Младотурецкого движения

Ю. А. ПЕТРОСЯН

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ОСНОВНЫХ ЧЕРТ ИДЕОЛОГИИ

МЛАДОТУРЕЦКОГО ДВИЖЕНИЯ

/ Ближний и Средний Восток (История, культура, источниковедение). Сб. ст. в честь

70-летия проф. И.П. Петрушевского. – М.: Наука, 1968. – С. 91-97

В современной исторической литературе младотурецким дви­жением обычно принято называть деятельность тех политических групп и организаций, которые с конца 80-х годов XIX в. вели борьбу с деспотическим режимом султана Абдул Хамида II, борьбу, завершившуюся младотурецкой буржуазной революци­ей 1908 г.

Между тем, если рассматривать деятельность младотурок в конце XIX — начале XX вв. как выражение определенной тен­денции социально-политического развития, то необходимо при­знать, что началом младотурецкого движения, его первым этапом было конституционное движение 60—70-х годов XIX в., воз­главленное «новыми османами». В сущности социальная основа и направленность движения «новых османов» и младотурецкого движения на рубеже столетий были в основном одинаковы. Дея­тельность «новых османов» и младотурок до революции 1908 г., которую мы в целом и называем младотурецким движением, представляла собой основное содержание сложного процесса формирования турецкой национальной буржуазии и ее идеоло­гии во второй половине XIX — начале XX вв.

Изучая деятельность и взгляды «новых османов» и младотурок, нельзя не заметить органическое единство их основных воззрений. Современный турецкий исследователь Шериф Mapдин, посвятивший ряд значительных исследований младотурецкому движению и его идеологии, правильно отмечает, что исто­рические корни крупнейшей младотурецкой организации «Еди­нение и прогресс» — в движении «новых османов». При этом он подчеркивает, что дело не только в общности политических идей «новых османов» и организации «Единение и прогресс», но и в том, что последняя сделала своими принципами идеи, рожден­ие в 60-х годах XIX в. Такую мысль высказывали в разной форме и некоторые историки — современники младотурецкой революции (С. 91). Так, Э. Ф. Найт писал в 1909 г. в своей книге, создан­ной во многом на основе личных наблюдений, что именно дея­тельность называвших себя младотурками политических турец­ких эмигрантов в Европе в 60-х годах XIX в. положила «начал движению, целью которого была агитация за реформу управле­ния их родины». Это положение подтверждается при конкретном рассмотрении взглядов «новых османов» и младотурок по важнейшим вопросам социальной, политической и культурное жизни Османской империи второй половины XIX в.

Идея превращения Османской империи в конституционную монархию была центральной в системе взглядов «новых осма­нов» и младотурок. «Новые османы» выдвинули эту идею как главный пункт своей политической .программы, младотурки на­чали и вели свою политическую деятельность под лозунгов борьбы за восстановление первой турецкой конституции 1876 г.

На всех этапах младотурецкого движения его деятели боролись за обеспечение с помощью конституции благоприятных ус­ловий для экономического прогресса своей страны. Уже в 60— 70-х годах лидеры «новых османов» постоянно подчеркивали, что конституционные реформы смогут создать нужные условия для развития местной промышленности, сельского хозяйства и торговли. Намык Кемаль писал в газете «Хюрриет» в 1868 г., что при конституционном управлении страной возникнут необ­ходимые условия для использования ее естественных богатств, развития торговли и промышленности. В пропаганде младоту­рок в конце XIX в. это положение подчеркивалось еще более от­четливо. Так, в одной из пропагандистских брошюр младотурок, изданной в 1902 г., доказывалось с помощью сравнительных данных о развитии экономики и культуры, что государства, где господствует «система абсолютизма», намного отстают от тех государств, народы которых имеют «свободу личности и мне­ний». В первом же номере известного издания младотурок га­зеты «Шура-и уммет» говорилось, что «Единение и прогресс» намерено «трудиться для революционного преобразования про­извольного деспотического режима в систему конституционного управления и во имя осуществления положений конституции 7 зильхидже 1293 (23 декабря 1876 г.)» (С. 92).

Требование конституционных реформ в Османской империи отражало направление буржуазно-либерального реформизма в идеологии «новых османов» — младотурок, представлявших со­бой социально и политически силы, заинтересованные в созда­нии условий для развития капиталистических отношений, для формирования буржуазных норм и порядков.

Другой важной чертой идеологии младотурецкого движения было то, что в системе воззрений младотурок значительное ме­сто занимали просветительские идеи. Просветительский харак­тер идеологии младотурецкого движения в большей или мень­шей степени проявлялся на разных этапах движения.

В период деятельности «новых османов», когда цель и поли­тические задачи движения только еще определялись, просвети­тельские идеи были на первом плане, выдвигались как важней­ший инструмент в борьбе за социальный и культурный прогресс. «Новые османы» постоянно утверждали, что распространение знаний, просвещение народа создадут условия для экономическо­го, социального и культурного развития Османской империи. Именно с этим была связана борьба «новых османов», особен­но Намыка Кемаля, Зия-паши и Мидхат-паши, за коренную реформу школьного дела, за упрощение языка и стиля литера­туры, за изучение достижений науки, литературы и искусства буржуазного Запада. Общую идею турецких просветителей Намык Кемаль выразил так: «Просвещение в наш век — источник жизни каждого народа». Он же постоянно подчеркивал, что просвещение и образование явились основой всех экономических и культурных успехов Европы того времени.

Такие же идеи развивали и видные деятели младотурецкого движения конца XIX — начала XX вв. Так, один из его идеологов и организаторов Ахмед Риза писал: «Просвещение — основа культурного прогресса. Просвещение обеспечивает богатство и процветание страны, величие государства и его будущее, права, жизнь и имущество людей». Необходимость распространения знаний, борьбы за просвещение народа постоянно выдвигалась впропаганде младотурок и в этот период. На более позднем этапе деятельности младотурок, особенно накануне младотурецкой революции, когда все более четкими становились конкрет­ные цели политической борьбы, просветительские идеи в пропаганде отошли на второй план.

Важнейшей особенностью идеологии младотурецкого движе­ния в целом было стремление согласовать либеральный реформизм и просветительство с нормами и принципами ислама (С. 93-94). Весьма четко выразил эту идею еще Намык Кемаль, говоривший онеобходимости соединить религиозные принципы Востока с на­учными достижениями Запада.

Огромная роль ислама во всех областях политической и об­щественной жизни Османской империи в XIX в. общеизвестна. Естественно, что деятели молодого турецкого буржуазно-либе­рального движения сами были верующими мусульманами. Од­нако гораздо важнее тот исторический факт, что они стремились сделать религию активным союзником в осуществлении свои общественно-политических идеалов.

На страницах эмигрантской прессы и в многочисленных про­пагандистских брошюрах младотурок в той или иной форме по­стоянно пропагандировались идеи полного соответствия уста­новлений ислама и принципов конституционного управления. «Наш шариат, — писала газета «новых османов» «Хюрриет»,— базируясь на конституционных принципах в делах всенародного управления, несовместим с произволом». Один из активных сторонников «новых османов» Хайреддин-паша в брошюре «Ре­формы, необходимые для государств мусульманских» утверж­дал, что конституционные реформы и, создание органа, контро­лирующего действия монарха, никак не противоречат законам мусульманской религии. Такого рода идеи выдвигались в младотурецкой пропаганде постоянно вплоть до революции 1908 г. и особенно в период острой политической борьбы, развернувшей­ся в стране после восстановления конституции 1876 г. и созыва парламента. Примечательно в этом отношении высказывание видного младотурецкого публициста Фирузан-бея, заявившего в 1909 г. корреспонденту брюссельской газеты «Эндепанданс бельж»: «Грубой ошибкой является убеждение в том, будто шариат противоречит конституционным принципам. Если бы это было так, шейх уль-ислам не составил бы в июле (1909г.) исторической фетвы, торжественно заявляющей, что кон­ституционный режим восхваляется и рекомендуется великим пророком».

Однако было бы неправильно видеть в этих высказываниях лишь стремление младотурок обеспечить себе поддержку влия­тельного духовенства. Объяснять стремление «новых османов» — младотурок подкреплять свои идеи, ссылками на авторитет ре­лигии только практическими целями политической борьбы значит несколько упрощенно подходить к анализу идеологии мла­дотурецкого движения (С. 94-95). Правильнее было бы видеть в этой идео­логии некоторые черты, перекликающиеся с идеями мусульман­ской реформации,— течения, которое в 70-х годах XIX в. стало частью буржуазно-национального движения в Египте, а позже, к концу XIXв., переросло в самостоятельное движение за ре­форму ислама. Во всяком случае, и в идеологии младотурок и в воззрениях египетских мусульманских реформаторов налицо стремление доказать, что ислам вполне пригоден в качестве идейной основы для организации управления государством в новых социальных условиях.

В идеологии младотурецкого движения с начала деятельно­сти «новых османов» и вплоть до революции 1908 г. важное место занимал османизм, который сформировался как идейно-политическая концепция в 60—70-х годах XIX в. Лидеры «новых османов» в своих публицистических произведениях и в прессе выдвинули идею единства всех народов многонациональной ту­рецкой державы в пределах «общей родины» — Османской им­перии 15. В условиях мощного роста национально-освободитель­ных движений народов Османской империи этот тезис стал важ­нейшим обоснованием возможности и необходимости сохранения империи и власти правящих кругов над ее народами.

К концу 70-х годов идеи османизма вошли в обиход полити­ческой жизни, постоянно высказывались на страницах печати, нашли отражение и в парламентских дебатах. Но особенное зна­чение приобрела доктрина османизма после начала активной пропагандистской деятельности младотурецких групп в 90-х го­дах XIX в. Именно тогда идея единения народов в рамках пре­образованной на конституционный лад Османской империи ста­ла лейтмотивом пропаганды всех младотурецких групп и тече­ний. Весьма ярко была выражена эта мысль в одной из брошюр младотурок, изданной в Каире, судя по тексту, в 1901 —1902 гг. Ее авторы писали, что они ставят своей целью «трудиться во имя того, чтобы объединить силы наших соотечественников — турок, арабов, албанцев, армян, македонцев, курдов, евреев и других — и таким путем положить конец нынешним злоупотреб­лениям и заложить первые камни в фундамент завтрашнего справедливого образа правления».

Среди идеологов младотурецкого движения могли, конечно, бытьи идеалисты, всерьез верившие в возможность воспитать «чувство общей родины» в различных народах империи. Но оп­ределяющим в пропаганде идей османизма было в тот период стремление молодой турецкой национальной буржуазии к сохранению целостности Османской империи в новых социальных и политических условиях (С. 95-96).

Наряду с концепцией османизма в идеологии младотурок до революции 1908 г. в воззрениях отдельных видных представите­лей движения, в частности Намыка Кемаля, имелись элементы панисламизма, хотя, как это справедливо отмечают современ­ные исследователи, до младотурецкой революции панисламизм имел среди младотурок сравнительно небольшое число сторон­ников.

Следует отметить также, что в идеологии младотурецкого движения впервые проявились, хотя и в весьма расплывчатой форме, идеи тюркизма — концепции, которая после младотурец­кой революции стала довольно скоро основной концепцией ту­рецкой национальной буржуазии. Некоторые факты позволяют полагать, что деятелям младотурецкого движения не были чуж­ды и реакционные пантюркистские идеи.

Характеризуя идеологию младотурецкого движения в целом, нельзя не отметить проявлявшиеся в ней в разной степени на различных этапах движения антиимпериалистические тенденции. Уже «новые османы» начали в своей пропаганде активно вы­ступать против экономического и политического засилья евро­пейских держав в Османской империи. В пропаганде младоту­рок в конце XIX — начале XX вв. эта мысль стала звучать еще отчетливее. Примечательно, что в одной из самых первых поли­тических брошюр, изданных младотурками в тот период, гово­рилось, что если обстановка в стране не изменится, то может встать вопрос о разделе Османской империи иностранными дер­жавами. Авторы другой брошюры предупреждали своих чи­тателей, что «европейцев сегодня более всего занимает вопрос о разделе Османской империи». В первом же номере младотурецкой газеты «Шура-и уммет» среди важнейших программ­ных установок организации «Единение и прогресс» было сформу­лировано требование младотурок обеспечить политическую не­зависимость Османской империи и защиту ее от всех видов иностранного вмешательства (С.96).

В процессе формирования идеология младотурецкого движе­ния испытывала значительное идейное влияние буржуазного Запада. Конституционное движение 60—70-х годов развивалось под несомненным влиянием конституционных идей французского просветительства. Современные турецкие исследователи неодно­кратно отмечают влияние позитивистской социологии Конта на Ахмеда Риза-бея. Политические идеи другого крупного деятеля младотурецкого движения — принца Сабахеддина — формиро­вались под влиянием социологических концепций буржуазной Франции.

Характеризуя основные черты идеологии младотурецкого движения, необходимо, наконец, подчеркнуть, что социальный состав движения был достаточно пестрым, а на последнем этапе движения, накануне младотурецкой революции, многообразным стал и национальный его состав. Это не могло, естественно, не привести к определенным идейным расхождениям внутри дви­жения, порой к острой идейной борьбе между различными тече­ниями. Она дала себя знать уже в годы деятельности «новых османов», особенно же явно эта борьба проявилась в начале XX в. в идейной полемике организации «Единение и прогресс» и «Лиги децентрализации и частной инициативы», лидером ко­торой был Сабахеддин. Наиболее важным пунктом разногласий была выдвинутая Сабахеддином идея децентрализации, преду­сматривавшая предоставление частичной автономии нетурецким народам империи. Эта идея в рассматриваемый период была крайне отрицательно встречена большей частью турецкой нацио­нальной буржуазии, которая в тот момент еще не отказалась от иллюзии сохранения империи и установления своей власти та всей ее территории.

Подводя итог краткой характеристике основных черт идеоло­гии младотурецкого движения, следует отметить, прежде всего, что борьба младотурок с феодальным абсолютизмом за эко­номический и культурный прогресс страны была, несомненно, прогрессивным явлением в истории Турции, а идеология младо­турецкого движения стала фундаментом формирования буржу­азного либерализма на турецкой почве. Идейные воззрения мла­дотурок были важнейшей вехой в развитии общественно-поли­тической и философской мысли Турции в новое время и сыграли значительную роль в сложном процессе формирования идеоло­гии турецкой национальной буржуазии (С. 97).

Наши рекомендации