бедами.
Кириенко С.В.– премьер-министр (1998 г.). При нем произошел финансовый кризис: прекратилась выплата по обязательствам государства; мораторий на выплату долгов зарубежным банкам (дефолт). Это привело к кризису банковской системы, инфляции, росту цен, снижению доходов граждан.
Классы– «… большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью определенному и закрепленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. [4]
Противоречие между классами приводит к классовой борьбе.
Важнейшие положения классовой теории были сформулированы К. Марксомв письме И. Вейдемейеру от 5 марта 1852: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов[5]»
По мнению К. Маркса, уничтожение классоввозможно лишь путём завоевания пролетариатом политической власти (через социалистическую революцию и установлениедиктатуры и коренного преобразования экономического строя. Для уничтожениякапиталистического строянеобходимо ликвидировать частную собственность на средства производства и заменить её общественной собственностью.
Для осуществления социалистической революции и диктатуры пролетариата, уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, освобождения всех трудящихся рабочий класс вступает в союз со всеми трудящимися и эксплуатируемыми. К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что между капиталистической и коммунистической формациями лежит переходный период социализма(первой или низшей фазы коммунизма),в течение которого пролетариат, взяв государственное руководство обществом в свои руки, должен направлять развитие всех сторон общественной жизни по пути к новому обществу.
Классовая борьба – это борьба, которая ведется между классами, интересы которых несовместимы или противоречат друг другу. Согласно марксизму это основное содержание и движущая сила развития общества. Высшее проявление классовой борьбы – социальная революция, в результате которой осуществляется переход от одной общественно-экономической формации к другой.
Классификация – группировка фактов по определенным принципам и критериям для выявления закономерностей исторических процессов.
Коммунизм(от лат. communis-общий) - общее название различных концепций, в основе которых лежит отрицание частной собственности. В марксистской концепции исторического процесса коммунизм - это общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) - низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом.
Лавров П.Л.– народник 70-х гг. Х1Х в. В отличие от Бакунина М.А. не считал, что русское крестьянство в любой момент готово к восстанию. По его мнению, народ не сознает свои силы и не понимает возможности низвергнуть своих врагов. Ему надо объяснить это, надо разбудить его. Для этого революционной интеллигенции необходимо провести большую пропагандистскую работу в народе. Революционерам следует начать с создания революционной партии, охватывающей всю страну и включающей в себя представителей интеллигенции и народа.
Ленин (Ульянов) В.И.(1870-1924 гг.) – один из лидеров революционного движения в России. Создатель «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» в 1895 г. Один из основателей РСДРП. Лидер ее большевистского направления с 1903 г. Активный сторонник революционного свержения царского режима. Возглавил революционное движение в стране в 1917 г. и способствовал осуществлению Октябрьской революции. С 25 октября 1917 г. Председатель СНК.
Ломоносов М.В. (1711-1765 гг.) – ученый-энциклопедист, автор «Древней Российской истории от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава первого, или до 1054 года». Сторонник антинорманской теории происхождения Русского государства. Ломоносову М.В. принадлежит заслуга в создании Московского университета (1755 г.).
Маркс К. и Энгельс Ф. –основоположники теории марксизма. Они пришли к выводу о неизбежности социалистической революции. В работах Маркса и Энгельса поднят ряд проблем истории: об общественных формациях и законах их смены, о происхождении и развитии частной собственности, эксплуатации, классов, государства. Маркс и Энгельс раскрыли сущность феодального способа производства, форм докапиталистической ренты, выяснили характер крестьянских войн, показали социально-экономическое значение города и поставили много других вопросов общественного развития в период феодализма.
Марксизм - разработанная К. МарксомиФ. Энгельсом система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая:
- философский материализм и диалектику;
- материалистическое понимание истории (теорию общественно-экономи- ческих формаций);
- обоснование экономических законов развития капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.);
- теорию классови классовой борьбы;
- теорию пролетарской -социалистической революции и перехода к коммунистическому обществу.
Марксизм – это учение о буржуазном обществе XIX в., о путях и способах его революционного преобразования в новую общественно-экономическую формацию – коммунизм; теория практического изменения мира человека. Одновременно это и глубокое социально-философское исследование человеческой истории, ее сущности, противоречий, движущих сил и тенденций развития.
Идейными источниками марксизма были: английская политическая экономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализм.
Марксизм это -определенная модель глобального переустройства мира, включающая идею всеобщей социальной, духовной и мировоззренческой революции.
Классический марксизм отличается ощущением исторического оптимизма и порожденной им крайней безапелляционностью, бескомпромиссностью, жесткостью в решении вопроса о социальных издержках реализуемого проекта.
В принципе марксизм отстаивал идею демократии как справедливого общественного устройства, связанного с освобождением человека. При этом демократия трактовалась как политический и правовой строй, призванный гарантировать защищенность и дееспособность класса, способного обеспечить такую свободу, то есть пролетариата. Отсюда тезис о неизбежности диктатуры пролетариата является для марксизма вполне закономерным.
Возникнув как теория, марксизм прошёл практическую проверку, начиная с революций 1848 – 1849 гг. в Западной Европе. После этих революций К. Маркс и Ф. Энгельс направили свою деятельность на пропаганду идей научного коммунизма, подготовку кадров пролетарских революционеров во всех странах, собирание сил международного пролетариата для новой революционной борьбы. Этот период ознаменовался созданием под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса революционной интернациональной партии рабочего класса, названной «Международное товарищество рабочих» (Первый Интернационал, основан 28 сентября 1864). В 70—80-е годы 19 века в ряде стран Европы сформировались массовые социал-демократические партии пролетариата.
Дальнейшее теоретическое развитие марксизм получил в работах В.И Ленина,который детально разработал положение о диктатуре пролетариата о социализме, как переходной стадии от капитализма к коммунизму, о классах и классовой борьбе при социалистическом строе.
В октябре 1917 г. марксизм послужил идеологической основой для социалистической революции в России. В настоящее время стало очевидным, что некоторые важнейшие положения марксизма иллюзорны и не реалистичны. Однако марксизм остается важным пластом мировой духовной культуры и научной мысли.
Менталитет – (лат. mens, mentis – ум, alis - другие) социально-психоло-гический настрой большой социальной группы (народности, нации, класса, сословия), который определяет ее картину мира и скрепляет единство культурной традиции.
Метод науки – совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, получаются знания. Методы научного исследования делятся на 3 группы: общенаучные, специальные и частно-научные.
1. Общенаучные методыиспользуются во всех науках. В основном это методы и приемы формальной логики, такие как анализ, синте