III Синтаксические средства (стилистические фигуры)

1. Инверсия— изменение нейтрального порядка слов в целях усиления вы-

разительности, введение дополнительных оттенков смысла:

- Вывели лошадей. Не понравились они мне.

- Зимы ждала природа.

2. Эллипсис - пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого, в стилистических целях:

- Тёркин мой - к огню поближе (Твард.),

- Я за свечку, свечка — в печку (Чук.).

3. Умолчание— незаконченное высказывание, используется для выражения напряженной, взволнованной речи:

- Я страдал... Я хотел ответа... Не дождался... Уехал... (Ее).

4. Вопросительное предложение- синтаксическая организация речи для смыслового и эмоционального выделения центров, создаёт ма­неру беседы:

- Что же такое эта сигнализация?

- Как выйти из кризиса?

5. Риторический вопрос— вопрос, в котором содержится утверждение:

- Кто же не радовался солнечному лучу?

- Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? (Ее).

6. Риторическое обращение- выделение важных смысловых позиций, идей:

- Не шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несётся песня к ми­лой до порога (Ее).

- Голова ты моя удалая, до чего ж ты меня довела! (Ее).

7. Риторическое восклицание- для демонстрации высшей точки концентрации чувств:

- О времена, о нравы! (Цицерон).

- Да здравствует Солнце, да скроется тьма! (П.).

8. Период- синтаксическая структура, в которой 1-ая часть - эпическое

повествование, 2-ая - вывод:

- Если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть,
долг, нравственность, правда и красота, если хоть в малой степени есть,- то не заслуга ли это в первую очередь великой литературы? (Каз.).

9. Параллелизмы- сходное расположение элементов, однотипное построение:

- Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел.

- Книга - хранилище знаний. Книга - вместилище всего великого опыта человечества. Книга — неистощимый источник эстетических раздумий.

10. Градация- «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления:

-Не жалею, не зову, не плачу,...

-Звериный, чужой, неприглядный мир.

11.Антитеза- стилистическая фигура контраста, сопоставление, противо­поставление противоположных понятий:

- Глупый осудит, а умный рассудит.

- Как медлит время, когда мы спешим, и как оно спешит, когда
мы медлим.

12. Анафора- повтор, повторение начальных слов:

- Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём (Л.)

- Не та стала Россия, не та Москва, не те стали мы с вами. (Ле­онов).

13. Эпифора- повтор, повторение конечных слов:

- Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник? (Г.).

14. Композиционный стык- повтор слова в середине фразы или на стыке двух предложений:

- О весна без конца и без края, без конца и без края мечта.
(Бл.).

15. Присоединительные конструкции, парцелляция- разделение предложения на части; является средством экспрессии, создания новых смыслов:

- Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали
его ждать.

- Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила.
Требовала простора.

- На дворе осень. Поздняя (Аст.).

16. Именительный представления— изолированный номинатив, называет тему повествования, призван вызвать интерес к предмету вы­сказывания, усиливает его звучание:

- Долгожители. Думаешь о них, и в памяти возникают Мафу­саилы нашего времени...

17. Разговорные синтаксические конструкции— особая организация речи,

которая создаёт экспрессию, так как отражает особенности разговорного стиля:

- С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе (Пан.).

- А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла высто­ять Ленинграду (Непомн.).

18. Вопросно-ответные конструкции- неполные предложения, образующие диалогическое единство; из разговорной речи проникают в художественную и публицистическую речь:

- Какие новости?- спросил офицер.

- Хорошие!

19. Односоставные предложения, неполные предложения, ряды одно­родных членов, вводные структуры и др.- могут быть средством выразительности:

- Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя (Ее).

- Фёкла, за доктором! (М.Г.).

- За всё я отвечаю в этом мире - за вздохи, слёзы, горе и потери
(Март.).

- К нашему счастью, взошло наконец прекрасное солнце
(Пришв.).

Функции языковых средств выразительности

1. Экспрессивная функция:

- эмоциональность — отражение личностного взгляда человека на мир, выражение оценки, чувства;

- наглядность - способствует наглядному отражению картины внешнего мира, внутреннего мира человека;

- оригинальное отражение действительности - показ предметов и яв­лений с новой, неожиданной стороны;

- отражение внутреннего состояния пишущего;

- привлекательность речи, эстетичность.

2. Стилистическая функциязаключается в том, что языковые средства при­дают тексту определённую стилистическую окраску: книжную, разговорную; помогают создать комический эффект.

3. Смысловая функция:языковые средства несут дополнительную смысловую нагрузку, т.е. происходит приращение смысла.

4. Текстообразующая функция:языковые средства выразительности соз­дают ткань текста, участвуют в построении текста.

Наши рекомендации