Рассекречивание сведений и их носителей. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну

Рассекречивание сведений и их носителей – снятие ранее введенных в предусмотренном законом о государственной тайне по­ряд­ке ограничений на распространение сведений, составляющих госу­дарственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются:

- взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РA государственную тайну;

- изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засек­ре­чивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности. Срок засекречивания сведений, составляющих государст­вен­ную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных слу­чаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней све­де­ний, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персо­нальную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Решения указанных руководителей, связан­ные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, подлежат согласованию с межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения.

Отметим, что носители сведений, составляющих государствен­ную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассек­речиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были засекречены.

В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляю­щих государственную тайну, предоставляется руководителям государ­ственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответ­ствующих сведений к государственной тайне, на основании заключе­ния назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии.

Причем руководители органов государственной власти, пред­прия­тий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами. Руководители госу­дарст­венных архивов РФ также наделяются полномочиями по рассекречи­ва­нию носителей сведений, составляющих государственную тайну, нахо­дя­щихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае деле­ги­рования им таких полномочий организацией – фондообразователем или ее правопреемником. В случае ликвидации организации – фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

Закон закрепляет что, граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти РФ вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. Перечисленные выше органы в свою очередь обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляются граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти РФ, подавшие запрос. Уклонение должностных лиц от рассмотрения запро­са по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. При признании судом необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассекречиванию в установленном Законом порядке.

Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством РФ при на­ли­чии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений. Обяза­тельства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).

Личные тайны

Частная жизнь (личная жизнь) представляет собой жизне­деятельность человека в особой сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений, не подлежащих контролю со стороны госу­дарства, общественных организаций, граждан; свободу уеди­нения, раз­мыш­ления, вступления в контакты с другими людьми или воз­дер­жания от таких контактов; свободу высказываний и правомер­ных пос­туп­ков вне сферы служебных отношений; тайну жилища, днев­ников, дру­гих личных записей, переписки, других почтовых от­прав­лений, телеграфных и иных сообщений, содер­жания телефонных и иных переговоров; тайну усы­новления; гарантирован­ную возможность доверить свои личные и семейные тайны священнику, врачу, адвокату, нотариусу без опасения их разглашения. «Неприкосновенность» и «тайна» – два понятия, характеризующие природу данного института.

Следует различать тайны исключительно личные (никому не доверенные) и тайны профессиональные (личные тайны, доверенные представителям различных профессий – врачам, адвокатам, нотариусам, священ­никам). Субъекты профессиональных тайн несут юри­дическую или иную (например, религиозную) ответст­венность за их разглашение. Не всякая личная тайна является семейной. Не все, что человек сообщает вра­чу, адвокату, нотариусу, является его тайной, однако эти лица обязаны не разглашать любые сообщенные им сведения (например, об обстоятельствах уголовно­го дела).

Вынужденная необходимость разглашения личных и семейных тайн, сведений о частной жизни граждан возникает в трех основных сферах: борьбы с пре­ступностью; защиты здоровья граждан; при объ­явлении чрезвычайного и военного положения.

Субъектом права на неприкосновенность частной жизни, охра­ну личных и семейных тайн является лю­бой человек, в том числе несо­вер­шеннолетний и душев­нобольной. Это право может быть на закон­ных ос­нованиях ограничено в отношении лиц, задержанных, арес­тован­ных и лишенных свободы, страдающих тяж­кими инфекционными болез­нями (при их обращении к врачу) и некоторых других категорий граждан.

Члены семьи не несут юридическую ответствен­ность за разгла­ше­ние личных и семейных тайн. Такая ответственность возложена на государственных служа­щих и представителей указанных выше профес­сий, ко­торым были доверены эти тайны. Эти лица не вправе разглашать личные и семейные тайны даже после смерти доверителя, за исключе­нием случаев, указан­ных в законе (например, при необходимости реабили­тировать умершего).

Положения части первой ст. 23 Конституции конкретизи­руют­ся в различных отраслях права и видах деятельности.

В содержание медицинской тайны входят сведения: 1) о факте обращения за медицинской помощью; 2) о болезни (диагнозе, лечении, прогнозе); 3) о методах лечения; 4) о лице, обратившемся за помощью, – его прошлом, привычках, наклонностях, физических и пси­хических недостатках, интимных связях; 5) о семье больного и укладе жизни в доме.

В содержание адвокатской тайны включаются: 1) сам факт обращения за юридической помощью; 2) сведения о преступлении, соучастниках, личной и се­мейной жизни обратившегося; 3) сведения о личной жизни обвиняемого (представляемого лица, которого представ­ляет адвокат), почерпнутые адвокатом из уголовного или гражданского дела; 4) сведения, содер­жащиеся в переписке адвоката с обвиняемым (пред­ставляемым) и в адвокатском досье. Закон запрещает допраши­вать адвоката в качестве свидетеля об обсто­ятельствах, которые стали ему известны в связи с вы­полнением обязанностей защитника или представителя. Адвокат не несет ответственности за недоносительство. Все это необходимые условия безбоязненного обращения граждан в адвокатуру за оказанием юридической помощи.

Частная жизнь, личные и семейные тайны охра­няются законом. УК РФ устанавливает уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления против воли; нарушение тайны переписки, теле­фон­ных переговоров и телеграфных сообщений граждан; нарушение неприкосновенности жилища – незаконный обыск, незаконное выселе­ние и иные нарушения этого права.

Наибольшие ограничения права на неприкосновен­ность част­ной жизни, на сохранение личных и семей­ных тайн существуют при отбывании лицом наказания в виде лишения свободы, а также в уголовном процессе и в оперативно-розыскной деятельности (ОРД). В исправительно-трудовых учреждениях допуска­ются так называемые режимные, в том числе личные, обыски (для их проведения не нужны какие-либо кон­кретные основания), осуществля­ются цензура коррес­понденции, досмотр посылок, бандеролей и передач, а также досмотр вещей и одежды лиц, входящих в ИТУ и выходящих из него.

В уголовном процессе допускается разглашение све­дений о частной жизни граждан при допросе свидетеля (в том числе врача) и потерпевшего, если эти сведения необходимы для установления обстоятельств, подле­жащих доказыванию по уголовному делу (однако ник­то не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, согласно ст. 51 Конституции). Обстоятель­ства частной жиз­ни могут быть установлены экспертизой, осви­детельст­вованием, личным обыском и выемкой в поме­щениях, осмот­ром и выемкой почтово-телеграфной корреспонденции.

Положение части первой ст. 23 Конституции требует четко разработать процедуры получения све­дений о частной жизни граждан, которые бы соответствовали Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и полити­ческих правах относи­тельно законной процедуры полу­чения сведений о личных и семейных тайнах. В части первой ст. 23 предусмотрено также право на защиту своей чести и своего доброго имени. В связи с введением понятия «доброе имя» следует отметить, что не каж­дый человек имеет добрую репутацию. Несмотря на это, наличие у него права на доброе имя презумпируется, пока в установленном законом порядке не будет доказано обратное. Право защиты чести может быть реализовано как отдельным человеком, так и группой людей, общественной организа­цией, юридическим лицом, честь которых пострадала в результате клеветы, оскорбле­ния и других подобных действий.

Часть вторая ст. 23 Конституции предусмат­ривает, что недо­пус­тимо разглашение информации, которой обмениваются между собой люди. Вся эта информация не подлежит цензуре. Под инфор­мацией надо понимать не только переписку, телефонные переговоры, почтовые и телеграфные сообщения, но и вся­кие иные сведения, как-то: сообщения, переданные по факсу, телексу, радио, через космичес­кую (спутниковую) связь, с использованием других технических кана­лов связи. Должностные и иные официальные лица (работ­ники почты, телеграфа, оперативные работники, следо­ватели, прокуроры, специа­лис­ты и понятые, присутство­вавшие при выемке корреспонденции, эксперты, пере­водчики и др.) несут ответственность за разглашение содержания почтово-телеграфной корреспонденции.

Также часть вторая ст. 23 требует судебного решения для вся­кого ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, почто­вых, телеграфных и иных сообщений. Это требование распростра­няется на лиц, ведущих до­знание, предварительное следствие, а также на лиц, которые осуществляют оперативно-розыскную деятель­ность. Они могут производить осмотр и выемку почтово-телеграфной корреспонденции и прослушивать телефонные переговоры не иначе как на основании судебно­го решения. Эта норма вступила в силу со дня опубликования новой российской Конституции (25 декабря 1993 г.).

[12; 13; 34;40-43;44-47]

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. *Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юриди­ческих вузов. М., 1999.

2. *Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2002.

3. *Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права: Учебник. Ростов н/Д, 2003.

4. *Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: Учебник. М., 2003.

5. *Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 1998.

6. *Теория государства и права /Под ред. Н.И. Матузова, А.В Малько. М., 1998.

7. *Теория государства и права /Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Пере­валова. М., 1998.

Наши рекомендации