Общая характеристика пенсионной системы россии
§1. Современное состояние национальной пенсионной системы после ее реформирования в 2002 г.
§ 2. Структура пенсионной системы
§ 3. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы России
$ 4. Общая характеристика новых пенсионных законов
§1. Современное состояние национальной пенсионной системы после реформы 2002 г.
Современная пенсионная система России является крайне сложной и внутренне противоречивой. Пенсионное обеспечение в нашей стране является «классическим» направлением социального обеспечения, исторически меняющимся с учетом политических и социально-экономических условий в стране. В ходе формирования пенсионного законодательства в советский и постсоветский периоды наблюдались тенденции, направленные как на коренное улучшение пенсионного обеспечения населения в результате соответствующих реформ (1956, 1990 гг.), так и приведшие к стремительному ухудшению качества пенсионной системы страны в силу сложившейся в начале экономических реформ неблагоприятной экономической ситуации в России и непринятия адекватных компенсирующих мер, которые должны были защитить уровень жизни пенсионеров от того катастрофического падения, которое затем произошло (1993, 2002 гг.).
«Пенсионное законодательство формирует пенсионную систему страны, предоставляющую защиту от рисков долговременного характера (старость, инвалидность и потеря кормильца), аккумулирующую и распределяющую наибольшие финансовые ресурсы общества и потому являющуюся главной составляющей национальной системы социального обеспечения. Опыт интеграции этих рисков в отдельную систему нашел свое отражение в международном праве социального обеспечения в связи с принятием МОТ в 1964 г. Конвенции №128. Российская пенсионная система следует этому варианту развития, который преобладает в развитых странах»[109], однако на современном этапе она позволяет удовлетворять потребности практически 40 миллионов пенсионеров лишь в самом минимальном объеме и на фоне развивающихся (но не развитых) стран выглядит относительно благополучно.
В то же время пенсионное обеспечение, как наиболее затратное для общества и государства из всех видов соответствующего публичного социального перераспределения, должно решать проблему не только выживаемости пенсионера, но и создания условий для его достойной жизни, гарантирующих человеку сохранение всех основных возможностей социального существования – потреблять услуги культуры, транспорта, туризма, медицины, спортивной и информационной сферы и т.д. и после того, когда основным источником его существования становится не доход, получаемый от трудовой деятельности, а пенсия.
Решение этой глобальной для пенсионной системы проблемы адекватности пенсий прошлому заработку, формирующему уровень жизни человека и его семьи, обеспечения их социально справедливого и экономически обоснованного размера - вот главная задача современной социальной политики России, да и других стран в стареющем мире в целом.
При этом для всех очевидно, что пенсионная система для трудящихся и их семей (подавляющая часть пенсий – это трудовые пенсии, то есть определяемые с учетом трудового вклада гражданина) фактически обусловлены состоянием и качеством рынка труда. Иными словами, меры, предпринимаемые государством и социальными партнерами в трудовых и тесно связанных с ними отношениях, – это факторы, влияющие на эффективность пенсионной системы. Тот финансовый «пирог», от которого отрезается «кусок» на оплату труда работников и их будущее пенсионное обеспечение, формируется именно на рынке труда. Именно на данном рынке гражданин, реализуя свои способности к труду, участвует в формировании валового внутреннего продукта страны, фондов накоплений на будущее потребление, а работодателю обеспечивает возможность получать прибыль, развивать производственные мощности, тем самым зарабатывая на жизнь себе и своей семье собственным трудом.
Поэтому без мер по обеспечению в России максимальной занятости населения, достойного размера заработной платы всем работающим, по борьбе с теневыми выплатами работникам, по поступательному росту производительности труда и без многих других мер по укреплению экономического фундамента пенсионной системы, достойной пенсии, к сожалению, население не увидит.
По сравнению со многими странами для российской системы пенсионного обеспечения характерен огромный охват населения данным видом социального обеспечения. Фактически около 40 миллионов наших сограждан из 144 миллионов являются участниками данных правоотношений, что делает ошибки в правовом регулировании этой сферы особо опасными и непредсказуемыми в своих последствиях для социального мира, экономики страны и жизни нуждающихся в поддержке лиц.
С 1 января 2002 г. в России проведена масштабная пенсионная реформа на основе таких федеральных законов как «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. и «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г.
Основная цель пенсионной реформы состояла в существенном ограничении функционирования распределительной пенсионной системы, базирующейся на принципах обязательного социального страхования и охватывающей всех застрахованных и их семьи. В распределительную пенсионную систему был «вмонтирован» чуждый для нее по своей правовой природе компонент накопительных пенсий (гражданин копит свои пенсионные права, выраженные в сумме поступивших за него на накопление страховых пенсионных взносов, которые изымаются из финансового источника, гарантирующего выплату текущих пенсий по распределительной системе). Механизм получения накопления пенсий в далеком будущем создает угрозу финансовой устойчивости пенсионной системы для тех, кто получает трудовые пенсии сегодня. Кроме того, он разрушает один из основополагающих принципов социального страхования – принцип солидарности застрахованных, в силу которого социально-страховые системы пенсионного обеспечения по сути своей являются системами коллективной защиты застрахованных от таких социальных рисков как старость, инвалидность, утрата семьей кормильца. Индивидуализация пенсионных прав путем формирования в социально-страховой системе пенсионных накоплений привносит в эту систему элемент коммерции, который связан с очень высоким риском, обусловленным часто непредсказуемой ситуацией на финансовых рынках. В условиях экономических кризисов практически во всех странах, где функционировали системы пенсионных накоплений, они потерпели крах. В условиях рыночной экономики такие системы могут создаваться на условиях гражданско-правового, а не социального страхования и функционировать наряду с распределительными системами. Государство не должно нести ответственность за эффективность гражданско-правового страхования, в систему которого гражданин входит на добровольной основе, в отличие от социально-страховой системы, которая является государственной.
Кроме того, в страховую пенсионную систему был включен и еще один элемент, не связанный со страховой природой пенсий, - это твердый, фиксированный размер, дополняющий страховую часть пенсии. Первоначально это была самостоятельная базовая часть трудовой пенсии, а с 1 января 2010 г. она трансформировалась в часть самой трудовой пенсии и стала называться – фиксированный базовый размер страховой части пенсии (ФБР). Размер ФБР не зависит ни от стажа, ни от заработка застрахованного лица, в связи с чем по существу выполняет функцию социальной пенсии, которая гарантируется государством каждому нетрудоспособному гражданину как члену общества. Очевидно, что место данной выплате в системе государственного пенсионного обеспечения, поскольку те, кто трудился, обладают равными правами с теми, кто реализует право на социальное обеспечение, включая право на пенсии, как члены общества. В этом случае финансирование указанной выплаты должно гарантироваться средствами федерального бюджета, а не средствами пенсионного фонда, за счет которых следовало бы увеличить собственно страховую часть пенсии, поскольку эти средства, как уже неоднократно говорилось выше, представляют собой часть «отложенной» заработной платы, которая в будущем должна гарантировать пенсионное обеспечение застрахованного.
Результатом пенсионной реформы 2002 г. стало также сохранение в полном объеме государственной привилегированной системы пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих. Предусмотренная ранее Указом Президента РФ от 16 августа 1995 г., в нарушение Конституции РФ, поскольку государственные пенсии устанавливаются законом (ст.39), данная система теперь закреплена законодательно. Она предусматривает возможность обеспечения указанных служащих двумя пенсиями – пенсией за выслугу лет и трудовой пенсией (по старости или по инвалидности).