Курултай. Большую роль в политической жизни монгольской империи играл курултай (хурилтай, хурилта) - общеимперское собрание Чингизидов и монгольской кочевой знати
Билет 1
1. Задачи курса :изучить и освоить богатый фактический материал ;формировать творческое мышление у студентов путем применения методики проблемных лекций;определить место истории Казахстана в системе гуманитарных дисциплин, специфики ее объекта и предмета, наиболее актуальных проблем; сформировать представление о роли истории и исторической науки, ее отраслей и направлений, социальных и политических проблем на определенных периодах истории, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии; На современном этапе основные источники и историография по истории Казахстана расширяется и достаточно широко представлена в академических изданиях казахстанских исследователей.
Курс история Казахстана делится на древний, средневековый, новый и новейший периоды
2.Моголистан. В конце 50-х гг. XIV в. улус чагатаидов распался на западную и восточную части, ставшие независимыми государствами. Востчная часть получила название Моголистан. В составМоголистана входила часть Восточного Туркестана. Следует отметить, что границы Моголистана не были постоянными. Восточный Туркестан то входил в государство тимуридов, то вновь попадал под власть правителей Моголистана. Согласно «Тарих-и Рашиди» Мирзы Мухаммада Хайдара, границы Моголистана были следующими: «Восточная окраина примыкает к землям калмаков.… На севере его граница проходит по Кокча-Тенгиру (Балхаш), Буму и Караталу; на западе Моголистан граничит с Туркестаном и Ташкентом; на юге с вилайетом Фергана, Кашгаром, Аксу, Чалышем, Турфаном. Основой экономикиМоголистана и главным занятием его населения было кочевое и полукочевое скотоводство в сочетании с полуоседлым земледелием. Моголистан был государственно-политическим объединением местных тюркских и тюркизированных монгольских племён, слившихся с местным населением и образовавших этнополитическую общность - «моголы" («могул»). К ним относились такие племена как дулат, барласы, булгаги и др. Образование Моголистана было шагом вперед на пути к возникновению этнически народного государственного объединения на территории Казахстана и сказалось на процессе формирования казахской народности.
3. Только в 50-х годах XX века было осуществлено всеобщее семилетнее обучение, в 60-х г. XX века т восьмилетнее, а в 70-х г. XX века- среднее. Наряду с этим наблюдается постепенное снижение качества знаний, формализация учебного процесса, идеологизированность и деэтнизация в школах Казахстана. Фактически тр положительное, что было в образовательном уровне начала XX в., сохранилось до 50-60-х г. XX века. Сеть высших и среднеспециальных учебных заведений создавалась в республике в послевоенные годы. В 50-е г. были открыты 13 институтов, в 60-70 гг. - 27 высших и свыше 100 среднеспециальных. Несмотря на идеологизированность системы образования, качество подготовки в ВУЗах до недавних времен было высоким. Вместе с тем, на уровне знаний отражается незнание новейших достижений науки и техники.
Крупнейшим событием после войны стало открытие Академии наук Казахстана (1946 г.) Первым президентом был избран выдающийся ученый К.И.Сатпаев, К 90-х гг. XX века в составе АН находились 32 научных учреждения, около 250 докторов и 2000 кандидатов наук. В эти же годы АН столкнулась с необходимостью реформ, координации тем, освоения новых направлений, избавления от неэффективности.
Искусство и литература Казахстана имеют богатое наследие тысячелетней культуры кочевников Центральной Азии. Литература 20-30-х г. XX века богата яркими творцами (Ж. Аймауытов, М.Жумабаев, С Торайгыров, А.Байтурсунов, Ш.Кудайбердиев, а позднее - Б.Майлин, И Жансугуров, С.Сейфулин и т.д.)
Билет 2
1.Каменный век - древнейший и наиболее продолжительный период в развитии человечества, когда орудия труда, оружие изготовляли из дерева и кости. Его хронологические границы приблизительно - 2 млн.-6 тыс. лет назад. Каменный век традиционно делится на древний - палеолит (от греческого - паланос - древний и литос - камень), средний - мезолит и новый - неолит. Палеолитические обитатели Казахстана, судя по археологическим раскопкам, могли добывать и поддерживать огонь, занимались охотой и сбором растительной пищи. В период палеолита произошли существенные изменения в технологии изготовления каменных орудий и образе жизни древнего человека. Они явились следствием новой, более высокой ступени эволюции человека - появлением палеоантропа. На территории Казахстан зафиксировано большое количество памятников нижнего палеолита. Они указывают на то, что первобытным человеком того времени было освоено большинство районов в Южном, Центральном и Восточном Казахстане. В эпоху позднего палеолита (40-30 тыс. лет назад) появляется человек современного типа (HomoSapiens), возникает новая (отжимная) техника обработки камня. Это позволила создать такие орудия, как скребки, резцы, острия с затупленным краем, скобели, ножи, дротики, а также орудия из кости - метательные наконечники копий, мотыги, лощила, различные фигурки животных и скульптуры женщин, которые указывают на зарождение в среде древних людей культа женщины - родоначальницы и хозяйки очага. Этот период принято называть матриархатом. Мезолит (12-6 тыс. лет до н.э.) - является наименее изученным периодом в истории Казахстана. Тем не менее, известно, что для мезолита характерно зарождение присваивающего хозяйства, т.е. скотоводства и земледелия и развитие микролитизации в каменном инвентаре. Неолит (6-4 тыс. лет до н.э.) представлен в Казахстане рядом характерных культур, которые содержат в себе большую степень сходства. На сегодняшний день в Казахстане известно более 500 неолитических стоянок. В эпоху неолита появляются геометрические орудия труда типа ромба, треугольников, трапеций и сегментов. Люди занимались охотой, рыболовством, собирательством. Орудия изготовлялись из яшмы, роговика и кварцита. Из них делали наконечники стрел, дротиков, проколки, ножи, топоры, скребки, резцы и др. В этот период появляются керамическая посуда. В Казахстане многочисленные стоянки обнаружены в песках Кызыл-Кума, Мойынкума, Прибалхашья, Прииртышья, Приаралья и вдоль крупных и мелких рек и озер.В эпоху неолита произошло размежевание хозяйства. Одни племена занимались охотой и рыболовством, другие - охотой и скотоводством, третьи - земледелием и охотой, что привело к новому общественному разделению труда.Социально-экономическое развитие в первобытном обществе зависело, прежде всего от природных условий. Первобытные человеческие коллективы могли приспособиться к окружающей среде и обеспечить свою жизнедеятельность только совместными усилиями, объединившись в небольшие (20-30 особей) группы. Такой группой на раннем этапе развития являлось первобытное человеческое стадо, которое предшествовало родовому коллективу. Собственно родовой строй, являющийся основой первобытного строя, сформировался с появлением современного человека 40-30 тыс. назад в верхнем палеолите. Первобытному человеческому стаду были присущи такие характерные признаки, как общий труд и общая собственность на средства производства и на продукты труда. Большинства потребностей первобытных удовлетворяла охота. Этому способствовала обилие животных во влажном и теплом климате. Человек развивал и совершенствовал приемы охоты, изобретал и усложнял орудия труда. Немаловажное значение для людей палеолита играло собирательство, а позднее и рыболовство.Серьезные изменения система хозяйства эпохи камня претерпевает в Казахстане в эпоху энеолита. Материалы археологических раскопок позволяют сделать вывод, что в эту эпоху ведущими отраслями стали экстенсивная охота и рыболовство за счет региональных миграций. Для жителей энеолита была характерна уже значительная оседлость, при значительном развитии домашних промыслов (деревообработка, выделка шкур, плетение циновок, керамическое производство, ткачество и др.).
2. Установление двоевластия Временного правительства и Петроградского Совета явилось главным своеобразием политической ситуации в стране после свержения самодержавия. Во Временном правительстве 5 из 11 министров были представителями партии кадетов. Умеренно-либеральными были и первые шаги нового правительства России. Наиболее главные вопросы программы временного правительства – об Учредительном собрании, о земле и о войне – оказались заранее обреченными на невыполнение. Все они ставились в зависимость от воли Учредительного собрания, но за 8 месяцев своего существования Временное правительство так и не смогло созвать этот орган народного представительства.Октябрьский переворот 1917 года активисты партии Алаш встретили враждебно, отождествляя его с незаконным актом. 21 ноября 1917 года в газете “Казах” за подписями А.Букейханова, А.Байтурсынова, М.Дулатова и др. была опубликована программа партии Алаш, состоявшая из десяти пунктов. Создать народную милицию. К Учредительному собранию правительство должно предоставить выработанный им проект Конституции Казахстана. Таким образом, организационное оформление партии и утверждение ее политических приоритетов произошло почти одновременно с первым актом деятельности новой партии - провозглашением государства “Алаш” и его правительства “Алаш-Орда”.
3. К середине 80-х годов СССР оказался в глубоком экономическом, политическом и социальном кризисе. В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. В апреле 1985 года под его руководством состоялся пленум ЦК КПСС, с которого начинается “перестройка”. На апрельском 1985 года Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на “ускорение социально-экономического развития” СССР на базе опережающего развития машиностроения. В 1986 году в экономической жизни появилось новшество - государственная приемка (госприемка). В социальной сфере был дан старт нескольким кампаниям: тотальной компьютеризации школ, борьбе с пьянством и алкоголизмом и нетрудовыми доходами. В политической области состоявшийся в 1986 году 27 съезд КПСС ограничился призывами совершенствовать социалистическую демократию. Провал всех начинаний обнаружился уже в начале 1987 года.
Билет 3
1.На рубеже первой-второй четверти II тыс. до н.э. в евразийских степях была изобретена бронза. Археологические памятники племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андропове под г. Ачинском в Южной Сибири. Зона ее распространения охватывала обширное пространство Южной Сибири, Казахстан, прилегающие районы Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана. В эпоху бронзы климат менялся в сторону потепления и сухости и почти на всей территории Казахстана развивалось скотоводческо-земледельческое хозяйство с преобладанием первого. Андроновская культура делится на три периода: ранняя бронза - XVIII - XVI вв. до н.э., средняя - XV - XII вв. до н.э., поздняя -XII - начало VIII вв. до н.э. Племена бронзового века образовали исходный культурный пласт, на основе которого происходило формирование культуры ранних кочевников. Основным занятием людей было пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие. В скотоводстве постепенно изменялся состав стада, увеличивалась доля животных, приспособленных к кочевому образу, таких как лошади, овцы, верблюды. Получило распространение отгонное скотоводство, как переходное к кочевому. На дальних пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие каркасные жилища со стенами из циновок - предшественники юрт. Появились и войлочные кибитки, приспособленные для кочевья, установленные на четырехколесных телегах.
2.Благодаря усилиям Алтынсарина, образование в казахской степи получило широкое распространение. По его инициативе и на собранные им средства в 1884 году волостные школы открылись в Торгае, Илецкой защите, Иргизе, Николаевске, Актюбинске, а в 1887 году И. Алтынсарин добился открытия первой женской школы в Иргизе. И. Алтынсарину принадлежит огромная заслуга в деле создания учебников на казахском языке, алфавита и письменности на основе русской графики. Кроме того, Алтынсарин участвовал в разработке учебников русского языка для казахских школ. В число написанных и изданных И. Алтыисариным книг входят: «Казахская хрестоматия» в двух частях (1879), «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» (1879), и «Мактубат» («Хрестоматия»), относящаяся к 1889 году. Литературное наследие И. Алтынсарина включает в себя переводы, стихотворения, рассказы, басни, этнографические очерки и казахские сказки, записанные и обработанные им. Тематика его произведений разнообразна. И. Алтынсарина по праву называют основоположником казахской детской литературы.
В своих маленьких рассказах И. Алтынсарин сумел поставить серьезные проблемы общественной жизни. В одних показаны мрачные картины дореволюционного аула («Невежество», «Отчего бывает плохо» и др.) В других («Кипчак Сейткул», «Сын бая и сын бедняка») ярко выражены общественные идеология, демократизм и народность самого автора.
3. В 1954 году февральско-мартовский Пленум ЦК партии принял решение «О дальнейшем увеличении производства зёрна в стране и освоении целинных и залежных земель», предполагавшей .распашку
Евразийского степи. Это было обусловлено тем, что в СССР стал нарастать дефицит хлеба. В 1953 году в СССР было заготовлено 31 млн. тонн зерна, израсходовано 32 млн. тонн, - это говорило о том, что колхозы и совхозы не справляются со своей главного функцией - обеспечением общества продовольствием.
В целях самосохранения система выбрала гораздо более привычную, экстенсивную модель решения проблемы. Смягчить продовольственный кризио предполагалось за счет резкого увеличения производства зерна. В целом, освоение целины превратило Казахстан в один из крупнейших производителей зерновых в мире и в то же время заложило причины длительного кризиса сельского хозяйства в республике в последующие годы.
Билет 4
1.Племена саков сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое и оседлое. Саки разводили, главным образом, овец, лошадей и в небольшом количестве рогатый скот. Они со своими стадами кочевали на широких степных просторах. Только саки Южного Казахстана и Ферганы жили оседло и занимались земледелием. Скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую функцию и создали все условия для торговли кочевого мира с оседлыми государствами.
На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи-ножы и другие вещи, необходимые для кочевой и полукочевой жизни.
Культура саков.
В ходе объединения отдельных племен в племенные союзы складывались для всего союза племен культура и язык. Это было необходимым условием для существования людских коллективов.
2. Сближение и взаимопроникновение культур России и казахского народа обогатили в конечном счете общечеловеческую цивилизацию новыми открытиями, идеями и именами. Общение с передовыми представителями российской науки способствовало становлению Ч. Валиханова как ученого мирового уровня. Многие русские исследователи создали свои фундаментальные труды на основе материалов казахского фольклора, музыки, устной историографии, этнографии. Первые попытки комплексного изучения Казахстана, предпринятые Россией в XVIIIв., связаны с именем М. В. Ломоносова. Он был инициатором организации экспедиционных исследований территории края и создания его географических карт, способствовал проведению научных поисков по истории, лингвистике, экономике и этнографии казахов
3.
Билет 5
1.В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Уйсунам был характерен антропологический тип - европеоидный. Памятники унсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье и относятся к периоду III в. до н. э. - IV в. н.э.
Название уйсун встречается, начиная со II в. до н. э. в Китайских письменных источниках. Письменные сведения об усунях оставил древний историк СымаЦянь. Источники свидетельствуют, что правитель государства усуней именуется гуньмо, что уйсунские племена имели государственное устройство, а столица государства усуней город Чигучен находилась на берегу Иссык-Куля.
Среди украшений, созданных древними уйсунскими мастерами, особый интерес представляет диадема, найденная в Каргалинском ущелье. В уйсунском обществе в домашнем хозяйстве использовались рабы.
КАНГЮИ.
2. Культура казахов в XVI-XVII вв .В это время сложились своеобразное устное народное творчество, устная и письменная литература, оригинальное музыкальное искусство. С XIX в. началось постепенное разрушение духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры. XVIв - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками. //Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был КазтуганСуюншиулы. Большой след в культуре казахского народа оставил ШалгезжырауТиленшиулы (1465-1560). //Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Кал-каманулы (1668-1781). Бухаржырау был одним из влиятельных биев при Тауке хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.// У казахов была развита письменная традиция. Основные жанры литературных произведений - религиозные и исторические труды. Эти произведения носили религиозный характер, содержали ряд сведений этнографического и исторического характера. Заметный след оставила также в Казахстане мусульманская культура. Таким образом, в XV - начале XIX в Казахстане функционировала единая культура, которая базировалась на лучших традициях культуры древних племен казахских степей
3. Становление личности Д.А.Кунаева как политического и государственного деятеля начиналось в сталинскую эпоху, в условиях жестко централизованной административной системы. Период активной политической жизни пришелся на 1960-1970-е гг. Для этих десятилетий были характерны, с одной стороны, всеобщий оптимизм и несгибаемая вера советского народа в идеалы социализма, с другой — политические репрессии и авторитарные методы управления. Д.А.Кунаева можно считать Октябрьский Пленум ЦК КПСС 1964 г., приведший к смене Н.С.ХрущеваЛ.И.Брежневым, под началом которого Д.А.Кунаев проработал 28 лет.
В отношении политической системы в этот период делались выводы о построении «развитого социалистического общества» в ходе слияния союзных республик, что, в частности, было декларативно оформлено в выступлении Л.Брежнева в 1967 г. на торжественном заседании по случаю 50-летия Октября. Одним из элементов этого общества считалось формирование единого «советского народа» как новой исторической общности, что было закреплено в Конституции СССР 1977 г. Ярким доказательством политики советизации применительно к Казахстану стало принятие в 1978 г. Конституции Казахской ССР, которая, по сути, была декларативным, оторванным от реальных политических условий документом. Несмотря на провозглашение суверенитета Казахстана, основных прав и свобод личности, права свободного выхода республики из Союза, права самостоятельной внешнеполитической деятельности, ни одного из этих прав на деле у республики не было.
Билет 6
1.Первые упоминания имя «тюрк» относится к 542 году в китайских источниках, где описыались набеги тюрок на Китай.Раннее тюркское государство – Тюрксий каганат возникло в 552 году (552-603 годы), когда вождь тюрок Бумын принял титул кагана. Она занимала обширную территорию на востоке о Корейского полуострова, на западе до Крымского полуострова, от верховий Енисея на севере, до верховья Амударьи на юге. Господствующим в Центральной Азии это государство стало при Кагане Мугане (553-572 годы), оно входило в систему отношений с крупнейшими государствами того времени, такми как Иран, Византия, Китай. Давление извне, междоусобицы, социальные противоречия ослабили его и в 603 году он разделился на 2 самостоятельных государства – Восточный и Западный каганаты. В 630-634 годах каганат утратил свои среднеазитские владения к западу от Сырдарьи, государство вступило в полосу кризиса, главной причиной которого было давление из вне и борьба за власть племенных союзов. В Семиречье вторглись китайские войска, в 657 году ополчение З – Т каганата потерпело поражение и управление каганом стало осуществлять через китайского ставленника.
2.Казахское общество состояло из 2-х основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признаком. Это аксуйек – белая кость, к ней относились только чингизиды – потомки Чингизхана и ходжи – потомки пророка Муххамеда. Остальные группы принадлежали к карасуйек – черной кости. Чингизиды с рождения занимали высокие чины. Управление казахским обществом осуществилось ханом через султанов и правителей родов, которые «собирались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных», как гласил один из пунктов “ЖетiЖаргы”. На вершине социальной иерархии находился хан. Согласно обычаю, преимущественное право на ханский престол имел старший в династийном роде. Хан выполнял следующие функции: он распоряжался всеми землями, всей территорией ханства, был верховным главнокомандующим, объявлял войну и заключал мир. В казахском обществе существовало деление по имущественному состоянию, были баи – богатые и кедей – бедные. В казахском обществе важное место занимало духовенство.
3.Новая экономическая политика (НЭП) была принята в марте 1921 года на X съезде партии. Новая экономическая политика (НЭП) была принята в марте 1921 года на X съезде партии. 14 июня 1921 года Ленин подписал декрет, по которому кочевое и полукочевое население освобождалось от сдачи мяса государству. От продналога освобождались полускотоводческие хозяйства, имеющие шесть и менее голов крупного рогатого скота. Советское правительство выделяло крестьянам Казахстана, пострадавшим от неурожая, денежные средства на приобретение скота. НаркомбесКазACCP выступил с инициативой организовать крестьянские коми-Г1 ГЫ взаимопомощи.Составной частью НЭПа стала земельно-водная реформа, осушившая патриархально-феодальные устои казахского аула. Она проводилась в 1921-1922 годах. В апреле 1921 года был издан декрет о возврате земель, отнятых царизмом у казахов.
Билет 7
1.IX веке глава кимаков принимает титул "каган". Это говорит уже об определенной централизации государства. Предполагается четкая структура должностей по образцу тюркютских каганатов, однако, возможно, иерархическая лестница была достаточно условной. Исследования Кумекова Б.Е. показывают развитость городской жизни в каганате. Известно, что кагану подчинялись 11 сборщиков подати - согласно предположению Гумилева Л.Н., по числу областей.
"Царь кимаков - один из величайших царей и один из славных своим достоинством... Тюркские цари опасаются власти хакана, боятся его мести, остерегаются его силы, берегутся его набегов, так как они испытали от него раньше подобные действия"- так описывает кимакского кагана Ал Илриси, использовавший для своего труда сведения кимакского принца Джанаха. Хозяйство и быт кимаков и кыпчаков
К быту мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия. При этом я считаю, что бытовавшие ранее в науке понятия о “высокой” и “низкой” культуре народов, по крайней мере, некорректны. Эти понятия остались в наследство от европоцентристских взглядов на мир, когда все непонятное и не вмещающееся в обычные представления называлось “диким”, “отсталым”. Я утверждаю, что низкой или высокой культуры быть не может, и быт каждого народа своеобразен и неповторим. Именно из этого я буду исходить при изложении главы, посвященной хозяйству и быту кимаков и кыпчаков, населявших Казахстан.
Кыпчакское объединение
Образование кипчакской конфедерации. В Х в. на территории Казахстана появляется новое мощное государство кочевых тюркоязычных племен - Кыпчакское, которое стало прямым преемником Кимакского.
Термин "кюеше" или "цзюеше", упомянутый в 201 г. до н.э., воспринимается многими исследователями-кыпчаковедами как первое упоминание кыпчаков в письменных источниках.
2. Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война, в которой участвовала и царская Россия, принесла ее народам тягчайшие страдания: усилился социальный и национальный гнет, неизмеримо увеличились произвол и насилие царских чиновников на окраинах империи. В Казахстане продолжалось массовое изъятие земель у казахов, в первую очередь в северо-восточных районах Сырдарьинской, на юге Семиреченской и ряде других областей. В одной лишь Семиреченской области за первые три года войны было изъято 1800 тыс. дес. лучших пастбищных и пахотных угодий, а истинные хозяева этих земель — казахи — силой были выселены в мало- или совершенно непригодные для ведения хозяйства пустынные и полупустынные районы. Отобранная у казахов земля раздавалась царским офицерам, чиновникам, духовенству, казачьему войску и крестьянам-переселенцам из России и с Украины. К середине 1916 г. общая площадь изъятых у казахского населения земель составила 45 млн. дес. Война поглощала огромное количество сырья, продовольствия, скота и других материальных ценностей. В связи с этим на плечи казахского населения обрушились новые тяготы: обязательные поставки мяса, массовая реквизиция скота, был введен новый военный налог с кибиток, увеличены земские сборы и байский волостной алым—сбор для содержания волостных управителей, а также дорожные и другие сборы. Налоги на местное население с началом войны возросли в 3—4, а в отдельных случаях — в 15 раз. В1916 г. рост классового и национального угнетения, ненависти к войне становился повсеместным. Война ускорила процесс вызревания общенационального кризиса в стране, одним из ярких проявлений которого стало национально-освободительное восстание 1916 г., охватившее почти все регионы Казахстана и Средней Азии. Главными причинами восстания явились факторы социально-экономического и политического характера: усиление колониального гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация трудящихся, политика русификации, проводимая царизмом в отношении казахского и других коренных народов региона, резкое ухудшение положения широких масс в связи с войной. Непосредственным поводом к восстанию был царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации в армию на тыловые работы «инородческого» мужского населения Казахстана, Средней Азии и частично Сибири в возрасте от 19 до 43 лет, реквизированных планировалось использовать для работ по устройству оборонительных сооружений и путей военных сообщений в районе действующей армии
3.Первая Конституция Республики Казахстан была принята 28 января 1993 года, она состояла из 4 разделов, 21 главы. Казахстан провозглашался неотъемлемой частью мирового сообщества, подтверждалась приверженность республики международным нормам и курсу на создание демократического и правового государства. Конституция провозглашала межнациональное согласие в стране при главенстве казахской нации, обеспечивала равные права и свободы всем гражданам, закрепляла права и в равной степени обязанности человека. По Конституции, государственным языком в республике являлся казахский язык, а русский язык получил статус языка межнационального общения. Запрещались ограничения прав и свобод граждан по признаку незнания государственного языка или языка межнационального общения. В Конституции 1993 года не была четко определена форма правления. Казахстан провозглашался республикой, но не уточнялось какой именно. В это время страна одновременно имела признаки как президентской, так и парламентской республики. Конституция 1993 года не давала определения таких понятий, как «общественное согласие» и «политическая стабильность», «экономическое развитие на благо народа», «казахстанский патриотизм», «голосование на республиканском референдуме». Без их ясного использования политика государства не имела четкой определенности. По настоянию Главы государства эти понятия были введены в действующую Конституцию (1995). Таким образом, казахстанская модель политической системы в своем развитии прошла в первой половине 1990-х годов три этапа
Билет 8
1. В 704 году племена тюргешей создали свое государство - Тюргешский каганат. Основная территория каганата - Жетысу. Административным центром был город Суяб. Первые сведения о тюргешах встречаются в историческом памятнике Культегина и китайских летописях. С VI века тюргеши населяли Чу-Илийское междуречье. Основатель тюргешской династии Ушлик-кагшразделил племена на две орды. Ставка Большой орды находилась в Суябе, а ставка Малой орды - в городе Кунгитна берегу реки Или. Тюргеши делились на желтых (сары) и черных (кара), велась постоянная борьба за власть. Каганат былразделен на 20 владений, каждое из которых выставляло 7000 воинов. Вожди карлукских племен в 756году свергли тюргешского кагана и захватили власть .Сведения о кар луках встречаются в письменных памятниках Vвека нашей эры. А китайской хронике «Таншу» начала VII века указывалось, что карлуки - одно из тюркоязычных племен, в состав которого входят племена булак, жикил (чигиль) и шашлык. Арабо-персидские источники называют карлуков древними тюрками. Тюркский историк аль-Марвази (XII в.) насчитывает в составе карлукского племенного союза 9 племен. Основные места расселения карлуков - предгорья Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи. Письмена Культегинасвидетельствуют о вхождении карлуков в состав Восточнотюркского каганата. Одной из причин переселения в Жетысу явилось поражение от Уйгурского каганата. Вожди карлуков воспользовались упадком Тюргешского каганата и в 756году создали свое государство. Столицей был город Суяб.
2. Относительно быстрое развитие капиталистической промышленности в России после отмены крепостного права усилило роль Казахстана как богатейшего рынка сбыта и дешевого источника сырья. Для освоения вновь присоединенного края необходимо было подчинить Казахстан царской администрации.
Реформами 1867-1868 гг. были учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды, действовавшие на основании общепринятых законов. Были сохранены приспособленные к целям колонизации феодальные суды биев в аулах и суды казиев в кишлаках Сырдарьинской области. При решении споров суд биев руководствовался нормами обычного права и шариата, а суд казиев – только правилами шариата. Областные правления рассматривали все гражданские и уголовные дела, не относящиеся к военному и уездным судам.
Покибиточный сбор со скотоводов Туркестанского генерал-губернаторства устанавливался в размере 2р.75к., а со скотоводов Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств – 3р. в год.Ограничивались права и привилегии мусульманского духовенства. Духовные дела изымались из ведения Оренбургского духовного собрания и передавались гражданской администрации. Устанавливался контроль над строительством мечетей, мектебов и медресе. В каждой волости разрешалось иметь только одного выборного муллу, утверждаемого и увольняемого военным губернатором.
3. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. навсегда останется одним из самых главных драматических событий ХХ века, одной из самых трагических страниц в истории человечества.
Победа была добыта ценой неисчислимых жертв и страданий миллионов людей, оплачена жизнями наших отцов и дедов.
Казахстанцы наравне со всеми народами, населяющими СССР, самоотверженно защищали свою общую Родину. Десятки дивизий, бригад и отдельных частей были сформированы в Казахстане.
Мы гордимся, что у нас, в Кустанае, была сформирована 151-я отдельная стрелковая бригада, которая стала основой легендарной 150-ой стрелковой дивизии.
Всего на фронтах Великой Отечественной войны воевало более 73-х тысяч кустанайцев. Более 24 тысяч из них погибли в боях, 3,5 тысячи – умерли от ран в госпиталях, около 16 тысяч – пропали без вести. Сколько лучших из лучших не дожили до светлого Дня Победы! Мы склоняем головы в память о воинах, отдавших свою жизнь за Победу. В памяти народной подвиг их бессмертен.
За годы войны 497 казахстанцев стали Героями Советского Союза. Двое из четырех, удостоенных этого звания дважды, – наши земляки: Иван Павлов и Леонид Беда.
Высокого звание Героя Советского Союза были удостоены 31, а полными кавалерами ордена Славы стали 9 наших земляков.
Билет 9
1. Государство Караханидов (942—1210 гг.) Родоначальником династии Караханидов принято считать СатукБогра-хана (915—955). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история собственно государства Караханидов. В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигили и ягма. В X в. часть ягма вместе с карлуками обитала в Семиречье, к югу от Нарына. Позднее, в XI в., ягма жили гораздо севернее — в долине р. Или. В этой же долине расселялись чигили, прикочевавшие из северных районов Прииссыккулья. В 992 г. на востоке Караханиды завоевали Хотан, а на западе Бухару. В 999 г. КараханидНаср и правитель династии Газневидов Махмуд окончательно сокрушили государство Саманидов в Средней Азии. Амударья стала границей между Караханидами и Газневидами. На севере граница между Караханидами и пределами Кыпчакского ханства проходила недалеко от г. Тараза. На северо-востоке владения. Караханидов не выходили за линию озер Балхаш и Алакуль. На востоке они граничили с уйгурами, на юго-востоке владения Караханидов простирались до Черчена. На западе и юго-западе продвижение натолкнулось на сопротивление Сельджуки-дов (в Южной Туркмении) и Хорезмшахов (в низовьях Амударьи). В течение двух последующих веков владения Караханидов простирались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара на востоке
2. Предпосылки присоединения казахских земель к России складывались уже в XV-XVI веков, когда установились торговые и дипломатические контакты между Москвой и рядом казахских правителей.
Корни казахско-русских отношений имеют давнюю историю. Они стали углубляться после присоединения к России Казанского (1552 г.), Астраханского (1556 г.) ханств и народов Поволжья. Русское государство было заинтересовано в отношениях с Казахстаном в целях безопасности традиционных путей, идущих через Казахское ханство в Среднюю Азию. В свою очередь Казахское ханство искало в лице России союзника в борьбе со среднеазиатскими ханствами и джунгарами. Большую роль в налаживании контактов играли посольские связи. В казахскую степь прибывали русские посольства: в 1569 году прибыло посольство Семена Мальцева; в 1573 году – Третьяка Чебукова, а в 1595 году – Вельямин Степанова. Русское посольство во главе с Третьяком Чебуковым не дошло до Казахстана. Известна Грамота Ивана IV Грозного купцам братьям Строгановым от 30 мая 1574 года, где им разрешалось строить крепости на Тоболе и торговать с народами Казахстана и Средней Азии «беспошилино». В 1594 году в Москву прибыло казахское посольство от хана Тауекеля во главе с Кул-Мухаммедом. Образование русского централизованного государства в XVI веке значительно увеличило возможности покорения Московским государством народов, живущих на востоке России. Цель русской колонизации Сибири и последующего присоединения Казахстана к России заключалась в получении земель, богатых металлом, мехами, другими ресурсами, а также в создании надежной защиты восточных окраин государства.