Основные этапы развития Российского государства
Предмет и задачи курса Отечественной и–и.
И–я– это наука о развитии человеческого общества. Предметом изучения и–и явл. действия личностей, человечества, совокупность отношений в обществе.
По широте изучения объекта и–я подразделяется: и–я мира, и–я континентов (например Африки), и–я отдельных стран и народов. Отрасли и–ческих знаний выделяют: гражданскую, политическую, и–ю государства и права, государственного управления, и–ю хозяйства, религии, культуры, музыки, языка, литературы, военную, социальную. К и–ческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая и–ю по вещественным источникам. Вспомогательные и–ческие дисциплины способствуют более глубокому пониманию и–ческого процесса в целом: хронология, палеография, нумизматика, сфрагистика — печати; эпиграфия — надписи на камнях, глине, металле; генеалогия — происхождение городов и фамилий; топонимика — происхождение географических названий; краеведение, источниковедение, и–ография,
И–я взаимодействует с другими науками, с такими, как психология, социология, философия, юридические науки,, литература и др. В отличие от них и–я рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (эк–ку, политику, культуру, быт и т.д.).
Главная задача и–и состоит в изучении конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. И–я призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах.
И–я выполняет несколько социально значимых функции: первая - познавательная, интеллектуально развивающая, состоит в изучении и–ческого пути нашей страны, народа и в объективно-истинном, с позиций и–зма, отражении всех явлений и процессов, составляющих и–ю России.
Вторая функция — практически-политическая. Сущность ее в том, что и–я как наука, выявляя на основе теоретического осмысления и–ческих фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
Третья функция — мировоззренческая. И–я создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, к–м общество обязано своим развитием. И–я, является фундаментом, на котором основана наука об обществе.
И–я обладает огромным воспитательным воздействием. Знание и–и своего народа и всемирной и–и формирует гражданские качества — патриотизм и интернационализм; показывает роль личности в развитии общества; видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение и–и приучает мыслить и–ческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.
Основные этапы развития Российского государства.
Одной из важных проблем и–ческой науки является проблема периодизации и–ческого развития человеческого общества. Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.
Со времени развития и–ческой науки учеными-и–ками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития.
Свой вариант периодизации по типу хозяйства предложил немецкий ученый Бруно Гильдебранд (1812-1878), к–й делил и–ю на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство.
Русский ученный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию и–и по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние в.а), океанический (новое и новейшее время).
Маркс исходя из принципа материалистического понимания и–и разработал вариант периодизации, положив в ее основу способ производства' или формационную концепцию. В соответствии с этой теорией и–я человечества предстает как последовательная смена общественно-эк–ческих формаций:
· первобытно-общинной (от зарождения первобытного общества до 4000 тыс. лет до н.э.),
· рабовладельческой (4000 тыс. лет до н.э. – V в. н.э. «476 г. – падение Рима»),
· феодальной (V – XVII вв.),
· капиталистической (XVII в. «1642-1649 гг. – английская буржуазная революция» – по наше время),
· коммунистической
o низшая – социализм (1991 г.)
o высшая – собственно коммунизм (теория)
· сов уч исправляет – азиатский.
В отличие от Маркса западные ученые XX в. рассматривали и–ческий процесс как чередование одних и тех же «циклов» круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории – англичанин А. Тойнби. Несмотря на то, что выделенные им 13 основных цивилизаций развиваются независимо друг от друга, все они проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель.
Американский ученый Уолт Ростоу (социолог, политолог, эк–ст, и–к) в 60-е гг. XX в. разработал теорию стадий эк–ческого роста. Тогда он выделил пять стадий эк–ческого роста:
- традиционное общество (до конца феодализма);
- период предпосылок или переходного общества (период подготовки переходного общества, первоначальное накопление капитала, ПНК);
- период «взлета» или сдвига (промежуточный капитализм);
- период зрелости (монополистический капитализм);
- эра высокого массового потребления (США, Англия).
- !!! 70-е г. Общество поиска путей качественного улучшения жизненных условий челов.а.
Ростоу считает, что он дал теорию и–и в целом, являющуюся современной альтернативой марксизма. Общественно-эк–ческим формациям, выдвинутым Марксом, Ростоу противопоставляет стадии роста и идеальным типом эры высокого уровня массового потребления признает «английско-американский образец». В 70-е гг. Ростоу дополнил свою схему шестой стадией – на этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий челов.а,
Периодизация по технологии производства
· Доиндустриальное
· Индустриальное
· Постиндустриальное
В соответствие с этими критериями российский и–ческий процесс делится на следующие периоды:
1) первобытнообщинная эпоха, время господства патриархального равноправия, строя военной демократии, господства языческой культуры (до IX в.);
2) Киевская Русь, раннефеодальное государство и общество, эпоха начала христианизации страны, оформления христианско-языческого двоеверия (IX —начало XII вв.);
3) феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие и иго, время расцвета феодализма, оформления и консолидация сословий, эпоха национального возрождения (нач. XII — сер. XV вв.);
4) эпоха образования Российского централизованного государства, начало зарождения капиталистических отношений и первых ростков секуляризации культуры (сер, ХУ-ХУП вв.);
5) начальный этап модернизации России, оформление строя абсолютной монархии, время разложения феодализма и рождения светской культуры (XVIII в.);
6) эпоха кризиса феодализма, разложения сословной организации общества и замена ее классовой структурой, классический период развития светской культуры (первая половина XIX в.);
7) эпоха трансформации феодализма и замена его капиталистическими отношениями, углубления общественно-политического кризиса, вылившегося в полосу революций, дестабилизации и войн (1861 — февраль 1917);
8) период революционного безвременья после падения романовской монархии — тотальный кризис всех сфер отношений (февраль — октябрь 1917);
9) первое десятилетие Советской власти — время утверждения основ нового строя жизни и культуры, господство многоукладной эк–ки, конституционное оформление классовой структуры общества и республиканского строя, воссоздание прежних имперских государственных границ путем создания СССР (1917-1927);
10) сталинский период развития страны, построение фундамента социалистической государственной эк–ки и проверка ее на прочность в гг. ВОВ, завершение культурной революции, превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную, завершение формирования новой социальной структуры, режим личной власти (1928-1953);
11) стадия реформ и деформаций сталинской модели социализма, начато поляризации общества по линии элита-масса, нарастание застойных явлений в эк–ке, сфере общественных и политических отношений (1953-1985);
12) перестройка и постперестройка — трансформация системы государственного социализма и замена его обществом прокапиталистического типа(1985-2000).
3. Факторы и специфика и–ческого развития России.
Подразделение факторов:
1) Внешние (война) и внутренние ( эк–ческие «земля, капитал, труд»; политические; религиозные; природные «земля, вода, полезные ископаемые» ).
2) Экстенсивные (получение продукции за счет вовлечения дополнительных трудовых и материальных ресурсов); интенсивные ( получение большего кол-ва ресурсов за счет лучшего использования трудовых и материальных ресурсов «инновационные технологии» )
На ряду с общими закономерными особенностями развития, к–е свойственны миру в целом, наша страна имеет определённые специфические особенности в своём развитии. 1.Геополитическая ситуация. Наша страна располагается как в Европе, так и в Азии. В ней проживает более 100 народов и народностей, к–е находятся на разных уровнях, социального, эк–ческого и культурного развития. От оленеводов – кочевников на северо-востоке до высокой цивилизации в центральных районах. Мы Евразия, следовательно, на различных и–ческих этапах мы тяготеем то к европейскому, то азиатскому путям развития. Пример. Древнерусское государство - образец европейского государства того периода. Монголо-татарское иго наложило на нашу и–ю жестокое самодержавие и крепостничество. Правление Ивана Грозного и ряда советских правителей напоминает эпоху восточной деспотии, где во главе один челов.. В тоже время реформы Петра I и наши реформы (периода «шоковой терапии») близки к западным европейским ценностям. Итог. И–я наша сложна и противоречива, а общество может быть названо «дрейфующим». 2.Огромная территория и протяжённость границ. Долгое время мы оставались самым крупным государством. Протяжённость наших границ в 3,5 раза больше границ Европы. На границах у нас нет значительных ландшафтных изменений, поэтому для охраны государства нужна была сильная и многочисленная армия, которая требовала значительных бюджетных расходов. Фактически наша и–я – это и–я осаждённой крепости. Для поддержания независимости которой, часто уходило до 3-ёх четвертей государственного бюджета. Только в XX в. около 4-ёх десятилетий ушло на войны и возрождение страны после этих войн (русско-японская, 1-ая Мировая, 2-ая Мировая, Великая Отечественная). Огромная территория требовала для своего управления сильной государственной власти и значительного многочисленного чиновничьего аппарата, на что также уходит значительная часть государственного бюджета. 3.Природно-климатические условия. Мы живём в сравнительно суровых климатических условиях. 90% населения мира, живущих в тяжёлых природных условиях, приходится на нашу страну. Мы в зоне рискованного земледелия, когда в течение 5 лет каждые 3 г.а неурожайные. Короткий вегетационный период, к–й в 3 раза короче, чем в Европе и в 5 раз меньше, чем в США. Даже развитие рабовладения было нерациональным, т. к. содержание раба обходилось дороже, чем его вклад в трудовую деятельность. Обилие свободных земель приводили к экстенсивным (освоение новых земель (целина)) формам ведения сельского хозяйства (интенсивный- на освоенной территории, повышение квалификации рабочих, улучшение условий). В нашей стране находятся значительные запасы ценных полезных ископаемых. Однако расположенные близко к поверхности и в европейской части страны полезные ископаемые уже выработаны, и для их прироста необходимо идти в труднодоступные районы, сто требует значительных бюджетных расходов. 4.Менталитет народа. Менталитет – область повседневных, стихийно складывающихся представлений людей, к–ми они пользуются автоматически. В нашей стране сложилась психология челов.а, и–чески зависевшего от: климатических условий, почвы, ландшафта. А с принятия христианства на Руси (X в.), определилась идеология православия (истинная вера), в её Византийском варианте, т.е. государственно-военное мышление, главенство государственных интересов и ослабление внимания интересом отдельной личности. Наши нравственные ценности – это равенство, коллективизм и социальная справедливость. Духовная особенность – соборность, т.е. доверительное отношение народа к своему правителю; коллегиальность в жизни и работе, т.к. иначе нашим предкам было не выжить; неистяжательство, т.е. отсутствие стремления к наживе, к прибыли. Главное – духовная жизнь, а не материальная её часть. Главный лозунг – это вера!
4. Восточные славяне в догосударственный период.
Славяне — крупнейшая в Европе группа народов, связанная родственным происхождением, общностью территории проживания и сходством языка. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, которая включает в себя также германские, балтийские, кельтские, иранские, индийские и др. языки.
Источниками знаний по и–и славян являются археологические и лингвистические памятники, произведения античных авторов, европейские и арабские хроники. Во многих источниках славян упоминали как венедов, склавинов, антов. Первые сведения о славянах относятся к I–II вв. н.э. Вопрос об их прародине является спорным в и–ческой науке. Такие крупные и–ки, как С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др., считали, что первоначально славяне проживали в районе Дуная и Карпат. В результате военных столкновений, передвижения европейских племен и народов целостность славянской территории начала нарушаться уже во II–IV вв. Великое переселение народов (V–VII вв.) окончательно разделило славян на южную, западную и восточную ветви. Последняя, продвигаясь в основном по рекам, постепенно колонизировала Восточно-Европейскую равнину, вытесняя, ассимилируя или соседствуя с финно-угорскими племенами.
Восточнославянские племена объединялись в союзы. В Среднем Поднепровье жили поляне, основавшие г. Киев. Северо-западнее их — древляне («лесные люди») и дреговичи («болотные люди»). Севернее — радимичи, северо-восточнее — северяне. На Оке и Москве-реке жили вятичи (по имени их легендарного патриарха Вятко), западнее их — кривичи. На берегах озера Ильмень и реки Волхов обосновались словене (ильменские), основавшие г. Новгород.
Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло подсечное земледелие (заставлявшее их переходить с места на место, расширяя ареал обитания), а также домашнее скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Основными сельскохозяйственными к–рами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха.
По своим верованиям славяне были язычниками. Они поклонялись Перуну — богу грома и молний, покровителю воинов; Велесу — богу богатства, покровителю скота и купцов; Даждьбогу — покровителю урожая; Стрибогу — богу ветра, в широком смысле — дыхания как проявления Духа; Мокоши — богине любви и плодородия. Распространен был и культ предков.
С VI в. у славян начался процесс разложения родовых отношений, наступил этап военной демократии. В это время появилось имущественное неравенство, племя возглавлял военный вождь (князь), избираемый общим собранием (вечем) мужчин, существовали постоянная дружина и общеплеменное ополчение. Отдельные племена объединялись в союзы. Возникали города, где собиралось вече, находился торг, производился суд. Военная демократия являлась предпосылкой возникновения государства.
5. Образование и политическое развитие Киевской Руси в IХ-начале XII в.
Большинство отечественных и–ков считает, что в основе возникновения государства лежит процесс развития производительных сил. У восточных славян совершенствовались орудия труда, производственные навыки. В частности, подсечное земледелие заменялось более производительным — пашенным. Это приводило к появлению излишков продуктов, к–е присваивались верхушкой племен (вождем, его ближайшим окружением, жрецами). На этой основе произошло имущественное расслоение, формировались социальные группы раннефеодального общества: феодалы (князья и их приближенные), зависимое крестьянство, ремесленники, торговцы и др. Это диктовало потребность в урегулировании отношений между ними, в появлении особых органов управления и принуждения, совокупность к–х называется государством. Его появлению способствовала также необходимость вооруженной борьбы с соседями (аварами, хазарами, печенегами), защиты торговых путей, важнейшим из к–х был путь «из варяг в греки». Находящиеся вдоль него крупные города Новгород и Киев стали центрами формирования Древнерусского государства.
Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» сообщает, что в 862 г. новгородцы, чтобы прекратить внутренние распри, пригласили княжить в Новгородскую землю варягов (норманнов) во главе с Рюриком. Его преемник Олег в 882 г. завоевал Киев и перенес туда центр объединенного государства. Эта дата и считается началом российской государственности.
Летописное известие о призвании варягов послужило основанием для появления норманнской теории. Она была создана в XVIII в. немецкими учеными Г.3. Байером, Г.Ф. Миллером, А.Л. Шлёцером, приглашенными на службу в Петербургскую Академию наук. Суть теории заключалась в том, что Древнерусское государство возникло благ.аря варягам-норманнам. Первым ее противником стал М.В. Ломоносов. Так началось противостояние в и–ческой науке норманнистов и антинорманнистов. Сег.ня большинство и–ков разделяет следующие положения:
1. Древнерусское государство сложилось в процессе длительного формирования внутренних предпосылок, в результате и–чески обусловленного перехода от родового к раннефеодальному строю. Его создание было закономерным итогом развития, внутренней потребностью восточнославянских племен.
2. У восточных славян существовала первоначальная низовая структура (протогосударственная) для создания государственного аппарата.
3. Варяги сыграли роль катализатора в процессе образования Древнерусского государства.
4. В конечном счете, они были ассимилированы (поглощены) древнерусским этносом.
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ.