Строительство республик в условиях перемирия
Уверенные победы ополчения ДНР и ЛНР в конце августа 2014 г. вызвали в Европе, защитнице киевской власти, переполох. На основе заявлений президента П. Порошенко о том, что в Донбассе воюют российские войска, обвинения в адрес России усилились. Введенные Россией торговые ограничения на продукцию стран Евросоюза, обострили и без того непростую ситуацию. Антироссийская пропаганда приобрела крайние размеры – во всех бедах Украины был виновен президент России Путин.
Совершенно бездоказательно Россия становилась агрессором, стремящимся оккупировать все постсоветские республики. Прибалтика, Польша были самыми ярыми обвинителями «агрессии» России. Также бездоказательно политики Евросоюза и США обвиняли Россию, руководство ДНР в гибели малазийского Боинга, сбитого 17 июле 2014 г. над территорией республики. Начатому расследованию изо всех сил сопротивлялось киевское руководство, не предоставляя информацию, необходимую для выяснений каким образом самолет оказался над воюющей страной. Под нажимом США был засекречен и ход расследования катастрофы экспертной комиссией, была отложена на год публикация материалов расследования.
В этих условиях В.Путин предложил план стабилизации ситуации на Украине. Подчеркивая, что военного решения проблемы Донбасса нет, он ключевым положением считал немедленное прекращение огня в регионе. Понесшая огромные потери за время летней военной кампании киевская власть, согласилась на подписание перемирия.
5 сентября 2014 г. в Минске был подписан протокол по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно шагов, направленных на имплементацию мирного плана П.Порошенко и инициатив В.Путина. Документ был подписан М.Зурабовым (посол РФ в Украине), Л.Кучмой со стороны Украины и Х.Тальявини со стороны ОБСЕ. Основными положениями Протокола было прекращение огня, обмен пленными, установление общенационального диалога между сторонами конфликта, вывод незаконных вооруженных формирований. Киев должен был дать Донбассу особый административный статус, принять закон о недопущении преследования участников событий, обеспечить мониторинг ОБСЕ на российско-украинской границе, принять программу экономического возрождения Донбасса.
19 сентября 2014 г. представителями Украины Л.Кучмой, республик –В.Захарченко и И.Плотницким и РФ – М.Зурабовым был подписан Меморандум, предусматривающий отвод тяжелого вооружения (калибром свыше 100мм) на 15 км от линии соприкосновения сторон на дату подписания Меморандума и формирования тем самым зоны безопасности, запреты на полет боевой авиации и БПЛА и на установку минно-взрывных заграждений в этой зоне.
Подписывая документы, киевская власть не собиралась их выполнять. Она знала об истинных целях США и Евросоюза – ослабить Россию и втянуть ее в длительную кровопролитную войну и понимала, что никто не осудит Украину за все ее преступные действия. Так и получалось - НАТО, США, МВФ и страны Евросоюза выделяли Украине транши финансовой помощи, передавали оружие и военную технику из стран бывшего Варшавского договора, амуницию, нелетальную технику и потихоньку и летальную. Поддержка осуществлялась и на уровне международных органов – ООН, ОБСЕ, СЕ, ПАСЕ и других, несмотря на постоянные нарушения Минских договоренностей. Во всем обвинялась Россия, которая должна была вывести якобы «свои войска» с территории Юго-востока Украины.
В течение сентября-октября 2014 г. ВСУ обстреливали территорию ДНР и ЛНР. Удары наносились по Донецку, аэропорту Донецка, г. Счастье, окраине Дебальцево, Докучаевску, Горловке, Макеевке и др. В октябре по Донецку был нанесен ракетный удар Точкой У. Украинская армия в обстреле городов Донбасса использовала запрещенные кассетные снаряды, фосфорные, зажигательные. Целью обстрелов были - городская инфраструктура, предприятия – заводы, шахты, водо- и газо-снабжение, места скопления людей, жилые кварталы, больницы, школы, детские площадки. По данным ООН после объявления перемирия по начало ноября в зоне конфликта погибло более 1 тыс. человек.
Тем не менее, по сравнению с ведением боевых действий для республик период перемирия был более спокойным, и руководство республик использовало его для строительства государства. Главной задачей было проведение выборов в центральные органы власти. Еще в августе 2014 г. главой республики вместо А.Бородая стал командир батальона «Оплот» А.В.Захарченко. Ушел со своего поста и командующий ВСН И.Стрелков, его заменил В.Кононов. Руководителем ЛНР стал И.Плотницкий.
Республики вели подготовку к выборам. Одновременно решались самые насущные задачи – население республик оказалось в блокаде, выведены были все банки, пенсии Украина не платила. Значительная часть специалистов покинула Донбасс по разным причинам, главным из которых были обстрелы.
Несмотря на это в октябре начались занятия в школах, техникумах, училищах и вузах. Киевская власть сделала попытку перевести вузы в города Украины, но практически все высшие учебные заведения сохранили студенческий контингент и преподавательский состав.
Самой неотложной проблемой стала гуманитарная помощь населению – с сентября 2014 г. в Донбасс направлялись колонны с продуктами, открывались бесплатные столовые для самых неимущих слоев населения и для тех, чьи дома были разрушены. В Донецке открылись пункты выдачи гуманитарной помощи для пенсионеров, которые включали в себя муку, крупы, макаронные изделия, масло, тушенку, сахар, сгущенное молоко и выдавались раз в месяц.
2 ноября 2014 г. в республиках состоялись выборы в Народный Совет и выборы глав республик. Для их проведения были открыты избирательные участки, которых было меньше, чем на Референдуме. Значительная часть населения Донбасса покинула города и села из-за военных действий. По подсчетам экспертов зону конфликта покинуло не менее 1млн. 200 тыс. человек, и потому бюллетеней было отпечатано 3, 2 млн. бюллетеней. К участию в выборах в Народный Совет были допущены две политические партии – «Донецкая республика» и «Свободный Донбасс», а на пост главы республики зарегистрировались три кандидата – действующий временный глава ДНР А. Захарченко, временный вице-спикер Союзного парламента Новороссии А. Кофман и офицер спецслужб Ю. Сивоконенко.
В Луганской народной республике в выборах приняли участие три общественные партии: «Мир Луганщине», «Луганский экономический союз» и «Народный союз». За пост главы ЛНР боролись четыре кандидата – действующий глава И.Плотницкий, руководитель федерации профсоюзов О.Акимов, министр здравоохранения Л.Айрапетян и самовыдвиженец В.Пеннер.
По итогам выборов в парламент ДНР лидером стала партия «Донецкая республика», набравшая более 65 % голосов избирателей, а в ЛНР – «Мир Луганщине» с поддержкой более 69% избирателей. Главами республик остались А.Захарченко(78,93%) и И.Плотницкий (63,04%).
Парламенты ДНР и ЛНР приступили к работе – избрали спикеров, сформировали правительства, министерства, назначили министров и заместителей. В Донецкой народной республике председателем парламента стал А.Пургин, а вице-спикером - Д.Пушилин. Военным министром А.Захарченко назначил В.Кононова, главой МИДа – А.Кофмана. Секретарем Совета безопасности стал А.Ходаковский.
За время перемирия власть республики прилагала все усилия для создания нормальных условий жизнедеятельности общества. Был создан Центральный Республиканский банк, расширялась сеть отделений, которые постепенно заменяли украинские банки, проводилась регистрация предпринимателей, собирались налоги, принимались все платежи, совершались необходимые операции. Уже осенью были налажены выплаты самым незащищенным слоям населениям – пособия на детей, инвалидов и других групп граждан. В декабре 2014 г. все пенсионеры получили по 1 тыс. грн., а с апреля 2015 г. стали выплачиваться пенсии. С апреля 2015 г. в ДНР и ЛНР стала действовать мультивалютная зона – стали ходить гривны, рубли, доллары, евро. В республике заканчивается работа по созданию платежных карточек, являющиеся одновременно удостоверением личности.
Огромное внимание правительство ДНР уделяет формированию армии ДНР из разрозненных отрядов ополчения, внутренних войск, ГАИ, спецподразделениям, восстановлению судебной власти. В республике продолжались наборы в ополчение, приглашались специалисты по разминированию, саперы, водолазы, ремонтировалась военная техника, обучались вновь прибывшие ополченцы. Восстанавливается порядок на дорогах, идет регистрация автосредств, работают службы экстренной помощи. С учетом действия ДРГ (диверсионно-разведывательных групп) на заявления и звонки граждан спецслужбы реагируют мгновенно. Ведется борьба с нарушителями, мародерами.
Руководство республики прилагало неимоверные усилия по ремонту и запуску предприятий, шахт, заводов. Необходимо было запустить добычу угля, производство металла, химическую промышленность, чтобы собирать налоги, формировать бюджет, платить зарплаты бюджетникам – врачам, учителям, преподавателям, соцработникам. В январе такие оплаты проводились, а с апреля стали регулярными.
Народный Совет республики усиленно работал над законодательной базой, опиравшейся на законодательную систему РФ. Специалисты из России оказывали неоценимую помощь в развитии молодых республик кадрами, организацией финансовой системы, банковской, юридической и др.
Гуманитарная помощь из России позволяет восстанавливать разрушенные больницы, школы, интернаты, другие общественные здания, чинить водопроводы, газопроводы, дороги, мосты.
Несмотря на бомбежки, молодая власть уделяет огромное внимание работе с детьми, молодежью – были восстановлены спортивные секции, кружки, проводились соревнования, творческие конкурсы по школам и кружкам, заработали детские театры. Театры оперный и драматический, а также ТЮЗ и кукольный работали с осени 2014, не взирая на опасность обстрелов иногда и центра города Донецк, а благодарные зрители шли на спектакли и всегда заполняли залы полностью.
Относительное затишье в военных действиях позволяло республикам выстроить вертикаль власти, создав в городах и поселках институт комендантов, взявших на себя функции управления, тем более, что старая местная власть сбежала. Создавались условия для развития малого и среднего бизнеса. В то же время крупный бизнес практически оставил Донбасс, за некоторым исключением.
Но уже с 7 января 2015 г. обстрелы ВСУ жилых районов снова возобновились с прежней силой и становились все интенсивнее. 22 января на линии разграничения между ополчением и ВСУ начались полномасштабные военные действия. В результате боев ополчению удалось достичь значительных успехов на донецком направлении. Огромной победой ВСН (Вооруженные силы Новороссии) стало освобождение 14 января 2014г. донецкого аэропорта от украинских силовиков. Над всеми терминалами был установлен флаг ДНР.
22 января 2014 г. началось наступление армий ДНР и ЛНР на Дебальцевском выступе с применением танков, тяжелой артиллерии, систем залпового огня. В ходе боев бойцы республик сформировали новый котел ВСУ у г. Дебальцево – были взяты населенные пункты Чернухино, Никишино, Углегорск и 10 февраля была заблокирована трасса Дебальцево – Артемовск, что привело к полному окружению украинских войск.
Победы ополчения республик встревожили лидеров Германии и Франции, увидевших в этих событиях эскалацию войны в центре Европы, и они обратились к российскому президенту с предложением встретиться в формате «нормандской четверки» в Минске и выработать новые соглашения урегулирования конфликта. Новые Минские соглашения -2 были подписаны 12 февраля 2015 г. На украинскую сторону, которую представлял сам П.Порошенко, возлагались обязанности подготовить и внести изменения в Конституцию Украины о статусе республик, о выборах в местные органы власти на основе совместно с ДНР и ЛНР разработанных положений. Содержались в них и прежние положения об обмене пленных, отводе тяжелой техники от линии соприкосновения, об амнистии участников военных действий, восстановления социально-экономических связей и т.д.
На фронтах снова наступило затишье, правда, была завершена операция под Дебальцево. 17 февраля 2015 г. войска ДНР вошли в Дебальцево, заняли центральную, и северную части города, в том числе восточную часть города, райотдел милиции и железнодорожный вокзал. В плен был захвачено 120 чел., а 18 февраля весь город перешел под контроль сил армии ДНР. Президент Украины П.Порошенко, не признававший на заседаниях в Минске наличие дебальцевского котла, заявил об «организованном выводе» 2,5 тыс. военнослужащих Украины и вывозе техники. На самом деле перед окруженными стояла задача – сдаться в плен, погибнуть в котле или пробираться окружными путями на украинскую территорию, т.е. никаких «организованных отходов» из окружения на войне быть не могло. Согласно утверждению вице-спикера Народного Совета ДНР Д.Пушилина большая часть окруженных подразделений погибла или была взята в плен. За все время боев под Дебальцево погибло около 3 тыс. военных ВСУ.
Относительное затишье просуществовало до середины мая, хотя оно и сопровождалось усилением блокады республик со стороны Киева. В мае республики отпраздновали 70-летие Победы СССР в Великой Отечественной войне и 11 мая 2015 г. в ДНР и ЛНР - годовщину провозглашения республик. Во время парада и демонстрации население выказало такую поддержку действующей власти, что ни у кого из здравомыслящих людей в мире не осталось сомнений – в республиках нет террористов, а есть граждане новых республик. Буквально в последующие дни обстрелы Донбасса усилились и снова стали страдать мирные граждане – в районах Донецка, Горловке, Докучаевске, Широкино и на др. территориях.
Под смертельным огнем республики продолжали жить, создавать и укреплять государственные органы, армию, принимать законы, развивать социальную сферу, расширять сотрудничество с Россией по всем направлениям.
Народ Донбасса выстоял в освободительной войне с карательной армией Украины, доказал право на самостоятельность, и, опираясь на помощь России построил новые государства – Донецкую и Луганскую Народные республики, Новороссию.