Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ (на примере Свердловской области)
В соответствии с Уставом Свердловской области Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 28 сентября 2010 г. принят Закон Свердловской области № 72-03, которым устанавливаются правовой статус Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, порядок его назначения, вступления в должность и прекращения полномочий, порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, а также основы обеспечения его деятельности.
Должность Уполномоченного по правам человека в Свердловской области учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, их должностными лицами.
Должность Уполномоченного по правам человека является государственной должностью Свердловской области.
Уполномоченный по правам человека своей деятельностью дополняет существующие формы и средства защиты прав и свобод человека и гражданина и взаимодействует с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и его представителями, с Уполномоченным по правам ребенка в Свердловской области, уполномоченными по правам человека в других субъектах РФ, уполномоченными по правам ребенка в других субъектах РФ, общественной наблюдательной комиссией, образованной в Свердловской области.
Уполномоченный по правам человека в пределах своих полномочий независим от государственных органов Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, их должностных лиц.
Основными задачами Уполномоченного по правам человека являются:
1) обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина;
2) содействие беспрепятственной реализации прав и свобод человека и гражданина, а также восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина;
3) обеспечение соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина государственными органами Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, их должностными лицами, а также содействие мерам по противодействию коррупции;
4) обеспечение в целях защиты прав и свобод человека и гражданина согласования общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, государственных органов Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;
5) содействие государственным органам Свердловской области в защите прав и свобод человека и гражданина, а также в создании условий для развития институтов гражданского общества;
6) содействие совершенствованию законодательства РФ о правах и свободах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
7) правовое просвещение и разъяснение гражданам их нрав и свобод, форм и методов их защиты;
8) информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 3 Закона).
Правовую основу деятельности Уполномоченного по правам человека составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные законы, Устав Свердловской области, указанный Закон и другие законы Свердловской области.
На должность Уполномоченного по правам человека может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, обладающий познаниями в сфере прав и свобод человека и гражданина, опытом их защиты и пользующийся доверием общественности.
Уполномоченный по правам человека назначается Палатой представителей Законодательного Собрания Свердловской области по представлению Губернатора Свердловской области сроком на пять лет.
Уполномоченный по правам человека вступает в должность с момента принесения им присяги следующего содержания: «Клянусь всеми силами защищать права и свободы человека и гражданина, быть беспристрастным и руководствоваться только законом и голосом совести».
Деятельность Уполномоченного по правам человека осуществляется на основе принципов независимости, справедливости, законности, инициативности, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности, а также взаимодействия и сотрудничества с государственными органами и органами местного самоуправления.
К полномочиям Уполномоченного по правам человека относятся:
1) рассмотрение обращений граждан, в том числе жалоб на действия, бездействие или решения государственных органов Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, организаций независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, их должностных лиц, нарушающих права и свободы человека и гражданина;
2) направление заключений, содержащих предложения, подготовленных по результатам рассмотрения жалоб граждан, государственным органам Свердловской области и органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, их должностным лицам, допускающим нарушения прав и свобод человека и гражданина; осуществление других полномочий, предусмотренных федеральными законами, указанным Законом и другими законами Свердловской области.
По результатам рассмотрения жалобы гражданина Уполномоченный по правам человека подготавливает и направляет государственному органу Свердловской области, органу местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, их должностным лицам, в действиях, бездействии или решениях которых Уполномоченный по правам человека усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, свое заключение, содержащее предложения о мерах по восстановлению нарушенных прав и свобод. Копия указанного заключения направляется Уполномоченным по правам человека в вышестоящие органы либо вышестоящему должностному лицу.
По результатам рассмотрения жалобы гражданина Уполномоченный по правам человека вправе:
1) предложить государственному органу Российской Федерации, государственному органу Свердловской области, должностные лица которых уполномочены в соответствии с федеральным законодательством или законодательством Свердловской области составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности должностных лиц, в действиях, бездействии или решениях которых Уполномоченным по правам человека усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
2) предложить работодателю, его представителю, представителю нанимателя рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, в действиях, бездействии или решениях которых Уполномоченным по правам человека усматриваются нарушения нрав и свобод человека и гражданина;
3) информировать правоохранительные органы о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Государственные органы Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, их должностные лица, получившие заключение Уполномоченного по правам человека, содержащее предложения о мерах но восстановлению нарушенных прав и свобод, обязаны в течение месяца со дня его получения рассмотреть заключение и направить Уполномоченному по правам человека письменный ответ о результатах рассмотрения заключения и принятых мерах по восстановлению нарушенных прав и свобод. В случае если содержащиеся в заключении Уполномоченного по правам человека предложения о мерах по восстановлению нарушенных прав и свобод не выполнены, в ответе должно содержаться обоснование причин их невыполнения.
По результатам обобщения информации, содержащейся в жалобах граждан о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека совершает одно или несколько из следующих действий:
1) направляет государственным органам, органам местного самоуправления или должностным лицам, обладающим правом законодательной инициативы, предложения о внесении изменений в федеральные законы и (или) законы Свердловской области, если Уполномоченный по правам человека полагает, что действия, бездействие или решения, нарушающие права и свободы человека и гражданина, совершаются на основании и во исполнение федеральных законов и (или) законов Свердловской области или в силу существующих пробелов в федеральных законах и (или) законах Свердловской области, а также если федеральные законы и (или) законы Свердловской области противоречат общепризнанным принципам и нормам международной! права, международным договорам РФ;
2) направляет государственным органам Свердловской области, органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, организациям независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области, их должностным лицам предложения, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина и совершенствованию административных процедур, и другие действия.
Контрольные вопросы и задания
1. Каково предназначение института Уполномоченного по правам человека?
2. Сделайте сравнительный анализ полномочий Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Свердловской области.
3. Каков порядок наделения полномочиями Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Свердловской области?
4. Как разграничиваются полномочия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Свердловской области с другими органами защиты прав и свобод человека и гражданина?
5. В чем особенности деятельности уполномоченного по правам человека по защите прав граждан?
6. Какие формы реагирования на нарушения прав человека у уполномоченного по правам человека?
Рекомендуемая литература
1. Бойцова, В. В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» / В. В. Бойцова, Л. В. Бойцова. — М.: Норма, 1997.
2. Бойцова, В. В. Правовой статус омбудсмена в условиях современного общественного развития / В. В. Бойцова, Л. В. Бойцова. — М., 1990.
3. Бойцова, В. В. Служба защиты прав человека и гражданина. — М., 1996.
4. Комарова, В. В. Уполномоченный по правам человека в Российской! Федерации // Государство и право. — 1999. — № 9.
5. Лебедев, А. И. В аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Московский журнал международного права. — 2000. — № 1.
6. Общая теория прав человека / рук. авт. колл, и отв. ред. д-р юрид. наук Е. А. Лукашева. — М.: НОРМА, 1996.
7. Служба защиты прав человека и гражданина: мировой опыт. — М., 1996.
8. Жаманева, Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. — М., 1997.
9. Хаманева, Н. Ю. Роль омбудсмена в охране прав граждан. — М., 1998.
10. Хаманева, Н. Ю. Специфика правового статуса уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности // Государство и право. — 1997. — № 9.
11. Цымбалова, Н. А. Институт Уполномоченного по правам человека в России: смысл создания и правовое регулирование // Государство и право. — 2000. — № 8.