Истоки древнерусской государственности
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Истоки древнерусской государственности
Самые ранние известия о существовании властных институтов у восточных славян связаны с событиями приблизительно середины ЕХ века и носят легендарный характер. Под 6370 (862) годом в «Повести временных лет» сообщается о том, что среди племен новгородских словен, чуди, мери, веси и кривичей, незадолго до того прекративших платить дань варягам «из замо-рья», началась усобица. Закончилась она тем, что ее участники решили найти себе князя, который бы ими «володел и судил по праву». По их просьбе на Русь пришли три брата-варяга: Рюрик, Трувор и Синеус. Рюрик начал княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, а Трувор — в Ладоге.
Иногда из летописного сообщения о приглашении Рюрика с братьями делается вывод, что государственность была занесена на Русь извне. Достаточно, однако, обратить внимание на то, что Рюрик, Трувор и Синеус приглашались для выполнения функций, уже хорошо известных жителям новгородской земли. Так что, собственно, к зарождению государства этот рассказ не имеет отношения. Он — лишь первое упоминание о властных институтах, действовавших (и видимо, достаточно давно) на территории Северо-Западной Руси.
Зарождение же собственно Древнерусского государства принято связывать с легендарным событием, описанным в «Повести временных лет» под 862 годом, — захватом Киева Олегом. Последовавшее затем подчинение власти киевского князя племен древлян, северян и радимичей оформило первоначальные очертания этого объединения. В основе его — племена и племенные союзы, населявшие бассейны рек, которые, собственно, и составляли путь «из Варяг в Греки». Тем
самым было заложено основание межплеменного «союза союзов», или «суперсоюза», восточнославянских, а также ряда финно-угорских племен, населявших лесную и лесостепную зоны Восточной Европы. Некоторые исследователи полагают, что это объединение точнее называть союзом племенных княжеств, поскольку, по мнению А. А. Горского, «название «княжество» отражает факт существования в этих общностях княжеской власти, определение «племенные» — особенности их формирования в результате дробления и смешивания племен (в собственном смысле этого слова)». Формальным признаком вхождения в него было начало выплаты дани киевскому князю. Процесс сбора дани — полюдье — «громоздкий институт прямого, внеэкономического принуждения, полувойна, полуобъезд подчиненного населения, в котором в обнаженной форме выступают отношения господства и подчинения»1. Для этого в ноябре, после того как устанавливался зимний путь, князь с дружиной отправлялся в объезд подданных территорий. К апрелю он возвращался в столицу, везя с собой собранную дань. Возможно, как предполагают М. Б. Свердлов и А. А. Горский, полюдье собирали сразу несколько отрядов, каждый из которых выезжал в «свою» землю. На такой порядок сбора дани указывает упоминание Константином Багрянородным («Об управлении империей», 40-е годы X века) нескольких «архонтов», отправлявшихся в полюдье и возвращавшихся в Киев в разное время, «начиная с апреля».
Впрочем, при определенных условиях подданные племена могли отказаться платить дань. Пример тому — хорошо известный прецедент убийства киевского князя Игоря древлянами (945 г.). Сам Игорь, отправляясь к древлянам, очевидно, не мог представить, что кто-либо может оспаривать его право на получение дани, пусть даже превышающей обычные размеры. Потому-то князь и взял с собой только «малую» дружину. Интересно, что летописец, судя по всему, своим рассказом легитимирует право земель не подчиняться правителю, который нарушает негласный «общественный договор» о размерах и сроках сбора дани. С этим восстанием древлян было связано событие, чрезвычайно важное в жизни формировавшегося государства: Ольга, жестоко отомстив за смерть мужа, была вынуждена установить уроки и погосты (размеры и места сбора дани). Тем самым впервые были регламентированы правовые отношения между столицей и землями, входившими в «суперсоюз». К сожалению, нам неизвестно, что представляли собой «законы», установленные Ольгой для древлян.
Властные институты Древней Руси
На местах власть, судя по всему, концентрировалась в руках трех социальных институтов. Во-первых, это собрание представителей племен. Можно предположить, что речь идет об организации, близкой к той, которая позднее стала известна как вече. Во-вторых, это князь. Именно он «владеет и судит»; должность его была, видимо, выборной. В-третьих, это дружина — вооруженный отряд, сопровождающий приглашенного князя и помогающий ему выполнять свои новые обязанности.
Некоторую информацию о перечисленных властных институтах мы можем получить, исходя из их названий. Кроме того, в иное время или у других народов действовали аналогичные институты, наблюдения над которыми также могут быть использованы для гипотетической реконструкции интересующих нас общественных образований.
Слово вече связано со словом вещати (говорить). В псковском диалекте «вечать» означает «кричать», что в какой-то мере может дать представление о способе решения вопросов на вечевых собраниях. Как следует из упомянутой летописной легенды, какое-то общественное собрание пригласило Рюрика с братьями, дружиной и родом на княжение. Следовательно, первоначально народное вече (либо институт, аналогичный или близкий ему) было источником власти князя. Изучение ранних этапов развития государственности у разных народов позволяет предположить, что на таком собрании присутствовали только взрослые мужчины — представители племен. Людей, присутствовавших на вече, объединяли не родственные узы, а общие социальные функции. Скорее всего, изначально это было военное сообщество. Вече было важным элементом, который отличал древнерусский город от пригорода, также окруженного «городскими» укреплениями. Города-«пригороды» не имели своего веча и подчинялись вечевым решениям «настоящего» города. Не исключено, что этим решениям должна была подчиняться и сельская округа.
Князь, судя по всему, руководил войском и был верховным жрецом, что обеспечивало его высокое социальное положение. Дружина — отряд воинов, состоящий из товарищей, соратников (в буквальном смысле этих слов). Видимо, князя и дружинников когда-то действительно связывали дружеские узы, которые подкреплялись взаимными личными обязательствами. В частности, князь брал на себя справедливое распределение средств, добытых им совместно с дружиной. Дружина, в свою очередь, дол-
жна была поддерживать и защищать своего князя. Нарушение одной из сторон условий такого договора (неизвестно, заключался ли он формально; скорее, на Руси все основывалось на нормах традиции, обычного права) влекло за собой его расторжение' князь снимал с себя обязательства выделять часть полученной дани и защищать своего бывшего дружинника, а тот, соответственно, прекращал служить прежнему государю.
Дружина являлась гарантом реализации решений князя и соблюдения достигнутых при его участии договоренностей. Она могла выполнять как полицейские (внутренние), так и «внешнеполитические» функции по защите племен, пригласивших данного князя, от насилия со стороны соседей. Кроме того, князь при ее поддержке мог осуществлять контроль над важнейшими путями транзитной международной торговли (взимать налоги и защищать купцов на подвластной ему территории).
Такая система личных связей напоминала вассально-еюзерен-ные отношения Западной Европы. Однако дружинно-княжеские связи принципиально отличались от них. Личная преданность древнерусских дружинников не закреплялась временными земельными владениями (ленами, фьефами), что было характерно для западноевропейского средневековья. Древнерусский дружинник не получал за свою службу (и на ее время) земельного надела, который мог бы обеспечить его всем необходимым.
Дружина находилась вне общинной структуры — как социально, так и территориально. Дружинники жили обособленно, на княжеском «дворе» (в княжеской резиденции). Вместе с тем их отношения с князем в какой-то степени воспроизводили общинные порядки в своем внутреннем устройстве. В частности, в дружинной среде князь считался первым среди равных.
По мнению И. Я. Фроянова, в период зарождения древнерусской государственности военная сила и общественная власть еще не оторвались друг от друга, составляя единое целое. Власть принадлежала тому, кто представлял собой военную мощь. Видимо, в рассматриваемый момент существовало более или менее устойчивое равновесие сил между властью князя, опиравшегося на силу дружины, и властью веча, за которым стояла военная организация горожан. Вместе с тем не лишены оснований и наблюдения А. Е. Преснякова, утверждавшего: «Если правы историки права, что вече, а не князь должно быть признано носителем верховной власти древнерусской политии-волости, то, с другой стороны, элементарные нити древнерусской волостной администрации сходились в руках князя, а не веча или каких-либо его органов. В этом оригинальная черта древнерусской государственности»2.
Местное управление в Древней Руси
Местное управление в Древней Руси, судя по всему, было довольно архаичным и мало изменялось на протяжении первых веков существования древнерусской государственности.
Характер административной зависимости древнерусских территорий, входящих в то или иное княжение, в известной мере обусловливался их географической удаленностью от центра. Вся территория делилась на части, именовавшиеся землями, сотнями, рядами, пятинами, полупятинами и уездами. Как правило, ближайшие к столице княжества территории в большей степени испытывали на себе ее экономическое и политическое влияние. Городские центры этих земель с теми или иными вариациями воспроизводили ее административный строй. На периферии испытывали меньшее давление со стороны центральных органов управления.
Деление всей территории княжества на пятины, сотни (полупятины) или волости (уезды, присуды) было в значительной степени условно: это были области, расположенные вокруг городов и пригородов. Сколько-нибудь ясные сведения об организации управления в территориальных подразделениях княжества (земли) в источниках отсутствуют. Считается, что стольный град был единственным административным центром, объединявшим более мелкие территории и комбинировавшим их в зависимости от обстоятельств.
Центрами, вокруг которых формировались такие мелкие территориальные подразделения, являлись пригороды. Их внутреннее управление соответствовало системе управления в столице княжества (земли) и ограничивалось вопросами, которые она уступала в их ведение. Пригороды, судя по всему, управлялись посадниками, назначавшимися из столицы. Согласия пригорода для вступления посадника в должность, видимо, не требовалось. Кроме того, для пригородов были обязательны все решения столичного (городского) веча, касавшиеся начала ведения военных действий или заключения мира, призвания (или изгнания) князя, торговых соглашений. На пригороды возлагались финансовые повинности в пользу главного города княжества (земли), который также был местом верховного суда для всех пригородов и, наконец, не только светским, но и духовным центром земли.
Территории, приписанные к пригороду (пригородские волости), делились на более мелкие административные единицы — погосты, состоявшие из нескольких селений. При этом погостом называли не только административную единицу, но и центр
ее управления. Погосты были, прежде всего, податными организациями. Они занимались раскладкой и взиманием повинностей. Кроме того, для населения, входившего в его состав, погост был ближайшим местом управления и суда. Во главе погостов стояли старосты, которые, скорее всего, назначались князем или избирались на вече.