Принципы и виды правового статуса личности
Принципы правового статуса - наиболее общие, основополагающие положения, закрепленные в главе 2 Конституции РФ, на которые опирается законодатель в процессе регламентации правового статуса человека и гражданина.
Эти принципы наиболее универсальны, на них должны опираться все без исключения отрасли права, которые могут в дополнение к данным принципам вырабатывать свои собственные. Число принципов правового статуса человека и гражданина, рассматривающихся различными авторами, не одинаково. Это связано как с тем, что их точного перечня нет в Конституции РФ, так и с тем, что данные принципы развиваются и дополняются в текущем законодательстве. Вместе с тем, по замечанию Л.Д. Воеводина, "принципы правового статуса - идеологические категории".[26] В силу этого, их перечень, содержание и значение могут меняться, даже если не изменяется закрепившая их Конституция РФ. Поэтому принципы правового статуса, во-первых, составляют его основу, на которую опирается все правовое регулирование правового статуса человека и гражданина, а во-вторых, имеют достаточно гибкое содержание, развивающееся вместе с развитием государства.
По нашему мнению, к конституционным принципам правового статуса человека и гражданина можно отнести следующие (см. схему 49).
1. Принцип гуманизма правового статуса человека и гражданина.
Этот принцип находит свое выражение в норме ст. 2 Конституции РФ, устанавливающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Особое значение этой нормы подчеркивается ее расположением в структуре Конституции РФ: она относится к главе 1 - "Основы конституционного строя" и расположена в ней на втором месте.
Данный принцип определяет как деятельность государства, так и содержание нормативно-правовых актов, и содержание иных прав человека и гражданина. Так, например, выдвижение на первое место личности человека обусловливает помещение в Конституции РФ на первое место личных прав и свобод, придает иное значение принципу социального государства и т. д.
2. Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина(ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).
Основные права не октроированы (дарованы) государством, сам факт рождения человека наделяет его правами. Принцип неотчуждаемости имеет два значения:
- государство не вправе изъять или ограничить без веских оснований конституционные права и свободы;
- человек не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права.
3. Принцип самостоятельного осуществления человеком принадлежащих ему прав и свобод.
Смысл этого принципа заключается в отказе государства и общества от детальной регламентации в законе того, что может делать человек, какие позитивные действия он вправе содержать. Конституция РФ, напротив, устанавливает ограничения свободы действий человека, закрепляя перечень тех действий, которые он не должен совершать.
Основным критерием определения пределов этого ограничения выступают требования "необходимости защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Во всем остальном человек свободен в своих действиях, если при этом он не нарушает законных прав и интересов других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).
4. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина.
Одно лишь провозглашение прав и свобод человека и гражданина еще не означает фактического наделения ими субъектов правоотношений. Необходимы реальные гарантии того, что этих прав и свобод человек не может быть лишен без законных оснований.
Говоря о принципе гарантированности, мы в большей мере уделяем внимание гарантиям со стороны государства как субъекта, обеспечивающего реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина, и как субъекта, имеющего наибольшие возможности умалить или ограничить права и свободы. В иных случаях основная тяжесть реализации прав и свобод ложится на субъект права, а государство при этом в основном контролирует соблюдение законодательства в отношении всех конфликтующих сторон, вмешиваясь в случае его нарушения. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина реализуется в деятельности всех органов государственной власти, при этом для некоторых из них он носит основополагающий характер, как, например, для Президента РФ, который по Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80), и для Уполномоченного по правам человека РФ, для которого это основная деятельность. Кроме того, ч. 2 ст. 45 Конституции РФ наделила каждого правом защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 17 Конституции РФ предусматривает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Такая гарантия зафиксирована также в ч. 2 ст.55 Конституции РФ, которая гласит, что "в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина", а также в цитировавшейся выше ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
В то же время в условиях чрезвычайной ситуации права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться государством. Часть 1 ст. 56 Конституции РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Вместе с тем ни при каких условиях не могут быть ограничены право на жизнь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести и свобода вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, на жилище, на судебную защиту прав и свобод, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, права человека при уголовном преследовании (ст. 46 - 54 Конституции РФ).
Наряду с общим конституционным принципом гарантированности каждое субъективное право, как правило, сопровождается собственной системой гарантий, что создает систему защиты правового статуса человека и гражданина.
5. Принцип равноправия.
В тексте Конституции РФ понятия "равенство" и "равноправие" встречаются неоднократно, устанавливая важные принципы отношений как между людьми, так и между народами и субъектами РФ.
Термин "равноправие" является юридически более точным, поскольку в нем заложены сразу два начала: "равенство" и "право". Поэтому он указывает не на фактическое равенство, а лишь на равенство прав, равенство перед правом. Поэтому в двух ключевых с точки зрения установления равноправия нормах - в ст. 5, говорящей о равноправии субъектов РФ и ст. 19, закрепляющей равенство прав человека и гражданина вне зависимости от перечисленных в ней обстоятельств - говорится не о фактическом, а о юридическом равенстве.
Содержание этого принципа сводится не к фактическому равенству людей, чего практически достигнуть невозможно, да и не нужно, а к равенству всех в правовом смысле. Равенство правового статуса человека и гражданина нельзя смешивать с их социальным равенством. Юридическое равноправие означает, что субъекты обладают одинаковым набором прав, свобод, обязанностей и ответственности. Это - равенство возможностей. В этом плане юридическое равенство выступает как один из аспектов социального равенства, наряду с экономическим, культурным, политическим и др. Но оно совмещается с фактическим социальным неравенством людей, что связано с их психолого-физиологическими особенностями, социальными условиями и массой иных факторов.
Принцип юридического равенства означает, что государство должно помогать тем, кто, в силу различных психофизиологических факторов, не может использовать свои возможности на равных условиях с иными людьми (престарелым, инвалидам, детям). Поэтому законодательство устанавливает изъятия из принципа равноправия - привилегии и льготы. Льготы - это преимущества компенсационного характера в пользу тех или иных групп населения, которые по объективным социальным причинам не могут в полном объеме реализовать свои права в рамках общего правового статуса. Привилегии носят адресный характер и предусматривают возможность предоставления преимуществ конкретным лицам, при этом они могут быть и не направлены на защиту тех, кто объективно в ней нуждается, что воспринимается как негативный фактор общественного развития. В то же время привилегии могут быть социально обусловленными. Так, например, ряд привилегий предусматривается для судей, государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, что вызвано необходимостью поднять престиж определенных профессий, привлечь квалифицированные кадры, создать систему защиты от коррупции.
Статья 19 Конституции РФ провозглашает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Содержание принципа равноправия включает в себя и еще один аспект - равенство всех перед законом и судом (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Смысл этого положения заключается в том, что закон в одинаковой мере распространяется на всех граждан, предоставляя им одинаковые права и порождая одинаковые обязанности. В равной мере это относится и к суду, в котором все физические лица имеют одинаковые права и обязанности, кроме случаев, прямо предусмотренных законом (недееспособные, ограниченно дееспособные, лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, и др.).
6. Принцип взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Этот принцип действует в конституционном праве в нескольких аспектах. Первый - это взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений. Если одна сторона правоотношения (физическое лицо или государство) обладает закрепленными законом правами, то другая выполняет по отношению к ней определенные обязанности, и наоборот.
Второй аспект взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина состоит в следующем. Невозможно жить в обществе и быть свободным от этого общества: для нормального его развития требуется совершение определенных действий, направленных на поддержание благосостояния и защиту этого общества от неправомерных посягательств отдельных лиц. Таким образом, каждый человек несет обязанности, выполнение которых необходимо для нормального развития общества. Перечень этих обязанностей закреплен как самой Конституцией РФ, так и текущим законодательством.
Схема 49
Кроме принципов правового статуса личности необходимо рассмотреть виды правового статуса. Выделяют (см. схему 50):
а) общий, или конституционный, статус гражданина;
б) специальный, или родовой, статус определенных категорий
граждан;
в) индивидуальный статус;
г) статус физических и юридических лиц;
д) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев;
е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;
ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.;
з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);
и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).
Схема 50
Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.
Общий (конституционный) правовой статус- статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют, главным образом, те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы Конституцией РФ. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.
Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных.
Специальный, или родовой, правовой статусотражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Совершенствование этих статусов - одна из задач юридической науки.
Индивидуальный правовой статусфиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.
Рассмотренные три вида статуса тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов - множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.
Само собой разумеется, что специальные, индивидуальные и все прочие статусы не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Напротив, они должны соответствовать ему как базовому первичному, исходному.
В структуру этого понятия входят следующие элементы:
а) основные права и обязанности;
б) законные интересы;
в) правосубъектность;
г) гражданство;
д) юридическая ответственность;
е) правовые принципы;
ж) правовые нормы, устанавливающие данный статус;
з) правоотношения общего (статусного) типа.
Правовой статус человека и гражданина в системе прав, свобод и обязанностей целенаправленно воздействует на создание устойчивых, сбалансированных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений человека, общества и государства.
В правовой статус личности включается все многообразие прав, охватывающих самые различные стороны его деятельности. В соответствии со сферами деятельности человека можно определить структуру и характер прав, составляющих правовой статус. Такая структура включает гражданские (личные) права, политические права, культурные права, социальные и экономические права.
Гражданские права определяют свободу человека в сфере личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства (право частной собственности, право на охрану семьи и т.д.).
Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти (право на свободу мысли, право на мирные собрания и т.д.).
Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на образование и т.д.
Сущность государства.
Сущность государства как общественного явления представляет собой "многогранный стержень", который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства - значит выявить главное, определяющее, то, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Постижение сущности государства составляет одну из основных задач теории государства.
В истории общественной мысли имеются различные подходы к анализу сущности государства как определенного явления. Например, анималистские теории пытались объяснить природу государства путем сравнения его с колониями пчел, муравьев и т.д., а органические теории сравнивали государство с частями человеческого тела (голова - парламент, руки - исполнительная власть и т.д.) (подробнее об этом см. § 3.6 настоящей главы).
В настоящее время используются семь основных подходов к анализу сущности государства:
1) теологический подход рассматривает государство как богоустановленное явление;
2) с точки зрения арифметического (классического) подхода, государство - это совокупность трех элементов власти, территории и населения;
3) сторонники юридического подхода анализировали государство с позиции совокупности правонарушений и нормативного единства;
4) социологический подход рассматривает государство как юридическую персонификацию[27] нации (под нацией понимается все население страны), причем эта персонификация коренится в необходимости централизации эксполитической жизни нации;
5) по информационно-кибернетическому подходу государство рассматривается как структура, действующая на основе системы ввода-вывода, прямых и обратных связей. Информация вводится в государственные органы, после чего следует принятие решений, воспринимаемые населением по-разному, информация вновь поступает в государственные органы, цикл повторяется постоянно[28].
6) общефилософский подход рассматривает государство как определенное явление, отличающееся от других присущими ему качествами. В данном случае могут быть выявлены отличия государства как организации, например, от родового строя или от политической партии;
7) социальный подход, по которому государство рассматривается с позиций социальной сущности, доминирования той или определенной социальной группы, чьи интересы, прежде всего, выражает государство (например, интересы среднего класса во многих современных демократических государствах). В этом случае может быть осуществлена типология различных государств по социальным признакам (например, феодальное, капиталистическое и т.д.)
Не безынтересным будет познакомиться с точками зрения философов в отношении сущности государства. Например, Г.Гегель рассматривает государство в контексте общей системы его фундаментальных философских представлений о мироздании, важной частью которых является философия права. Государство в трактовке Г. Гегеля - это тоже право, но наиболее развитое и содержательно богатое, так как оно включает в себя признание всех остальных прав - прав личности, семьи и общества. Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Г. Гегель доказывает, что бытие государства предшествует развитию гражданского общества.
Государство, по Г. Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы[29]. Именно в государстве и через государство реализуются высшие нравственные ценности человека, поэтому оно является "действительностью нравственной идеи". Гражданское общество через посредство правовых учреждений обеспечивает интересы частных лиц и охраняет их собственность, поддерживает определенный общественный порядок. В государстве всецело сливаются личная свобода и внешний порядок, в нем достигает своей наивысшей формы единство правового содержания и морального убеждения.
Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. Главное - это четкая социальная и правовая направленность государственной деятельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества и индивида.
К. Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой им классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов[30]. Анализируя соотношение буржуазного государства и права, К. Маркс доказывает, что юридический закон есть продукт и отражение материальных производственных отношений классового общества. Законодательство только фиксирует требования, диктуемые экономическими отношениями. От государства же зависит, насколько адекватно оно сможет отразить в законах исторически сложившиеся взаимоотношения между людьми, соответствующие данному социально-экономическому строю.
В современном понимании государство представляет собой сложную многофункциональную целостность. Оно отличается наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем. Поэтому государство во многом обеспечивает целостность общества и является политическим центром, к которому тяготеют другие политические силы. Оно выполняет задачи, необходимые для обеспечения нормального функционирования любой человеческой общности - защиту безопасности, охрану среды и др.
Государство как политическая сила обеспечивает организованность общества, наличие в нем определенного порядка.
Общественная сущность государства выражается во взаимосвязи с ним социальных групп и человека и характеризуется понятием гражданства. Наличие гражданства имеет для человека принципиальное значение, так как определяет политический и социальный статус, права и свободы, а во многом материальное и моральное благополучие. Государство также определяет положение в обществе целых социальных групп (сословий), их права, льготы и т.п.
Государство обладает таким свойством, как принудительность. Принадлежность личности к тому или иному государству меньше зависит от нее, но больше от государства, воли и объективных обстоятельств, в которых находится личность. Государство располагает исключительным правом на навязывание своей воли с помощью аппарата насилия - армии, служб охраны порядка и безопасности.
Государство располагает рядом исключительных прав, присущих только ему. К ним относятся право на нормирование жизни всего общества, право на издание законов, регулирующих общественную жизнь и имеющих общеобязательный характер.
Другим исключительным правом государства является право на взимание налогов, имеющих для населения всеобщую обязательность. Другие взносы и сборы отличаются от налогов большей добровольностью и нерегулярностью. Налоги - это живительная влага, питающая государство. Оно постоянно заботится об их поступлении. Поэтому налоговая служба является важнейшим элементом любого государства, а сами налоги выступают как индикатор взаимоотношений между государством и обществом.
Существенным признаком государства, как уже отмечалось, признается территория. Органическая теория государства выводит его основу из земли. Так, на развитие Российского государства повлияли такие геополитические факторы, как равнинный характер местности, ее открытость, отсутствие естественных географических границ, наличие практически неисчерпаемых ресурсов, сочетание леса и степи и пр. Эти обстоятельства влияли на структуру хозяйства, образ жизни, расселение населения и социальные отношения в обществе, определяли специфику российской государственности.
Для государства принципиальное значение имеют границы, которые являются не только географической, но и политической категорией. Каждое государство, в особенности при своем возникновении и формировании, стремится установить границы вдоль выгодных естественных рубежей. При этом важное социально-политическое значение имеет совпадение границ территории государства с этническими границами.
Государство как политическая структура обладает чрезвычайно сложным строением. Традиционно выделяются три ветви государственной власти - исполнительная, законодательная и судебная, имеющие в различных странах разное оформление и названия. Возможен и иной подход к структурированию государства с выделением верховной власти и ее носителей, образующих центры принятия государственных решений, и государственной бюрократии, играющей вспомогательную, служебную роль.
Дифференциация государственных структур и их специализация решающим образом определяются функциями, которые выполняются государством. Если государство берет на себя роль силы, регулирующей экономику, то это автоматически порождает создание соответствующих органов. Овладение государством социальными функциями вызывает развитие государственных служб социального страхования, бирж по трудоустройству и т.п.
Таким образом,под сущностью государства следует понимать обеспечение с помощью аппарата политической власти целостности общества и его надлежащего функционирования в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия (народовластие, экономическая свобода, свобода личности).
Высшее общественное предназначение государства - гарантия нормального, безопасного функционирования общества, создание твердых и устойчивых условий, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются в силу экономических и духовных факторов.
Субъективное право.
Субъективное право – это мера возможного поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса. Структура субъективного права, включая права человека, состоит из четырех элементов: право-поведение, право-требование, право-притязание, право-пользование.
С юридической точки зрения всякое право человека - субъективно. Это означает, что выработанные в юридической науке характеристики субъективных прав в основном относятся и к правам человека.
Субъективное право определяется в правовой науке как гарантированная государством мера возможного (дозволенного, допустимого, разрешенного) поведения личности,важнейший элемент ее конституционного статуса. Субъективными права называются потому, что они принадлежат отдельным субъектам (отдельным лицам, группам, общественным организациям и т.д.) и их использование зависит от воли этих субъектов. Юридическая характеристика всех субъективных прав состоит еще и в том, что они связаны с функционированием правовых норм и не могут существовать вне правовых отношений.
Обычно субъективные права возникают в процессе реализации правовых норм на основе возникновения юридических фактов. Например, в случае утраты багажа пассажир самолета имеет право предъявить авиационному предприятию-перевозчику требования на основании нормы, закрепленной ст. 125 Воздушного Кодекса РФ. Но в данном случае мы имеем дело не с правом человека, а с обычным субъективным правом, существующим в рамках правоотношений, связанных с договором перевозки.
Когда же идет речь о правах человека, то они имеют естественный характер, возникают с момента рождения личности, а правовые нормы только фиксирует наличие этих прав. Причем права человека существуют и в тех случаях, когда государство, принимая законодательство, их не признает.
Таким образом, права человека не связаны с правовыми нормами отдельных государств так, как обычные субъективные права.
Каждое субъективное право, включая права человека, имеет сложную структуру, т. е. состоит из элементарных, дробных частей, именуемых правомочиями. Юридическое содержание каждого права человека образует конкретные правомочия (юридические возможности). Их взаимосвязь образует определенную структуру. Надо заметить, что структура правомочий, составляющих содержание прав человека, совпадает со структурой обычного субъективного права.
Таким образом, структура субъективного права, включая права человека, состоит из четырех[31] элементов (см. схему 51):
1) совершать определенные поступки (право-поведение);
2) требовать от обязанного лица определенного поведения (право-требование). Каждый обладатель прав человека вправе требовать от государства признания и выполнения международных стандартов прав человека;
3) в случае необходимости обратиться в государственные органы для принудительного осуществления своих требований (право-притязание). Человек вправе обратиться за защитой своего права не только в государственные органы, но и в международные организации, например, в Комиссию по правам человека ООН, в Европейский суд по правам человека;
4) право управомоченного лица пользоваться социальным благом (право-пользование). Права человека направлены к обладанию наиболее ценных благ личности, без которых она не может существовать (жизнь, достоинство, личная неприкосновенность, свободный труд и т.д.
Схема 51
Кроме общей структуры субъективного права выделяются дробные составные части, которые обычно именуется правомочием. В разных правах их больше или меньше. К примеру, в праве собственности три: владение, пользование и распоряжение имуществом. В социальных и политических правах до пяти - семи. Скажем, право на свободу слова включает возможность гражданина выступать на различных собраниях и митингах, публиковаться в печати, иметь доступ на радио и телевидение, критиковать недостатки, вносить предложения, заниматься литературным и художественным творчеством и т.д. Однако общая структура субъективного права остается четырехчленной, ибо она, отвлекаясь от множества видов прав, отражает главные и наиболее типичные их свойства.