Тема 1. Древняя Русь в IX–XIII вв
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
Учебно-методическое пособие
к семинарским занятиям
для студентов высших учебных заведений
Под редакцией
профессора Г.Н. Сердюкова
Ростов-на-Дону
Издательский центр «МарТ»
Рецензенты:
доктор исторических наук, профессор
Н.А. Мининков,
кандидат исторических наук, доцент
Н.В. Стариков
Авторский коллектив:
А.В. Лубский, докт. филос. наук, проф. (руководитель, введение, тема 1, тесты); М.В. Братолюбова, канд. ист. наук, доц. (тема 9); И.Г. Брызгалова, канд. ист. наук, доц. (тема 3); А.Н. Деордиева (тема 8); Т.А. Карасева, канд. ист. наук, доц. (тема 2); Л.Н. Краснова, канд. ист. наук, доц. (тема 17); З.А. Монтеро, канд. ист. наук, доц. (тема 12); Я.А. Перехов, канд. ист. наук, проф. (тема 10); Н.В. Рыжкова, канд. ист. наук, доц. (тема 6,7); Г.Н. Сердюков, докт. филос. наук, проф. (тема 1); Н.В. Старикова, канд. ист. наук, доц. (тема 13,14); В.А. Сущенко, докт. ист. наук, проф. (тема 4,5); И.Л. Шишкова (тема 11), Р.А. Шипилова, канд. ист. наук, доц. (тема 15,16);
История отечества:Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. Серия «Учебный курс». Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2007.
Учебно-методическое пособие написано с учетом новейших тенденций в области преподавания курса «История отечества» в высшей школе. Одной из таких тенденций является гуманитаризация учебного процесса, направленная на активизацию познавательной самостоятельности студентов, развитие у них умений получать новые знания, их систематизировать и концептуализировать, оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса, решать познавательные задачи, логично выстраивать устные и письменные тексты.
Учебное пособие содержит материалы, связанные с созданием организационных и интеллектуальных условий для развития творческой активности студентов. Предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений.
Ó А.В. Лубский и др., 2007.
Ó Оформление: Издательский центр «МарТ», 2007.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение (А.В. Лубский)
Тема 1. Древняя Русь в IX – XIII вв.
(А.В. Лубский, Г.Н. Сердюков)
Тема 2. Россия в XIV – XVI вв. (Т.А. Карасева)
Тема 3. Россия в XVII веке (И.Г. Брызгалова)
Тема 4. Россия в первой половине XVIII века. (В.А. Сущенко)
Тема 5. Россия в первой половине XVIII века. (В.А. Сущенко)
Тема 6. Россия в первой половине XIX века (Н.В. Рыжкова)
Тема 7. Россия во второй половине XIX века (Н.В. Рыжкова)
Тема 8. Россия в конце XIX – начале ХХ веков (А.Н. Деордиева)
Тема 9. Россия в 1907 – 1917 гг. (М.В. Братолюбова)
Тема 10. Революция и гражданская война в России: 1917 – 1920 гг.
(Я.А. Перехов)
Тема 11. СССР в 20-30-е гг. ХХ века (И.Л. Шишкова)
Тема 12. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войн: 1939 – 1945 гг. (З.А. Монтеро)
Тема 13. СССР в первые послевоенные год: 1945 – 1953 гг.
(Н.В. Старикова)
Тема 14. СССР в 1953 – 1964 годах (Н.В. Старикова)
Тема 15. СССР в середине 60-х – середине 80-х годов ХХ века
(Р.А. Шипилова)
Тема 16. СССР в 1985 – 1991 годах (Р.А. Шипилова)
Тема 17. Россия в 90-х гг. ХХ века (Л.Н. Краснова)
Приложение 1. Краткий исторический словарь
Приложение 2. Тесты для проверки остаточных знаний по курсу «История Отечества» (А.В. Лубский)
Введение
Учебный курс «История Отечества» согласно государственному образовательному стандарту является общеобязательным в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин в высшей школе Российской Федерации. Одной из важных форм организации учебного процесса в рамках этого курса являются семинарские занятия. В настоящее время семинарские занятии играют особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы студентов, с другой – активизации их познавательной самостоятельности.
В конце прошлого века человечество вступило в новую фазу своего развития, получившую название информационной революции, которая чем далее, тем все более отчетливо высвечивает нарастающий кризис существующей системы высшего образования. Суть этого кризиса проявляется прежде всего в том, что студенты не справляются с нарастающими потоками профессиональной информации. Явление, в которое воплотилась эта проблема, получило название «функциональной неграмотности», не позволяющей специалистам эффективно выполнять профессиональные функции после окончания высшего учебного заведения.
Информационная революция – это не просто лавинообразно растущий поток информации, это – постоянно меняющаяся информация. Динамизм современной жизни таков, что человеку уже не хватает однажды полученного высшего образования, чтобы полноценно выполнять свои профессиональные функции в обществе. Если раньше выпускнику вуза хватало полученных знаний практически на всю жизнь, то в настоящее время система этих знаний кардинально меняется в течении 5-7 лет. Следовательно, современный специалист стоит перед проблемой: ему нужно постоянно обновлять полученную однажды в высшей школе систему профессиональных знаний.
Преодоление кризиса современной системы высшего образования предполагает переход к новой его парадигме, основу которой составляют такие познавательные ориентиры, как фундаментализм и методологизм.
Фундаментализм – это ориентация на новейшие теоретические достижения в современной науке, перевод научных текстов на язык учебно-познавательной деятельности. Если в XIX в. основная задача науки и высшего образования состояла в расширении знаний, то в XX столетии на первый план вышла задача объяснения и понимания огромного, накопленного всем предшествующим познавательным опытом фактического материала. В конце XX в. основной проблемой стал поиск новых методологических ориентиров познавательной деятельности. В области образования наметился переход от энциклопедизма и теоретизма к методологизму, от усвоения различных эмпирических и теоретических знаний к овладению многообразными способами познавательной деятельности.
Значение принципа методологизма в высшем образовании отчетливо проявляется в условиях информационной революции. Нынешняя парадигма высшего образования, ориентированная на овладение студентом всей системой эмпирического и фундаментального теоретического знания, оказывается в принципе невозможной. Студент, оказавшись не в состоянии найти и переработать необходимую ему информацию, неизбежно попадает в ситуацию информационного выбора. Принцип методологизма как раз и ориентирует новую парадигму образования на развитие познавательной самостоятельности студентов, на то, чтобы они «научились учиться», в том числе выбирать и усваивать ту информацию, которая необходима им в первую очередь.
Особое значение в новой парадигме высшего образования отводится его гуманитаризации, которая актуализирует проблему как трансформации его содержания, так и процесса обучения, в котором главным становится «сотворчество» студента и преподавателя. Гуманитаризация образования направлена на активизацию познавательной самостоятельности студента, на воспитание творческой личности специалиста с высокой профессиональной компетентностью, на развитие его эстетического мировосприятия и этического отношения к действительности. В рамках такой парадигмы образование становится средством творческого постижения мира, а не заучиванием «мертвых» знаний.
Высшее образование сегодня должно ориентироваться на овладение студентами определенной совокупностью так называемых ключевых компетенций, способствующих оптимальному его включению в динамику социокультурного развития. Примером такой совокупности может послужить список ключевых компетенций, предложенных Советом Европы в рамках осуществления проекта «Современное образование для Европы» и адаптированных к социокультурной специфике России:
1. Изучать: организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; уметь извлекать пользу из опыта; организовать свои собственные приемы учения; уметь находить решение новых проблем; самостоятельно заниматься своим собственным образованием.
2. Искать: запрашивать различные базы данных; уметь извлекать информацию из окружающей среды; уметь обрабатывать и классифицировать различную (по основаниям и источникам) информацию; уметь пользоваться услугами эксперта.
3. Думать: осознавать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к различным аспектам развития общества; уметь ориентироваться в сложностях и противостоять неуверенности; занимать обоснованную позицию в дискуссиях и формировать свое собственное мнение; видеть и оценивать значимость экономического, политического, социального и культурного окружения, в котором осуществляется образование или работа; оценивать и формировать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, сохранностью окружающей среды; уметь оценивать произведения искусства и литературы.
4. Сотрудничать: уметь строить взаимоотношения и совместную работу в группе; принимать ответственные решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать, заключать и выполнять контракты.
5. Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь организовать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
6. Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказать гибкость перед лицом быстрых изменений; показать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.
В связи с этим целью и результатом семинарских занятий в высшей школе является прежде всего развитие интеллектуальных возможностей и способностей студентов, которые должны стать средством индивидуального освоения науки и культуры, основой профессиональной компетентности и внутренним источником ее развития. Это предполагает изменение организации и содержания семинарских занятий в высшей школе.
В организационном плане семинарские занятия превращаются в совместное проективно-деятельностное решение студентами и преподавателем познавательных задач, возникающих в результате проблематизации учебного процесса. Гуманитаризация высшего образования предполагает и изменение содержания семинарских занятий, в ходе которых важная роль отводится не только приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, но и развитию гуманитарного мышления, без чего сама профессиональная деятельность не может быть эффективной.
Гуманитаризация образования, превращая студента из объекта образовательной деятельности в его активного субъекта, укореняет в сознании студента представление о творчестве как основе его профессиональной деятельности. Поэтому организуя семинарские занятия, преподаватель должен создавать организационные и интеллектуальные условия прежде всего для творческой активности студентов.
В процессе семинарских занятий по курсу «История Отечества» студент должен приобрести умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.
С целью приобретения навыков усвоения знаний эмпирического характера студенту можно предложить ряд заданий для самостоятельной работы, например, заполнить таблицы тематического содержания (см. табл. 1,2,3)
Табл. 1. Правители России
Правители | Годы правления | Основные события |
Олег | ||
Игорь | ||
Святослав | ||
Владимир | ||
Ярослав Мудрый | ||
Владимир Мономах | ||
Юрий Долгорукий | ||
Андрей Боголюбский | ||
Всеволод Юрьевич | ||
Иван Калита | ||
Дмитрий Донской | ||
Иван III | ||
Иван IV | ||
Борис Годунов | ||
Василий Шуйский | ||
Михаил Романов | ||
Алексей Михайлович | ||
Петр I | ||
Анна Иоанновна | ||
Елизавета Петровна | ||
Екатерина II | ||
Павел I | ||
Александр I | ||
Николай I | ||
Александр II | ||
Александр III | ||
Николай II | ||
Керенский | ||
Ленин | ||
Сталин | ||
Хрущев | ||
Брежнев | ||
Горбачев | ||
Ельцин | ||
Путин |
Табл. 2. Войны России
Годы | Название | Сражения | Условия мира |
Ливонская | |||
1654–1667 | |||
Северная | |||
Семилетняя | |||
1768–1774 | |||
1787–1791 | |||
1812–1815 | |||
Крымская | |||
1878–1879 | |||
1904–1905 | |||
Первая мировая | |||
Вторая мировая |
Табл. 3. Реформы в России
Годы | Содержание |
50-60-е гг. XVI в. | |
Первая четверть XVIII в. | |
60-70-е гг. ХIХ в. | |
Начало ХХ в. | |
20-30-е гг. ХХ в. | |
Середина 50 – начало 60-х гг. | |
Середина 60 – конец 70-х гг. | |
80-е гг. | |
90-е гг. | |
Начало XXI в. |
С целью приобретения умений систематизации и концептуализации исторических знаний студент должен научится выстраивать устные и письменные тексты в соответствии с определенным алгоритмом, который предварительно разрабатывается преподавателем или может быть предложен самим студентом.
Один из возможных алгоритмов такой систематизации и концептуализации может быть следующим:
1. Хронология, время исторических событий (процессов).
2. Историография. (Государственный образовательный стандарт преподавания социально-экономических и гуманитарных дисциплин в высшей школе требует от студента знания различных научных точек зрения по тому или иному вопросу).
3. Теория вопроса. (Прежде чем рассказывать о каких-либо исторических событиях (процессах) студент должен дать определение базового понятия вопроса, затем рассказать об основных теориях, с помощью которых объясняют эти события (процессы)).
4. Причины исторических событий (процессов). (Раскрывая причины студент должен рассмотреть основные тенденции внутреннего экономического, социального, политического и духовного развития накануне, а если нужно, то и охарактеризовать международную обстановку).
5. Ход исторических событий (процессов). (Систематизируя знания по тому или иному вопросу, студент вначале должен выделит основные этапы в развитии исторических событий (процессов), а затем описать и объяснить их).
6. Значение. (Показывая значения тех или иных исторических событий (процессов), надо показать их историческую роль, дать оценку, выявить последствия).
В ходе семинарских занятий следует уделять большое внимание усвоению студентами базовых понятий учебного курса. При этом надо ориентировать студента не на «заучивание» того или иного определения понятия, а на необходимость его самостоятельного конструирования. С этой целью студент должен овладеть определенным алгоритмом конструирования содержания базовых понятий. В процессе этого конструирования студент должен вначале показать, какую предметную область определяет понятие, а затем охарактеризовать ее черты (признаки, функции и т.п.). Например, государство – это понятие для обозначения основного института политической системы общества, который выполняет функции административного управления, социальной интеграции и мобилизации, защиты национальных интересов и характеризуется наличием следующих признаков: 1) публичная власть; 2) единая территория; 3) подвластное население; 4) правовая система; 5) налоги.
С целью активизации познавательной самостоятельности и развития логики исторического мышления студентам можно предлагать задания по решению разного рода познавательных задач, например, на доказательство и сравнение. При этом студент должен вначале усвоить определенный алгоритм их решения. Так, при решении задач на доказательство можно использовать следующий алгоритм: 1) дать определение того, что надо доказать; 2) выявить, исходя из определения, основные направления поиска доказательства; 3) найти согласно этим направлениям конкретно-исторические факты доказательства. При решении задач на сравнении можно использовать такой алгоритм: 1) дать определение того, что сравнивается; 2) выделить, исходя из определения, параметры сравнения; 3) установить общее и различное между сравниваемыми историческими явлениями.
С целью развития творческой самостоятельности и креативного мышления, связанного с формализацией исторических знаний, студентам может быть предложены задания на составление (заполнение) структурно-логических схем по вопросам семинарских занятий.
Особое место в структуре семинарского занятия имеют учебные доклады студентов. При подготовке докладов студенты должны продемонстрировать все свои знания и умения, связанные с творческой самостоятельностью, и в первую очередь умения читать и понимать учебные и научные тексты, систематизировать и концептуализировать содержащиеся в них исторические знания в соответствии с определенным алгоритмом и планом доклада.
В ходе семинарских занятий студент должен готовиться к успешной сдаче экзамена по курсу «История Отечества», который целесообразно проводить в письменной форме. Экзамен по «Истории Отечества» как продолжение учебно-познавательного процесса является также одной из форм его контроля и методом определения качества знаний, умений и навыков студентов, при чем по всему учебному курсу.
Письменный экзамен, с одной стороны, способствует развитию «западающих» элементов культуры мышления, с другой – расширяет возможности информационно-коммуникативного взаимодействия. Студент получает больше возможностей для целостного изложения и аргументации своего понимания изученного материала. Кроме того, письменная речь наиболее адекватно свидетельствует об умениях логично мыслить, в соответствии с проблемой выстраивать текст.
Для проверки качества полученных знаний и умений на семинарских занятиях можно практиковать проведение 10-15-минутных контрольных работ. Например, дать определение 2-3-х понятий; решить логическую задачу на доказательство или сравнение; ответить на вопрос, каковы были причины того или иного события; заполнить хронологическую таблицу или структурно-логическую схему и т.д.
Семинарские занятия по учебному курсу «История Отечества» могут завершаться тестированием студентов, в том числе и с использованием компьютерных технологий (см. Приложение 2).
Предлагаемый учебно-методический комплекс по курсу «История Отечества» содержит учебно-тематические планы, базовые понятия, логические задания, тематику докладов, методические указания, а также необходимые (кроме базового учебного пособия) материалы для подготовки к семинарским занятиям.
Учебно-методический комплекс подготовлен в рамках проекта «Гуманитаризация высшего образования» преподавателями и сотрудниками кафедры политической истории (зав. проф. Г.Н. Сердюков) исторического факультета Ростовского государственного университета при участии и по проекту А.В. Лубского, проф. кафедры социологии, политологии и права ИППК при РГУ. Творческий коллектив выражает благодарность доценту кафедры З.А. Монтеро, сотрудникам кафедры Е.Б. Синько и И.Л. Шишковой за организационное и техническое содействие при подготовке данного учебно-методического комплекса.
А.В. Лубский
Тема 1. Древняя Русь в IX–XIII вв.
1. Образование древнерусского государства.
2. Политическая дезинтеграция древнерусского государства.
Понятия:
Государство, традиционное общество, общество «азиатского» типа, дань, политическая дезинтеграция, вотчина.
Логические задания:
1. Доказать, что в первой половине ХI в. на Руси существовало государство.
2. Сравнить древнерусское традиционное общество с восточным обществом «азиатского» типа.
3. Заполнить хронологическую таблицу «Древняя Русь в IX–XIII вв.»
Дата | Событие | Содержание |
882 г. | ||
988 г. | ||
1097 г. | ||
1237-1240 гг. | ||
1240 г. | ||
1242 г. |
4. Заполнить структурно-логическую таблицу «Альтернативы общественного развития в Древней Руси XII – первой половине XIII в.»
Регион | Особенности | ||
Экономическая сфера жизни | Политическая сфера жизни | Геополитическое положение | |
Южная Русь | |||
Юго-Западная Русь | |||
Северо-Западная Русь | |||
Северо-Восточная Русь |
Литература:
1. Отечественная история: Элементарный курс: Учебное пособие / Под ред. И.М. Узнародова, Я.А. Перехова. – М.:Гардарики, 2002. С. 23-33, 42-49.
2. История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын – Ростов н/Д: Феникс, 2001. С. 83-94, 99-107, 117-134.
Доклады:
1. Происхождение и значение слова «Русь».
Литература:
Культурология в вопросах и ответах / Отв. ред. Г.В. Драч – М.: Гардарики. 1999. С.282-286.
История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев – Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 22–24.
2. Особенности Древнерусской цивилизации.
Литература: Древняя Русь и Московское государство. У истоков Российской цивилизации. Учебное пособие / Отв. ред. А.В. Лубский – Ростов н/Д: Логос. 1998. С.37-38, 47-50.
Методические указания
При подготовке к семинарскому занятию по данной теме вначале следует обратить внимание на те тенденции общественного развития, которые имели место в Западной Европе и Древней Руси в IX-XIII вв.
После падения Западной Римской империи на ее территории в V-VII вв. образовался ряд варварских государств, наиболее крупным из которых в начале IX в. стала империя Карла Великого, короля франков. Эта империя просуществовала недолго. Внуки Карла Великого в середине IX в. произвели ее раздел, который положил начало возникновению в будущем таких крупных европейских государств, как Франция, Германия и Италия.
В IX-XIII вв. в Западной Европе происходили важные экономические, социальные и политические изменения. С одной стороны, осуществлялось масштабное сельскохозяйственное освоение западноевропейского субконтинента, которое сопровождалось утратой крестьянскими общинами собственности на землю и переходом ее в частное владение. В результате в Западной Европе утвердились отношения, которые позже получили наименование «феодальных», основу которых составляла собственность сеньоров на землю вместе с проживающими на ней крестьянами. С другой стороны, в это время началось ускоренное отделение ремесленного производства и торговли от сельского хозяйства. Это привело к быстрому развитию городов, которые стали выступать не столько в качестве государственно-административных, военных или культурно-религиозных центров, сколько в качестве центров ремесленного производства и товарного обмена. Развитие городов, возникновение органов городского самоуправления – все это привело к такому явлению, которое получило название «коммунальных революций», сопровождавшихся борьбой горожан с сеньорами.
Западноевропейское общество стало носить сословный характер. В нем сформировались привилегированные сословия – дворянство, рыцарство («воюющее за всех») и духовенство («молящееся за всех») и непривилегированные сословия – крестьянство («работающее за всех») и бюргерство («горожане»).
Концентрация экономической и политической власти в руках крупных сеньоров предопределила существование в Западной Европе в X-XII в. эпохи феодальной раздробленности, при которой королевская власть сохраняла за собой чисто символическое значение. В XII-XIII вв. начался процесс создания национальных централизованных государств и формирования такой формы правления, как сословно-представительная монархия.
В середине ХI в. разногласия между двумя христианскими центрами – Римом и Константинополем – привели к тому, что в 1054 г. произошло разделение христианской церкви на православие и католицизм. Западная Европа стала формироваться в качестве единого католического мира. Католическая церковь как социальный институт сыграла особую роль в интеграции Западной Европы, являясь источником формирования в ней единого нормативно-ценностного пространства.
В это время стало меняться геополитическое положение Западной Европы. В VIII в. Западная Европа подверглась вторжению арабов, которые овладели значительной частью Пиренейского полуострова, закрепились на островах западного Средиземноморья и в южных областях современных Франции и Италии. В конце IX в. на Дунае появились кочевые орды венгров (мадьяр), которые, уничтожив Великоморавское (западнославянское) государство, на протяжении всего X в. неоднократно опустошали европейские страны от Византии до Испании. В IХ–XI вв. североатлантическое, а затем и средиземноморское побережья Западной Европы постоянно подвергались нападениям «морских кочевников» – скандинавских викингов, или норманов («северных людей»). В конце XI в. усиливается экспансионизм самой западноевропейской (католической) цивилизации. В 1095 г. по призыву папы римского Урбана II началась почти двухвековая эпопея крестовых походов в страны Ближнего Востока, которые осуществлялись под религиозным предлогом необходимости освобождения святых мест христианства из-под власти иноверцев-мусульман.
В Восточной Европе в IX в. возникает «Русская земля» и образуется Древнерусское государство (Киевская Русь). В 988 г. Русь принимает христианство, превращаясь в религиозном плане в «дочернюю зону» Византийской цивилизации. Киевская Русь была достаточно аморфным государственным образованием с монархической формой правления. Во главе государства стоял Великий киевский князь, который правил вместе со старшей дружиной. Большую роль в политической жизни Древней Руси играли народные собрания в городах, а также церковь, которая долгое время носила автономный по отношению к государству характер.
В IX-XIII вв. основной сферой хозяйственной деятельности в Древней Руси было земледелие, которое носило в лесной зоне подсечный, а в поймах рек – пашенный характер. Большое развитие получили города как центры ремесла и торговли. Наиболее крупные из них являлись административными центрами местной княжеской власти. В X-XI вв. доминировала государственная собственность на землю, которая позволяла киевским князьям взимать дань с подвластного населения. Во второй половине XI в. в различных русских землях возникает частное землевладение – княжеские, боярские и монастырские вотчины. Появление вотчин как наследственной формы землевладения в различных регионах Руси привело в условиях господства натурального хозяйства к политической дезинтеграции Древнерусского государства. В результате сформировались четыре крупных региона: Южная Русь, Юго-Западная Русь, Северо-Западная Русь и Северо-Восточная Русь, различавшиеся между собой спецификой хозяйственной, социальной, политической и культурной жизни и представлявшие собой возможности альтернативного развития Древней Руси.
В X-XIII вв. изменилось геополитическое положение Древнерусского государства. В Х в. был разгромлен Хазарский каганат, которому долгое время некоторые русские земли платили дань. Были нормализованы отношения с Византийской империей, установлены дипломатические и династические связи с некоторыми странами Западной Европы. Особыми были отношения Киевской Руси со Степью, где господствующее положение вплоть до татарского нашествия в XIII в. занимали кипчаки (половцы). Отношения между Русью и Степью постоянно менялись: вооруженные столкновения сменялись мирными годами, политические ссоры – династическим браками. В начале XIII в. возникли две серьезные геополитические угрозы Руси: на западе начались направляемые папской курией крестовые походы Ордена, на востоке появились татары.
При подготовке к первому вопросу семинарского занятия «Образование древнерусского государства» надо прочитать соответствующие страницы учебных пособий (Отечественная история: Элементарный курс. М., 2002. С. 23-33; История России в вопросах и ответах. Ростов н/Д., 2001. С. 117-126)., а затем выдержки из работ, помещенные в данной книге (№ 1-7). Изучая эту литературу, надо в текстах выделить те фрагменты, которые помогут самостоятельно составить ответ на вопрос «Образование древнерусского государства» по схеме: 1) время образования Древнерусского государства; 2) историография вопроса; 3) теория вопроса (что такое государство, теории происхождения государства, норманская и антинорманская теории); 4) причины образования Древнерусского государства; 5) процесс образования Древнерусского государства (возникновение публичной власти, формирование единой территории, подвластного населения, правовой системы, государственного суверенитета); 6) значение образования Древнерусского государства.
В 882 г. произошло объединение политических центров – Новгорода и Киева, возникла единая «публичная власть» во главе с Великим князем киевским.
В современной исторической науке отказались от марксистского представления о государстве как «аппарате насилия одного класса над другим». В настоящее время государство рассматривают как основной институт политической системы общества, который выполняет функции административного управления, социальной интеграции и мобилизации, защиты национальных интересов и характеризуется наличием следующих признаков: 1) публичная власть; 2) единая территория; 3) подвластное население; 4) правовая система; 5) налоги.
Выделяют три пути образования ранних государства. Один из них – это завоевание одной социальной общностью территории другой и создание соответствующего административного аппарата управления и подавления. Другой путь (иногда его называют восточным) – трансформация «вождеств», потестарной власти в государственную. Третий путь образования государства (его часто называют западным) связывают с имущественным расслоением общин и возникновением частной собственности на землю и формированием больших социальных групп, или классов. Образование Древнерусского государства шло по второму пути.
Чтобы выявить причины образования Древнерусского государства, надо рассмотреть основные тенденции экономического, социального и политического развития восточных славя и соседних этнических общностей накануне, то есть в середине IX в. При этом следует обратить внимание на то, что основной сферой хозяйственной деятельности восточных славян в это время было земледелие, основу которого составляла общинная собственность на землю. Восточные славяне жили соседскими общинами, кровнородственные связи в которых уже уступили место территориальным. Общины объединялись в роды, а последние – в племена. Существовали такие союзы племен, как поляне, древляне, словене и др. Основной формой правления у них являлась «военная демократия» – потестарная политическая власть догосударственного характера во главе с военным вождем. По своим религиозным воззрениям восточные славяне были язычниками.
При выяснении причин образования Древнерусского государства надо разобраться в содержании споров между норманистами и антинорманистами и уяснить, какова была роль варягов в этом образовании (№ 1).
Следует обратить внимание на то, что процесс образования Древнерусского государства начался во второй половине IX в. (объединение князем Олегом Новгорода и Киева) и завершается в первой половине XI в. (создание «Русской Правды» при Ярославе Мудром). Большую роль в этом процессе сыграло принятие князем Владимиром христианства в 988 г., которое создало единое нормативно-ценностное пространство на территории «Русской земли», а сама «Руськая земля» стала пониматься как земля православная, богоизбранная. При рассмотрении вопроса об образовании Древнерусского государства надо познакомиться с различными точками зрения ученых по поводу этнической принадлежности первых русских князей и, в частности, Рюрика (№ 2,3), постараться понять, почему первые князья древней Руси были иноземцами (№ 5), что означает слово «Русь» (№ 4,6), каков был политический строй Древней Руси (№ 7).
Значение образования Древнерусского государства состояло в том, что это привело в процессе крестьянской и княжеской колонизации к дальнейшему хозяйственному освоению огромной территории, на которой проживали славянские, балтские, финно-угорские, тюркские этнические общности. Стали расти города как центры ремесла, торговли и культуры. Древнерусское государство становится важным субъектом международных отношений.
При подготовке ко второму вопросу семинарского занятия «Политическая дезинтеграция древнерусского государства» надо прочитать соответствующие страницы учебных пособий (Отечественная история: Элементарный курс. М., 2002. С. 42-49; История России в вопросах и ответах. Ростов н/Д., 2001. С. 83-94)., а затем выдержки из работ, помещенные в данной книге (№ 8-11). Изучая эту литературу, надо в текстах выделить те фрагменты, которые помогут самостоятельно составить ответ на вопрос «Политическая дезинтеграция древнерусского государства» по схеме: 1) время политической дезинтеграции; 2) историография вопроса; 3) теория вопроса (что такое политическая дезинтеграция, политическая раздробленность; 4) причины политической дезинтеграции древнерусского государства; 5) процесс политическая дезинтеграция и регионализация Русской земли; 6) значение политической дезинтеграции древнерусского государства.
Симптомы политической дезинтеграции древнерусского государства появились уже во второй половине XI в., однако половецкая опасность заставила русских князей поддерживать военно-политическое единство Русской земли, основанное на договорных отношениях. Процесс политической дезинтеграции древнерусского государства развернулся во второй четверти XII в. после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха.