Источники таможенного права
Иерархия источников таможенного права выглядит следующим образом:
Конституция Российской Федерации;
международные договоры и соглашения;
федеральные законы (включая федеральные конституционные законы);
подзаконные нормативные акты.
Конституциякак Основной закон страны по праву возглавляет иерархию источников таможенного права, определяя ключевые моменты и основные принципы государственной политики в области таможенного регулирования. Положения, относящиеся к сфере таможенного права, содержатся в статьях 8, 71 и 74 Конституции.
Статья 8 определяет перечень гарантий, в том числе единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции.
Основные принципы таможенного права отражены в статье 74: На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
В соответствии с положениями статьи 71 в исключительном ведении России находятся:
установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти (п. «г»; применительно к сфере таможенного права — установление системы и формирование таможенных органов);
установление правовых основ единого рынка, финансовое, кредитное, таможенное регулирование (п. «ж»);
внешнеэкономические отношения России (п. «л»);
определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России.
Международные договоры Россииносят подзаконный, но не надконституционный характер, поэтому в иерархии источников они следуют сразу же за Конституцией РФ. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью правовой системы нашей страны. Кроме того, если международным договором России установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, применяются правила международного договора.
В области таможенного права применяются следующие договоры:
Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1979 г. в редакции от 1999 г.;
Конвенция о гармонизированной системе классификации и кодирования товаров 1983 г.;
Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) 1990 г.;
Таможенная конвенция о контейнерах 1972 г.;
двусторонние договоры России с иностранными государствами в области таможенного дела.
Федеральные законы представляют собой основную группу источников таможенного права России: ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы, Закон о таможенном тарифе и др.
Российское таможенное законодательство состоит из Таможенног законодоательства Таможенного союза (ТКТС), законоадательства РФ (ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"), и принятых в соответствии с ними иных федеральных законов. При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство применяется в части, не урегулированной законодательством о налогах и сборах.
Подзаконные нормативные акты издаются в соответствии и во исполнение положений Конституции РФ, международных договоров и федеральных законов. К их числу можно отнести указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, издающиеся на основании и во исполнение актов таможенного законодательства, а также нормативные акты Минэкономразвития России и Федеральной таможенной службы (ФТС).
Акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела), применяются к отношениям, возникшим после дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, прямо установленных ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ч.1 ст. 6 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). Положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или федеральными законами.
В соответсвии с ч. 3 ст. 6 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, если иное не установлено таможенным законодательствомТаможенного союза. Иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, за исключением следующих случаев:
1) если актами таможенного законодательства Таможенного союза или настоящим Федеральным законом установлен специальный порядок вступления в силу указанных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела;
2) если указанные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела устанавливают более льготный порядок, чем действующий, в части требований представления документов и сведений, сроков для принятия решений таможенными и иными государственными органами или других административных (процедурных) ограничений.
Согласно ч. 10 ст. 4 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, изданные ими по предмету регулирования настоящего Федерального закона, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах.
В связи с важностью и сложностью правового регулирования ввоза-вывоза товаров в нашу страну закон содержит ряд специфических требований к положениям федеральных законов и подзаконных правовых актов (см. ст. 8ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). Положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации товаров и транспортных средств международной перевозки.
Положения нормативных и иных правовых актов федеральных органов исполнительной власти по предмету правового регулирования настоящего Федерального закона не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства Таможенного союза, федеральных законов и актам Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в области таможенного дела, устанавливать требования, условия и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза, федеральными законами и актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в области таможенного дела.
Никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение актов таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и (или) иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, если такое нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в таких актах.