Местное самоуправление в РФ.

Вдемократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление - это не только один из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти. Это и право граждан различных административно-территориальных единиц управлять в рамках закона самостоятельно, а также в собственных интересах значительной частью общественных дел.

Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городах, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан.

Местное самоуправление в Российской Федерации - это такой способ организации и осуществления власти на местах, который «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130 Конституции РФ).

Местное самоуправление в Российской Федерации, записано в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. (с изменениями и дополнениями), это - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

23. Анализ социально-экономического положения. Планирование и прогнозирование в муниципальном управлении.

Анализ социально-экономического положения муниципального образования является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений. Анализ осуществляется путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода (год, квартал и др.) с плановыми, а также с фактическими показателями за предшествующие периоды. При этом обязательным условием анализа изменения стоимостных показателей является их разложение на натуральную и ценовую составляющие.

Целью анализа является установление причин и факторов отклонения фактических показателей от плановых и от показателей предшествующих периодов, выявление позитивных тенденций, которые необходимо развивать, и негативных, которым необходимо противостоять, определение узких мест и диспропорций в развитии отдельных сфер жизни муниципального образования, выявление резервов роста. Результатом анализа должны быть предложения по улучшению состояния дел в муниципальном образовании.

Основными исходными данными для проведения экономического анализа являются данные, получаемые от органов государственной статистики, других органов государственной власти и местного самоуправления и статистические данные.

Кроме статистических показателей, при анализе и оценке социально-экономической ситуации в муниципальном образовании должны учитываться мнение населения (в частности, через анализ жалоб и обращений граждан), оценки общественных объединений граждан, средств массовой информации и др.

Среди сводных показателей, комплексно характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования, можно отметить следующие: показатели, связанные с населением: численность, демографический состав, миграция, занятость; показатели, связанные с уровнем жизни населения: заработная плата, пенсии, среднедушевой доход, величина прожиточного минимума по основным группам населения и т.п.; показатели работы промышленности, строительства, транспорта, связи, других отраслей экономики на территории муниципального образования; движение форм собственности на территории муниципального образования; финансовые показатели: суммарный объем финансовых ресурсов территории, в т.ч. поступление налогов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, исполнение расходной части местного бюджета, дебиторская и кредиторская задолженность муниципального образования и др.

Качество анализа в значительной мере предопределяет обоснованность прогнозов и планов социально-экономического развития муниципального образования.

Планирование и прогнозирование

Текущее планирование и прогнозирование в муниципальном образовании осуществляется на очередной год с разбивкой по кварталам.

В основу прогноза кладутся показатели социально-экономического развития Российской Федерации и соответствующего субъекта РФ, а также дефляторы, характеризующие изменение ценовых факторов по сравнению с предыдущим годом. Эти показатели доводятся до сведения муниципального образования органами государственной власти.

Разработка прогноза социально-экономического развития осуществляется по тем же группам показателей, по которым производился анализ социально-экономического положения. В прогнозе должны быть сформулированы основные цели и задачи муниципального образования на планируемый период и пути их достижения. Далее эти цели конкретизируются по направлениям.

Стратегическое планирование - это разработка целевых ориентиров развития муниципального образования на перспективу, оценка необходимых экономических и других ресурсов для достижения поставленных целей и формирование политики, направленной на мобилизацию и рациональное использование этих ресурсов.

24.Условия проведения муниципальной социально-экономической политики

Цели муниципальной деятельности, определяющие муниципальную политику, вытекают из предусмотренных законодательством функций и полномочий местного самоуправления. Главным предметом муниципальной деятельности является благоустройство жизни на территории муниципального образования в широком смысле этих слов, как устройство на благо человека, и оказание населению различных услуг на местном уровне или муниципальных услуг (более подробно термин «муниципальные услуги» будет раскрыт в следующем параграфе). Генеральная цель муниципальной деятельности и муниципальной политики состоит в повышении качества жизни населения на территории местного самоуправления через оказание муниципальных услуг.

Для проведения муниципальной политики необходимы соответствующие экономические ресурсы: земля, иные природные ресурсы, объекты городской инфраструктуры, сферы обслуживания и социального назначения, составляющие основу муниципальной собственности, промышленность всех форм собственности, финансовые и другие экономические ресурсы, определяющие в совокупности экономический потенциал территории. Наиболее эффективное использование экономических ресурсов территории в интересах населения составляет суть муниципальной экономической политики.

Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными по отношению к ним. С другой стороны, эти общие цели и задачи не могут быть грамотно сформулированы и реализованы без учета экономических факторов. Таким образом, муниципальная политика и муниципальная экономика взаимосвязаны.

Кроме экономических ресурсов территории, при выработке муниципальной политики необходимо учитывать и использовать:

- правовую базу государства и региона (субъекта Федерации), права и полномочия местного самоуправления по использованию экономических и других ресурсов территории – юридический ресурс;

- кадровый, научный, интеллектуальный, культурный потенциал населения муниципального образования, его готовность к участию в муниципальной деятельности – человеческий ресурс;

- демографические, политические, социальные, экологические и другие факторы.

Условия проведения муниципальной экономической политики у различных образований могут отличаться в зависимости от специфики самого образования

Муниципальные образования существенно различаются между собой по наличию природных и сырьевых ресурсов, уровню квалификации и образования населения, уровню развития отдельных отраслей экономики (моноструктурная или полиструктурная промышленность, преобладание сырьевых, перерабатывающих, машиностроительных, оборонных предприятий и т.д.). Соответственно и муниципальная экономическая политика различается в зависимости от структуры местной экономики. Возможны следующие ситуации:

- В муниципальном образовании имеется высокоразвитая промышленность. Ее поддержка местными органами власти должна способствовать экономическому развитию не только этих предприятий, но и всей территории.

- В муниципальном образовании высокое качество трудовых ресурсов (квалификация, уровень образования). Местные органы власти должны создавать условия для повышения квалификации, сделать территорию привлекательной для проживания квалифицированного персонала; уменьшить риск иммиграции высокообразованных кадров.

- Промышленность муниципального образования характеризуется как высокотехнологичная. Местные органы власти должны содействовать рекламе о имеющихся научно-технических достижениях предприятий и использованию их на территории муниципального образования; содействовать созданию технологических парков, информационных сетей, центров передачи технологий.

- В муниципальном образовании особо развиты транспортные, энергетические, информационные сети и коммуникации. Цель местных органов власти – оказывать содействие их дальнейшему развитию и обновлению.

- В муниципальном образовании имеются благоприятные условия для инвестиций. Цель экономической политики — усилить приток инвестиций. Для этого следует содействовать созданию субъектов рыночной инфраструктуры (банки, инвестиционные, страховые компании и др.), предоставлять многообразие услуг для предпринимателей, создавать благоприятный предпринимательский климат, осуществлять муниципальный маркетинг, наиболее эффективно использовать межмуниципальные и международные экономические связи.

У реального муниципального образования перечисленные факторы существуют одновременно в различных сочетаниях. Соответственно и экономическая политика местной власти должна учитывать все особенности территории.

Наши рекомендации