Дисконтная (учетная) и залоговая политика центрального банка
Кредитные институты имеют возможность получать при необходимости кредиты центрального банка путем переучета векселей или под залог ценных бумаг. Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы методами изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. По мнению ученых, ЦБ России, покупая иностранную валюту, заблокировал фактически ставку рефинансирования и ограничил возможности кредитования российской экономики. Слабая доступность кредитования в России по сравнению с другими странами является одной из причин медленного обновления основных фондов, что, в свою очередь, является барьером для модернизации экономики.
4. Депозитная политика.
Процентные ставки по вкладам в банки все годы рыночных реформ были ниже инфляции. Только в 2009 г. они немного превысили уровень инфляции. Если депозитные ставки ниже инфляции, то сбережения обесцениваются.
В рамках депозитной политики Банк России приступил к контролю за ставками банков по депозитам граждан. Ряд крупных банков в августе 2009 г. получил запросы теруправлений ЦБ об экономической обоснованности высоких ставок по вкладам. ЦБ считает завышенными ставки более 16,84% годовых. В случае его превышения банку будут направляться рекомендации по снижению ставки, а в случае их невыполнения регулятор воспользуется правом принудительно ограничивать ставку. До сих пор этим правом ЦБ не пользовался.[42]
Существуют также платежно-расчетная политика и политика обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы.
Ст. 35 Федерального закона "О Банке России" предоставляет Банку России возможность применять целый ряд инструментов денежно-кредитной политики. Выбор и применение Банком России конкретных средств денежно-кредитного регулирования зависит от многочисленных факторов, вследствие чего на разных этапах развития экономики страны приоритетными могут становиться различные инструменты.
Основные инструменты денежно-кредитного регулирования в РФ на современном этапе:
n процентные ставки по операциям Банка России;
n резервные требования;
n операции на открытом рынке;
n рефинансирование кредитных организаций;
n валютные интервенции;
n установление ориентиров роста денежной массы;
n прямые количественные ограничения;
n эмиссия облигаций от своего имени.
Наиболее часто используются следующие инструменты:
Процентные ставки по операциям Банка России. Закон предусматривает, что банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам. К таким операциям относятся выдаваемые кредиты или депозитная политика. С целью защиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка рублевых активов Банк России постоянно корректирует процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям.
Рефинансирование кредитных организаций. Устанавливая ставку рефинансирования Центральный Банк, оказывает влияние на денежный рынок. Если цель центрального банка – удорожание рефинансирования и уменьшение кредитного потенциала кредитных институтов, то он должен поднять учетную ставку. Это ведет в итоге к росту стоимости кредитов в стране. Если целью центрального банка является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку. В этом случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к снижению. Учетную ставку используют для стимулирования или сдерживания развития производства. Учетную ставку используют также для того, чтобы бороться с инфляцией.
Самая высокая процентная ставка была объявлена 17 августа 1998 г. — 250% годовых. На 04.05.2011 г. ставка рефинансирования составила 8,25% годовых. Ставка была повышена с 8 % годовых 29.04.2011 года в связи с усилившейся инфляцией, которая по итогам января – апреля 2011 года составила 9,7% в годовом выражении.
Политика обязательных резервов.К коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов. Требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов.
Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Рост резервной нормы увеличивает количество обязательных резервов, которые должны держать банки. Повышение резервной нормы ведет к снижению кредитов. Уменьшение резервной нормы действует на денежное предложение обратным образом. Оно увеличивает способность банков создавать деньги путем кредитования. К началу мая 2011 года Банк России уже трижды увеличивал нормативы обязательного резервирования.
Операции на открытом рынке –это выполнение операций по покупке или продаже ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. К основным ценным бумагам относятся: казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги и др. Для оживления экономики центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Напротив, если целью центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения.
Использование количественных кредитных ограничений –это количественное ограничение суммы выданных кредитов. Это прямой метод воздействия на деятельность банков. Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.
2. Проблемы кредитно-денежной политики в РФ.Основными проблемами при проведении КДП в научной литературе названы следующие: 1. Банк России провозглашает противоречивые установки: невозможно одновременно удерживать обменный курс национальной валюты в приемлемых границах за счет интервенций и готовить субъектов экономики к работе в условиях плавающего валютного курса; ЦБ не определяет желательное направление динамики обменного курса рубля.2. В качестве факторов, определяющих курсовую динамику рубля, решающую роль играют «фундаментальные изменения состояния мировой», а не российской экономики. 3. Валютная политика ориентируется не на решение задач развития национальной экономики, а на конъюнктуру мировых рынков[43]. 4. Сильная зависимость инфляции внутри страны от внешних факторов, прежде всего, таких как динамика цен на мировых товарных рынках. Высокие и непрогнозируемые нормы инфляции подрывают возможность использования учетной ставки в качестве инструмента функционирования кредитно-денежной системы в целом. Возможность воздействия процентной политикой Банка России на уровень потребительской инфляции на протяжении всей новейшей истории России была малозначимой. Уровень процентных ставок определяется стратегией коммерческих банков, которые меняют ставки в зависимости от конъюнктуры, но не от инфляции.[44] Еще одним ограничителем действенности изменения учетной ставки является относительная независимость крупных фирм от заемного капитала и возможность получения средств из более дешевых иностранных источников.5. Существуют значительные масштабы изъятия денег из экономики через механизм фондов. В результате денег явно не хватает для финансирования производства на уровне его реальных возможностей, а также для создания достаточного массового платежеспособного спроса на внутреннем рынке. Деньги выводятся из экономики России и по другим каналам. 6. Концентрация усилий Банка России на валютной политике в ущерб всем остальным составляющим денежно-кредитного регулирования в значительной степени привела к долларизации экономики России. Допущено обращение в стране иностранной валюты наравне с национальной.7. Оторванность ДКП от структурной политики, что ведет к возрастанию диспропорций в экономике, росту доли сырьевых отраслей, в ущерб перерабатывающим отраслям.3. Основные направления государственного регулирования банковского сектора в РФ.Государственное регулирование банковской деятельности сводится, прежде всего, к установлению общеобязательных правил ее осуществления и надзору за их исполнением в интересах стабильности всей экономики. Надзорные и регулятивные функции органов государственного регулирования на банковскую деятельность имеют собственное содержание. Они проявляются: - в правовом обеспечении банковской деятельности;- в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций;- в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, правил проведения банковских операций, предъявлении квалификационных требований к руководителям кредитных организаций;- в надзоре за исполнением нормативных правовых актов, касающихся осуществления банковской деятельности, и применения в случае обнаружения нарушений установленных в законе санкций к нарушителю.Формы государственного воздействия на банковскую систему: а) нормотворчество, в процессе которого Банк России на основе законодательства устанавливает порядок осуществления банковской деятельности; б) регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций, открытия филиалов и представительств иностранных банков; в) осуществление денежно-кредитного регулирования путем установления обязательных нормативов; г) осуществления надзора за банковской деятельностью. Государственное правовое регулирование банковской деятельности осуществляется с помощью двух относительно независимых процессов: - нормотворческой деятельности органов государственной власти,- нормотворческой деятельности Центрального Банка Российской Федерации.Объектом правового регулирования выступает: правила осуществления банковских операций, статусные характеристики кредитных организаций, режимные требования к банковской деятельности и деятельность конкретных кредитных организаций, параметры банковской системы страны.[45].Субъектырегулирования банковской деятельности: Центральный банк Российской Федерации, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.Нормативно-правовая база:Закон «О банках и банковской деятельности"; Закон «О Центральном банке РФ».Государственное регулирование банковской деятельности проводится в трех направлениях:вступление во владение банком и выход из него; осуществление надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций; защита интересов банковских клиентов. При осуществлении целого ряда банковских операций (открытие, ведение и закрытие счетов, оформление расчетно-платежных документов и т. д.) коммерческие банки следуют правилам и стандартам, установленным Центральным банком РФ.
Государством строго регламентируются правила ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой и статистической отчетности с учетом международных стандартов. [46]
Наряду с инструментами денежно-кредитной политики в механизме государственного регулирования банковской деятельности используются методы, гарантирующие стабильность и финансовую устойчивость кредитных организаций. К ним можно отнести меры, предусмотренные Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», а также изменения, предусмотренные гл. 25 Налогового кодекса РФ, касающиеся налогообложения прибыли и других видов деятельности банков.
В2010 г.Минфин внес в Госдуму проект поправок в законы о ЦБ и о банках и банковской деятельности, которые создают базу для надзора на консолидированной основе. Закон «О национальной платежной системе» Госдума приняла в первом чтении в декабре 2010 года. Подготовлен законопроект о государственных услугах, который содержит положение об обращении универсальных банковских карт. Минфин подготовил поправки в законы о ЦБ и о банках и банковской деятельности, которые предоставят Банку России право определять критерии деловой репутации банкиров. Центральный банк России будет осуществлять надзор над банковскими группами и холдингами в целом. Они должны улучшить контроль за соблюдением норм кредитования.
В связи с финансовым кризисом предусматривается изменение системы регулирования банковским сектором. Так как Россия вовлечена в систему международных отношений очень сильно, то и на систему государственного регулирования, решающее влияние оказывают международные организации. В частности, к концу 2010 года Базельский комитет по банковскому надзору разработал глобальную рамочную программу по пересмотру стандартов банковского регулирования и надзора. Банку России предстоит внедрить элементы нового стандарта в отечественную практику. Комиссия РСПП по банкам и банковской деятельности намерена активно взаимодействовать с Банком России в плане формирования новой архитектуры регулирования. Правительством Российской Федерации и Банком России принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года.
Главная цель развития банковского сектора — укрепление его устойчивости, исключающей возможность возникновения системных банковских рисков. К стратегическим целям отнесены также повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумуляции сбережений населения, средств предприятий и их трансформация в кредиты и инвестиции, восстановление и укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов и вкладчиков, предотвращение использования кредитных организаций для целей недобросовестной коммерческой практики.В соответствии с данными Банка РФ по состоянию на 01.01.2011 г. количество коммерческих банков в России составляет – 1012, из них - 406 (40,1%) относится к мелким банкам, т.к. размер уставного капитала их не превышает 150 млн. руб., и 250 (24,7%) банков, которые балансируют на этой грани. Из общего количества банков на 2011 год - 514 банков, или 50,8 % зарегистрированы и имеют головной офис в Москве. С 2000 по 2010 гг. размер банковского сектора в России вырос более чем в два раза – с 33% до 75% ВВП. Глобальный кризис прервал восходящую траекторию развития банковского сектора. Количество банков в России в последние годы постоянно снижается. Так, количество банков за 2008 год сократилось на 28 банков (2,46%), за 2009 год на 50 банков (4,51%), а за 2010 год еще 46 банков[47].
Доля нерезидентов в совокупном зарегистрированном капитале банковской системы, по данным Центрального банка Российской Федерации, выросла с 5,2% на начало 2004 г. до 24,5% на начало 2010 г., а на 1 октября 2010 года увеличилась и составила 27,37%.
Финансовые потрясения выявили несколько системных и структурных проблем:
макроэкономические риски сырьевой экономики, а также инфляция, превышающая общепризнанный уровень ценовой стабильности;
невысокая рентабельность большинства предприятий среднего и крупного бизнеса, сдерживающая кредитование реального сектора на рыночных условиях;
высокая стоимость привлекаемых банками ресурсов на внутреннем рынке, прежде всего, депозитов населения;
отсутствие источников для формирования достаточных долгосрочных пассивов банков, как следствие – высокая зависимость от краткосрочных источников фондирования;
ограниченная клиентская база заемщиков и высокая концентрация кредитных рисков в отдельных отраслях и секторах экономики;
избыточная зависимость финансового сектора от волатильности обменного курса рубля;
сегментация банковской системы: большое число мелких банков сосуществуют с несколькими крупными банками, определяющими состояние всего сектора
резкое увеличение доли иностранных банков российской экономике.
Тема 4. Государственное социально-экономическое прогнозирование и планирование.
1.Государственное социально-экономическое прогнозирование: понятие и этапы развития.
2. Особенности планирования и его виды.