III Синтаксические средства (стилистические фигуры)
1. Инверсия— изменение нейтрального порядка слов в целях усиления вы-
разительности, введение дополнительных оттенков смысла:
- Вывели лошадей. Не понравились они мне.
- Зимы ждала природа.
2. Эллипсис - пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого, в стилистических целях:
- Тёркин мой - к огню поближе (Твард.),
- Я за свечку, свечка — в печку (Чук.).
3. Умолчание— незаконченное высказывание, используется для выражения напряженной, взволнованной речи:
- Я страдал... Я хотел ответа... Не дождался... Уехал... (Ее).
4. Вопросительное предложение- синтаксическая организация речи для смыслового и эмоционального выделения центров, создаёт манеру беседы:
- Что же такое эта сигнализация?
- Как выйти из кризиса?
5. Риторический вопрос— вопрос, в котором содержится утверждение:
- Кто же не радовался солнечному лучу?
- Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? (Ее).
6. Риторическое обращение- выделение важных смысловых позиций, идей:
- Не шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несётся песня к милой до порога (Ее).
- Голова ты моя удалая, до чего ж ты меня довела! (Ее).
7. Риторическое восклицание- для демонстрации высшей точки концентрации чувств:
- О времена, о нравы! (Цицерон).
- Да здравствует Солнце, да скроется тьма! (П.).
8. Период- синтаксическая структура, в которой 1-ая часть - эпическое
повествование, 2-ая - вывод:
- Если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть,
долг, нравственность, правда и красота, если хоть в малой степени есть,- то не заслуга ли это в первую очередь великой литературы? (Каз.).
9. Параллелизмы- сходное расположение элементов, однотипное построение:
- Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел.
- Книга - хранилище знаний. Книга - вместилище всего великого опыта человечества. Книга — неистощимый источник эстетических раздумий.
10. Градация- «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления:
-Не жалею, не зову, не плачу,...
-Звериный, чужой, неприглядный мир.
11.Антитеза- стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий:
- Глупый осудит, а умный рассудит.
- Как медлит время, когда мы спешим, и как оно спешит, когда
мы медлим.
12. Анафора- повтор, повторение начальных слов:
- Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём (Л.)
- Не та стала Россия, не та Москва, не те стали мы с вами. (Леонов).
13. Эпифора- повтор, повторение конечных слов:
- Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник? (Г.).
14. Композиционный стык- повтор слова в середине фразы или на стыке двух предложений:
- О весна без конца и без края, без конца и без края мечта.
(Бл.).
15. Присоединительные конструкции, парцелляция- разделение предложения на части; является средством экспрессии, создания новых смыслов:
- Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали
его ждать.
- Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила.
Требовала простора.
- На дворе осень. Поздняя (Аст.).
16. Именительный представления— изолированный номинатив, называет тему повествования, призван вызвать интерес к предмету высказывания, усиливает его звучание:
- Долгожители. Думаешь о них, и в памяти возникают Мафусаилы нашего времени...
17. Разговорные синтаксические конструкции— особая организация речи,
которая создаёт экспрессию, так как отражает особенности разговорного стиля:
- С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе (Пан.).
- А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду (Непомн.).
18. Вопросно-ответные конструкции- неполные предложения, образующие диалогическое единство; из разговорной речи проникают в художественную и публицистическую речь:
- Какие новости?- спросил офицер.
- Хорошие!
19. Односоставные предложения, неполные предложения, ряды однородных членов, вводные структуры и др.- могут быть средством выразительности:
- Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя (Ее).
- Фёкла, за доктором! (М.Г.).
- За всё я отвечаю в этом мире - за вздохи, слёзы, горе и потери
(Март.).
- К нашему счастью, взошло наконец прекрасное солнце
(Пришв.).
Функции языковых средств выразительности
1. Экспрессивная функция:
- эмоциональность — отражение личностного взгляда человека на мир, выражение оценки, чувства;
- наглядность - способствует наглядному отражению картины внешнего мира, внутреннего мира человека;
- оригинальное отражение действительности - показ предметов и явлений с новой, неожиданной стороны;
- отражение внутреннего состояния пишущего;
- привлекательность речи, эстетичность.
2. Стилистическая функциязаключается в том, что языковые средства придают тексту определённую стилистическую окраску: книжную, разговорную; помогают создать комический эффект.
3. Смысловая функция:языковые средства несут дополнительную смысловую нагрузку, т.е. происходит приращение смысла.
4. Текстообразующая функция:языковые средства выразительности создают ткань текста, участвуют в построении текста.