Рассекречивание сведений и их носителей. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну
Рассекречивание сведений и их носителей – снятие ранее введенных в предусмотренном законом о государственной тайне порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются:
- взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РA государственную тайну;
- изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.
Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, подлежат согласованию с межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения.
Отметим, что носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были засекречены.
В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии.
Причем руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами. Руководители государственных архивов РФ также наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий организацией – фондообразователем или ее правопреемником. В случае ликвидации организации – фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
Закон закрепляет что, граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти РФ вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. Перечисленные выше органы в свою очередь обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляются граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти РФ, подавшие запрос. Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. При признании судом необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассекречиванию в установленном Законом порядке.
Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством РФ при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений. Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).
Личные тайны
Частная жизнь (личная жизнь) представляет собой жизнедеятельность человека в особой сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений, не подлежащих контролю со стороны государства, общественных организаций, граждан; свободу уединения, размышления, вступления в контакты с другими людьми или воздержания от таких контактов; свободу высказываний и правомерных поступков вне сферы служебных отношений; тайну жилища, дневников, других личных записей, переписки, других почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, содержания телефонных и иных переговоров; тайну усыновления; гарантированную возможность доверить свои личные и семейные тайны священнику, врачу, адвокату, нотариусу без опасения их разглашения. «Неприкосновенность» и «тайна» – два понятия, характеризующие природу данного института.
Следует различать тайны исключительно личные (никому не доверенные) и тайны профессиональные (личные тайны, доверенные представителям различных профессий – врачам, адвокатам, нотариусам, священникам). Субъекты профессиональных тайн несут юридическую или иную (например, религиозную) ответственность за их разглашение. Не всякая личная тайна является семейной. Не все, что человек сообщает врачу, адвокату, нотариусу, является его тайной, однако эти лица обязаны не разглашать любые сообщенные им сведения (например, об обстоятельствах уголовного дела).
Вынужденная необходимость разглашения личных и семейных тайн, сведений о частной жизни граждан возникает в трех основных сферах: борьбы с преступностью; защиты здоровья граждан; при объявлении чрезвычайного и военного положения.
Субъектом права на неприкосновенность частной жизни, охрану личных и семейных тайн является любой человек, в том числе несовершеннолетний и душевнобольной. Это право может быть на законных основаниях ограничено в отношении лиц, задержанных, арестованных и лишенных свободы, страдающих тяжкими инфекционными болезнями (при их обращении к врачу) и некоторых других категорий граждан.
Члены семьи не несут юридическую ответственность за разглашение личных и семейных тайн. Такая ответственность возложена на государственных служащих и представителей указанных выше профессий, которым были доверены эти тайны. Эти лица не вправе разглашать личные и семейные тайны даже после смерти доверителя, за исключением случаев, указанных в законе (например, при необходимости реабилитировать умершего).
Положения части первой ст. 23 Конституции конкретизируются в различных отраслях права и видах деятельности.
В содержание медицинской тайны входят сведения: 1) о факте обращения за медицинской помощью; 2) о болезни (диагнозе, лечении, прогнозе); 3) о методах лечения; 4) о лице, обратившемся за помощью, – его прошлом, привычках, наклонностях, физических и психических недостатках, интимных связях; 5) о семье больного и укладе жизни в доме.
В содержание адвокатской тайны включаются: 1) сам факт обращения за юридической помощью; 2) сведения о преступлении, соучастниках, личной и семейной жизни обратившегося; 3) сведения о личной жизни обвиняемого (представляемого лица, которого представляет адвокат), почерпнутые адвокатом из уголовного или гражданского дела; 4) сведения, содержащиеся в переписке адвоката с обвиняемым (представляемым) и в адвокатском досье. Закон запрещает допрашивать адвоката в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя. Адвокат не несет ответственности за недоносительство. Все это необходимые условия безбоязненного обращения граждан в адвокатуру за оказанием юридической помощи.
Частная жизнь, личные и семейные тайны охраняются законом. УК РФ устанавливает уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления против воли; нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан; нарушение неприкосновенности жилища – незаконный обыск, незаконное выселение и иные нарушения этого права.
Наибольшие ограничения права на неприкосновенность частной жизни, на сохранение личных и семейных тайн существуют при отбывании лицом наказания в виде лишения свободы, а также в уголовном процессе и в оперативно-розыскной деятельности (ОРД). В исправительно-трудовых учреждениях допускаются так называемые режимные, в том числе личные, обыски (для их проведения не нужны какие-либо конкретные основания), осуществляются цензура корреспонденции, досмотр посылок, бандеролей и передач, а также досмотр вещей и одежды лиц, входящих в ИТУ и выходящих из него.
В уголовном процессе допускается разглашение сведений о частной жизни граждан при допросе свидетеля (в том числе врача) и потерпевшего, если эти сведения необходимы для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (однако никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, согласно ст. 51 Конституции). Обстоятельства частной жизни могут быть установлены экспертизой, освидетельствованием, личным обыском и выемкой в помещениях, осмотром и выемкой почтово-телеграфной корреспонденции.
Положение части первой ст. 23 Конституции требует четко разработать процедуры получения сведений о частной жизни граждан, которые бы соответствовали Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах относительно законной процедуры получения сведений о личных и семейных тайнах. В части первой ст. 23 предусмотрено также право на защиту своей чести и своего доброго имени. В связи с введением понятия «доброе имя» следует отметить, что не каждый человек имеет добрую репутацию. Несмотря на это, наличие у него права на доброе имя презумпируется, пока в установленном законом порядке не будет доказано обратное. Право защиты чести может быть реализовано как отдельным человеком, так и группой людей, общественной организацией, юридическим лицом, честь которых пострадала в результате клеветы, оскорбления и других подобных действий.
Часть вторая ст. 23 Конституции предусматривает, что недопустимо разглашение информации, которой обмениваются между собой люди. Вся эта информация не подлежит цензуре. Под информацией надо понимать не только переписку, телефонные переговоры, почтовые и телеграфные сообщения, но и всякие иные сведения, как-то: сообщения, переданные по факсу, телексу, радио, через космическую (спутниковую) связь, с использованием других технических каналов связи. Должностные и иные официальные лица (работники почты, телеграфа, оперативные работники, следователи, прокуроры, специалисты и понятые, присутствовавшие при выемке корреспонденции, эксперты, переводчики и др.) несут ответственность за разглашение содержания почтово-телеграфной корреспонденции.
Также часть вторая ст. 23 требует судебного решения для всякого ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Это требование распространяется на лиц, ведущих дознание, предварительное следствие, а также на лиц, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Они могут производить осмотр и выемку почтово-телеграфной корреспонденции и прослушивать телефонные переговоры не иначе как на основании судебного решения. Эта норма вступила в силу со дня опубликования новой российской Конституции (25 декабря 1993 г.).
[12; 13; 34;40-43;44-47]
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. *Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М., 1999.
2. *Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2002.
3. *Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права: Учебник. Ростов н/Д, 2003.
4. *Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: Учебник. М., 2003.
5. *Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 1998.
6. *Теория государства и права /Под ред. Н.И. Матузова, А.В Малько. М., 1998.
7. *Теория государства и права /Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1998.