Политические учения аль-Фараби.

Заслуга Фараби состоит в том, что он первым разработал учение об особенностях и структуре общественной жизни, выделил науку о государственном управлении в отдельную научную дисциплину, поднял такие вопросы, как:
- предмет и задачи науки об общественной жизни;
- происхождение и виды общественных объединений;
- функции государства, его особенности и формы управления;
- место и обязанности человека в обществе, вопросы нравственного и интеллектуального воспитания молодёжи;
- конечная цель гос. объединения и способы достижения всеобщего счастья.
Все эти вопросы подробно рассматриваются в таких трудах Фараби, таких как: - Трактат о взглядах жителей идеального города (его теории построены для отдельно взятого города-государства)
- Гражданская политика
- Книга о войне и мирной жизни
- Афоризмы государственного человека
- Книга изучения общества
- Трактат о достижении счастья
- Указание путей счастья
- О добродетельных нравах
По Фараби, к наукам об общественной жизни относятся политическая наука (ал-маданийа), юриспруденция (фикх) и мусульманская теология (калам). Искусство управления предполагает как теоретические знания общих законов управления, так и практическую деятельность по управлению. Их сочетание делает управление гибким и сильным. По Фараби общество существует для удовлетворения потребностей людей и их совершенствования.
В основе развития общества лежат системы ценностей, и аль-Фараби на основе этого дает следующую классификацию человеческих сообществ:
1. Невежественный город – его жители не знают и никогда не знали, что есть подлинное счастье, поэтому они и не стремятся к нему. За благо они почитают: «телесное здоровье, богатство, наслаждения, свободу предаваться своим страстям, почести и величие». Обладание этими благами и является счастьем для жителей невежественного города.
Невежественные города бывают нескольких видов:
а. Город Необходимости - где стремятся удовлетворять только насущные требования выживания;
б. Город Обмена - где для жителей достижение богатства есть цель всей жизни;
в. Город Низости и Несчастья - где царствует гедонизм, жители его стремятся к различного рода наслаждениям;
г. Город Честолюбия - где все стремятся к похвалам и признанию;
д. Город Властолюбия – где смыслом жизни является достижение власти, победа над другими людьми, их покорение и подчинение себе;
е. Город Сластолюбия - где правит бал полная распущенность.
2. Безнравственный город – его жители знают, что есть истинное счастье и добродетели, но ведут себя так, как будто не знают их, как невежественные.
3. Переменчивый город – был Добродетельным, но впоследствии переменился.
4. Заблудший город - его жители полагают, "что счастье будет после этой жизни", т.е. надеются на загробную жизнь.
5. Добродетельный город - "в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье", где царит мир и взаимоподдержка, где «люди помогают друг другу в целях достижения счастья».
Аль-Фараби считал, что будущее есть только у Добродетельных городов, всех же остальных ждет распад и гибель. Но, по мнению аль-Фараби, «вся земля станет добродетельной, если народы, ее населяющие, будут помогать друг другу для достижения счастья».
«Добродетельный город подобен совершенному здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее полной. В добродетельных городах стремятся к достижению истинного счастья для всех жителей, господствует добро и справедливость, осуждаются несправедливость и зло.
Фараби указывает три возможных формы правления: единовластие (монархия), правление небольшой группы людей (олигархия) и правление наиболее достойной личности, выбираемой народом (представительная демократия). При этом не столько важна форма правления, сколько её разумность. Глава «добродетельного города», по мнению аль-Фараби, должен обладать всеми добродетелями здоровьем, проницательным умом, совестью, знаниями и ласковым обращением со своими подданными.
Владыка должен руководствоваться принципами справедливости, равноправия и всеобщего блага, быть учителем, наставником для своего народа. Фараби перечисляет двенадцать качеств, которыми должен обладать правитель, а так как воплотить в себе все добродетели сложно, допустимо и групповое правление. Конечная цель государства – всеобщее благо, путь к нему – наука и воспитание.



Наши рекомендации