Вопрос 2. источники конституционного права
Вопрос 1. Понятие и предмет конституционного права.
Предмет отрасли права в общей теории права – это совокупность общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Особенности предмета отрасли конституционного права:
1) нормы конституционного права регулирую общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества – экономической, политической, социальной и духовной;
2) нормы конституционного права регулируют лишь базовые, основополагающие общественные отношения в указанных сферах, определяя принципы правового регулирования, конкретизирующиеся в других отраслях права;
3) нормы конституционного права детально воздействуют на политическую подсистему общества.
В рамках характеристики предмета отрасли принято выделять такие сферы общественных отношений, как:
– общественные отношения по поводу основ конституционного строя;
– общественные отношения по поводу основ взаимоотношения личности и государства;
– общественные отношения по поводу государственного устройства (федеративные отношения);
– общественные отношения по поводу организации и осуществления государственной власти и основ местного самоуправления.
По методу правового регулирования конституционное право является отраслью публичного права, поскольку: 1) одной из сторон в конституционно-правовых отношениях всегда выступает государство; 2) стороны этих отношений, как правило, неравноправны; 3) содержание регулируемых конституционным правом общественных отношений связано с осуществлением властных полномочий.
Конституционное право– ведущая отрасль правовой системы России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, определяющие организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы: основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления
Конституционно-правовая норма (норма конституционного права) представляет собой разновидность правовой нормы, которая воздействует на общественные отношения в области предмета отрасли конституционного права.
Классификация конституционно-правовых норм:
– по содержанию (нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие основы взаимоотношений личности и государства; нормы, регулирующие федеративные отношения; нормы, регулирующие систему государственной власти и основы местного самоуправления);
– по юридической силе (конституционные нормы; нормы, закрепленные законами; нормы, выраженные в подзаконных актах; и т.д.);
– по территории действия (нормы, действующие на всей территории России; нормы, действующие в субъекте РФ; нормы, действующие в муниципальных образованиях);
– по характеру содержащихся в конституционно-правовых нормах предписаний (управомочивающие нормы, обязывающие нормы, запрещающие нормы);
– по степени определенности содержащихся в них предписаний (императивные нормы, диспозитивные нормы);
– по назначению в механизме правового регулирования (материальные нормы, процессуальные нормы).
Конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Классификация субъектов конституционного права:
– социальные и национальные общности (народ, нации, народности, этнические группы);
– государство, его составные части (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации);
– государственные органы и должностные лица (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Суды РФ, органы государственной власти субъектов РФ, депутаты представительных органов и др.);
– органы местного самоуправления;
– человек и гражданин (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства, беженец, вынужденный переселенец);
– функциональные и территориальные объединения и общности (политические партии, общественные объединения, религиозные объединения, профсоюзы и др.).
Конституционно-правовой статус – это правовое положение субъекта конституционного права, закрепляемое конституционно-правовыми нормами. Конституционно-правовой статус включает следующие элементы:
– место субъекта в обществе и государстве, его политическая роль и назначение;
– общая правоспособность;
– права и обязанности или компетенция и ответственность;
– гарантии устойчивости и реальности правового состояния субъектов конституционного права.
Вопрос 2. Источники конституционного права.
Источниками конституционного праваявляются нормативные правовые акты, посредством которых выражаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.
Источники классифицируют по разным основаниям: по предмету регулирования, по видам правовых актов, по юридической силе и т.д.
Источники, действующие на всей территории РФ.
– Конституция Российской Федерации. Занимает особое место среди источников отрасли. Особая роль конституции обусловлена следующими факторами: 1) конституционные нормы имеют учредительный характер; 2) в конституции закреплены нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего правового регулирования; 3) широта содержания конституционных норм; 4) высшая юридическая сила, прямое действие и применение конституции; 5) в конституции определяются многие другие источники отрасли; 6) конституционные нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа; 7) конституция – акт общественного значения.
– Законы. Конституция РФ сохранила юридическую силу законам СССР, РСФСР, РФ. Особенность данных источников – они действуют в части, не противоречащей Конституции РФ. Законы РФ о поправках к Конституции РФ. Данные источники является формой принятия поправок к Конституции РФ. Федеральные конституционные законы – являются своеобразным приложением к Конституции РФ, детально регламентируют общественные отношения, не получившие развития в конституции, но имеющие конституционное значение. От федеральных законов они отличаются: 1) по юридической силе; 2) по предметам ведения; 3) по порядку принятия; 4) по возможности применения отлагательного вето Президента РФ. Федеральные законы. Источниками конституционного права являются только те федеральные законы, которые содержат конституционно-правовые нормы. Различают федеральные законы, предусмотренные Конституцией РФ и не предусмотренные Конституцией РФ; федеральные законы по вопросам ведения РФ и федеральные законы по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
– Указы Президента РФ. Место и роль данных источников конституционного права обусловлена высоким статусом Президента РФ.
– Акты палат Федерального Собрания РФ. Среди них важным регулятивным значением в сфере организации и деятельности палат обладают регламенты.
– Постановления Правительства РФ. Их регулятивное значение в конституционном праве не велико.
– Решения Конституционного Суда РФ. Не все специалисты в области конституционного права признают данную разновидность источников. Важное значение имеют акты о толковании Конституции РФ, о разрешении споров о компетенции, об оценке конституционности правовых актов.
Федерально-региональные источники конституционного права РФ.
– Федеративный договор 30 марта 1992 г. Имел важное регулятивное значение вплоть до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. В настоящее время формально сохраняет действие в части, не противоречащей Конституции РФ.
– Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Были распространены среди источников отрасли в 90-х гг. ХХ в. Некоторые из них входили в противоречие с Конституцией РФ. В настоящее время формально являются разновидностью источников отрасли (ч.3 ст. 11 Конституции РФ).
Источники конституционного права, принимаемые в субъектах РФ.
– Конституции (уставы) субъектов РФ. Закрепляют в соответствии с Конституцией РФ статус субъектов РФ.
– Законы субъектов РФ. Избирательные кодексы, законы, регулирующие правотворческий процесс, правовое положение депутатов и пр.
– Подзаконные правовые акты.
– Акты органов конституционного правосудия субъектов РФ.
Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России (ч.4 ст.15 Конституции РФ).
Наука конституционного права – это система знаний об одноименной отрасли права. Это составная часть юридической науки, которая в свою очередь входит в систему гуманитарных наук. Наука конституционного права входит в число отраслевых юридических наук. Их общий признак – изучение соответствующей отрасли положительного права.
Этимология термина «конституция». Ведет происхождение от латинского – «устанавливаю, учреждаю». Первые конституции (США, Франция). Конституция в России.
Классификация конституций. Ее проводят по ряду оснований:
– по форме выражения («писаные» – «неписаные»);
– по порядку установления (октроированные – неоктроированные);
– по порядку изменения и дополнения (гибкие – жесткие);
– по закрепляемой форме правления (монархические – республиканские);
– по закрепляемой форме государственного устройства (федеральные – унитарные);
– по закрепляемому политическому режиму (диктаторские – демократические);
– юридическая и фактическая конституции.
Из вышесказанного следует отметить, что Конституция– основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу, который закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его взаимоотношений с человеком и обществом.
Россию характеризуют:
Суверенитет– свойство (способность) государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на собственной территории и за ее пределами в международном общении.
Социальный характер государства проявляется в проведении им социальной политики, которая представляет собой часть общей политики государства, которая регулирует отношения между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанные с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.
Федеративный характер российского государства как основа конституционного строя закреплен в положениях ст. 1, 4, 5, 11 гл. 1 Конституции РФ. Современный российский федерализм выступает в качестве формы государственной организации национальных отношений (национальная основа) и формы демократизации управления государством (территориальная основа).
Виды субъектов РФ: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.
Принципы федеративного устройства России (ст.5):
– государственная целостность РФ;
– единство системы государственной власти;
– разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами;
– равноправие и самоопределение народов РФ;
– равноправие субъектов РФ.
Государственная целостность РФ обеспечивается целостностью и неприкосновенностью территории, единством экономического пространства, верховенством Конституции РФ и федерального законодательства, единым гражданством, запретом на сецессию, единством системы государственной власти.
Единство системы государственной власти. В РФ систему органов государственной власти образуют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. Единая система исполнительной власти (ч.2 ст.77).
Разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами. Базируется на добровольном признании субъектами федерации приоритета целей и задач федерации, а, следовательно, на ограничении субъектов в их правах. Основано на Конституции РФ, Федеративном и иных договорах о разграничении предметов ведения и полномочий.
Равноправие и самоопределение народов.
Равноправие народов – это равенство их прав в различных сферах общественной жизни.
Самоопределение народов – это выбор формы национальной государственности.
Равноправие субъектов РФ. Ч.1 ст.5 – РФ состоит из равноправных субъектов. Ч.4 ст.5 – в отношениях с федеральными органами власти субъекты РФ между собой равноправны.
Светский характер – государство, в котором не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Светский характер государства обеспечивается отделением религиозных объединений от государства и образования от религиозных объединений.