Местное самоуправление в США

Широко признано, что организация местного самоуправления относится к базисным элементам всей инфраструктуры американской демократии.В США графствавыступают административно-территориальными подразделениями всех штатов, кроме Коннектикута и Род-Айленда, и служат главным образом для управления внегородской территорией. По данным на 1987 г., в США насчитывалось 3042 графства. Подавляющее большинство других местных единиц управления расположено на территории графств. В состав графств входят муниципальные корпорации (сити, бороу, вилиджи и тауны). В 1987 г. в США было 19 200 муниципалитетов. Исключение составляют 39 городов, которые выделены из графств. Их муниципалитеты осуществляют функции, свойственные муниципальным корпорациям и графствам.6

Следующее крупное звено местных единиц управления ¾ тауншипыи приравненные к ним тауны ¾ существует в 20 штатах. В 1987 г. их было 16 691. Особую категорию единиц местного управления составляют школьные и специальные округа. В США насчитывается 14 721 школьный округ и 29 532 специальных округа. В них создаются органы специальной компетенции для выполнения определенных функций. По этому признаку выделяется 19 типов основных округов. Среди них наиболее распространены пожарные; по водоснабжению; по охране почв; по жилищному строительству; дренажные; санитарные, включая канализационные.7

Специальные округа создаются для деполитизации той или иной сферы деятельности, а также для предоставления населению тех услуг, которые не оказывают органы местного самоуправления. Важным элементом правового статуса местных органов в США являются муниципальные хартии. Впервые право муниципалитетов принимать и изменять свои хартии было закреплено в конституции штата Миссури в 1875 г. Сейчас лишь шесть штатов из 50 не предусматривают для своих муниципалитетов хартии самоуправления. В связи с урбанизацией, ростом населения, культурными, демографическими сдвигами, энергетическими, транспортными и некоторыми другими факторами функции органов местного самоуправления по сравнению с прошлым расширились.

Функции местного управления можно разбить на две большие группы:8

1) функции в области социального обслуживания и коммунального хозяйства (организация школьного обучения; руководство библиотеками, общественными парками; здравоохранение, социальное обеспечение);

2) административно-управленческие функции (поддержание порядка; обеспечение противопожарной охраны; руководство юстицией; взимание налогов; проведение выборов; регистрация актов гражданского состояния; контроль над качеством товаров; планирование строительства и городское планирование; руководство государственной службой).

В США имеет место чрезвычайное разнообразие организационно-правовых форм местного самоуправления.

Практически во всех графствах создаются выборный представительный орган (муниципалитет) и совет графства, который может быть представлен одним из двух следующих типов структур:

1) комиссионным советом, имеющим небольшой состав (три ¾ пять человек);

2) советами контролеров. Они формируются из должностных лиц тауншипов и муниципалитетов, входящих в графство. Члены этих советов выполняют свои обязанности по совместительству; численный состав совета колеблется от 10 до 100 человек и более.

В зависимости от характера взаимодействия советов графств и административного персонала используются три основные формы управления графствами: «мэр ¾ совет» («выборный руководитель ¾ совет»), «совет ¾ менеджер», комиссионная.9

Система «мэр ¾ совет» действует более чем в половине всех самоуправляющихся городов США. При этом может идти речь о «сильном» или «слабом» мэре, ибо реальная власть мэра далеко не одинакова во всех муниципалитетах. На объем власти мэра, его позиции в системе муниципального управления влияют такие факторы, как процедура его избрания (мэр избирается либо непосредственно жителями, либо муниципальным советом; возможен и иной способ избрания ¾ мэром может стать муниципальный советник, набравший наибольшее число голосов на выборах в совет); срок полномочий мэра (два - четыре года); право мэра налагать «вето» на решение совета и др.

Система «совет ¾ менеджер». Эта форма городского управления используется почти в 40% случаев. Мэр и муниципальный совет нанимают профессионального чиновника ¾ менеджера (городского управляющего), который руководит городской администрацией и управляет городом. Муниципальный совет и мэр являются органами, определяющими общую политическую линию.

Третья форма городского самоуправления в США ¾ комиссионная ¾ встречается достаточно редко и только в небольших городах. Городское управление осуществляется комиссией, состоящей обычно из пяти членов, избираемых всеобщим голосованием. Члены комиссии одновременно выполняют функции совета и глав основных подразделений аппарата муниципального управления.10

Наши рекомендации