Сравнительная характеристика этических режимов, предусмотренных для парламентариев
Страна | Кодекс поведения | Этические правила и декларирование финансовой информации | ||
Предупреждение конфликта интересов | Ограничения на совмещение должностей в течение срока полномочий | Ограничения на трудоустройство по истечении срока полномочий | ||
Австралия Палата Представителей | Этического кодекса для парламентариев нет, но они должны декларировать свое финансовое и имущественное положение. В 1995 г. был внесен законопроект о кодексе поведения, но он до сих пор не принят | Конституция и Распоряжение Палаты № 196 запрещают депутатам голосовать по вопросам, которые затрагивают их личные материальные интересы | Депутаты не могут одновременно быть членами парламента штата или территории и другой палаты парламента страны, занимать любую иную оплачиваемую должность или получать государственную пенсию (кроме министров и военнослужащих), служить в избирательных комиссиях или, если это не разрешено специально, вступать с государством в любые договорные отношения, влекущие за собой получение материальных выгод. По традиции министры – члены парламента должны подать в отставку со всех постов директоров в государственных компаниях или компаниях с участием государства и не должны получать гонорары или доход от использования своей должности, кроме жалованья, полагающегося им как министрам и членам парламента | Отсутствуют |
Великобритания Палата Общин | "Кодекс поведения членов Правительства" (1995) содержит общие нормы о выполнении общественного долга личном поведении и обязательном декларировании любой личной заинтересованности, а также запреты общего характера на получение взяток, платное отстаивание чьих-либо интересов и злоупотребление информацией | Если на обсуждение выносится вопрос, в котором член Парламента был или может быть в дальнейшем лично заинтересован, он обязан заявить об этом до начала обсуждения. Он обязан также поставить в известность об этом министров и других государственных чиновников, а если он является членом комитета Парламента, в ведении которого находится этот вопрос, необходимо поставить в известность и комитет. Членам Парламента "запрещено брать плату" в Палате. Членам Парламента также запрещено брать плату за голосование, парламентский запрос, снятие предложения с обсуждения, внесение законопроекта, внесение или снятие с обсуждения поправок к законодательному предложению, а также за попытки убедить своих коллег или министров совершить любое из вышеперечисленных действий" | Членам Парламента запрещено одновременно занимать должности в вооруженных силах, полиции и на государственной службе, определенные судебные должности, быть священниками (кроме священников нонконформистских церквей), пэрами, членами большей части общественных советов и комиссий | Отсутствуют |
Германия Бундестаг | Формального кодекса нет, общие нормы содержатся в Конституции, "Этических правилах Бундестага" (1972), законах "О политических партиях" (1994) и "О правовом статусе членов Бундестага" (1994). Уголовный кодекс запрещает "покупку и продажу голосов" парламентариев | Депутаты обязаны сообщать о любом конфликте интересов, связанном с рассматриваемыми вопросами, но после этого имеют право участвовать в их обсуждении и голосовании по ним | Депутаты не имеют права одновременно быть министрами федеральной земли, членами Федерального контрольно-ревизионного управления, судьями и членами Бундесрата | Отсутствуют |
США Палата Представителей | "Кодекс официального поведения". Регламент Палаты Представителей 1968 г. предписывает членам Палаты, ее должностным лицам и сотрудникам аппарата всегда вести себя так, чтобы укреплять авторитет Палаты. "Кодекс" отличается от кодексов других стран более подробным характером и содержит, в частности, запреты на принятие подарков, конфликт интересов, злоупотребление должностными привилегиями. "Кодекс" требует четкого разграничения между личными средствами конгрессмена и его избирательным фондом | Регламент Палаты Представителей гласит: "Члену Палаты, ее должностному лицу или сотруднику аппарата члена Палаты запрещено получать прямое или косвенное вознаграждение от любых сторон, если такое вознаграждение предоставляется за неправомерное использование возможностей, связанных с указанными должностями в Конгрессе" | Конгрессменам запрещено одновременно занимать любые должности в федеральных органах власти, заниматься любой иной оплачиваемой профессиональной деятельностью, предусматривающей доверительные отношения, например, быть адвокатами или врачами. Запрещено получать вознаграждение за членство в совете директоров или работу на управленческих должностях в корпорациях или организациях. Общая сумма побочных доходов не может превышать 15% от их жалованья по должности конгрессмена. Запрещено получать гонорары за речи, статьи и участие в мероприятиях | Конгрессменам и руководящим сотрудникам их аппарата запрещено оказывать влияние, устанавливать контакты и выступать перед конгрессменами в течение года после окончания срока полномочий (норма принята в 1989 г.) |
Франция Национальное Собрание | Сведений о существовании кодекса нет. Теория французского конституционного права рассматривает депутатов как представителей всей нации, а не отдельного округа. В силу того, что внешнее влияние направлено в основном на партии, а не на отдельных депутатов, вопросы парламентской этики регулируются избирательным законодательством | Депутаты обязаны избегать любого конфликта интересов и не пытаться в течение срока полномочий оказывать влияние недозволенными средствам и | Депутаты не имеют права одновременно быть членами правительства, Конституционного Совета, Сената, Экономического и социального совета, судьями, государственными чиновниками, профессиональными военнослужащими. Им запрещено выполнять некоторые функции, возложенные иностранными государствами, или занимать должности в международных организациях, руководящие должности в государственных или субсидируемых государством компаниях, в финансовых компаниях, привлекающих сбережения населения, и в фирмах по торговле недвижимостью, быть консультантами или занимать любую другую высокую выборную должность. Других формальных ограничений на получение побочных доходов нет | По окончании срока полномочий депутаты имеют право на любую работу, кроме работы в корпорациях, которые либо субсидируются государством, либо в основном выполняют государственные заказы или заказы иностранных правительств. Не разрешается работать в фирмах по торговле недвижимостью либо привлекающих сбережения населения |
Источник: Парламентская этика: сравнительный анализ. Национальный демократический институт международных отношений. [Legislative Research Series /National Democratic Institute for International Affairs], Перевод Московского представительства Национального демократического института международных отношений. М., 2000. С. 23–33.
Таблица 3.2