Нормативные указы главы государства и иные подзаконные акты
В условиях России основным источником земельного права, как и остальных отраслей права, являются подзаконные нормативные акты. В них прежде всего входят указы Президента РФ, а также постановления Правительства РФ, ведомственные акты, нормативные акты организаций и иные акты (к иным актам — источникам земельного права относятся акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления).
Указы Президента РФ |
Главными подзаконными актами являются указы Президента России: подзаконными они считаются потому, что согласно ст. 90 Конституции РФ они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам; главным среди подзаконных актов источником права они считаются потому, что согласно ст. 80 Конституции РФ Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Кроме того, основным видом подзаконных актов указы Президента считаются потому, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России.
Давая присягу, Президент РФ клянется «уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, верно служить народу» (эти положения присяги имеют непосредственное отношение к земельному праву, так как земельные права являются конституционными, основными, по поводу которых нередко высказывается озабоченность граждан).
В земельном праве указы Президента и актуальны и разнообразны, что объясняется значимостью и запутанностью земельных отношений, устарелостью некоторых частей земельного законодательства 1990-х годов, необходимостью оперативного восполнения пробелов в земельном регулировании1.
Неполный перечень тем указов Президента в области регулирования земельных отношений дает представление о месте этого вида источника права в формировании земельного права в последние годы. Оказавшими значительное влияние на развитие земельных отношений можно считать Указы:
«О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками»;
«О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»;
«О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей»;
«О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость»;
«О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»;
«О реализации конституционных прав граждан на землю»;
«О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств (изложение содержания приведенных указов дается в последующих главах, раскрывающих соответствующие институты земельного права)»;
1 Подробнее см.: Боголюбов С.А., Волков Г.А., Сиваков Д.О. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. М: Проспект, 2007.
1 Подробнее см.: Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М.: Инфра-М, Норма, 1996.
2 Земельное право
«О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобрете
нии в собственность земельных участков под этими объектами».
ПостановленияСледующими источниками земельного права
Правительствав иерархии подзаконных актов являются по-
становления Правительства Российской Федерации, которое осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Акты Правительства принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации (ст. 110 и 115 Конституции РФ).
Среди предусмотренных в ст. 114 Конституции полномочий Правительства РФ имеются и такие, которые относятся к регулированию и реализации земельных отношений, а именно: разработка и представление федерального бюджета и обеспечение его исполнения; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка.
Во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права. Об этом свидетельствует перечень актов Правительства, принятых в последние годы:
«О мониторинге земель в Российской Федерации»;
«О порядке ведения государственного земельного кадастра»;
«Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации»;
«О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам»;
«О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»;
«Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений»;
«Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра»;
«О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации»;
«О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений»;
«Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации»;
«О порядке определения нормативной цены земли»;
«О государственной кадастровой оценке земель»;
«О федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации».
Как видно из приведенного перечня, Правительство России активно пыталось принимать оперативные меры по налаживанию и обеспечению земельного правопорядка.
Ведомственные акты |
К подзаконным актам относятся приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым согласно Федеральному конституционному закону о Правительстве РФ относятся федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства (Федеральная служба безопасности, Федеральная пограничная служба, Росгидромет и др.).
Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, однако почти каждое из них обладает некими надведомственными, порой координационными функциями, которые и обусловливают значение ведомственных актов как источников права не только для его сотрудников, но и для остальных граждан.
Таким образом, для осуществления указанных задач федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные акты, называемые ведомственными. С 1992 г. введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Государственная регистрация этих актов имеет целью упорядочение ведомственного правотворчества, установление законности и устранение дублирования в этой области, возложена эта регистрация на Министерство юстиции РФ.
При государственной регистрации нормативных актов осуществляется проверка регистрируемого акта, при которой должно изучаться:
полномочно ли данное министерство, служба, агентство издавать такой акт (обычно такое полномочие вытекает из функций ведомства, предусмотренных положением о нем, либо из специального постановления Правительства РФ или закона РФ, уполномочивающих данное ведомство на принятие такого акта);
не противоречит ли принимаемый акт нормативному правовому акту большей силы, т. е. вышестоящему по ранжированию акту (здесь вступает в действие упоминаемая иерархия или пирамида актов);
не урегулирован ли данный вопрос другим, аналогичным по силе актом (в период отсутствия порядка в ведомственном правотворчестве принимались параллельные акты с одной и той же нормой);
как будут доводиться до всеобщего сведения акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (упомянутое правило ст. 15 Конституции РФ).
Практика показывает, что после введения государственной регистрации нормативных актов немало ведомственных актов, не прошедших указанный анализ, были возвращены для доработки и не увидели света, не стали обременять граждан новыми обязанностями либо ограничением прав и свобод.
Примерами нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить:
приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации»;
Инструкция о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений
г- 35
и племенного материала пород животных. Утверждена Министерством сельского хозяйства РФ и Государственным таможенным комитетом РФ;
приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды «О порядке рассмотрения материалов на ввоз в Российскую Федерацию ядовитых веществ»;
письмо Министерства природных ресурсов РФ и Министерства сельского хозяйства РФ «О порядке лицензирования бурения скважин на воду (кроме бурения скважин на термальные воды)»;
приказ Министерства путей сообщения РФ «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог»;
письмо Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу «О включении в состав сведений, подлежащих регистрации, прав на недвижимое имущество, градостроительных ограничений и сервитутов»;
Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам по применению Закона РФ «О плате за землю». Нормативные актыНормативные акты, т. е. акты, устанавли-
организацийвающие для неперсонифицированных граж-
дан обязанности или предоставляющие им
права, принимаются в организациях, учреждениях и на предприятиях. Они называются локальными и могут быть двоякого вида: 1) рассчитанные на работающих на данном предприятии, т. е. обращенные внутрь предприятия, либо 2) направленные вовне предприятия; и те и другие носят общий характер, сориентированы на неоднократное число применения.
Примером первого вида нормативного акта можно считать план внутреннего землеустройства, утвержденный полномочным органом сельскохозяйственной организации (предприятия). Сюда же относятся внутриколхозные, например правила вспашки зяби, одобренные на колхозном собрании. Общий характер они носят потому, что распро-* страняются на всех работников данного хозяйства, кто бы ни осуществлял предусмотренные этими правилами работы. В случае выбытия (увольнения) одних работников эти нормы действенны и для других работников, заступивших на их место.
Ко второму виду нормативных актов организаций можно отнести правила и порядок землеустроительных работ, утвержденный негосударственной хозрасчетной организацией: они принимаются на основании и во исполнение вышестоящих нормативных актов — законов, указов, постановлений, приказов и т. п., обязательны для исполнения обращающимися в организацию гражданами.
Четкой границы между этими видами нормативных актов организаций порой нет: правила внутреннего распорядка, например, лесничества обращены вовнутрь организации, однако не могут не учитываться обращающимися в лесничество гражданами; в то же время обращенные к гражданам правила оформления земельных документов, конкретизированные в актах организации, являются обязательными для работников и самой этой организации.
Нормативные акты организации хотя и находятся в иерархии нормативных актов на самой низшей ступени, т. е. обязаны соответствовать всем вышестоящим нормативным актам, тем не менее являются самыми массовыми, регулирующими наибольшее число прав граждан и конкретных земельных отношений, приносящими наибольшее количество нарушений законности и посягательств на права граждан, в том числе земельные, источниками земельного права. Поэтому внимание им надо уделять соответствующее.