Колумбия во второй половине 20 века

Вторая половина XX века была отмечена в Колумбии многочисленными внутриполитическими конфликтами, партизанскими войнами, борьбой с мафией. В июле 1991 году вступила в действие новая конституция Колумбии, подтвердившая президентский тип правления в государстве. Главным законодательным органом является двухпалатный парламент.9 апреля 1948 г. произошло событие, ознаменовавшее наступление новой эры в истории страны. В ходе митинга на одной из центральных улиц Боготы был убит Хорхе Элиесер Гайтан – лидер левого крыла Либеральной партии, самый популярный и любимый народом политик. В тот же день столицу охватило вооруженное восстание трудящихся (оно получило название «боготасо»), перекинувшееся на другие районы Республики. Сторонники Гайтана объявили о создании Революционной правительственной хунты. Народное восстание, едва не переросшее в революцию, было подавлено правительственными войсками за пять недель. Погибло около 20 тыс. человек. Материальный ущерб составил около 600 млн. долл. Именно в эти годы в Колумбии все чаще стало звучать слово герилья (исп. «партизанская война»). Герилья с разной степенью интенсивности шла в Колумбии на протяжении всего прошлого столетия. Она была вызвана невиданной социальной несправедливостью: повсеместно в угоду латифундистам у крестьян отбирали земли, самих их сгоняли в мало пригодные для ведения хозяйства горные районы. Ответом на государственный произвол стало вооруженное крестьянское сопротивление, образование отрядов самообороны. «Боготасо» дало сильный толчок к подъему партизанской борьбы
Наряду с герильей огромное дестабилизирующее воздействие на колумбийское общество оказывает наркомафия, занимающаяся производством и трафиком кокаина, марихуаны и героина. То, что в Колумбии развит наркобизнес, - не ее вина, а ее беда. Не ее вина, что в силу природно-климатических условий на этой древней зачарованной земле растет кока, причем ее большая часть произрастает даже не на колумбийской территории, а в Боливии и Перу, и оттуда переправляется местными преступниками в Колумбию. Не ее вина, что из-за выгодного географического расположения Республики там обосновались многочисленные наркогруппировки и целые наркокартели. Первые преступные группировки, наживавшиеся на наркопроизводстве, возникли в Колумбии во второй половине 60-х гг. на карибском побережье. В 70-е гг. сформировались мафиозные группы в Антиокии, Амазонии и центральной части страны. В начале 80-х гг. наркодельцы объединились в Медельинский картель (его возглавили Пабло Эскобар, семейный клан Очоа и Хосе Родригес Гача), картель Кали, руководимый братьями Хильберто и Мигелем Родригес Орехуэла, и картель семейства Валье. Между ними шла непримиримая борьба за сферы влияния, в пылу которой никто и не задумывался о правилах честного боя. Главари наркобизнеса пытались войти в государственную систему и добиться легального статуса. Наркобароны заигрывали с властью, демонстрировали ей свою лояльность и несколько раз предлагали погасить многомиллиардный внешний долг страны в обмен на свою полную безнаказанность. Преступники создали целую систему займов, платежей, различных видов экономической помощи, чтобы завоевать симпатию и поддержку широких масс населения. Эскобар занимался распределением помощи в беднейших кварталах Медельина, спонсировал строительство жилья для бедных и метрополитена (до сих пор Медельин – единственный город в Колумбии, где есть метро). В 1983 г. один из самых могущественных наркобаронов Карлос Ледер учредил политическую организацию – Национал-латинское гражданское движение. Движение выступало за создание единой денежной единицы для Латинской Америки, предоставление каждому желающему дозы наркотиков и отмену колумбийско-американского Договора об экстрадиции преступников (по этому договору все правонарушители, прежде всего наркодельцы, которые, по мнению США, представляют угрозу их национальной безопасности, должны быть выданы американской Фемиде).
На рубеже 80-90-х гг. между государством и наркобаронами разгорелась полномасштабная война, от которой страдало в основном гражданское население. Значительную помощь колумбийскому правительству в противостоянии наркомафии оказали США. В 1987 г. полиция арестовала Ледера. Власти страны передали его в руки американского правосудия. Вскоре сторонники «кокаинового короля» основали Движение подлежащих выдаче (extraditables). Экстрадиция – самое страшное, что могло случиться с мафиози: если в родной колумбийской тюрьме они жили с комфортом и продолжали руководить своим бизнесом, то в застенках на чужбине им приходилось несладко. В 1993 г. в результате совместной операции колумбийского и американского спецназа был убит Эскобар. В течение нескольких лет полиции и армии, опять же при участии коллег из США удалось разгромить все три крупнейших кокаиновых картеля – Медельинский, Калийский и Валье. Наркомафия ослабла и существует теперь в виде разрозненных организаций. Времена ее всесилия и безнаказанности, страшные годы «политики преступлений» остались в прошлом. Место наркокартелей стремятся занять незаконные вооруженные формирования – FARC, ELN и AUC. По данным авторитетного испанского издания «Латинская Америка сегодня», в 1991-1996 гг. доходы герильи от наркобизнеса составляли почти 45% всех поступлений.
«Время Урибе»

 

В мае 2002 г. президентом Колумбии был избран Альваро Урибе Велес. кардинальными преобразованиями в социально-политической, экономической, культурно-образовательной, внешнеполитической сферах, которые серьезно изменили облик страны.
Он приступил к осуществлению «политики демократической безопасности», нацеленной на искоренение терроризма в стране. Был принят «Антитеррористический статут», предоставляющий властям необходимые инструменты для предотвращения террористических актов. Армия взяла под контроль все основные магистрали страны. Проводится реорганизация и модернизация вооруженных сил. Комитеты сельской бдительности (CONVIVIR) – вооруженные группы гражданского населения, помогавшие армии и полиции бороться с незаконными вооруженными формированиями. За три года число похищений в департаменте сократилось на 60%, а дороги, соединяющие Антиокию с Боготой, впервые за многие десятилетия стали безопасными. Президент Урибе распространяет опыт CONVIVIR на всю страну. Сформированы «фронты безопасности» в кварталах и на рынках, созданы сети информаторов на дорогах и в сельских районах.
В августе 2002 г. стартовала кампания Министерства обороны «Вернуть свое место», призванная способствовать возвращению к мирной жизни участников противозаконных группировок, предотвращать насильственное рекрутирование молодежи в их ряды. К концу 2005 г. сложили оружие восемь тысяч боевиков: 3992 фарковца, 2752 полувоенных, 1100 бойцов ELN и 156 членов других бандформирований.
В 2003 г. правительство заключило формальное мирное соглашение с Объединенной самообороной. Власти требуют от AUC демобилизовать 20 тыс. бойцов и прекратить торговлю наркотиками, те в ответ выдвигают в качестве основного условия всеобщую амнистию членам группировки. Сейчас отряды самообороны действуют на 35% территории страны. С апреля 2004 г. вооруженные силы и правоохранительные органы реализуют план «Патриот», направленный против FARC и ELN. Спецназ уничтожил опорные точки «революционеров» в Медельине, ликвидировал и взял в плен сотни террористов и отбросил FARC от стратегически важных объектов, главным образом он нефтепроводов. Военные действия были перенесены в южные районы – на территорию, контролируемую фарковцами. Ряды FARC за время президентства Урибе сократились с 18 до 14 тыс. человек. Ослабление в военном отношении, аресты глав организации, дезертирство, всеобщая ненависть – все это говорит о закате крупнейшей левой террористической группировки Латинской Америки. Одно из центральных направлений политики правительства Урибе – борьба с наркопроизводством и наркотрафиком. В ходе антинаркотических операций уничтожена значительная часть лабораторий по производству кокаина, спрятанных в сельве, арестован ряд видных деятелей повстанческого движения, замешанных в наркобизнесе и наркобаронов, в частности экстрадированы в. Действуют программы альтернативного развития, ориентированные на замену выращивания наркосодержащих культур другими сельскохозяйственными культурами. Тысячи колумбийских семей переключились с выращивания коки на культивирование кофе. Земледельцам, отказывающимся от возделывания коки, выплачивается вознаграждение. Эксперты оценивают состояние колумбийской экономики как стабильное. Экономический рост составляет 4%. Отмечен рост в строительстве, производстве товаров народного потребления, торговле, сфере услуг, сельском хозяйстве. Улучшилось положение в финансовом секторе. Растут валютные запасы страны. Успешно исполняется закон, принятый в конце 2002 г., об аннулировании права собственности в отношении незаконно приобретенных активов. Установлены правовые рамки, позволяющие государству следить за тем, чтобы суммарные выгоды экономического роста использовались для искоренения нищеты. <…> На президентских выборах 28 мая 2006 г. Альваро Урибе в первом туре набрал беспрецедентное большинство голосов – 62,2%. Перед президентом и его командой стоит задача укрепить завоевания предыдущих четырех лет и продолжать работу по умиротворению страны, борьбе с наркобизнесом, модернизации экономики и социальной сферы.

Наши рекомендации