Младотурецкого движения
Ю. А. ПЕТРОСЯН
К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ОСНОВНЫХ ЧЕРТ ИДЕОЛОГИИ
МЛАДОТУРЕЦКОГО ДВИЖЕНИЯ
/ Ближний и Средний Восток (История, культура, источниковедение). Сб. ст. в честь
70-летия проф. И.П. Петрушевского. – М.: Наука, 1968. – С. 91-97
В современной исторической литературе младотурецким движением обычно принято называть деятельность тех политических групп и организаций, которые с конца 80-х годов XIX в. вели борьбу с деспотическим режимом султана Абдул Хамида II, борьбу, завершившуюся младотурецкой буржуазной революцией 1908 г.
Между тем, если рассматривать деятельность младотурок в конце XIX — начале XX вв. как выражение определенной тенденции социально-политического развития, то необходимо признать, что началом младотурецкого движения, его первым этапом было конституционное движение 60—70-х годов XIX в., возглавленное «новыми османами». В сущности социальная основа и направленность движения «новых османов» и младотурецкого движения на рубеже столетий были в основном одинаковы. Деятельность «новых османов» и младотурок до революции 1908 г., которую мы в целом и называем младотурецким движением, представляла собой основное содержание сложного процесса формирования турецкой национальной буржуазии и ее идеологии во второй половине XIX — начале XX вв.
Изучая деятельность и взгляды «новых османов» и младотурок, нельзя не заметить органическое единство их основных воззрений. Современный турецкий исследователь Шериф Mapдин, посвятивший ряд значительных исследований младотурецкому движению и его идеологии, правильно отмечает, что исторические корни крупнейшей младотурецкой организации «Единение и прогресс» — в движении «новых османов». При этом он подчеркивает, что дело не только в общности политических идей «новых османов» и организации «Единение и прогресс», но и в том, что последняя сделала своими принципами идеи, рождение в 60-х годах XIX в. Такую мысль высказывали в разной форме и некоторые историки — современники младотурецкой революции (С. 91). Так, Э. Ф. Найт писал в 1909 г. в своей книге, созданной во многом на основе личных наблюдений, что именно деятельность называвших себя младотурками политических турецких эмигрантов в Европе в 60-х годах XIX в. положила «начал движению, целью которого была агитация за реформу управления их родины». Это положение подтверждается при конкретном рассмотрении взглядов «новых османов» и младотурок по важнейшим вопросам социальной, политической и культурное жизни Османской империи второй половины XIX в.
Идея превращения Османской империи в конституционную монархию была центральной в системе взглядов «новых османов» и младотурок. «Новые османы» выдвинули эту идею как главный пункт своей политической .программы, младотурки начали и вели свою политическую деятельность под лозунгов борьбы за восстановление первой турецкой конституции 1876 г.
На всех этапах младотурецкого движения его деятели боролись за обеспечение с помощью конституции благоприятных условий для экономического прогресса своей страны. Уже в 60— 70-х годах лидеры «новых османов» постоянно подчеркивали, что конституционные реформы смогут создать нужные условия для развития местной промышленности, сельского хозяйства и торговли. Намык Кемаль писал в газете «Хюрриет» в 1868 г., что при конституционном управлении страной возникнут необходимые условия для использования ее естественных богатств, развития торговли и промышленности. В пропаганде младотурок в конце XIX в. это положение подчеркивалось еще более отчетливо. Так, в одной из пропагандистских брошюр младотурок, изданной в 1902 г., доказывалось с помощью сравнительных данных о развитии экономики и культуры, что государства, где господствует «система абсолютизма», намного отстают от тех государств, народы которых имеют «свободу личности и мнений». В первом же номере известного издания младотурок газеты «Шура-и уммет» говорилось, что «Единение и прогресс» намерено «трудиться для революционного преобразования произвольного деспотического режима в систему конституционного управления и во имя осуществления положений конституции 7 зильхидже 1293 (23 декабря 1876 г.)» (С. 92).
Требование конституционных реформ в Османской империи отражало направление буржуазно-либерального реформизма в идеологии «новых османов» — младотурок, представлявших собой социально и политически силы, заинтересованные в создании условий для развития капиталистических отношений, для формирования буржуазных норм и порядков.
Другой важной чертой идеологии младотурецкого движения было то, что в системе воззрений младотурок значительное место занимали просветительские идеи. Просветительский характер идеологии младотурецкого движения в большей или меньшей степени проявлялся на разных этапах движения.
В период деятельности «новых османов», когда цель и политические задачи движения только еще определялись, просветительские идеи были на первом плане, выдвигались как важнейший инструмент в борьбе за социальный и культурный прогресс. «Новые османы» постоянно утверждали, что распространение знаний, просвещение народа создадут условия для экономического, социального и культурного развития Османской империи. Именно с этим была связана борьба «новых османов», особенно Намыка Кемаля, Зия-паши и Мидхат-паши, за коренную реформу школьного дела, за упрощение языка и стиля литературы, за изучение достижений науки, литературы и искусства буржуазного Запада. Общую идею турецких просветителей Намык Кемаль выразил так: «Просвещение в наш век — источник жизни каждого народа». Он же постоянно подчеркивал, что просвещение и образование явились основой всех экономических и культурных успехов Европы того времени.
Такие же идеи развивали и видные деятели младотурецкого движения конца XIX — начала XX вв. Так, один из его идеологов и организаторов Ахмед Риза писал: «Просвещение — основа культурного прогресса. Просвещение обеспечивает богатство и процветание страны, величие государства и его будущее, права, жизнь и имущество людей». Необходимость распространения знаний, борьбы за просвещение народа постоянно выдвигалась впропаганде младотурок и в этот период. На более позднем этапе деятельности младотурок, особенно накануне младотурецкой революции, когда все более четкими становились конкретные цели политической борьбы, просветительские идеи в пропаганде отошли на второй план.
Важнейшей особенностью идеологии младотурецкого движения в целом было стремление согласовать либеральный реформизм и просветительство с нормами и принципами ислама (С. 93-94). Весьма четко выразил эту идею еще Намык Кемаль, говоривший онеобходимости соединить религиозные принципы Востока с научными достижениями Запада.
Огромная роль ислама во всех областях политической и общественной жизни Османской империи в XIX в. общеизвестна. Естественно, что деятели молодого турецкого буржуазно-либерального движения сами были верующими мусульманами. Однако гораздо важнее тот исторический факт, что они стремились сделать религию активным союзником в осуществлении свои общественно-политических идеалов.
На страницах эмигрантской прессы и в многочисленных пропагандистских брошюрах младотурок в той или иной форме постоянно пропагандировались идеи полного соответствия установлений ислама и принципов конституционного управления. «Наш шариат, — писала газета «новых османов» «Хюрриет»,— базируясь на конституционных принципах в делах всенародного управления, несовместим с произволом». Один из активных сторонников «новых османов» Хайреддин-паша в брошюре «Реформы, необходимые для государств мусульманских» утверждал, что конституционные реформы и, создание органа, контролирующего действия монарха, никак не противоречат законам мусульманской религии. Такого рода идеи выдвигались в младотурецкой пропаганде постоянно вплоть до революции 1908 г. и особенно в период острой политической борьбы, развернувшейся в стране после восстановления конституции 1876 г. и созыва парламента. Примечательно в этом отношении высказывание видного младотурецкого публициста Фирузан-бея, заявившего в 1909 г. корреспонденту брюссельской газеты «Эндепанданс бельж»: «Грубой ошибкой является убеждение в том, будто шариат противоречит конституционным принципам. Если бы это было так, шейх уль-ислам не составил бы в июле (1909г.) исторической фетвы, торжественно заявляющей, что конституционный режим восхваляется и рекомендуется великим пророком».
Однако было бы неправильно видеть в этих высказываниях лишь стремление младотурок обеспечить себе поддержку влиятельного духовенства. Объяснять стремление «новых османов» — младотурок подкреплять свои идеи, ссылками на авторитет религии только практическими целями политической борьбы значит несколько упрощенно подходить к анализу идеологии младотурецкого движения (С. 94-95). Правильнее было бы видеть в этой идеологии некоторые черты, перекликающиеся с идеями мусульманской реформации,— течения, которое в 70-х годах XIX в. стало частью буржуазно-национального движения в Египте, а позже, к концу XIXв., переросло в самостоятельное движение за реформу ислама. Во всяком случае, и в идеологии младотурок и в воззрениях египетских мусульманских реформаторов налицо стремление доказать, что ислам вполне пригоден в качестве идейной основы для организации управления государством в новых социальных условиях.
В идеологии младотурецкого движения с начала деятельности «новых османов» и вплоть до революции 1908 г. важное место занимал османизм, который сформировался как идейно-политическая концепция в 60—70-х годах XIX в. Лидеры «новых османов» в своих публицистических произведениях и в прессе выдвинули идею единства всех народов многонациональной турецкой державы в пределах «общей родины» — Османской империи 15. В условиях мощного роста национально-освободительных движений народов Османской империи этот тезис стал важнейшим обоснованием возможности и необходимости сохранения империи и власти правящих кругов над ее народами.
К концу 70-х годов идеи османизма вошли в обиход политической жизни, постоянно высказывались на страницах печати, нашли отражение и в парламентских дебатах. Но особенное значение приобрела доктрина османизма после начала активной пропагандистской деятельности младотурецких групп в 90-х годах XIX в. Именно тогда идея единения народов в рамках преобразованной на конституционный лад Османской империи стала лейтмотивом пропаганды всех младотурецких групп и течений. Весьма ярко была выражена эта мысль в одной из брошюр младотурок, изданной в Каире, судя по тексту, в 1901 —1902 гг. Ее авторы писали, что они ставят своей целью «трудиться во имя того, чтобы объединить силы наших соотечественников — турок, арабов, албанцев, армян, македонцев, курдов, евреев и других — и таким путем положить конец нынешним злоупотреблениям и заложить первые камни в фундамент завтрашнего справедливого образа правления».
Среди идеологов младотурецкого движения могли, конечно, бытьи идеалисты, всерьез верившие в возможность воспитать «чувство общей родины» в различных народах империи. Но определяющим в пропаганде идей османизма было в тот период стремление молодой турецкой национальной буржуазии к сохранению целостности Османской империи в новых социальных и политических условиях (С. 95-96).
Наряду с концепцией османизма в идеологии младотурок до революции 1908 г. в воззрениях отдельных видных представителей движения, в частности Намыка Кемаля, имелись элементы панисламизма, хотя, как это справедливо отмечают современные исследователи, до младотурецкой революции панисламизм имел среди младотурок сравнительно небольшое число сторонников.
Следует отметить также, что в идеологии младотурецкого движения впервые проявились, хотя и в весьма расплывчатой форме, идеи тюркизма — концепции, которая после младотурецкой революции стала довольно скоро основной концепцией турецкой национальной буржуазии. Некоторые факты позволяют полагать, что деятелям младотурецкого движения не были чужды и реакционные пантюркистские идеи.
Характеризуя идеологию младотурецкого движения в целом, нельзя не отметить проявлявшиеся в ней в разной степени на различных этапах движения антиимпериалистические тенденции. Уже «новые османы» начали в своей пропаганде активно выступать против экономического и политического засилья европейских держав в Османской империи. В пропаганде младотурок в конце XIX — начале XX вв. эта мысль стала звучать еще отчетливее. Примечательно, что в одной из самых первых политических брошюр, изданных младотурками в тот период, говорилось, что если обстановка в стране не изменится, то может встать вопрос о разделе Османской империи иностранными державами. Авторы другой брошюры предупреждали своих читателей, что «европейцев сегодня более всего занимает вопрос о разделе Османской империи». В первом же номере младотурецкой газеты «Шура-и уммет» среди важнейших программных установок организации «Единение и прогресс» было сформулировано требование младотурок обеспечить политическую независимость Османской империи и защиту ее от всех видов иностранного вмешательства (С.96).
В процессе формирования идеология младотурецкого движения испытывала значительное идейное влияние буржуазного Запада. Конституционное движение 60—70-х годов развивалось под несомненным влиянием конституционных идей французского просветительства. Современные турецкие исследователи неоднократно отмечают влияние позитивистской социологии Конта на Ахмеда Риза-бея. Политические идеи другого крупного деятеля младотурецкого движения — принца Сабахеддина — формировались под влиянием социологических концепций буржуазной Франции.
Характеризуя основные черты идеологии младотурецкого движения, необходимо, наконец, подчеркнуть, что социальный состав движения был достаточно пестрым, а на последнем этапе движения, накануне младотурецкой революции, многообразным стал и национальный его состав. Это не могло, естественно, не привести к определенным идейным расхождениям внутри движения, порой к острой идейной борьбе между различными течениями. Она дала себя знать уже в годы деятельности «новых османов», особенно же явно эта борьба проявилась в начале XX в. в идейной полемике организации «Единение и прогресс» и «Лиги децентрализации и частной инициативы», лидером которой был Сабахеддин. Наиболее важным пунктом разногласий была выдвинутая Сабахеддином идея децентрализации, предусматривавшая предоставление частичной автономии нетурецким народам империи. Эта идея в рассматриваемый период была крайне отрицательно встречена большей частью турецкой национальной буржуазии, которая в тот момент еще не отказалась от иллюзии сохранения империи и установления своей власти та всей ее территории.
Подводя итог краткой характеристике основных черт идеологии младотурецкого движения, следует отметить, прежде всего, что борьба младотурок с феодальным абсолютизмом за экономический и культурный прогресс страны была, несомненно, прогрессивным явлением в истории Турции, а идеология младотурецкого движения стала фундаментом формирования буржуазного либерализма на турецкой почве. Идейные воззрения младотурок были важнейшей вехой в развитии общественно-политической и философской мысли Турции в новое время и сыграли значительную роль в сложном процессе формирования идеологии турецкой национальной буржуазии (С. 97).