Занятие 14, 15. Субъекты образовательной деятельности в системе профессионального образования, их права и обязанности
Контрольные вопросы:
1. В чём проявляется государственный интерес при создании и реализации системы социальной поддержки обучающихся и педагогических работников?
2. Перечислите основные категории обучающихся, нуждающиеся
в социальной защите.
3. В чём особенности социальной защиты педагогических работников?
4. Определите понятие, признаки правонарушения в сфере образования (образовательный деликт).
5. Каковы причины и условия правонарушений в образовательной сфере?
6. Определите содержание, виды, меры юридической ответственности
в образовательной области.
7. Охарактеризуйте соотношение понятий «юридическая ответственность» и «академическая ответственность» в сфере образования.
Задания:
1. Согласны ли вы мнением Джонни Тиллмона: «Заработная плата – мерило уважения, с которым общество относится к данной профессии». Аргументируйте свою позицию.
2. Разработайте методические рекомендации по реализации права
на социальную поддержку различных категорий обучающихся
и педагогических работников.
3.Подготовьтесь к итоговому коллоквиуму по курсу «Правовое обеспечение профессионального обучения».
6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям
1.Виды и механизмы реализации государственной политики в области образования.
2.Положительные и отрицательные стороны целевого направления
на получения образования.
3.Непрерывное образование: роскошь или необходимость?
4.Причины и условия правонарушений в образовательной сфере
5.Государственный заказ: понятие, виды.
6.Договор об оказании образовательных услуг.
7.Особенности правового обеспечения получения образования
с помощью дистанционных технологий.
8.Компетенция Европейского суда по правам человека в области образовательного права.
9.Образовательные инновации.
10.Особенности лицензирования и государственной аккредитации образовательных организаций
11.Административно-правовая ответственность в системе образования.
12.Управление гос. образовательной организацией.
13.Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования.
14.Индивидуальная предпринимательская деятельность в сфере образования.
15.Конституция РФ об образовании и правах обучающихся.
16.Система и структура международного образовательного права.
17.Становление и развитие современного образовательного права
в России и за рубежом.
18.Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования.
19.Научная деятельность вуза.
20.Подготовка научно-педагогических и научных кадров и повышение квалификации научно-педагогических работников.
21.Основания и нормативы подготовки специалистов по сокращённым программам высшего профессионального образования.
22.Подготовка научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования (в аспирантуре, докторантуре, в форме соискательства).
Задания к контрольной работе
Целью контрольной работы является закрепление полученных знаний
и формирование навыков теоретического анализа правового материала, необходимых для дальнейшего освоения юридических дисциплин.
Задания к контрольной работе представлены в 13 вариантах, каждый
из которых состоит из трёх частей. Каждая часть контрольной работы направлена на освоение разных тем дисциплины с целью наиболее полного охвата материала.
Перед выполнением работы студентам необходимо внимательно ознакомиться с методическими указаниями, изучить теоретический материал, представленный в учебной и научной литературе, рекомендуемой для освоения данной дисциплины.
Работа должна содержать не более 10-15 страниц машинописного текста, причём студент должен не просто изложить материал, содержащийся
в учебнике, но и применить умение использовать навыки сравнительно правового анализа, синтеза, логики и других методов изучения теории государства и права.
В завершении работы необходимо указать список использованных источников.
Контрольная работа должна быть выполнена по одному из 13 вариантов. Работа, выполненная с нарушением этого требования, на проверку приниматься не будет.
Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к данным видам работ.
Варианты контрольных работ
Вариант 1.
1. Перечислите принципы государственной политики в сфере образования.
2. В праве ли государственная организация профессионального образования самостоятельно устанавливать нормативные сроки освоения основных образовательных программ?
3. Составьте и охарактеризуйте уровни системы профессионального образования РФ в таблице.
Вариант 2.
1. Имеет ли право лицензирующий орган отказать в предоставлении лицензии организации дополнительного образования на основании того, что учреждение не относится к профессиональному дополнительному образованию?
2. Может ли организация профессионального образования без ведома учредителя изменить порядок проведения промежуточной аттестации и используемую при этом систему оценок?
3. И.И. Иванов успешно сдал вступительные экзамены в технический ВУЗ. После сдачи последнего экзамена Иванов решил попробовать свои силы
в поступлении в гуманитарный университет и забрал документы
из технического ВУЗа, ещё до оглашения списка поступивших
в технический ВУЗ. Будет ли зачислен Иванов в технический ВУЗ, если не сможет поступить в гуманитарный университет?
Вариант 3.
1. Дайте характеристику и приведите примеры административно-правовой ответственности в системе образования
2. Составьте иерархию источников образовательного права РФ.
3. Кто и каким образом несёт ответственность по обязательствам учреждения профессионального образования? Какие ещё виды юридической ответственности в образовательной сфере вы знаете?
Вариант 4.
1. Составьте иерархию источников образовательного права РФ.
2. Могут ли быть осуществлять свою деятельность в государственном учреждении профессионального образования первичные организации профессионального союза и молодёжного отделения демократической партии?
3. Т.Ю. Кокорина закончила школу с отличием. Родители посоветовали ей поступать в ВУЗ, пройдя собеседование. По результатам собеседования она не была зачислена в Самарский государственный университет. Имеет ли право Т.Ю. Кокорина проходить вступительные испытания на общих основаниях после неудачного собеседования?
Вариант 5.
1. Охарактеризуйте соотношение понятий «юридическая ответственность» и «академическая ответственность» в сфере образования.
2. Составьте иерархию источников образовательного права РФ.
3. В ВУЗе проводится конкурс на замещение должности старшего преподавателя. Может ли претендовать на эту должность преподаватель, имеющий стаж работы в колледже три года? Кто может претендовать также на должность ассистента кафедры, доцента кафедры? Обоснуйте свой ответ.
Вариант 6.
1. Рассмотрите порядок государственной аккредитации образовательной организации.
2. Кто и как несёт ответственность по обязательствам организации профессионального образования?
3. Составьте таблицу прав и обязанностей учащихся организации профессионального образования.
Вариант 7.
1. Составьте иерархию источников образовательного права РФ.
2. Может ли руководитель государственного учреждения в сфере профессионального образования работать по совместительству заведующим районной библиотекой? Может ли быть
по совместительству депутатом Городской Думы?
3. Проанализируйте учебный план образовательной организации
и рассмотрите требования предъявляемые к нему.
Вариант 8.
1. Дайте характеристику Устава и правил внутреннего распорядка образовательной организации.
2. Прав ли руководитель образовательной организации, допустивший
к работе преподавателя, который отказался от очередного, организованного и оплаченного учредителем, медицинского обследовании?
3. Администрация Сургутского гуманитарного университета приняла решение о создании нового факультета: «Дизайн ландшафтов».
На момент зачисления 25 студентов ВУЗ не прошёл лицензирование
по данной образовательной программе, но было принято решение продолжать учёбу студентов и добиваться получения лицензии. Правомерны ли действия ВУЗа?
Вариант 9.
1. Составьте и проанализируйте порядок создания, регламентации деятельности, реорганизации и ликвидации образовательной организации.
2. Перечислите формы получения профессионального образования в РФ
и выявите их слабые и сильные стороны.
3. В 2010 г. И.Ф. Петров участвовал во Всероссийской олимпиаде
по математике, дошёл до заключительного этапа и занял 2 место. Имеет ли возможность И.Ф. Петров поступить без вступительных испытаний
на исторический факультет МГУ? Дайте обоснованный ответ.
Вариант 10.
1. Определите и сформулируйте цели профессионального образования в РФ (среднего, высшего, послевузовского, дополнительного).
2. Рассмотрите правовой статус студента и преподавателя ВУЗа.
3. Подлежит ли лицензированию образовательная деятельность
в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и квалификации. Какой орган осуществляет лицензирование образовательной деятельности?
Вариант 11.
1. Какая информация и требования содержатся в государственных образовательных стандартах. Почему они необходимы?
2. Рассмотрите механизмы защиты прав человека и гражданина в области образования.
3. Обязательна ли итоговая аттестация выпускников при завершении ими освоения образовательных программ профессионального образования? Какие виды аттестаций студентов вы знаете? Дайте обоснованный ответ.
Вариант 12.
1. Компетенция Европейского суда по правам человека в области образовательного права. Приведите примеры.
2. Может ли гражданин получить диплом о неполном высшем образовании, освоивший программу трёх лет по очной форме обучения и отчисленный в 1995 году? Ответ обоснуйте ссылкой на нормативный акт.
3. Составьте иерархию источников образовательного права РФ.
Вариант 13.
1. Рассмотрите средства и способы контроля качества образования
на примере образовательного учреждения.
2. Имеют ли право образовательные организации осуществлять внешнеэкономическую деятельность?
3. Составьте таблицу прав и обязанностей студента, курсанта, слушателя высшего образовательного учреждения.
Вопросы для подготовки к зачёту
По дисциплине
«Правовое обеспечение профессионального образования»
1. Право на образование: понятие, природа, место в системе естественных и конституционных прав и свобод.
2. Современная государственная политика Российской Федерации в области образования: понятие, значение и виды государственной политики.
3. Цели и принципы государственной политики в области образования. Способы выработки и закрепления, механизмы реализации государственной политики в области образования.
4. Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования.
5. Конституция РФ об образовании и правах обучающихся.