Политические учения цицерона

Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.) – знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах "О государстве" и "О законах". В области государства и права размышления Цицерона (10643 до н. э.) находятся под влиянием Платона, Полибия и греческих стоиков. Впервые в истории политической мысли Цицерон дает определение, что такое народ - соединение многих людей, связанных между собой сословием в вопросах права и общностью интересов, но это не любое соединение людей. Государство - это выражение не только общего интереса всех его свободных членов, но также и согласованное правовое общение этих членов (общий правопорядок). Цицерон впервые подошел к мысли о юридизации понятия государства. Основную причину происхождения государства Цицерон видит не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врожденной потребности жить вместе. Причиной образования государства является охрана собственности.

Много внимания в творчестве Цицерона уделяется восхвалению добродетели истинного государственного деятеля. Государь, не владеющий основами права, не может быть справедливым, впервые заявлено Цицероном.

Цицерон обращался и к проблеме идеального гражданина. Обязанности идеального гражданина обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин должен трудиться для общего блага.

Говоря о развитии права и формулируя важный правовой принцип законности, Цицерон пишет: «Под действие закона должны подпадать все». Итог размышлений Цицерона:

1) общины возникают от природы, следовательно, государство возникает от природы;

2) власть вручается мудрецам, способным приблизиться к постижению мира, божественного разума;

3) государство - охрана имущества граждан;

4) законы должны соответствовать общественному порядку;

5) частной собственности не бывает от природы, она возникает на основании давнего завладения, победы в войне, закона или соглашения.

Идеал государственного устройства, по Цицерону, - сенатская республика со смешанной формой правления. Он разделяет три формы правления:

1) царская власть - монархия;

2) власть оптиматов - аристократия;

3) власть народа - демократия.

Заслуга Цицерона в том, что он первый в римском государстве провел разделение между естественным правом (правом народов) и правом римских граждан. Естественное право распространяется как на людей, так и на животных. К нему он относил семью, брак, воспитание детей. Согласно естественному праву все рождаются свободными. Право граждан (цивильное) регулирует отношения между свободными римлянами.

6. Мировая политика - это совокупность действий субъектов (акторов) политики — государств, межгосударственных объединений и международных организаций по реализации своих и общих интересов.

Главный субъект мировой политики - государство. Его курс на международной арене определяется прежде всего национальным интересом, который представляет собой осознание и отражение коренных потребностей общества в деятельности государственных лидеров. К сфере национальных интересов относятся: социальный, политический, духовный, экономический, военный и научно-технический потенциал государства; его безопасность, суверенитет и территориальная целостность.

Важнейший фактор внешней политики государств - их национальная мощь, традиционно отражающая такие компоненты, как территория государства, его природные ресурсы и численность населения, экономический и военный потенциал. Современное понимание национальной мощи включает также способность экономики к технологическим нововведениям и качество человеческого фактора. Субъекты мировой политики в своей совокупности образуют систему международных, отношений, представляющую собой целостное единство подсистем и элементов.

Подсистемы бывают локальными, региональными и глобальными.

Локальные подсистемы — это взаимоотношения каждого государства с определенным количеством других государств (дипломатические, культурные, торговые и пр.). Региональные подсистемы - межгосударственные объединения: ЕС (Европейский Союз), ОАЕ (Организация Африканского Единства), ОАГ (Организация Американских Государств) и др. Глобальные подсистемы - Организация Объединенных Наций, международные финансовые структуры (например, Международный Банк Реконструкции и Развития, Международный Валютный Фонд), транснациональные корпорации и пр.

Под элементами системы международных отношений понимаются факторы общественного развития, влияющие на эти отношения (внешнеполитические акции государств и поступки политических лидеров, различные действия других субъектов мировой политики).

9.тенденции развития межд.отношений. Среди положительных тенденций развития современ­ных международных отношений можно назвать следу­ющие. 1. Процесс деидеологизации международных отноше­ний. С распадом двухполярной мировой системы, пре­кратилось и идеологическое противостояние, разделяв­шее государ­ства на два лагеря. Идеологические противоречия в настоящий период уже не носят, как прежде, антагонистического характера, а международные отношения постепенно освобождают­ся от давления старых идеологий. Однако на современном этапе нельзя говорить о победе политического идеализма, поскольку политические события последних лет (в Чечне, Юго­славии, Ираке) делают эти идеи, по сути, декларатив­ными.

2. Переход от конфронтации к партнерству и сотрудничеству. На основе процесса деидеологизации международ­ных отношений народы и правительства понимают целесообразность и взаимную выгодность сотрудничества государств в различных областях, торговли эко­номической взаимопомощи, развития культурных отно­шений, научных обменов и т.д. 3. Формирование международной системы вза­имного сдерживания, что позволит рассредоточить силы и влияние в мировой политике. Интеграция европейских стран является примером формирова­ния одного из центров системы сдерживания против глобальных диктаторских планов США. Другими центрами могут стать объединения стран Южной Азии, России, Китая. 4. Демократиза­ция и гуманизация мировой политики. Мировое сообщество пришло к пониманию того, что меж­дународные отношения должны приобрести «человечес­кое измерение», они должны оцениваться с позиции общечеловеческих приоритетов, права каждого человека на жизнь, свободу и нормаль­ные условия существования. 5. Расширение сферы международных отношений. В сфере современных международных отношений находятся разнообразные отношения: от экономических, по­литических и дипломатических до творческих контак­тов специалистов и повседневного общения через Интер­нет, участниками которых являются государственные чиновники, политические партии, общественные движения, цер­ковные, культурные, спортивные и другие орга­низации. 6. Осозна­ние общих для всего человечества глобальных про­блем. Беды, которые человече­ство принесло себе само, глобальные катаклизмы природного характера дали землянам почувствовать общность своей судьбы, тесную связь друг с другом, зависимость друг от друга. Люди стали понимать, что другой Земли, кроме этой, у них нет. Это способствует формированию еди­ного мирового сообщества или такой мировой системы, в которой все человечество будет выступать в качестве единого целого. 7. Процесс глобализации и тенденция к единообразию. Идеологи современного глобального общества счита­ют, что разделение народов на государства сейчас носит условный характер, так как наблюдается некая универсальность в образе жизни людей, определяемая формированием единого информационного, образовательного, культурного про­странства. Сегодня можно говорить лишь о географи­ческой отдаленности различных стран и континентов. В социальном, политическом и экономическом смысле планета представляет собой единое, хотя и многообраз­ное пространство. Сформировалось единое мировое сообщество, отли­чающееся особенностями и многообразием обще­ственной, экономической и политической жизни отдель­ных стран и народов.

7.методы политического исследования. Средством построения теоретических моделей является метод (греч. methodos - путь, прослеживание, исследование) — совокупность средств взаимодействия познающего субъекта с объектом исследования для достижения поставленной цели.Как правило, метод включает:

- принципы, выражающие то или иное понимание политики;

- приемы, техники и процедуры познания, применение которых зависит от имеющихся у исследователя знаний, характера изучаемых явлений, задач, условий текущего исследования.

1. Эмпирико-социологический метод обеспечивает сбор и обработку данных о тех или иных сторонах политической жизни. Его разновидностями являются опросы, анкетирование, контент-анализ (анализ содержания документов) и др. Данный метод предполагает формализацию сведений о политике и нахождение определенных тенденций и корреляций между ними.

2. Диалектический метод состоит том, чтобы рассматривать явления и процессы в их взаимообусловленности и взаиморазвитии.

3. Сравнительный (компаративный) метод предполагает сопоставление политических явлений и процессов, имеющих однотипные параметры. Это один из наиболее старых методов, которым пользовались еще философы Античности.

4. Системный метод позволяет рассмотреть общество как относительно целостный и стабильный комплекс взаимосвязанных элементов. Политическая сфера представлена в нем как одна из подсистем общества. Развитие данного подхода в политологии связано с именами Д. Истона, Г. Алмонда, Т. Парсонса, К. Дойча и др.

5. Исторический метод предполагает изучение политических явлений с точки зрения их связи с прошлым.

6. Бихевиоральный метод (от англ. behaviour — поведение) состоит в анализе политического поведения индивида или группы как в рамках определенной организации, так и вне ее.

7. Метод принятия решений состоит в проведении группой экспертов разностороннего анализа заданной проблемы и выработке оптимального варианта ее решения.

8. Ситуативный метод (англ. case study) означает анализ конкретной политической ситуации во всем многообразии ее характеристик.

9. Институциональный метод состоит в изучении политических процессов и явлений, которые осуществляются в рамках определенных организаций. Главным образом, здесь рассматриваются государственные организации и учреждения, а также политические и правовые нормы.

10. Деятельностный метод предполагает описание и объяснение осознанных действий людей, направленных на достижение политических целей.

8.идеи аристотеля. разработку идеологии полисной землевладельческой знати продолжил великий древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире (отсюда второе имя философа, упоминаемое в литературе, - Стагирит). Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в платоновскую Академию, где сначала учился, а потом преподавал многие годы.

После смерти учителя Аристотель странствовал по городам Малой Азии. Затем около трех лет он провел в Македонии, исполняя обязанности воспитателя наследника царского престола - будущего знаменитого полководца Александра Македонского. По возвращении в Афины он открыл собственную философскую школу - Ликей. Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах “Политика” и “Никомахова этика”. К ним примыкает сочинение “Афинская полития”, содержащее исторический очерк развития государственного устройства Афин. Политические вопросы рассматриваются Аристотелем (384322 до н. э.) в книге «Политика и афинская полития». Аристотель утверждал, что бытию человеческого общества присуще неравенство. Институт рабства не нами придуман и не нами должен быть разрушен.

Все люди различны от природы. Государственными делами должны заниматься свободные люди, которые имеют досуг.

Аристотель не признавал теологическую теорию государства, оно появилось само. Он выступал защитником частной собственности. Ему принадлежит тезис: «Частная собственность, и только она способна сплачивать народ». В отличие от Платона Аристотель приходит к выводу, что государство нужно разделить на три сословия: очень богатые люди, очень бедные люди, средние люди. Счастье в государстве может быть достигнуто только тогда, когда полное предпочтение будет отдано среднему классу. Выходцев из среднего класса нужно допустить до государственного правления. Средний класс - это прежде всего рабовладельцы. Он называет их земледельческим демосом. Чем многочисленнее средний слой, тем стабильнее государство и правление.

Аристотель задумывается о том, как найти вариант наилучшего политического строя, что взять за критерий. Он разработал классификацию государств по их форме. Критериями для разграничения ему послужили:

1) количество властвующих в государстве;

2) осуществляемая государством цель.

По первом признаку Аристотель различает правление одного, правление немногих и правление большинства. По второму признаку он делит все государственные устройства на: правильные - устройство, где общее благо достигнуто; неправильные ~ где преследуются частные интересы. К основным правильным формам государства

Аристотель относит: монархию, аристократию, политию. К основным неправильным формам: тиранию, олигархию, демократию. Аристотель был склонен к политии. Она позволяет проявить себя среднему классу.

Аристотель разрабатывает понятие полноправных граждан - это абсолютно справедливые мужи. Это те лица, которые допущены к важной законосовещательной и жреческой функциям. К негражданам следует относить земледельцев и ремесленников, так как они лишены досуга, а он нужен для возникновения добродетели и для занятия государственными делами. Устройство государства:

1) личность;

2) семья;

3) община;

4) государство (оно должно стоять на первом месте).

11.классификация международных отношений. Международные отношения – это отношения между государственными и негосударственными организациями, партиями, компаниями и частными лицами различных государств. Классификация МО:

По сферам общественной жизни: экономические, политические, военно-стратегические, культурные, идеологические.

В зависимости от участников: межгосударственные, межпартийные, религиозные, между транснациональными корпорациями. По своему характеру международные отношения подразделяются на:

1) политические;

2) экономические;

3) научно-технические;

4) идеологические;

5) культурные;

6) военные.

Среди этих отношений на первом месте, несомненно, стоят международные политические отношения. Политические отношения определяются в принципе тем, что это отношения государств. Любая проблематика межгосударственных отношений, ставшая предметом государственной политики, в том числе и внешней, пройдя сквозь механизм и процесс разработки и осуществления этой политики, приобретает политический характер, воплощается в межгосударственных политических отношениях. Экономические, научно-технические, идеологические, культурные и военные отношения воздействуют на политические отношения, преломляясь через внешнюю политику, через процесс формирования и реализации внешней политики государств. После второй мировой войны возникли различные военно-политические союзы: НАТО, ОВД, СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС и некоторые другие. Все межправительственные организации подразделяются на организации системы ООН и региональные организации. Международные региональные организации могут действовать только в соответствии с принципами Устава ООН, и призваны решать вопросы сотрудничества и безопасности государств определенного региона.

12.современные концепции межд.отношений. Междуна­родные отношения представляют собой пространство, в котором протекают процессы мировой политики. Мировая политика и международные отношения взаимозависят. Анализ мировой политики и международ­ных отношений проводится в рамках геополитики и политической глобалистики. Международные отношения возникли вместе с появлением государств. Проблемы отношений между государствами рассматривались многими учеными, поскольку они име­ют такую же давнюю историю, как и сами государства, с появлением которых связано и появление междуна­родных отношений. Основным вопросом был и остается вопрос войны и мира. Главным источни­ком политических конфликтов является борьба за власть, за влияние в мировом политическом и экономическом пространстве. Интересы, которые преследуют при этом государства носят иден­тичный характер: борьба за рас­пределение и перераспределение ресурсов, являющихся источниками богатства, власти, авторитета. Вопрос войны и мира, сущности политических и меж­государственных конфликтов рассматривался по-разно­му представителями разных эпох, государств и направ­лений. Н. Макиавелли и Т. Гоббс считали межгосударственные конфликты и войны естественным и неизбежным следствием природы человека и неотъем­лемой составляющей любой внешней политики. Поэтому войны предот­вратить нельзя, надо стремиться наращивать силу государства, чтобы всегда побеждать. Альтернативный подход предложили Г. Гроций, И. Бентам, И. Кант и др. Они считали, что мир предпочтительнее войны и впол­не возможен. Кант отстаивал возможность вечного мира. Примирение враждующих сторон и предотвраще­ние потенциальных конфликтов, согласно либеральной концепции, явится результатом применения моральных регуляторов в политических отношениях. Особые надеж­ды ими возлагались на создание и деятельность международ­ных организаций, а в дальнейшем — будущего «мирово­го правительства». Эти две исходные концепции отно­шений между государствами в различных вариациях существуют и в настоящее время, став основой разнооб­разных внешнеполитических доктрин. Указанные подходы к природе международных от­ношений в современной политической науке сформиро­вали две полярные точки зрения на природу и сущность войн и межгосударственных конфликтов: политиче­ского идеализма и политического реализма.

13.политическая мысль древней индии и китая.Индия. Под заметным влиянием мифологии и религиозных представлений развивалась политико-правовая мысль древней индии. С этим связанно доминирующее положение, которое на протяжении многих веков занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни древнего общества. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древне-индийских памятников 2 тыс. до н.э. и именуются ведами, в переводи с санскритского – знания. В ведах говорится о делении общества на 4 сословия, которое созданы богами. Согласно такой мифологической концепции определяет конституцию (строение) общества, место и роль различных сословий (Варн), а так же права и обязанности. Вараны были свободными, поскольку рабы находились вне сословий, но были не равноправны: брахманы и жрецы, кшатрии и войны были господствующими, а 2 остальные вайшьи, включавшие крестьян, ремесленников и торговцев и шудры (свободные низы). Брахманизм получает дальнейшее развитие и конкретизацию в другом памятнике – упанишада 9-6 вв до н.э. Все Варны и их члены должны были следовать божественному представлению о законе, долге, обычае. Идеология брахманизма пронизана многочисленными правовыми сборниками, которые составлялись различными правовыми сборниками.

Примерно ко 2 в до н.э. доносится письменное оформление на основе древних учений правового памятника – законов Ману. В них воспроизводятся и защищаются соответствующие положения вед и других памятников, а деления общества на Варны, их неравенстве и т.д. Особое обоснование придаётся руководящему положению брахманов, их прав. Царь должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них знаниям вед и изначальному искусству управления. Главное назначение царя быть охранителем Варн и всех, кто следует этому учени Брахманизм (по имени бога-создателя – Брахма) – религиозно-философская система, развившаяся из ведийской религии в середине 1-го тыс. до н.э.

Право. Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали в зависимости от того, как он выполняет предписания дхармы. Дхарма- универсальные законы космического характера, комплекс религиозных, нравственных, социальных и правовых обязанностей человека, определяемый его общественным положением, это совокупность установленных правил (первоначально религиозных), соблюдение которых необходимо для подержания миропорядка. Дхарма – прежде всего обязанность, а не права. Эти правила (дхарма) не проводят четкого различия между требованиями религии, морали, права. Дхармы определяли формальные основания для обращения в суд, способы приобретения собственности, условия и последствия применения необходимой обороны и др.

Дхармасутры – древнейшие индийские сборники, в которых изложены правила поведения членов различных каст. Они написаны стихами вперемежку с прозой и представляют собой большей частью короткие, афористические правила, предназначенные для заучивания наизусть.

Дхармашастры - сборники, своды правил, которые составляли сначала брахманы для своих учеников, затем и известные ученые. Со временем они были признаны авторитетными источниками права. Это произведения довольно разнопланового характера, прежде всего, религиозно-моральные трактаты и правовые наставления, учебники, но одновременно и сборники, включающие нормы действующего обычного права. Наиболее известны «Законы Ману» (2 век до н.э.), а точнее «Наставления Ману о дхарме». В них содержится относительно упорядоченная сумма правил, санкционированных государством, рассуждения о браке, правила очищения и приема пищи, искупления и покаяния, о дхарме царей, о суде и т.д.

Государство. В ведах описывались два пути происхождение светской и царской власти: создание правителя богами (или учреждение его власти по воле богов) и избрание правителя людьми (по воле богов). Избирая правителя, подданные не связывают его определенными условиями, они не вправе расторгнуть договор. Господствует патриархальная концепция власти: правитель должен заботься о подданных, но ответственен только перед богом. Цель государства – защита слабых и создание условий для соблюдения дхармы.

Политическим идеалом брахманизма было своеобразное теократическое государство, где царь правит под руководством жрецов, Более того, брахманы претендовали на то, чтобы монархи признавали верховенство религиозного закона над светским. Около 500 г. до нашей эры возникает крупнейшее антибрахманистское учение - буддизм. Буддизм как религия и философское учение зиждется на авторитете Будды, модели его жизненного пути. Буддизм – религия, к которой нельзя принадлежать по рождению (в отличие от брахманизма). Обращение в буддизм – результат осознанного выбора. Государство. Буддизм отвергает теорию божественного происхождения царской власти. Происхождение государства объясняется решением людей избрать правителя после того, как возникли четыре зла: кража, осуждение, ложь и насилие. Собравшись вместе люди, избрали правителя, согласившись отдать ему часть урожая риса. Идея выборов проводится в отличие от брахманского учения без божественного вмешательства или одобрения. Подчеркивается, что государство появилось вместе с конфликтами из-за собственности на землю.

Право. Вопросам права уделяется мало внимания. Но отвергалась идея о боге как первоисточнике закона, восхвалялась дхарма, т.к. она есть управляющая миром природная закономерность, естественный закон, ее надо знать и следовать ей. А восхваление дхармы есть восхваление законности. Буддизм проповедовал равенство между людьми, но не в социальной, а в духовной, религиозной сфере. Он призывал не к изменению общественного строя, а к отрешенности от земных страстей и интересов.Данные источников свидетельствуют, что буддизм был поддержан городским населением, воинами, которые видели в буддизме возможность избавиться от засилья и верховенства брахманов. Буддийские идеи равенства людей, добродетельного правления монарха, культ этики - все это способствовало успеху нового учения и поддержке широкими слоями населения.

Китай. Многовековая история Китая породила многочисленные философские идеи, из них даосизм, конфуцианство, моизм и легизм оказали решающее воздействие на формирование дальневосточного права. И конечно буддизм, который в I веке проникает в Китай и к шестому веку получает широкое распространение. Конфуцианство, буддизм и даосизм, оставаясь самостоятельными учениями, в китайском мировоззрении сливаются в одно целое.

Даосизм – философско-религиозное учение IV-III в. до н.э.

Принципы даосизма изложены в книге «Дао дэ цзин» (Канон пути и благодати), автором которой предположительно является Лао-дзы (в другой транскрипции Лао Цзы). О жизни Лао, древнего мудреца VI века до н.э. известно очень мало: Лао-дзы оставил должность архивариуса при дворе и удалился в далекий край. По просьбе одного чиновника Лао написал эту книгу. Но единого мнения относительно времени создания книги не существует. Датировки колеблются от V в. до н.э. до середины III в. до н.э. Важнейшие категории даосизма – «дао» (путь) и «дэ» (благодать). Дао объявляется источником многообразия мира, матерью всех вещей. Это некий путь, которым должны следовать все - и существа, и предметы. Главным методом достижения естественности является «недеяние», отказ от любой целенаправленной деятельности. Он понимается как призыв: к властям воздержаться от притеснения народа, от установления непомерных налогов и запретительных законов; к народу - быть почтительным к родителям, верным в дружбе и по отношению к князю, честным, искренним и т.д. Принцип «недеяния» означал и проповедь пассивности, отказа от письменности, орудий труда, отлучения народа от знаний («трудно управлять народом, когда у него много знаний»). Идеал даосизма – царство гармонии с уравнительным распределением продуктов, отвергающее все искусственное, в том числе и созданные людьми законы.В начале V в. окончательно формируется вероучение и ритуал даосизма, и он становится государственной религией. Конфуцианство – этико-политическое учение в Китае, заложенное Конфуцием в VI в. до н.э.

Конфуций (551-479 г. до н.э.) жил в царстве Лу. Кун-фуцзы - мудрец, учитель Кун происходил из обедневшего знатного рода. В детстве был очень серьезным, отличался любовью к церемониям, самостоятельно выучился читать. Окончив школу, получил пост мелкого чиновника и со временем стал министром в княжестве Лу. Последние годы жизни Конфуций посвятил созданию своей школы и собиранию книг.

Его мысли изложены в сборнике «Луньюй» (Беседы и высказывания), составленном учениками философа в V в. до н.э.

Государство. Конфуций придерживался патриархально-патерналистской концепции государства. Государство - это большая семья. Мудрый правитель, действующий добрым примером и заботящийся о благе, подобно главе семьи не должен быть стеснен в выборе средств воздействия. Конфуций был сторонником аристократической формы правления, т.к. по его мнению, управлять государством должны благородные мужи во главе с государем, а не народ. Но аристократия – это люди благородные не по происхождению, а по нравственным принципам и поведению.

Право. Конфуций скептически относился к попыткам управления посредством законов, исполнение которых обеспечивалось наказанием. Главное средство воздействия на людей – мораль, ритуалы, а законодательство должно играть лишь вспомогательную роль. Именно ритуалы – стержень воспитательного процесса, процессуальная основа взаимоотношений. В течение многих веков существовали правила, определявшие каждый шаг китайца и регулирующие отношения: «отец-сын», «начальник-подчиненный», «муж – жена», «подданный-правитель» и др. Это и есть своего рода естественное право, освещенное многовековой традицией.

Конфуцианство отрицает принцип недеяния. в противоположность даосизму. Согласно этому учению мир человека не отличается от мира природы. Поэтому человеку необходимо разрабатывать правила и обычаи, сообразуясь с законами природы. Человека возможно убедить поступать определенным образом, воспитывать его. Лишь в крайнем случае правильное поведение достигается с помощью наказания со стороны государства. Конфуцианство получило распространение только через 200 лет после смерти Конфуций, и являлась официальной государственной доктриной в Китае со времен династии Хань до конца империи в 1912 г.

Моизм. Интересы простого народа (земледельцев, ремесленников, торговцев) отразились в учении Мо-цзы (Мо Ди)(479–400 до н.э.) – философ и политический деятель, основатель школы моистов. Возможно, был сановником в царстве Сун.

Не призывая простой народ к борьбе против знати, Мо-цзы выдвинул учение о «всеобщей любви», равной ко всем, любви деятельной, выражающейся в осязательных благодеяниях.

Мо-цзы осуждает роскошь вельмож, излишние траты монарха и его приближенных, требует повышения жизненного и культурного уровня простого народа. Он мечтает о том, чтобы по возможности была сглажена противоположность богатых и бедных, правящих и управляемых.

Он заявляет, что от недостатка взаимной любви проистекают все грабежи, насилия, угнетение слабых сильными, все беспорядки и волнения.

Государство. Критикуя существующий государственный строй, он осуждает расточительность государя, непосильные налоги, нечестность и высокомерие министров. Он объявляет обязанностью монарха заботиться о благосостоянии и счастье народа.

Для обоснований своего взгляда на задачи и объем власти государя Мо-цзы прибегает к договорному учению о происхождении государственной власти. Некогда, заявляет он, люди жили, не имея ни законов, ни правительства, ни признанного вождя, и, так как они держались различных взглядов, между ними постоянно возникали раздоры. Тогда они выбрали мудрого и способного человека и сделали его своим государем, а в помощь ему придали трех советников – министров.

Поступили они так не для того, чтобы сделать вождей знатными и богатыми, а для того, чтобы они служили народу, приумножая его благосостояние. Отсюда Мо-цзы делает вывод о том, что власть государя не может быть неограниченной, что монарх должен прислушиваться к голосу мудрых советников, совещаться с людьми и полагаться на действие естественного закона.

Право. Мо-цзы мечтает о том времени, когда правители будут соблюдать естественный закон – дао, когда будут уничтожены хитрость и нажива. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие и народ без приказания успокоится.

Легизм (по-китайски «фа-цзя» - буквально законники) – философско-политическое учение, противное учениям даосизма и конфуцианства.

Основателем легизма считают Шан Яна (390-338 до н.э.) - Провел ряд важнейших политических и экономических реформ, направленных на абсолютизацию царской власти. За заслуги был пожалован областью Шан.

Мысли его изложены в трактате «Книга правителя области Шан».

Государство. Эти идеи развиваются далее в учении легистов о государстве.

Происхождение государства. Относительно происхождения государства легисты имели свою версию. Конфуций учил, что государство происходит из родового и семейного союза. Легисты отвергали и это, и всякое другое учение о государстве. Они создали такую теорию. "Когда созданы были небо и земля, родились люди. Когда людей стало много, появился беспорядок, Начались войны, раздор, которые нечем урегулировать. Усиливается и взаимное соперничество. Святые люди увидели такое положение дел и установили разграничение земель, богатств. Но нельзя было закрепить это. Поэтому были установлены санкции, но невозможно, чтобы были санкции, и не было администраторов, поэтому созданы чиновники, но раз появились должностные лица, потребовалась централизация власти, создали государя. И управление стало происходить с помощью законов».

Шан Ян считал, что вся полнота власти должна быть сосредоточена в руках верховного правителя, а высшей целью деятельности государя является создание могущественной державы, способной объединить весь Китай.

Право. Основная идея легистов – безусловное главенство юридического закона в жизни общества и государства. Закон, благодаря своей определенности и постоянству, а также способности установить единообразие, должен быть положен в основу управления и обходиться без него, по выражению Шан Яна, так же невозможно, как без циркуля, угольника, без мер. Творцом закона может быть только правитель. Легисты определяют законы, как писаное и опубликованное правило, исполнение которого обеспечивается принудительной властью государства. Чтобы обеспечить знание и уважение законов их нужно публиковать. По мнению легистов необходимо также обеспечить правильное понимание законов народом и должностными людьми.

Однако государственной идеологией легизм так и не стал, в отличие от конфуцианства, которое восприняло некоторые идеи легизма.

14.Понятие политики и ее происхождение. Понятие «политика» многозначно. Немецкий политолог Макс Вебер определял политику как стремление к участию во власти или оказанию влияния на ее распределение.

Политика (от греч. polis — город-государство и его производного politike — государственные, общественные дела) — это деятельность по реализации интересов индивидов, социальных групп и (или) всего общества, связанная с использованием государственной власти.

Политика — это наука и искусство. Как наука политика требует использования и постоянного расширения достоверных и систематизированных знаний о политической власти и всем, что с ней связано. Как искусство политика является сферой творчества и самовыражения людей. Заниматься политикой — значит участвовать в определении и достижении общественно значимых целей в условиях неопределенности. В этом смысле политика — искусство возможного.

В истории выделилось три пути происхождения политики (полито генеза):

1. Военный. Институционализация политической власти происходит за счет возвышения и обособления института военного вождя, его вооруженной дружины и административного аппарата, состоящих из его родни и приближенных.

2. Аристократический. Носителями политической власти становятся представители племенной аристократии, объединяющие в своих руках военные, религиозные и административно-хозяйственные функции.

3. Плутократический (греч. plutokratia, от plutos — богатство и kratos - власть). Сосредоточение власти происходило в руках общественной группы, сумевшей накопить богатство. В современной политической теории имеется множество интерпретаций политики, которые можно разделить на четыре группы:

1. Институциональные, интерпретации рассматривают политику в тесной взаимосвязи с правом и управленческой деятельностью. Политика в них означает деятельность государственных и негосударственных институтов, которые принимают и реализуют общественно значимые решения.

2. В силовых интерпретациях политика предстает в виде борьбы за власть. Такое понимание политики представлено исследовательской традицией, заложенной Н. Макиавелли, которая развивалась в XX в. М. Вебером, В. Парето, Г. Моской, Р. Далем.

3. Структурно-функциональные интерпретации рассматривают политику как саморегулирующуюся подсистему общества, функция которой состоит в выработке и постановке целей развития общества, а также организации их достижения. Объединяя другие подсистемы (экономическую, социальную, культурную), политика обеспечивает их согласованное взаимодействие в рамках целостной социальной системы.

4. Плюралистические интерпретации представляют политику как сложный противоречивый процесс согласования интересов различных субъектов, состоящий в их взаимном приспособлении и поиске компромиссов.

Наши рекомендации